При помощи этих упражнений, научите ребенка правильно выговаривать все буквы

Как научить ребенка говорить буквы не “проглатывая” и правильно выговаривать буквы Р и Л ?

Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также – полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника – как научить ребенка выговаривать буквы правильно. Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать “заковыристые” буквы Р и Л. И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

“Сложная” буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться, на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л, важно правильно организовать занятия : Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно; Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме; Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы правильно,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших. Делаем массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя … » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем : «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик …» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем – в обратную сторону. Приговаривайте при этом : «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке ! Рот наш роток, он совсем не молчунок ! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям.

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза – на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки, то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов, одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения.

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух , при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры. Попросите ребенка показать свой язычок – пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование – кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом ? Отличное упражнение – малыш двигает в разные стороны большим пальчиком,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка “почистить” зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны. Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р ? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

– Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки. На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик – на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок “крепким” секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

– Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его ,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л. Выполнение упражнения заключается в следующем – малыш как бы “присасывается” поверхностью зыка к нёбу,а затем “отрывает” его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

– Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

– Заключительное упражнение для укрепления мышц языка – малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от “физкультурных” упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге – ро,ра. Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами – др,тр. Когда малыш закрепит эти навыки, переходите к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р .

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её “зажевывает” или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками.

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом “оттачивания” артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками. Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно – сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и “сложную” букву Р :

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс – 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка. Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

“Оттачиваем” у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка. Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем – положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка. Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными – У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь ,а не произносить. После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать “сложные” буквы, в том числе – буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв : упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

Звук С — особенности звучания

Верное произношение звука «С»: сомкнуть зубы, а губы немного растянуть. Кончик языка нужно упереть в нижний ряд зубов, середину языка выгнуть, а боковые его края опереть на зубы.

Голосовые связки не участвуют, они отдыхают, поэтому звук считается глухим.

Согласный «С» – свистящий, твердый, щелевой, передне-язычный.

О постановке звука «З» можно почитать в следующей статье.

Подготовка артикуляционного аппарата

Заниматься различной речевой гимнастикой очень важно для ребенка. Примеры артикуляционных упражнений, которые рекомендуется выполнять перед зеркалом:

  • сделать заборчик из зубов и улыбнуться;
  • дуть на мыльные пузыри, ватные шарики, пушинки, плавающие игрушки в воде;
  • свистеть в палочки;
  • сделать «лопаточку»: язык ложится в широком положении на нижнюю губу (зафиксировать несколько секунд);
  • упражнение «трубочка»: открыть рот и свернуть язык в виде трубочки, после чего длительное время подуть в нее.

Пальчики-помощники

На основе продолжительного наблюдения за маленькими детьми специалисты пришли к выводу, что развитие мелкой моторики шагает в ногу с формированием речевых навыков. Упражнения для пальчиков активизируют отделы головного мозга, которые ответственны за речь.

Занятия необходимо начинать с первых дней после рождения. И пусть крохе до первых слов еще далеко, но массаж хорошо подготовит его речевые центры к разговору. Пальчиковая гимнастика для новорожденных состоит из поглаживания, сгибания и разгибания пальчиков, круговых движений по маленькой ладошке.

Игра-потешка «Ладушки», которую все хорошо помнят с детства, научит малышей выпрямлять пальцы и координировать движения, хлопая в ладоши. Родители во время игры проговаривают веселое стихотворение.

В 7 месяцев, когда малыш начинает сидеть, можно познакомить его с бумагой. Например, вручить крохе старую книжку с цветными картинками. Дети любят шуршать бумагой, отрывать кусочки, сминать. Родителям следует учитывать, что от книжки, скорее всего, останутся одни обрывки.

Отлично развивают пальчики игры с мелкими предметами:

  • бусинами;
  • крупой;
  • пуговицами;
  • горошинами.

Дошкольники с удовольствием собирают пазлы, лепят из пластилина, вырезают бумажные фигурки, рисуют и раскрашивают картинки.

Техника постановки звука С

Поставить звук «С» можно разными способами:

  • подражая;
  • механически;
  • с помощью артикуляционной гимнастики;
  • задействуя другие звуки.

Для того, чтобы поставить звук «С» по подражанию, необходимо заниматься перед зеркалом и показывать малышу правильное положение языка и губ. Ребенок должен почувствовать прохладный выдыхаемый воздух во время произношения согласного – приложить его ладонь ко рту.

Механический метод подразумевает использовать вспомогательные приспособления: зонд, шпатель. В домашних условиях подойдет для применения неострая зубочистка или палочка от мороженого.

