Пакет диагностик для детей с ЗПР
Пакет А для детей 3 – 5 лет.
Задания для психолого-педагогического обследования.
Задание А.1
Работа с матрёшками двух, четырёх, шестисоставными.
Оборудование
2,4,6 – составные матрёшки.
Цель: Выявление понимания ребёнком невербальной инструкции; адекватность действий, способы действия состояние моторики, наличие и стойкость интереса.
Процедура: Показ матрёшки. Предложить сделать тоже. Открыть и скласть. Детям 4-5 лет даётся устная инструкция.
Анализ результатов:
Норма: Понимают невербальную инструкцию уже с 3 лет. Действуют путём проб. После 4 лет – путём примеривания.
Разбор и складывание 6 – составной матрёшки в 5 лет путём примеривания, а после 6 лет на основе зрительного соотношения.
Играют с удовольствием.
В 3-4 года дают большую и самую маленькую. К 4-5 годам выстраивают матрёшек в ряд с учётом величины.
Умственно отсталые (У.О.)
В 3-4 года не понимают жестовой инструкции и цели и задания. Хаотичные и неадекватные движения. Сложна 2-составная матрёшка. К 5-6 годам на занятиях начинают разбирать и складывать 2-4 составные матрёшки. Неразвитость мелкой моторики. Нет выраженного интереса.
ЗПР (Задержка психического развития).
Проявляют выраженный интерес и с удовольствием занимаются. После показа, 3-4 летние дети собирают самостоятельно. Используют помощь. Не отмечаются неадекватные действия. К 4-5 годам могут различать контрастные величины.
Задание А.2
Работа с пирамидой из 4 колец с 3 лет.
Оборудование: Две пирамиды из 4 колец разной величины (одна пирамида с кольцами разного цвета).
Цель: Выявление у ребёнка сформированности восприятия величины, цвета.
Установление характера деятельности (адекватность и рациональность способа работы, самоконтроль). Наличие и стойкость интереса. Использование помощи. Обучаемость. Состояние моторики.
Процедура: Перед ребёнком ставят пирамиду одного цвета. Инструкция: Собери пирамиду или (надень колечки). Если делает безошибочно, предлагаю вторую пирамиду с кольцами разного цвета. Дополнительная инструкция: дай красное кольцо. Дай синее кольцо.
Анализ результатов:
Норма
К 4-5 годам выполняют это задание. Проявляют интерес к заданию. Понимают смысл задания и приступают к работе. До 3 лет допустимо собирание пирамид без учёта величины неадекватным считается закрывание стержня колпачком до нанизывания колец. С 4 лет собирают с учётом величины колец. К 5 годам пользуются способом зрительного соотнесения колец.
Умственно отсталые (У.О.)
С 3-4 лет радуются яркой пирамиде, но это не интерес к заданию. Понимание цели задания в этом возрасте не отличается. Чем тяжелее У.О., тем чаще наблюдаются манипулятивные и неадекватные действия с кольцами. После 4 лет нанизывают беспорядочно. Вторая пирамида вызывает те же трудности.
Диагностика обследование в старшей группе педагога дефектолога
Диагностическое обследование
в условиях
дошкольного образовательного учреждения для детей
с задержкой психического развития (ЗПР)
Диагностическое обследование в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.
Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа. Первый этап
(сентябрь). Цель обследования на начальном этапе — выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в «Карту развития ребёнка». С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются «уровневые» программы коррекционного обучения.
Второй этап
(первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
Третий этап
(проводится в конце учебного года). Цель — определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.
