Как научиться правильно говорить Р и Л без помощи логопеда

Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.

Можно ли заниматься постановкой звуков Р и Л без логопеда?

В отсутствие прочих нарушений речи родители вполне могут попытаться помочь своему ребенку справиться с трудными звуками Р и Л. В занятиях важно придерживаться правильных рекомендаций, последовательности и регулярности.

При должном старании — без перенапряжения и стресса! — результата вполне можно достичь и без помощи специалиста. Однако отметим, что если через полтора-два месяца регулярных занятий, ребенок так и не сумел «приручить» сложные звуки, вам все-таки придется посетить логопеда. Может быть причина в том, что вы неправильно выполняете нужные упражнения, а может быть, у ребенка имеются какие-то другие нарушения речи (например, дизартрия, ринолалия), которые родители не сумели выявить самостоятельно.

Причины гортанного «р»

Казалось бы, в окружении, где все говорят «р» правильно, ребенок тоже должен произносить его так же. Но этот звук коварен, и сложен для детей, не зря именно его чаще всего заменяют на «л», «ж» и даже «д». Почему же малыш пользуется горловым «р»?

Причины бывают разные. Прежде всего – «наследственность». Если один из родителей говорит гортанное «р», а ребенок его все время слышит, он может начать повторять.

Короткая «уздечка» под языком делает его малоподвижным и мешает правильно произносить звуки. Обычно этот дефект удаляют в самом разном возрасте, но могут и запустить.

Нередко причиной гортанного «р» становятся увеличенные миндалины. Ребенку проще смыкать корень языка с небом, нежели пользоваться его кончиком.

Бывают и более сложные ситуации: нервные расстройства, нарушение фонематического слуха, гипотонус языка и многое другое. К счастью, все это лечится, а дефект горлового «р» у ребенка всегда можно исправить, если обратиться к опытному специалисту. Вопрос, сколько времени и усилий на это потребуется.

При желании можно диагностировать причины возникновения гортанного «р», так с ними будет проще бороться. Однако это не самое главное, поскольку если речь не идет о серьезных заболеваниях, логопеды используют одинаковые упражнения в большинстве случаев.

Как научиться говорить Р — постановка звука

  • Развиваем артикуляцию. Кстати, этот «секрет» пригодится при любых нарушениях звукопроизношения. Развить артикуляционный аппарат помогут упражнения. Помните мультик про слоненка и удава? У них была зарядка для хвоста, а у вас будет — зарядка для языка! Найти нужные упражнения совсем несложно в сети. К наиболее простым относятся цоканье как лошадка, высовывание языка, скручивание его в трубочку и так далее. Это тот случай, когда гримасничать не только можно, но и нужно!
  • Возможно, причина в короткой уздечке языка. Операция по ее подрезанию несложная и ранка заживает за несколько дней. Если не готовы — попробуйте ее растянуть. Предложите малышу дотянуться языком до кончика носа. Не получается? Тянемся каждый день. Постепенно уздечка растянется и звук Р станет более доступным.
  • Приступаем к получению звука. Ребенок кладет свой палец под язык, которым начинает водить из стороны в сторону, постепенно начиная «рычать».
  • Еще один вариант получения звука Р. Пусть ребенок откроет рот и произнесет звук «з-з-з». В это время кончиком пальца (можно надеть на него детскую соску или использовать специальный логопедический зонд) постарайтесь двигать уздечку языка туда-сюда, создавая вибрацию. Если упражнение выполнено правильно, вы услышите замечательный звук Р.
  • Другой способ. Попросите ребенка сделать язык чашечкой и, прижав кончик языка к небу, с силой произнести звук «ддд». Пусть ребенок своим пальцем дергает уздечку, ощущая вибрирование. Так вы тоже получите звук Р.