Порядок действий:

  1. Предмет нужно расположить вдоль языка, зафиксировав его верное положение для произношения.
  2. Ребенок должен улыбнуться, положить край языка на нижние резцы. Через образовавшуюся щель нужно подуть.
  3. Нажать предметом вдоль языка, образует желобок, по которому идет струя воздуха. Должен быть слышен свист.
  4. Язык спрятать за зубы, а зубы необходимо сблизить.
  5. Ребенок продолжает свистеть, а родитель (логопед) регулирует силу нажатия, добиваясь верного и четкого звукопроизношения «С».
  6. Как только звук стал четко звучать, убрать механический предмет.

После нескольких таких тренировок, ребенок может самостоятельно управлять своим языком, верно его располагая в ротовой полости, и свистеть.

При постановке «С» можно задействовать другие звуки.

  • во время произношения мягкого «СЬ» необходимо надавить механическим приспособлением на переднюю часть языка для образования желобка – произносится твердый звук «С». Отрабатывается такой вариант несколько раз до тех пор, пока язык научится правильно лежать;
  • нужно долго говорить «Т», при этом улыбаться, растягивая губы. Для ясности звука «С» нужно улыбнуться шире;
  • когда малыш верно произносит «Ш», нужно долго шипеть, при этом язык придвинуть к передним зубам (будет слышаться звук «С»);
  • попросить ребенка тянуть «И», затем начать дуть, пуская струю воздуха по желобку, который образовался (язык находится на том же месте).

Речь — часть коммуникации

Маленький человек познает мир при непосредственном участии взрослых. Общение не ограничивается только уходом, оно складывается в результате совместной деятельности разных поколений. В семьях, где родители чрезмерно опекают свое чадо, ощущается нехватка речевого общения.

Правильная тактика воспитания — побуждать кроху выражать свои желания с помощью слов. Так складывается активная речь и совершенствуется понимание разговора.

Родители должны общаться правильным и четким языком не только между собой, но и с ребенком. Тогда он не будет отставать в речевом развитии. Пассивное отношение старшего поколения к формированию разговорных навыков способствует задержке в общем развитии их отпрыска.

Ребятишки с дефектами дикции часто стесняются говорить, отказываются от произношения сложных слов, становятся капризными, с неохотой посещают школу.

Автоматизация С в слогах

После упражнений на тренировку артикуляционного аппарата (при регулярных занятиях), даются слоги со звуком «С» (повторяется по 3 раза): -са, -со, -су, -сы, -ас, -ыс, -ос, -ус, -ис, -ес, -ёс, -юс, -яс.

Затем слоги между собой комбинируются:

  • -сы-са-со;
  • -са-сы-су;
  • -са-сы-са;
  • -сы-са-сы;
  • -са-са-сы-сы.

Упражнения постепенно усложняются другими согласными:

СК
СМ

СТ

СП

СН

СВ

А — ска, сма, ста, спа, сна, сва
У — ску, сму, сту, спу, сну, сву
О — ско, смо, сто, спо, сно, сво
Ы — скы, смы, сты, спы, сны, свы
И — ски, сми, сти, спи, сни, сви

Автоматизация С в начале слова

Взрослый произносит, а ребенок повторяет такие слова:

  1. Савва, садик, сага, сарай, сап, сажа, сайра, сало, сантиметр, сазан, сатин, санитар, сачок, самолет, сарафан, самый, Саша.
  2. Сыт, сын, сыпать, сынок, сыпь, сыр, сырок.
  3. Совет, сок, сочинение, сосед, сон, соты, сорт, сова, солист, София, соль, солдат.
  4. Сустав, суп, суша, суд, султан, судья, сухость, сукно, сухарик, сурок, сумма, сувенир, сумка, супермеркет, суббота.
  5. Сесть, сестра, серый, семь, секунда, Сева, село, седло, Сережа.
  6. Символ, сито, синяк, сирень, сироп, сила.

Усложняются слова (рядом со звуком «С» есть другие согласные): свожу, сварю, свои, страна, стоп, скакать, спуститься, следить, скалка, старший, скучный, смекалка, срочный, спинка, спят, средний, снегирь, сливки, снег, слезы, спеть, Света, спуск, свисток, свинка, смех, сметана, смелый, смена, след, слюна, смыть, смято, спор, спокойный, скат, стрелок, сколько, сбыть, слог, слойка, слух.

Автоматизация С в предложениях

Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.