На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
старшей группы
(диагностическое обследование проводит педагог – дефектолог)
Данные о ребёнке
Ф.И.О. ребенка |
Дата рождения |
Домашний адрес / по прописке/ |
Домашний адрес / фактический/ |
Дата поступление в дошкольное образовательное учреждение |
Сведения о семье
Отец (Ф.И.О.) |
Место работы (должность) |
Мать (Ф.И.О.) |
Место работы (должность) |
Социальный статус семьи |
Заключение и рекомендации ТМПМПК
Дата |
Выводы заключение |
Рекомендации |
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие
ЦВЕТ (ЦВЕТНЫЕ КУБИКИ) | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок понимает разницу между цветами. | 1 балл | |||
Ребёнок различает 4 основных цвета. Может назвать правильно хотя бы один из цветов. | 2 балла | |||
Ребёнок соотносит и дифференцирует 4 основных цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов. | 3 балла | |||
Ребенок умеет достаточно свободно разли- чать и называть основные цвета и некоторые их оттенки. | 4 балла |
ФОРМА («ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК», «ДОСКИ СЕГЕНА») | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок не справляется с заданием даже с обучающей помощью, не понимает понятия “форма”. | 1 балл | |||
Ребёнок использует силу, положительного результата не всегда добивается; помощь использует не в полном объёме. | 2 балла | |||
Ребёнок понимает понятия “форма”. При вы- полнении заданий использует силу, но обуча- ется и добивается положительного результата | 3 балла | |||
Ребёнок действует путём целенаправленных проб. Результат деятельности положитель- ный. | 4 балла |
ВЕЛИЧИНА | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок не справляется с заданием даже с обучающей помощью, не понимает понятия “величина”. | 1 балл | |||
Ребёнок выполняет задание с различными Видами помощи, положительного результата не всегда добивается. | 2 балла | |||
Ребёнок обучается и добивается положитель- ного результата. Может сравнивать предметы по величине. | 3 балла | |||
Ребёнок самостоятельно выполняет задания. Легко соотносит предметы по величине. | 4 балла |
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (Разрезная картинка) | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Результат не достигнут. Помощь не эффективна. | 1 балл | |||
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности не достигнут. | 2 балла | |||
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности достигнут с помощью педагога. | 3 балла | |||
Ребёнок складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения. | 4 балла |
ПАМЯТЬ
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок запоминает и воспроизводит одно или несколько слов после повторного прочте- ния педагогом. | 1 балл | |||
Ребёнок запоминает и воспроизводит только 1 — 3 слова после однократного прочтения педагогом. | 2 балла | |||
Ребёнок запоминает и воспроизводит 4 — 6 слов после однократного прочтения педаго- гом. | 3 балла | |||
Ребёнок запоминает и воспроизводит 7 — 8 слов Ребенок способен запомнить фразы,двустишия и воспроизвести их по требованию. | 4 балла |
начало учебного года | |||||||||
СЛОН | МЯЧ | МЫЛО | ДОМ | РУКА | СОЛЬ | ВЕСНА | СЫН | Привнесения | |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 |
середина учебного года | |||||||||
СЛОН | МЯЧ | МЫЛО | ДОМ | РУКА | СОЛЬ | ВЕСНА | СЫН | Привнесения | |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 |
конец учебного года | |||||||||
СЛОН | МЯЧ | МЫЛО | ДОМ | РУКА | СОЛЬ | ВЕСНА | СЫН | Привнесения | |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 |
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок запоминает 1 картинку среди 10. | 1 балл | |||
Ребёнок запоминает 2 — 3 картинки из 10. | 2 балла | |||
Ребёнок запоминает 4 — 9 картинок из 10. | 3 балла | |||
Ребенок запоминает все картинки из 10. | 4 балла |
ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ (Устойчивость внимания) | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не способен к сосредоточению вни- мания на предмете, быстро отвлекается. | 1 балл | |||
Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное. | 2 балла | |||
Внимание достаточно устойчивое. Ребенок спо собен к сосредоточению внимания на предмете | 3 балла | |||
ВНИМАНИЕ (Концентрация внимания) | ||||
Ребенок не способен к концентрации внима-ния. | 1 балл | |||
