Игры-лабиринты — это развивающие картинки с изображением запутанных дорожек или линий, для прохождения которых необходимо найти правильный маршрут от входа до выхода, стараясь не попадать в тупики.
Такие задания стимулируют малышей перебирать возможные варианты, учат воспринимать всю картинку целиком, анализировать информацию и находить правильные решения. Упражнения с лабиринтами:
- развивают воображение, логическое мышление, внимание и усидчивость;
- тренируют краткосрочную и долгосрочную память;
- стимулируют умственное развитие;
- улучшают координацию рук и пальцев.
Ниже вы найдете много бесплатных лабиринтов разных уровней сложности. Пройти их можно как на экране компьютера или планшета, так и в бумажном виде. Для этого предварительно скачайте и распечатайте понравившиеся картинки.
Простые лабиринты для детей 3-4 лет
Дети в этом возрасте открыты ко всему новому, с энтузиазмом подходят к обучению, воспринимая его не более чем как очередную игру. Поэтому каждому родителю важно не искоренить это рвение развивающими занятиями и упражнениями, а развить его и приумножить.
Запомните несколько негласных правил, которыми стоит руководствоваться в процессе занятий:
- Нельзя заменять время, выделенное ребенку на просмотр любимого мультика играми-лабиринтами.
- Садитесь заниматься, когда у малыша хорошее настроение.
- Для первого раза не стоит давать сложные задания, выбирайте самые простые и легкие варианты, с одним путем и минимальным количеством тупиков.
- Необязательно сразу приступать к прохождению. Поговорите с ребенком, узнайте, что он видит на рисунке, нравится ли он ему или нет и т. п. Если заметите, что по каким-либо причинам уже сама картинка крохе не симпатична, замените ее другой.
- В ситуации, когда изначально был выбран самый простой вариант и малыш с ним не справился, при следующих попытках предлагайте к прохождению другую картинку, которую ребенок еще не видел.
- Если ребенок после первой попытки потерял интерес, не пройдя даже одной картинки, отложите ее на 5–7 дней, а после снова попробуйте.
- Наблюдайте за тем, как ребенок подходит к поиску выхода: делает это наугад или видит картинку целиком и, анализируя ее, строит путь. Если вы заметили, что малыш не ориентируется в нарисованном лабиринте и постоянно попадает в тупики, возможно, стоит сразу попрактиковаться на объемных видах, а потом снова возвращаться к плоским бумажным вариантам.
- Столкнувшись с полным отказом от прохождения лабиринтов, попробуйте найти картинки с любимыми мультипликационными героями, животными, машинками и т. п. Отдавайте предпочтение играм-лабиринтам, выполненным по принципу раскраски. Увидев нарисованных кумиров, кроха обязательно проявит интерес к их раскрашиванию, а дальше, возможно, захочет пройти и само задание.
С чего начать?
1. На первом этапе необходимо посмотреть, насколько уверенно ребенок держит в руке карандаш. Если у него получается вести пусть и кривую, но линию, или закрашивать дорожку лабиринта, приступайте к пункту 2.
В том случае, когда не выходит, но вы заметили проявившийся интерес к новой игре, попрактикуйтесь в ведении линий на обычном листе бумаги или закрашивании отдельных небольших участков:
Начертите импровизированный ровный путь, и пусть малыш самостоятельно проведет по нему линию-дорожку. Если получилось, усложните ему задание и нарисуйте изогнутую дорожку. Таким образом, вы будете тренировать его ручку и через 1–3 занятия сможете приступить к прохождению картинок лабиринтов.
Аналогично и с закрашиванием. Нарисуйте на альбомном листе небольшую дорожку и попросите ее раскрасить. Ничего, если ребенок будет делать это немного небрежно, выходя за границы. При постоянной практике он научится закрашивать аккуратно;
Есть еще один способ, когда ребенок показывает пальчиком дорогу, а вы зарисовываете за ним маршрут. Такой подход считается более сложным именно для ребенка, потому что запускает больше мыслительных процессов, но, как показывает практика, для некоторых малышей он более приемлемый, если отсутствуют навыки в координации движений руки для ведения линий или закрашивания.
