Логопедический массаж лица ребенка предназначен для активизации работы лицевых нервов, улучшения кровообращения в тканях, стимулирует снятие напряжения лицевой мускулатуры. Это полезный, а в некоторых случаях необходимый метод, который положительно влияет на растущий организм. Воздействуя на мышечную и нервную системы, он создает предпосылки для развития речи малышей, корректирует звукопроизношение. Методика особенно важна для ребенка, столкнувшегося с речевыми проблемами.
Показания к проведению логопедического массажа
Логопед подбирает вид массирования, направленный на активизацию неработающих участков вербального аппарата. Это позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию. Методика может применяться при дизартрии, ринолалии, дислалии и так далее.
Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только для профилактики. При серьезных расстройствах применяется массаж, направленный на восстановление голосовых возможностей, приведение в тонус мышц речевой системы и уменьшающий время становления произношения. Метод может скорректировать даже существенные неврологические симптомы.
Воздействие на важные речевые центры – губы, язык, мочки ушей и шею, показано детям с такими проблемами:
- частичная потеря либо неполное расстройство голоса;
- различные дефекты лечи;
- чрезмерная интенсивность лицевых мышц;
- чрезмерное рефлективное слюнотечение;
- сбой произносительной системы речи в целом;
- ДЦП;
- нарушения формирования артикуляционной мускулатуры;
- все виды логопатии.
Все эти нарушения могут привести к серьезным дефектам речи в будущем, и для предотвращения этого нужно как можно раньше принять меры.
Логопедический массаж имеет противопоказания. К ним относятся простудные и респираторные патологии, стоматиты, увеличение лимфоузлов, воспаления слизистых глаз и десен, герпес. При аутизме, ДЦС, судорогах, синдроме Дауна нужна особая осторожность.
Показания
Каждый из видов массажа имеет определенные показания, которые также зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В общем случае врач может назначить курс массажа ребенку по следующим показаниям:
- Гипертонус мышц (диагностируется врачом);
- Нарушения осанки;
- Беспричинные головные боли у ребенка;
- Частые болезни;
- Признаки кривошеи, дисплазии, косолапия или плоскостопия, а также иных патологий опорно-двигательного аппарата.
Отдельно стоит упомянуть про такой диагноз, как детский церебральный паралич. При таком состоянии массаж ребенку крайне необходим. После курса массажа дети чувствуют себя лучше, это значительно влияет на моторику, функционирование мышц и работы нервной центральной системы. Детям с ДЦП рекомендовано делать массаж курсами несколько раз в год.
Польза и цели логопедического массажа
Главные цели проведения массажа следующие:
- достижение точной артикуляции звуков;
- улучшение состояния голосовых связок;
- нормализация респирации в процессе речи;
- предотвращение психологического напряжения по причине речевых дефектов;
- общее повышение качества речи и работы речевого аппарата.
Массаж помогает нормализовать мышечный тонус общей, артикуляционной и мимической мускулатуры, снижает проявление параличей и парезов этих мышц, снижает патологические движения речевой мускулатуры. Иногда процедура проводится для устранения чрезмерного слюноотделения у детей, которое также мешает нормальной дикции.
Активизация речи массажем
Речь – один из важнейших показателей формирования физиологического здоровья человека. При отставании развития речи массаж лица становится необходимым средством, которое влияет на выравнивание тонуса лицевых мышц.
Логопедический массаж лица ребенка, по сути, состоит в воздействии на лицевую мускулатуру, активизируя работу кровеносных сосудов и лицевых нервов.
Массаж призван выполнять следующие функции:
- ускорять кровообращение и, как следствие, улучшать питание кожи, повышать обменные процессы;
- улучшать работоспособность мышц лица;
- развивать координацию движений органов артикуляции за счет нормализации мышечного тонуса;
- корректировать произношение звуков;
- уменьшать гиперсаливацию (повышенное выделение слюнных желез);
- оказывать профилактическое действие и устранять речевые нарушения (заикание, нарушения голоса, тонуса мышц).