Внимание поверхностное, низкая концентра-ция. | 2 балла | |||
Внимание достаточно стойкое. Ребенок спо-собен к концентрации внимания. | 3 балла | |||
ВНИМАНИЕ (Переключаемость внимания) | ||||
Переключаемость внимания затруднена. | 1 балл | |||
Замедленная переключаемость внимания. | 2 балла | |||
Ребенок легко переключает внимание с одного вида деятельности на другой. | 3 балла |
МЫШЛЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ИСКЛЮЧЕ-НИЕ ПРЕДМЕТОВ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок совершает попытки выполнить задание, устанавливает отличия конкретных объектов. | 1 балл | |||
Ребёнок может устанавливать сходства, выделять общие признаки, делает простей- шие обобщения между предметами. | 2 балла | |||
Ребёнок устанавливает обобщенные связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам. | 3 балла | |||
Ребёнок устанавливает последовательность событий, процессов. При работе ребенок действует целенаправленно. | 4 балла |
ПРОСТРАНСТВЕННО – ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не может самостоятельно ориентиро- ваться в пространстве, не может правильно назвать направления (спереди, сзади, справа, слева). | 1 балл | |||
Ребёнок понимает пространственное распо- ложение предметов и может назвать некото- рые направления. | 2 балла | |||
Ребёнок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя. | 3 балла | |||
Ребенок ориентируется на листе бумаги, различает правую и левую руку. Легко и спокойно ориентируется в пространстве. | 4 балла |
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не может самостоятельно ориентиро- ваться во времени, не может правильно назвать временные отрезки (части суток, времена года) | 1 балл | |||
Ребёнок понимает временные отрезки (части суток, времена года), но путается в их пра- вильном названии и последовательности. | 2 балла | |||
Ребёнок знает временные отрезки и может назвать части суток, времена года в правиль- ной последовательности. | 3 балла | |||
Представления о частях суток, днях недели, временах года, их последовательности сформированы. | 4 балла |
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок не может делать пальцами захвата предметов, не может удержать достаточно легкий предмет. Движения затруднены. | 1 балл | |||
Ребенок может захватывать крупные и лёгкие предметы. При выполнении заданий наблю- дается моторная неловкость. | 2 балла | |||
Хорошее состояние мелкой моторики: ребе- нок может писать, рисовать, вырезать,плести, лепить и пр.Удерживает позу кисти руки. | 3 балла | |||
Ребёнок чётко выполняет задание, удержи- вает позу кисти руки. | 4 балла |
ОБЩАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок может сохранять равновесие при ходьбе, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. | 1 балл | |||
Ребенок может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно, немного бегает, может поднять и развести руки, присесть. | 2 балла | |||
Ребенок может играть с мячом,подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические уп- ражнения. Может пройти на цыпочках. | 3 балла | |||
Движения ребёнка чётко скоординированы. Ребенок легко и самостоятельно выполняет задания. | 4 балла |
ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ
(левая, правая) __________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ВОСПРИЯТИЕ —
оценивается суммой баллов:
14 — 16 высокий уровень восприятия.
8 — 13 средний уровень восприятия.
1 — 7 низкий уровень восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
ЦВЕТ | |||
ФОРМА | |||
ВЕЛИЧИНА | |||
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
ПАМЯТЬ —
оценивается суммой баллов:
7 — 8 высокий уровень памяти.
4 — 6 средний уровень памяти.
1 — 3 низкий уровень памяти.
ПАМЯТЬ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
СЛУХОВАЯ | |||
ЗРИТЕЛЬНАЯ | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
ВНИМАНИЕ —
оценивается суммой баллов:
10 -12 высокий уровень внимания.
5 — 9 средний уровень внимания.
1 — 4 низкий уровень внимания.
ВНИМАНИЕ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Концентрация внимания | |||
Устойчивость внимания | |||
Переключаемость внимания | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
МЫШЛЕНИЕ —
оценивается суммой баллов:
4 высокий уровень мышления.
2 — 3 средний уровень мышления.
1 низкий уровень мышления.