Что может повлиять на его освоение

Медицинские причины

Состояния, из-за которых к 5 годам произношение [р] может не сформироваться, можно разделить на две группы: функциональные, когда речевой аппарат просто еще не дозрел, и органические. К органическим нарушениям относятся:

  1. нарушения иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата (выявляется совместно с неврологом);
  1. анатомические нарушения (например, расщелина нёба);
  1. нарушения прикуса (тогда необходимо обратиться к ортодонту);
  1. особенности уздечки языка, из-за которых он не может подниматься к нёбу: (укорочена, неправильно прикреплена — в этом случае может потребоваться хирургическое вмешательство).

Для устранения функциональных трудностей обычно требуется только время, доступ к чистой русской речи, несложные упражнения, иногда — консультация специалиста.

Фонетическое окружение

То, какую речь ребенок слышит вокруг себя, влияет на то, как он учится говорить. Россия — многонациональная страна, и часто встречается ситуация двуязычия, когда в семье говорят не по-русски, а на родном для родителей языке. В нем произношение некоторых звуков, естественно, отличается от русской нормы, и артикуляционный аппарат приспосабливается именно под них. В таком случае поставить правильное произношение звуков русского языка — совместная задача логопеда и учителя.

Если в ближайшем окружении малыша есть люди с дефектами речи, то он регулярно слышит неправильное произношение этого звука и в результате может выучить именно его. Но такая ситуация может возникнуть не только с [р], но и с любым другим звуком.

Тип произнесения шипящих

Нет особого смысла пытаться научить ребенка произношению звука [р], пока он к этому не готов. В частности, пока он не освоил шипящие. К 3,5 годам нормой считается четкое произнесение свистящих звуков, таких как [с]. К 4–4,5 годам — произнесение шипящих в верхнем положении языка. К сожалению, на слух отличить его от нижнего положения невозможно. Только логопед сможет определить источник проблемы и «переучить» речевой аппарат ребенка, а также покажет упражнения на закрепление правильного произношения.

Если же начать учить ребенка произносить [р] до того, как он научится правильно выговаривать шипящие звуки, это может привести к так называемому горловому [р], характерному для французского языка. В этом случае ребенок создает вибрацию не кончиком языка, а с помощью его задней части.

Как научиться говорить звук Л

  • Подготавливающие упражнения — цоканье как лошадка с постепенным изменением громкости и скорости звука. Следите за нижней челюстью — она не должна двигаться!
  • «Дует ветер» — ребенок должен зажать кончик языка между зубами так, чтобы по бокам оставалось пространство. Нужно выдувать воздух по разным сторонам от языка.
  • Пробуем услышать Л. При зажатом между зубов языке попросите ребенка произнести «ыыы» или «ууу». Нужный звук появится сам собой. Следите впоследствии, чтобы «правильный» Л произносился с убранным языком.

Правильная артикуляция для звука «Ш»

Чтобы звук произносился чисто, необходимо объяснить и показать малышу, как должен располагаться язык и как правильно складывать губы.

  • Губы должны быть немного выдвинуты вперед и округлены (в форме трубочки);
  • Зубы сближены или полностью сжаты;
  • Кончик языка необходимо приподнять к переднему краю твердого неба, чтобы между ними оставалась щелочка;
  • Боковые края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам (воздух не должен выходить по бокам);
  • Посередине языка идет теплая воздушная струя (ее можно почувствовать, поднеся руку ко рту);
  • Мягкое небо поднято и перегораживает проход в носовую полость;
  • Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Определить, как именно работает артикуляционный аппарат ребенка при произнесении того или иного звука, бывает не так-то просто. Если вы не чувствуете в себе уверенности, обязательно обратитесь за консультацией к специалисту-логопеду.

Автоматизация звуков Р и Л

Мало научиться произносить звук отдельно от слов, нужно еще и закрепить его в речи. Как говорят логопеды, автоматизировать его. Ребенок должен произносить все звуки правильно, не задумываясь, куда поставить язык и что делать при этом.