2. Возьмите понравившуюся крохе картинку и поговорите с ним о том:
- что именно изображено на рисунке;
- в какую ситуацию попали герои лабиринта;
- как вы можете им помочь;
Выясните, понимает ли малыш, где вход и выход. Если ребенок сам не может разобраться — ничего страшного, просто покажите ему их и объясните, почему именно здесь они расположены. Обратите его внимание, что почти на всех простых картинках «вход» и «выход» отмечается стрелками.
Попросите глазками или пальчиком поискать правильную дорожку. Когда малыш скажет, что нашел ее, пусть проведет линию карандашом от входа до выхода. Если вы заметили, что кроха запутался, помогите ему в прохождении, задавая наводящие вопросы или давая подсказки.
Обязательно хвалите ребенка и поддерживайте. Можно придумать свои мотивационные вознаграждения, например, в виде наклеек в «Дневник успеха». Но в этом случае не покупайте наборы, несущие в себе негативный образ. Выбирайте положительных веселых персонажей и после каждого прохождения или попытки клейте на страничку дневника по 1 штуке. Например, прошел — солнышко, не прошел, но попробовал — цветочек. Такой подход можно использовать и в других развивающих играх.
Пройдите с малышом эти игры-лабиринты с забавными животными.
Лабиринт № 1
Малыш носорог заблудился и не знает, как добраться до пальмы с вкусными кокосами. Есть всего один правильный путь, по которому можно дойти. Проводи носорога по самому короткому маршруту.
Лабиринт № 2
Маленькая коала устала и хочет отдохнуть в тени двух высоких пальм. Найди самый короткий путь к деревьям.
Лабиринт № 3
Слоненок устал от невыносимой жары Африки и очень хочет пить, но не знает, как быстрее дойти до реки. Покажи ему самый короткий путь к воде.
Использование элементов технологии «Сказочные лабиринты игры» в работе логопеда
Использование элементов технологии «Сказочные лабиринты игры» в работе логопеда
Мастер — класс
Оборудование: экран, проектор, фломастеры или маркеры, Игры В.В.Воскобовича : «Лабиринт букв», «Предметный мир вокруг нас», «Читайка на шариках», «Шнур – грамотей: Яблонька, Снеговик, Ромашка», «Необычное животное», «Буквоцирк».
Ход мероприятия: Участники сидят за столами перед экраном. На экран проецируется сопровождающая презентация.
— Начать свой мастер – класс мне хотелось бы цитатой из пьесы Александра Свечникова «Путешествие в историю» :
Царь Прометей спросил Евклида: «Нет ли более короткого и менее утомительного пути к познанию?» На что учёный ответил: «НЕТ царской дороги к познанию».
На современном этапе развития образования острой стала проблема увеличения числа детей с ОНР. Соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей проявляется в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем, социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.
Развитие речи детей в значительной мере определяется осознанием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придаётся реализации развивающего характера игры, при обучении детей.(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)
В логопедической литературе отмечается специфика игровой деятельности у детей с ТНР, разработаны научно- методические аспекты применения игры, как коррекционного средства (В.И. Селивёрстов, Т.Б. Филичева). Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций.
Использование развивающих игр в коррекционно- педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.
Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей «Сказочные лабиринты игры.» В.В. Воскобовича.
Лабиринты средней сложности для детей 5–6 лет
Для детей 5-6 лет выбирайте картинки средней сложности, в которых:
- дорожка имеет много закрученных пересекающихся путей;
- увеличено количество тупиков, в сравнении с предыдущим уровнем сложности;
- отсутствует стрелочка входа, поскольку ребенок сам должен выбрать, по какому пути отправиться, чтобы добраться до заданной цели.
После того как малыш пройдет 5–10 лабиринтов средней сложности, предложите ему попробовать пройти задание без помощи карандаша. Чтобы поначалу не сбиваться, можно использовать палец или указку.
На следующем этапе усложнения заданий необходимо тренироваться искать дорогу к выходу только глазами, и после нахождения показывать правильный путь взрослому. Такие упражнения подготовят ребенка к прохождению сложных лабиринтов.
Лабиринт № 1
Мама-курочка не может найти третьего вылупившегося цыпленка. Помоги ей быстро добраться до малыша в скорлупе по самому короткому пути и собрать своих деток вместе.
Лабиринт № 2
Пока мама-дракон ходила на охоту, из яйца вылупился малыш. Покажи ей самый короткий путь к дракончику, проводя мимо тупиков.