МЫШЛЕНИЕ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
ПРОСТРАНСТВЕННО – ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ —
оценивается суммой баллов:
7 -8 высокий уровень развития.
4 — 6 средний уровень развития.
1 — 3 низкий уровень развития.
ПРОСТРАНСТВЕННО – ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | |||
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
МОТОРИКА —
оценивается суммой баллов:
7 -8 высокий уровень развития.
4 — 6 средний уровень развития.
1 — 3 низкий уровень развития.
МОТОРИКА | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | |||
ОБЩАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНО–КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Дата обследования______________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рекомендации_______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Дата обследования______________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рекомендации_______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Дата обследования______________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рекомендации_______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Педагог дефектолог _________________________________/Заостровных Н.Ю./
Причины задержки
Установлены 2 основные группы причин.
Социальные причины:
- Отсутствие должного внимание со стороны взрослых, гипоопека.
- Отсутствие общения с ровесниками и взрослыми, длительная изолированность от социума.
- Недостаточная творческая и мыслительная деятельность.
- Гиперопека, в результате которой ребенок не стремиться стать самостоятельным.
- Воспитание ребенка авторитарными родителями, которые не учитывают желания и мнение малыша. Наказание ребенка в такой семье зачастую несоизмеримо повинности, в результате чего ребенок становится тревожным и замкнутым, у него развиваются страхи, на фоне чего происходит задержка психического развития.
К биологическим причинам пренатального периода относятся: тяжелое течение беременности, в ходе которой мать перенесла тяжелую инфекцию, травму, а также алкогольную интоксикацию, гипоксия плода, многоводие, недоношенность, тяжелые роды, а также резус-конфликт ребенка и матери.
После рождения малыша спровоцировать развитие ЗПР могут следующие причины:
- Врожденные дефекты речи, нарушение слуха и зрения.
- Перенесенные соматические заболевания.
- Патологии со стороны сердечно-сосудистой системы.
- Поражения головного мозга органического характера.
- Черепно-мозговые травмы.
Также специалисты не исключают наследственный фактор. В том случае, если одному из родителей в детстве был поставлен диагноз ЗПР, то высок риск того, что подобное состояние может развиться и у ребенка, несмотря на полное отсутствие других факторов риска при беременности и после родов.
Одной из основных психолого-педагогических проблем является диагностика детей с трудностями в обучении.
Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.
От обычных детей ребенка с ЗПР можно отличить по некоторым особенностям.
1. Дети с такими отклонениями в психическом развитии очень быстро утомляются, не могут усваивать данный объем работы, у них занижен уровень работоспособности.
2. Детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать) информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, т.к. словесно-логическое мышление неразвито.
3. Дети этой категории испытывают трудности с общепринятыми в школе формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР сюжетно-ролевые игры недоступны, но ради того, чтобы уйти от трудных заданий, они могут с удовольствием поиграть в более простые игры.
4. Детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность. 5. Обучение по программе общеобразовательной школы для них неприемлемо, т.к. их психическое развитие находится на более раннем уровне. Поэтому учителю необходимо понаблюдать за такими детьми, для правильной дифференциации, быть очень терпеливым, чтобы не отправить в специальный класс детей с нормальным развитием.
У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно- педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников.
Ученые сходятся во мнении, что диагностику нужно проводить в психолого- педагогическом аспекте. Не у всех детей этой категории выражен неврологический статус, но в то же время имеются некоторые признаки, напоминающие легкую дебильность. Однако неврологическая симптоматика остаточного характера быть главной в диагностике ЗПР не может, т.к. она может быть похожа на симптоматику у нормально развивающихся детей при некоторых перенесенных заболеваниях. В этом случае лучше проводить диагностику в психолого-педагогическом плане. При диагностике задержки психического развития нужно обратить внимание на то, как ребенок выполняет задание самостоятельно и как ему это удается сделать при помощи взрослого. Дети такой категории справляются с заданием при содействии учителя намного быстрее и эффективнее, это отличает их от умственно отсталых детей, и при диагностике на этот факт следует обратить внимание.