Для закрепления произношения нужного звука отлично подходят следующие упражнения:

  • Четкое повторение слогов с «нужной» буквой — дра-дру-дры, ле-ла-ло-лу-ли и т. д.
  • Поиск слов на нужную букву. Разложите картинки из детского лото или просто откройте книгу с яркими иллюстрациями. Попросите ребенка найти и назвать предметы, содержащие букву Р или Л. Следите за произношением.
  • Чуть позже отлично подойдут скороговорки и чистоговорки. Про Греку, который ехал через реку и траву, на которой лежат дрова, вы и сами знаете. Позволим себе предложить еще несколько: «перепелка перепелят прятала от ребят», «корабли лавировали-лавировали да не вылавировали», «у елки иголки колки», «вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили».

Вариантов задания для автоматизации звуков масса. Главное — заниматься систематично и следить за тем, чтобы ребенок произносил звук правильно и четко.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Общие рекомендации по самостоятельным логопедическим занятиям

  • Занятия не должны перегружать ребенка. Длительно одного «урока» не должна быть более 45 минут.
  • Обязательно чередуйте типы заданий, чтобы ребенок не уставал.
  • Поддерживайте и хвалите ребенка за каждый положительный сдвиг. Не следует ругаться и сердиться, если что-то выполняется неверно. Возможно, пока артикуляционный аппарат
  • не готов к произношению такого сложного звука или ваш сын или дочь не до конца поняли, что ему нужно делать.
  • Используйте при занятиях зеркало. Глядя в него, удобнее контролировать артикуляцию.
  • Используйте всевозможные игры и развлечения, чтобы заинтересовать ребенка и не дать ему переутомиться.
  • Уроки необязательно проводить дома за столом. Побольше общайтесь — на прогулке, во время повседневных дел. Задавайте вопросы, стимулируя к произнесению нужных букв.
  • Не бросайте занятия «на полпути»! Если вам кажется, что звук уже получился, обязательно нужно его ввести в речь, довести произнесение до автоматизма. В противном случае все ваши и детские труды пропадут даром.
  • Будьте с ребенком друзьями. Поддерживайте и подбадривайте друг друга. Справившись с такой проблемой, вы сможете донести него, что он сможет преодолеть многие проблемы в своей жизни. С вашей поддержкой или уже самостоятельно.

Дата публикации: 09.07.2016. Последнее изменение: 02.12.2021.

Как научить дошкольника произносить звук «Ш»?

Занятия с малышом должны состоять из последовательных этапов (разминка, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков).

  1. Разминка. Пусть ребенок познакомится с органами, которые необходимы для речи. Сядьте с малышом перед зеркалом и рассмотрите губы, язык, щеки, нёбо. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, выполните разминку: проводим языком по нёбу, губам, зубам, высовываем язык, улыбаемся.
  2. Дыхательные упражнения. Звук «Ш» мы произносим на выдохе, и, чтобы он звучал чисто, нужно контролировать количество выдыхаемого воздуха. В этом помогут такие простые упражнения, как задувание свечки или выдувание мыльных пузырей, игры с вертушкой, свистульками и так далее.
  3. Речевая, или артикуляционная, гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться выговаривать звук «Ш».
  • «Чашечка». Нижняя челюсть находится в расслабленном положении. Широкий плоский язык кладется на нижнюю губу, кончик и края языка приподнимаются, образуя плоскую чашечку.
  • «Лошадка». Задача – изобразить цокот копыт (повторять в течение 15 секунд).
  • «Краски». Водим языком по нёбу, словно раскрашивая его.
  • «Качели». Кончик языка попеременно касается верхних и нижних зубов.
  • «Часики». Двигаем языком вправо и влево, имитируя движения маятника часов.
  • «Варенье». Облизываем языком нижнюю губу.

Правильное выполнение некоторых артикуляционных упражнений для звука «Ш» Вы можете посмотреть на видео:

Чтобы ребенку было интересней, чередуйте выполняемые упражнения, используйте красочные наглядные материалы.