Психологическим результатом метода выступает снятие эмоционального напряжения у детей с дефектами речи. Из перечисленных функций следует, что метод способствует поддержанию развития, устранению проблем речи и благоприятно воздействует на общую физиологию крохи.
Основные виды массажа
Логопедический массаж имеет несколько основных видов:
Классический. Предполагает привычные массажные приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц.
- Точечный. Направлен на биологически активные точки, где скапливаются сосуды и нервные окончания.
- Аппаратный. Применяются вакуумные или вибрационные приспособления.
Существует зондовый массаж и самомассаж. Последний ребенок делает сам, массируя лицо и язык.
Зондовый массаж выполняется по методу Е.В Новиковой. Он помогает нормализовать речевое дыхание, исправить произношение звуков, увеличить голосовую силу и дополнительно нормализовать работу нервной системы. Проводится он специалистом. Последовательность использования различных зондов на необходимые участки определяется индивидуально.
Что делать, если ребенок плохо говорит в 6 лет?
Обычно сеансы проводят курсом в 2-3 недель. Повторный курс возможен спустя 1,5-2 месяца. Методика противопоказана детям младше полугода.
Какие приемы используются при оказании логопедической помощи
Речевые терапевты и логопеды используют различные методы, в том числе:
Мероприятия по языковому вмешательству: специалист будет взаимодействовать с ребенком, играя и разговаривая, используя картинки, книги, предметы или игры, чтобы стимулировать развитие языка. Логопед помогает моделировать правильный словарный запас и грамматику, используя упражнения на повторение для развития языковых навыков.
Специфика массажа в домашних условиях
При выполнении массажа в домашних условиях ребенку должно быть комфортно. Он не должен чувствовать тревогу, важно отыскать к нему подход и отвлечь чем-то. Маленьким деткам сеансы проводят, когда они находятся в коляске или на руках у мамы. Более взрослые детки могут располагаться на спине с маленькой подушкой либо валиком под шеей или в кресле с подголовником.
Со временем дети привыкают к манипуляциям и воспринимают их спокойно.
Процедуру можно проводить не ранее, чем спустя два часа после еды. Предварительно нужно хорошо прополоскать рот ребенка.
Противопоказания
Несмотря на тот факт, что массаж крайне полезен для детского организма, данная процедура имеет некоторые противопоказания:
- Не рекомендуется проводить массаж детям в период простудных заболеваний, при воспалительных и инфекционных процессах, а также при повышении температуры тела.
- Наличие дерматологических заболеваний, когда кожные покровы покрыты сыпью, язвами, и т.д. Туда же относятся диатез и аллергическую сыпь.
- С особой осторожностью массаж проводится при наличии пупочной грыжи. В этом случае категорически противопоказан самостоятельный массаж.
Важно! При каких-либо патологиях сердца проводить массаж можно только после консультации со специалистом. В этом случае массаж ребенку может быть противопоказан!
Предварительная разминка
Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:
- Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
- Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
- Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
- Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.
Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.
Методика массажа
Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.
Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.
Для массажа языка используются специальные приспособления. В домашних условиях может использоваться ложка либо указательный палец . При использовании ложки необходимые зоны поглаживают и растирают ее выпуклой стороной.
Для преодоления обильного слюнотечения нужно научить ребенка правильно жевать, сначала с запрокинутой головой. Также он должен научиться подсасывать слюну и чаще ее проглатывать с помощью одного толчка. Другое действенное упражнение – вращение языком в ротовой полости с дальнейшим сглатыванием слюны.
Родители должны проявлять терпение и заниматься с малышом регулярно. Время сеансов определяется степенью нарушения и возрастом ребенка. Она не должна превышать 25 минут вне зависимости от того, проводится ли массаж дома или в лечебном учреждении. Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается.
Курс обычно включает в себя 10-20 сеансов. Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.
Массаж языка для коррекции речи
Сеанс проводится после удаления из полости рта остатков еды, спустя 1,5-2 часа после еды либо за 2 часа до кормления. Делаются поглаживающие движения языка по всем направлениям – это помогает активизировать максимальное количество мышц.