Если главным признаком является недостаток памяти, внимания, перехода и скорости психических процессов, то ставится диагноз ЗПР (Т.В. Егорова).
Но некоторым детям окончательно диагноз можно поставить только после психолого-педагогического наблюдения во время обучения в младших классах общеобразовательной школы.
Также к одной из ступеней диагностики можно отнести значительно низкий уровень игровой деятельности (в отличие от сверстников). Им не под силу сюжетно-ролевые игры, они не способны выбрать тему без вмешательства взрослых, в сюжетно-ролевой игре они не могут распределить роли. Возникают трудности и с соответствием плану игры (сценарию).
Но если детей с ЗПР сравнить с умственно отсталыми детьми, то увидим, что дети с ЗПР всегда адекватны в своих действиях и с какой-либо игрушкой играют в соответствии с ее назначением.
Как классифицируют ЗПР?
В практической работе с детьми с ЗПР специалисты чаще всего используют классификацию К.С.Лебединской, основанную на этиопатогенетическом подходе, исходя из которой, выделяют 4 типа ЗПР:
- для ЗПР конституционального типа свойственен инфантилизм, вследствие которого эмоционально-волевая сфера ребенка с ЗПР схожа с таковой у детей младшего возраста; она, развиваясь асинхронно с остальными психическими функциями, находится на более раннем этапе онтогенеза. Характерны постоянно повышенное или пониженное настроение, выраженность, поверхностность, нестойкость эмоций, впечатлительность.
- ЗПР соматогенного типа обусловлена стойкой психофизической астенией, возникающей вследствие влияния долгих хронических соматических заболеваний. У детей с ЗПР этого типа снижена саморегуляция, произвольность, нередко возникает вторичная инфантилизация. Так же имеет место быть и незрелость эмоциональной сферы (лабильность, тревожность, капризность).
- ЗПР психогенного происхождения обусловлена неблагоприятной социальной средой развития, психотравмирующими факторами и, соответственно, связана с возникновением у ребенка неврозов, психических или пограничных расстройств. При данном варианте ЗПР на первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере (страхи, боязливость, агрессивность, импульсивность, негативизм), повышение истощаемости, снижение саморегуляции и произвольности.
- ЗПР церебральнo-oрганического происхождения можно встретить чаще других видов; этот тип ЗПР самый стойкий и тяжелый. Предполагает наличие нарушенных познавательных процессов, задержку развития эмоциoнально-волевой сферы и физическую незрелость. Чаще всего, в связи с тем, что резидуально-органическое поражение мозга произошло на самом раннем этапе развития, этот тип ЗПР находится на грани умственнoй отсталости.
Дети с задержкой психического развития: диагностика
Среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями.
Их причинами являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют примерно 50% неуспевающих школьников.
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» — психолого-педагогическое и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.
Задержка психического развития — одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности.
ЗПР характеризуются:
- замедленным темпом психического развития,
- личностной незрелостью,
- негрубыми нарушениями познавательной деятельности.
- стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью,
- слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию (возможны только в условиях специального обучения и воспитания).
Группы детей задержкой психического развития:
1. дети с нарушенным темпом физического и умственного развития, которые были охарактеризованы как дети с психофизическим и психическим инфантилизмом.
Задержка их развития вызвана замедленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки.
Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, для них характерна низкая работоспособность.
2. учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (церебрастеническими состояниями), которые обычно являются следствием мозговых травм.
Характерна слабость основных нервных процессов, глубоких нарушений познавательной деятельности нет, в периоды нормализации состояния они могут добиваться высоких результатов в учебе.
Формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития (Г.Е.Сухарева):
1) интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
3) нарушения при различных формах инфантилизма;
4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;
5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.