  1. Постановка и автоматизация звука. Это постепенный процесс: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, словосочетаниях и предложениях. Постановка звука может осуществляться двумя способами: по подражанию (когда малыш повторяет правильную артикуляцию за взрослым) и механически (эту работу может осуществить логопед при помощи зонда). Родители могут использовать некоторые упражнения для постановки звука «Ш» в домашних условиях. Например, «Хлопни в ладоши». Ребенок должен хлопнуть в тот момент, когда он услышит в слове звук «Ш». Эта игра развивает фонематическое восприятие и способствует постановке звука. Чтобы звук вошел в активную речь ребенка и автоматизировался, можно повторять с крохой чистоговорки, разучивать небольшие стихи, в которых есть слова с соответствующим звуком. Также подойдут разнообразные игры:
  • «Назови ласково». Предложите малышу образовать уменьшительно-ласкательную форму слова (шапка – шапочка, кошка – кошечка, заяц – зайчишка и так далее).
  • «Исправь ошибку». Ребенок должен понять, в чем заключается смысловая ошибка во фразе, и произнести ее правильно (например, «Шахматы играют в Гришу», «Кошка боится мышку», «Шапка надела Дашу» и так далее).

Коррекция произношения звука «Р»методическая разработка по логопедии на тему

Коррекция произношения звука «Р»

Дефекты речи звука «Р»

Существует две разновидности дефекта фонем р и р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).

Разновидности ротацизма.

Фонема р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного. Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука.

Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектное звучание.

Второй тип — увулярное р (uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.

Встречается «кучерское» р, образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского v или русского в.

Вместо р порой встречается носовой звук G, как английское или немецкое ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л. Получается звук, напоминающий сочетание рл.

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное) d.

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р, так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается р’, а р остается нормальным.

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык.

Коррекция горлового произношения звука р

производится в несколько этапов.

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

1.Первая попытка исправить ротацизм на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и работу языка.

2.Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка, замедляя и ускоряя темп.

3.Упражнение «Присоска» — язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз.

4.Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.

5.Упражнение «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.

Следующий этап – это этап постановки звука р.

1 способ постановки звука [Р]: Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот по шире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» — таким образом, он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.

2 способ постановки звука [Р]: Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».

3 способ постановки звука [Р]: Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…

4 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

5 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то среднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

6 способ постановки звука [Р]: Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.)

7 способ постановки звука [Р]: Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться.

8 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

9 способ постановки звука [Р]: При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх. Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

10 способ постановки звука [Р]: 1.В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

2.Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d.Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд…), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд…), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии… Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершается гласными а или ы.

3.Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)

4. Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных т или д с фрикативным р (др._____, др_______; дддр_____, дддр___; тр_____, тр_____; тттр______, тттр_____ ).

11 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

а) Упражнение «Веселый дождик».

Произнеси твердо звуки [т-д]. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

б) Упражнение «Песня Крокодила Гены».

Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

12 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.

• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!.

13 способ постановки звука [Р]: Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

14 способ постановки звука [Р]: Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

15 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации.

Следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

16 способ постановки звука [Р]: Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

17 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полу лежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

18 способ постановки звука [Р]: При горловом р используется следующий способ, в случае если у ребенка есть звук ж. Учимся говорить сочетание дж. Далее упражнение «пулемет» (произносим ддддддддддд……), придерживаем вверху язык за края с двух сторон пальцами. Затем, когда кончик языка окрепнет и привыкнет к правильному положению используем способ «моторчик».

Автоматизация звука.

Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА РЬ

Мягкий звук Р’ отличается от твердого тем, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Постановка р-мягкого:

1.От слога ззи-зи-зи перейти на выдохе к ри; зе-зе-зе – к ре, зё-зё-зё–рё; ззя-зя-зя–ря; зю-зю-зю–рю. Говорить, сильно выдыхая воздух. Проверить перед зеркалом положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Если вместо [р’] получается твердый звук [р], то сделать шире улыбку, перемещая язык вперёд, к верхним резцам.

2. После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. При необходимости можно потренироваться от верхнего зь, зь, зь, произнесенного многократно и затем на длительность. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

3.Заводим моторчики от звука де-де-де……

4.Попеременно произносим звуки «Р» «И» ускоряя темп. Можно применить упражнение «Гонки» — 5 машин должны приехать к финишу таким образом:

1 машина ррррррр-ри-ри-ри-ри-ри….

