Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Ребенок усвоит разницу, если ему показать её визуально или дать почувствовать на опыте. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными — маленькие по размеру, с твердыми — большие. Ребенок составляет слова и всякий раз видит эту разницу.
Так же разбирая слова, можно взять картинки, которые напоминают ребенку что-то мягкое и что-то твердое. Например, подушка и камень. Слыша мягкий звук, ребенок показывает картинку с подушкой. Картинки можно прикреплять к карточкам, рисовать рядом с буквами в тетради.
Игры и упражнения для детей 5-6 лет на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков
Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков (Старшая группа)
Цели
: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука. Упражнение «Найди братца» Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки. Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» — маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль» Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль». Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель. Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом) Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово. В игре должны принять участие все дети. Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет, его ловить нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей. Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель. Игра «Чья бабочка дальше полетит? » Трое детей подходят к стойке, по сигналу воспитателя: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл. В игре должны принять участие все дети. Игра «Назови звук» (в кругу с мячом) Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет. Чтение скороговорки Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох. «Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально. Упражнение «Назови первый звук слова» Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь». Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно. Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец» Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди. На голове гребешок, Это Петя. (петушок). Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) . Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко) . Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула). Упражнение «Назови первый звук слова» На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно. Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом) Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно. В игре принимают участие все дети. Упражнение «Понюхай цветок» Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х». Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах! » Чтение чистоговорки Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох) . Чок, чок, каблучок, наступил на сучок, Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок. Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально. Игра «Найди братца» Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного. Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их. Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает. Игра «Назови первый звук слова» (в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова. В игре должны принять участие все дети. Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш») Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют) . Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект зимней прогулки в старшей группе Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Конспект занятия в старшей группе
Похожие статьи:
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет
Скороговорки на отработку звуков русского языка
Выборочные диктанты на тему: Обозначение мягкости и твердости согласных на письме.
Диктант 1.Задание: Записать слова, в которых есть мягкие согласные, в один столбик, а остальные — в другой.
Лён, лоб, нос, но, нёс, сел, сон, лом, лёд, мял, лес, мал, рак, крик, крюк, мак, сыр, рис, лез, люди, лампа, лужа, звери, клю¬чи, солома, берег, рука.
Диктант 2.
Задание: Прослушать стихотворение и загадки. Записать как можно больше слов с мягкими согласными.
Стихотворение
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. И стоит берёза В сонной тишине. И горят снежинки В золотом огне. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Белым серебром. (С. Есенин)
Загадки
1) Кто к хозяину идёт, Она знать даёт. (Собака) 2) За леском, за леском Кипит гора с песком. (Муравейник) 3) Светит, а не греет.(Луна ) 4) Зимой беленький, А летом серенький. (Заяц)
Звонкие и глухие согласные звуки
Если гласная произносится голосом, то согласная сочетанием голоса и шума. Если голоса больше, то согласная — звонкая, а если шума больше, то глухая.
В русском языке всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Делятся они по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости, парности и непарности.
Звонкость согласных звуков проявляется от звучания и устройства речевого аппарата. При их произношении, помимо голоса, добавляются вибрации, разные шумовые препятствия. Эти преграды искажают волну звуков, при котором в полость рта проходит не чистый воздух, а звук.
К примеру, во время произношения звука [б], наши губы смыкаются, а воздух, что выдыхаем, старается пробить преграду. Исходя из этого, мы выделяем звонкие согласные звуки. К таким звукам относятся б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р — их произношение содержит шум и голос.
Большинство звуков имеют пары, к ним относятся: б — п (балка — палка), в — ф (влага — фляга), г — к (гол — кол), д — т (дом — том), з — с (злой — слой), ж — ш (жило — шило).
Остальные звонкие согласные звуки: й, л, м, н, р называются сонорными, что означает звучный. Сонорные звуки отличаются от остальных звонких согласных звуков тем, что при произношении уровень шума практически не участвует в образовании звука.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе c ЗПР на тему:
Цель:
формирование основ успешного усвоения русского языка, профилактика дисграфии и дислексии.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
3. Учить определять наличие или отсутствие звуков к
и
к’
в слове (игра «Ромашка»).
4. Познакомить с образом буквы К.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Развивать логическое мышление (аналитико-синтетическую деятельность).
3. Развивать внимание и память.
4. Развивать графомоторные навыки.
5. Научить чётко произносить звук К и К’, дифференцировать их на слух и в произношении.