Лабиринт № 3
Мишка хочет скушать мед, но пчелы его тщательно охраняют. Помоги ему выбрать правильный путь, чтобы быстрее добраться до заветного лакомства и по дороге не попасться пчелам.
Логопедическая игра «Ходилка»методическая разработка по логопедии на тему
Описание:
Это инновационные логопедические лабиринты /ходилки*. Инновационность данных авторских логопедических лабиринтов/ходилок заключается в том, что к любому игровому полю можно подобрать любой речевой материал. А это достигается с помощью ламинатора и текстильной ленты (липучка).
Итак, инновационность логопедических лабиринтов заключается в возможности подбора оригинального речевого материала:
- полностью исключающий использование в составах слов звуков, которые ребёнок произносит неправильно, что соответствует основному принципу формирования правильного произношения (рис.1 – автоматизация [к]; звуковой состав слов исключает использование звуков позднего онтогенеза: [ш],[ж],[л],[р]).
- отвечающий законам автоматизации звуков: проходя логопедические лабиринты — поставленные звуки можно автоматизировать изолированно, затем постепенно, последовательно вводить в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова (в начале, середине, конце), предложения, скороговорки и четверостишья. (рис. 2 -автоматизация [ш] в начале слова), рис.3 – автоматизация [р] в середине слова; рис.4 — автоматизация [с] в конце слова).
Для того чтобы сделать процесс автоматизации корригируемых звуков подлинно увлекательным и эффективным, что бы ребёнку не было скучно неоднократно повторять один и тот же речевой материал (а при автоматизации звуков раннего онтогенеза ооочень сложно подбирать речевой материал соответствующий основному принципу формирования правильного произношения) возможно использовать разные логопедические игровые поля. Малышу будет всё равно, что он повторяет одни и те же слова, так как в одном случае, называя предложенные картинки, он помогает художнику назвать все картинки, которые он нарисовал , а в другом — помогает лягушке Ква-Ква пройти через болото (рис. 5, рис.6).
Формат игровых полей может быть различным – в зависимости от целей и задач Вашего занятия. Если автоматизируете звук в начале (середине, конце) слова можно взять формата А4, но если Вы работаете на дифференциацией звуков, например [Р] и [Л] потребуется поле формата А3, А3*2, А3*3 так как там помещается большее количество картинок (рис. 7, рис. 8).
Если игрок попал на клетку со значком «губы», то он должен рассказать чистоговорку либо стишок, если со значком «?», то он должен придумать слово на заданный звук, ну а если со значком «123» / «5» — то он должен считалочку. За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, считалку, правильно придуманное слово игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд (рис.6).
*Ходилка (рис. 9) — ребенок «ходит» по картинкам указательными и средними пальцами рук, наступая на картинки. Также упражнение развивает координацию движения пальцев рук.
Цели пособия (подчёркнуты):
Вот ещё один секрет этих лабиринтов/ходилок: они не просто инновационные, а так же и универсальны. Играя в эти лабиринты можно не только автоматизировать корригируемые звуки (рис.10), но и используя одни и те же игровые поля: проводить дифференциацию звуков(рис.11), учить (изучать) буквы (рис.12), выполнять артикуляционную гимнастику (рис.13), работать над лексическим строем речи (словарная работа) (рис. 14, рис. 15), проводить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов (рис. 16).
Сделать задания для малыша ещё более увлекательными, эмоционально-окрашенными; направленными на становления личностных характеристик малыша, умения преодолевать неопределенность, его переживание свободы воли можно использовать следующий приём – «Ситуация выбора». Иначе говоря мы создаем необходимые условия для становления его активного Я организуя возможность ему САМОМУ выбрать картинки и составить лабиринт (рис. 17). Конечно же логопед сам должен выбрать картинки в соответствии целям и задачам упражнения заранее
Категория детей и возраст:
А так же универсальность данных логопедических лабиринтов/ходилок заключается в том, что нет жёсткого ограничения по возрасту. Можно использовать от 2,5 (больше играть в ходилочки, чем сам лабиринт) лет до 9 лет. Играть используя данное игровое пособие можно практически со всеми категориями детьми с ограниченными возможностями здоровья: с детьми с общим недоразвитием речи, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с задержкой речевого развития, с детьми синдрома Дауна, с детским церебральным параличом, а так же с детьми развивающимися без особенностей, но имеющие нарушения в звукопроизношении.