Массаж делается в следующей последовательности:
- Проработка продольной мышцы от основания к кончику языка.
- Стимуляция поперечной мышцы от центра к краям.
- Круговые и спиральные движения по всей площади.
- Похлопывания всей плоскости языка.
- Прижимание продольной мускулатуры.
- Массаж уздечки сверху вниз.
- С помощью тканевой салфетки делаются перетирающие движения.
Эта методика может использоваться и в домашних условиях.
Когда назначается
Процедуру назначают в соответствии с предписанием врача после тщательного обследования, устанавливающего наличие неврологической симптоматики в лицевой мускулатуре, при проявлении неврологических патологий:
- нарушение тонуса артикуляционных мышц;
- заикание, дефекты звукоизвлечения;
- голосовые дефекты;
- нарушение слюноотделения;
- постановка одного из диагнозов – дислалия, дизартрия, задержка речевого или психического развития.
Массаж лица при правильном назначении и проведении дает положительные результаты лечения, если стандартные педагогические приемы не помогают.
Ограничения и недопустимость применения:
При необходимости назначения процедуры следует учитывать факторы, противопоказанные для применения:
- инфекционные, соматические заболевания, воспалительные процессы;
- кожные заболевания у ребенка или логопеда;
- вирусные заболевания слизистых полости рта;
- инфекционные раны;
- увеличенные лимфатические узлы;
- онкозаболевания;
- конъюнктивит;
- фурункулез;
- эписиндром;
- повышенная чувствительность.
Перед назначением сеанса необходимо наличие заключения педиатра и невролога об отсутствии противопоказаний.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Для повышения эффективности логопедического массажа его дополняют артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Выполнять ее рекомендуется перед зеркалом. Обычно ребенок повторяет движение за логопедом или родителем. Подобная гимнастика может включать такие упражнения:
- Максимальное вытягивание языка.
- Подтягивание языка к носу и подбородку.
- Покачивания и отведения в стороны язычка.
- Губы трубочкой.
- Растягивания, поднятия, опускания губ.
- Сжимание и облизывание губ.
Дыхательная гимнастика обычно проводится в игровой форме. Малышам полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики. При этом коррекция речи должна сопровождаться скороговорками. Постоянное их разучивание научит ребенка справляться со сложными для него звуками и поможет освоить темпоритмику речи.
Массаж ложками
Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:
- Выпуклой поверхность ложки поглаживается височная область.
- Аналогично поглаживаются глазные впадины. Двигаться нужно вдоль брови к внешней границе глаза. Под глазом движения осуществляются в обратном порядке.
- Делаются круговые поглаживания щек.
- Височная зона растирается горкой ложки по спирали. В конце нужно аккуратно нажать на обрабатываемую зону.
- Спиралевидными движениями горки ложки растирается зона между бровями.
- Ребром ложки массируются щеки от подбородка к глазам.
- Кончиком изделия растирается носогубная область.
- Легкими нажатиями конца ложки прорабатывается отдельно каждая губа.
- Зона скул и подбородка разминается круглой частью ложки круговыми движениями.
Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.
Виды речевых расстройств и нарушений речи у детей
Самое известное речевое расстройство – это заикание, при котором естественный речевой поток прерывается аномальными остановками, или повторением части слов или звуков. Проблемы речевых расстройств в настоящее время встречаются почти у каждого четвертого ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитее внимания, памяти, воображения и мышления ребенка, письменной речи. Также нередко встречаются голосовые нарушения, к которым относят проблемы с ритмом, громкостью или качеством голоса. Связанными с речевыми нарушениями у детей являются проблемы с жеванием и глотанием.
Регулярные занятия с детским логопедом чаще всего позволяют успешно скорректировать возникшие речевые проблемы. Обращаться к специалисту необходимо сразу же при обнаружении соответствующих проблем у ребенка, чтобы искаженные навыки не успели закрепиться и сформировать устойчивую функциональную систему.
Своевременная корректировка речевых нарушений играет большую роль в общем психическом развитии ребенка, формированию правильных навыков общения с окружающими людьми и здоровой самооценки.