6. Обогащать словарный запас.
7. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать усидчивость.
3. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
4. Воспитывать любовь к родному языку.
5. Повышать речевую активность.
6. Воспитывать культуру речевого общения.
Оздоровительные:
1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.
2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).
3. Следить за осанкой детей во время работы за столом.
Материалы и оборудование:
Буква К («портрет звука К»), зеркала, палочки, мячик, кубик, пластилиновые дощечки, горох, бумажная ромашка с картинками-лепестками, в названии которых встречаются звуки К и К’, цветные карандаши, листочки с предметами.
Методы:
эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.
Приёмы
: совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, физкультурная минутка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дефектолог: Сегодня к нам на занятие пришла гостья из азбуки! Давайте мы её встретим.
Дефектолог: Кто это?
Ответ детей: Это буква
Дефектолог: Правильно, это буква. Но она пришла не одна…. Кто с ней пришёл?
Ответ детей: Это звук.
2. Основная часть.
Дефектолог: Тема нашего занятия – «Звук и буква К».
Дефектолог: А какой предмет-помощник нам нужно выбрать, чтобы назвать звук К?
Задание: Давайте мы с вами посмотрим на предметы, которые лежат на подносе, и выберем помощника. (По просьбе педагога воспитанник выбирает тот предмет, который поможет назвать этот звук).
Действия детей: Правильно выбирают зеркало.
Дефектолог: А для чего нам нужно зеркало? Как оно нам поможет?
Ответ детей: В зеркало можно произнести этот звук.
Задание: дети берут зеркала.
Дефектолог: Давайте мы произнесём звук К.
Дефектолог: Для этого губы и зубы находятся в свободном положении и лишь слегка спинка языка приподнята к верху (нёбу), а кончик языка опущен за нижние зубки. Произносим звук К, а затем мягче — К’.
Действия детей: дети произносят звук К и К’.
Дефектолог: Какой этот звук?
Ответ детей: Согласный, бывает твёрдым и мягким.
Дефектолог: Перед вами лежат листочки, на которых изображены предметы. Вы должны найти тот предмет, который начинается со звука К или К’ и закрасить его цветным карандашом.
Действия детей: Находят нужный предмет и самостоятельно закрашивают его с помощью цветных карандашей.
Дефектолог: А теперь давайте
поиграем в игру «Ромашка» с этими звуками. Выбирайте лепестки, в названии которых есть звуки К и К’. Когда будете брать лепесток, не забывайте чётко произносить слово, выделяя звуки К и К’ и определять их место в слове (в начале, в середине, в конце).
Действия детей: Дети выбирают картинки-лепестки, в названии которых встречаются звуки К и К’, четко произносят слова, выделяя звуки К и К’, и находят их место в слове.
Дефектолог: А теперь нам пора немного отдохнуть. Но с нами отдохнёт и буква К. Она решила нас научить изображать её в движении.
3. Физкультминутка.
Дефектолог: А сейчас мы с вами попробуем изобразить букву К. Для этого вам необходимо встать всем в ряд. Затем поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге). Поменять положение: поднять левую руку слегка вверх, а левую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге).
Действия детей: дети садятся на свои места
Дефектолог: Ребята, сейчас нужно опять выбрать предметы-помощники, которые помогут вам выложить букву К. Давайте их выберем.
Действия детей: дети выбирают горох, палочки
Дефектолог: Ребята, скажите, а почему вы выбрали горох, палочки?
Ответ детей: С помощью этих предметов можно выложить букву К.
Дефектолог: Правильно. Но сначала посмотрите на букву К и скажите, из каких элементов она состоит?
Ответ детей: Из палочек
Дефектолог: Сосчитайте, сколько у неё палочек?
Задание: Считают дети: один, два, три.
Ответ детей: Всего три палочки
Дефектолог: Молодцы. Правильно. Тогда давайте мы с вами и попробуем выложить из выбранных материалов букву К (образцы прилагаются)
Действия детей: С помощью гороха, палочек на пластилиновых досках дети выкладывают букву К.
4. Итог занятия.
Дефектолог: Ребята, вы отлично поработали сегодня на занятии. Скажите мне, пожалуйста, с каким звуком и буквой мы сегодня с вами познакомились? Какой это звук?
Ответ детей: Звук и буква К. Звук К — согласный, твёрдый и К’ — мягкий.
Дефектолог: занятие окончено.