Содержание пособия:
Вариант I.Автоматизация звука.
Цель: закрепить правильное произношение звуков, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.
Количество игроков: от 1 до 4 человек.
Материал: игровое поле, карточки на автоматизируемый звук (не содержащие в составе слова звуки, которые ребёнок произносит не правильно), кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)
Ход игры: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Если игрок попал на клетку со значком изображающим губы, то он должен рассказать скороговорку либо стишок на автоматизируемый звук, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен придумать слово с автоматизируемым звуком. За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, правильно названное слово игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.
Вариант II. Изучаем буквы
Цель: закрепить представление графических образов букв, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.
Количество игроков: от 1 до 4 человек.
Материал: игровое поле, графические образы букв (которые ребёнок уже знает), кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)
Ход игры: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя буквы. Если игрок попал на клетку со значком изображающим ладонь, то он должен угадать какую букву ведущий (логопед) нарисовал на его ладони, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен задумать букву и изобразить руками/телом . За угаданною букву, правильно изображённую букву игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.
Вариант III. Узнаем новые слова (словарная работа)
Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.
Количество игроков: от 1 до 4 человек.
Материал: игровое поле, карточки на определённую тему, кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)
Ход игры: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Если игрок попал на клетку со значком изображающим губы, то он должен придумать слово на заданную тему, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен разгадать загадку. За правильно придуманное слово, разгаданную загадку игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка и уточнить как это всё можно назвать одним словом.
Вариант IV. Работаем над слоговой структурой слова.
Цель: преодоление нарушений слоговой структуры слов, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.
Количество игроков: от 1 до 4 человек.
Материал: игровое поле, кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов), карточки слов по классификации А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети). 2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина). 3. Односложные слова (дом, сок). 4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель). 5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка). 6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот). 7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон). 8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки). 9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник). 10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка). 11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф). 12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт). 13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка). 14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Ход игры: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.
Вариант V. Дифференциация звуков
Цель: учить различать смешиваемые звуки (по моторным признакам) и правильно употреблять их в собственной речи, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.
Количество игроков: от 1 до 4 человек.
Материал: игровое поле, карточки на дифференцируемые звуки (не содержащие в составе слова звуки, которые ребёнок произносит не правильно), кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)
Ход игры: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Если игрок попал на клетку со значком изображающим губы, то он должен рассказать скороговорку либо стишок на автоматизируемый звук, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен придумать слово с автоматизируемым звуком. За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, правильно названное слово игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.
Сложные лабиринты для школьников 7–8 лет
Сложные игры-лабиринты помогают развить упорство и терпение. Наблюдайте за поведением ребенка: начинает ли он нервничать, когда не получается, и насколько быстро сдается.
Если заметили, что ребенок ведет себя нетерпеливо, старайтесь привлекать его чаще к подобным занятиям. Это позволит выработать в его характере спокойствие при возникновении сложных ситуаций и терпение для их преодоления.
Сложные лабиринты характерны наличием:
- множества петель;
- своеобразных перекрестков в виде проходов, наложенных друг на друга;
- заданий на поиск связей или «что к чему подходит». Например, «кому какая машина принадлежит» или «где чья собака».
Если у ребенка не получается найти правильный путь, подскажите ему, что можно сразу попробовать проложить дорогу с конца лабиринта. А потом пройти ее же со старта.
Чтобы навыки ребенка развивались, давайте каждое последующее задание немного сложнее предыдущего.
Лабиринт № 1
Мама-динозавр не может найти своего вылупившегося малыша, а солнышко уже заходит и скоро ночь. Помоги ей найти самую короткую дорогу, обходя все тупики, пока не стемнело и она окончательно не заблудилась.
Лабиринт № 2
Мышка очень хочет кушать и уже приготовила нож и вилку, но не знает, как добраться до сыра. Есть три дороги. Помоги найти ту, которая приведет к заветному лакомству.
Лабиринт № 3
Песик не может найти дорогу к своему хозяину. Есть три пути, два из которых заведут в тупик. Покажи ему правильный маршрут, проведя в нужном направлении на перекрестках.