  1. Суп несут в судке.
  2. Принесли сосну из леса.
  3. Лесоруб спилил сосну.
  4. На самом верху сосны спит сова.
  5. Сашины родители купят в субботу новую посуду.
  6. Люся рисовала красками самолет.
  7. На дереве засох сук.
  8. В сумке лежит судак.
  9. У сома есть усы.
  10. Саша купила весы.
  11. Тетя Соня принесла новые бусы.
  12. У Светы красивая косынка.
  13. У нас снова погас газ. А у вас?
  14. Кто несет поднос?
  15. Люся покупает ананас.
  16. Матрос поднимает парус.
  17. Настя любит ирис.
  18. Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
  19. Костя и Сережа идут в лес.
  20. Стул поставили у стола.
  21. В кустах сидели аисты.
  22. Настя пришла за кулисы в маске собаки.
  23. У нас сегодня будет много гостей.
  24. Степа любит свистеть в свисток.
  25. Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.

Пальчиковая гимнастика

Логопеды предлагают для развития мелкой моторики использовать забавные упражнения.

  1. «Пальчики здороваются». Упрощенная версия для малышей заключается в соединении больших пальцев обеих рук, затем указательных, и так до мизинца. Ребята постарше прикладывают к большому пальцу левой руки сначала правый большой палец, затем указательный и т. д. Под соответствующее стихотворение «встречаются» все пальцы.
  2. «Очки». Изобразить предмет можно, соединив указательный и безымянный пальцы. Конструкцию прикладывают к глазам – и очки готовы.
  3. «Театр теней». Свет настольной лампы направляют на поверхность стены. Взрослый показывает, как с помощью пальцев получить на стене тень, похожую на зайца, волка или летящую птицу. В процессе можно пофантазировать вместе с маленьким непоседой.
  4. «Гнездо». Если в доме есть игрушечная птичка, то несложно смастерить для нее гнездышко из ладошек. Их складывают вместе в форме лодочки. Повторяют упражнение не меньше 5 раз.
  5. «Считалка». Выполняется под ритмичный счет. Раз — ладошки лежат на столе, два — сжать кулачки, три — поставить ладони на ребро. Повторить 5 раз.

В год малыш начинает понимать значение слов окружающих его взрослых. Но не следует переоценивать его возможности. Маленький человек воспринимает мир, в том числе звуки, через призму общения со старшим поколением. Поэтому очень важно разговаривать с крохой грамотно и внятно – тогда он будет успешно развиваться и правильно говорить.

Игры на постановку и автоматизацию звука С

Рекомендуется проводить занятия в игровой форме, чтобы ребенку не было скучно. Логопеды считают такие уроки самыми продуктивными.

Тренируя образное мышление, дети быстрее начинают понимать, как правильно необходимо произносить согласный.

Так при постановке звука «С» можно рассказать, что язык – это кораблик, и нужно подуть, чтобы он плыл, или необходимо накачать колеса велосипеда, чтобы поехать к бабушке.

При автоматизации звука взрослый показывает картинки, а ребенок должен правильно назвать, что изображено. Для начала выбираются простые, где слово начинается на букву «С».

Самыми сложными считаются картинки, которые нужно описать, что на них изображено, попутно малыш тренирует верное произношение звука. Также используются изображения, из которых необходимо найти лишнее.

К примеру, показать картинки со слоном, лосем, собакой и коровой (ребенок определяет, что лишняя – корова, так как в этом слове нет звука «С»).

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  3. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  4. Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….

Организация занятий

Стоит взять на вооружение правила, которые сделают тренировки комфортными.

  1. Занятия проводят в игровой форме. Взрослые могут использовать готовые сказки или придумывать их вместе с ребятишками. Увлекательная информация легко запоминается, и слова произносятся рефлекторно.
  2. Тренировки нуждаются в систематизации. Четкий режим дня очень важен для детской психики, поэтому трижды в неделю устанавливается определенное время для комфортного проведения занятий. Если кроха болен или капризен, то лучше отложить гимнастику до более благоприятного периода.
  3. Время проведения тренинга должно составлять 10–15 минут. Не стоит увеличивать продолжительность, потому что дошкольникам сложно будет сосредоточиться.
  4. Получить правильный звук удается далеко не с первого раза. Необходимо запастись терпением и настойчивостью.
  5. Специалисты рекомендуют заготовить карточки с изображением животных или предметов, в названии которых присутствует проблемный звук. Во время занятий следует наблюдать, где труднее дается произношение: в начале, конце или середине слова.
  6. Занятия перед зеркалом — отличный вариант. Маленький человечек видит не только артикуляцию взрослых, но и свою собственную.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]