2 машина рррррр-ря-ря-ря-ря-ря……

3 машина рррррр-ре-ре-ре-ре-ре……

4 машина рррррр-рю-рю-рю-рю……

5 машина ррррррр-рё-рё-рё-рё…..

5.Предложить ребёнку потрещать подольше р-р-р-р, продвигая кончик языка поближе к верхним зубам и напрягая уголки губ.

Проговаривание слогов и слов: ри-ря-ре-рё-рю. Ринг, риск, рисунок, ритм, рифма, ребус, редька, рейд, реки, репа, рябчик, рябь, ряса, рябина, ряд, рёва, рюкзак, рюмка, рюш.

Разновидности параротацизма (замена р согласными р’ л, л’, й, г, д, в). Некоторые из них, в частности замена р на р’, на л или л’ часто находят свое отражение в письме.

Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой j. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством л и л’ или полумягкого l, которая обычно носит временный характер.

Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’. Возможна и обратная замена.

1.Если фонема р заменяется своей мягкой парой, то путем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’ можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует воспользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

2. При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и..

3. Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации.

4. Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d.

Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд…), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд…), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии… Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершается гласными а или ы.

5. Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.

6. Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных т или д с фрикативным р (др._____, др_______; дддр_____, дддр___; тр_____, тр_____; тттр______, тттр_____ ).

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков Р и Р’

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким.

1.Упражнение «Блинчик».

«Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке»

2. Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок».

3.Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

4.Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его вглубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

5.Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

Постановка звука.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.

Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р.

Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)

Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный.

Подготовительный этап.

1.Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука.

1.Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.)

2.Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него.

3.Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др — др).

4.В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 — 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длине.

Носовое произношение звука P и его коррекция

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука – он оттянут вглубь рта.

Подготовительный этап.

1.Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же.

2.Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе). Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос.

3.Положение губ, а так же расстояние между передними зубами зависит от следующего звука. Кончик языка принимает форму «ложечки» и вибрирует у альвеол. Боковые края языка прилегают к коренным зубам, корень языка опущен. Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют (приложив руку к гортани, можно почувствовать вибрацию), выдыхаемая струя воздуха всегда сильная.

Боковое произношение звука P и его коррекция.

При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль, это происходит от быстрого соединения звуков р и ль.

Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук. Такое произношение р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным искажением.

Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук ль. Посмотрев на артикуляцию ребенка, Вы увидите, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека.

Подготовительный этап

Подготовительный этап начинаем с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.

Постановка звука.

Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный. Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка.

Носовое произношение звука P и его коррекция.

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука — он оттянут вглубь рта.

Подготовительный этап.

Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же.

Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе).

Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят за струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос. Покажите правильный образец.

Замена звуков Р, Рь другими звуками и коррекционная работа.

Часто дети заменяют звук р другими звуками, более простыми по артикуляции. Вместо рак будет слышаться л — «лак», й — «йак», ы — «ыак», гх — «гхак», в — «вак».

Подготовительный этап Работа ведется одновременно по нескольким направлениям: различение на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции (Сделайте карточки с буквой р и буквой его заменяющей, если ребенок знает буквы. В противном случае сделайте карточки символы — наклейте картинки со словами, начинающимися на эти звуки, лучше из одного слога, чтобы данные звуки слышались четко. Называйте слова, а ребенок пусть поднимает карточку с тем звуком, который он услышал. Далее, попросите его назвать слова с тем или иным звуком. Попросите его выбрать из набора картинок слова сначала с одним звуком, затем с другим. Сравните перед зеркалом положение органов речи при произнесении одного звука, затем другого, что в них общего, чем они отличаются); овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражая образцу.

Постановка звука и автоматизация.

При замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка; при замене звука р звуком в не следует вызывать р проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними резцами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.

Дифференциация звука р и его заменителя. Необходимо провести дифференциацию, иначе при обучении письму может снова возникнуть замена р на другой звук, букву.

Освободить звук Р «из-под узды»

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет — и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь — современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько… гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]