Клиническую систематику детей с ЗПР (К.С. Лебединская) — четыре основных варианта задержек психического развития:
- конституциональный,
- соматогенный,
- психогенный,
- церебрально-органического происхождения. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.
Группы пограничных форм интеллектуальной недостаточности (В.В. Ковалев — патогенетический принцип):
1) дизонтогенетические формы, недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка;
2) энцефалопатические формы, в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
3) интеллектуальная недостаточность — связана с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловлена действием механизма сенсорной депривации;
4) связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («социокультурная умственная отсталость»).
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР:
- значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности,
- ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
- низкий уровень развития восприятия — необходимость более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации;
- не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д.
- в начале этапа систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
- недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
- неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
- отклонения в развитии памяти — снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения.
- развитие познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного.
- недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления — при анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью.
- снижение познавательной активности — одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью). Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. (несколько расторможены, многословны).
- поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения со взрослым.
- общая неорганизованность, импульсивность, недостаточная целенаправленность, слабость речевой регуляции; низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанной
- нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
- ослабление регуляции во всех звеньях,
- снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- недоразвитие у детей данной категории социальной зрелости.
- несформированность игровой деятельности.
- снижение уровня обучаемости по сравнению с нормально развивающимися детьми. В отличие от умственно отсталых они обладают относительно высокой обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев могут овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в дальнейшем.
- особенности речи детей с задержкой психического развития — отставание в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. Ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, трудности в понимании и употреблении ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий.
Группы старших дошкольников с задержкой психического развития (И.А. Коробейников):
- дети, у которых наблюдается интерес к выполняемой работе; вместе с тем при столкновении с трудностями нарушается целенаправленность деятельности, снижается активность, действия становятся нерешительными.
- дети с менее выраженным интересом к работе, невысокой активностью. При возникновении трудностей в решении задачи указанные особенности становятся более выраженными и требуется значительная внешняя стимуляция для продолжения работы.
Диагностика задержки психического развития — должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане.
Дифференциальная диагностика наиболее успешна, если опирается на результаты психологических методик, в частности нейропсихологических проб.
Обследование лучше строить в форме обучающего эксперимента.
В процессе психолого-педагогического изучения рекомендуется применять задания в наглядно-действенном плане, что значительно повышает качество их выполнения.
Для более объективной оценки уровня развития мышления необходимо сопоставлять результаты работы ребенка в заданиях со словесно-логическим и наглядно-действенным материалом.
В отличие от умственно отсталых они лучше используют помощь и способы применения показанного способа действия при выполнении аналогичных заданий. Этот факт очень важен как для диагностики задержки психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.
Уровни коррекционного анализа:
- нейропсихологический (предполагает знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе).
- общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека;
- возрастно-психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение.
Классификация и симптомы задержки
Существуют разные варианты классификации задержки психического развития, однако специалисты чаще прибегают именно к классификации по Лебединской.
Какие виды ЗПР существуют:
- Психогенная. Главная причина — воспитание ребенка в негативных условиях.
- Соматогенная. Причина — недостаточной развитие центральной нервной системы, которое стало следствием перенесенных в раннем возрасте заболеваний. Если ребенок длительный период времени находится в больнице, то отсутствует общение с ровесниками, что также становится причиной возникновения коммуникационных проблем. Такие дети заторможены и пугливы, обладают недостаточным объемом памяти, гиперактивны.
- Конституционная. Процессы развития ЦНС замедляются, в результате чего над познавательной деятельностью значительно преобладает игровая. Поведение ребенка перестает соответствовать его возрасту, развивается невнимательность, происходит ухудшение памяти.
- Церебрально-органическая. Вид ЗПР, который встречается наиболее часто. Главная причина — первичное поражение головного мозга органического характера. Дети с ЗПР данного вида часто заторможены, у них отсутствуют живые эмоции, а воображение скудное.
Профилактика ЗПР
Профилактика ЗПР включает, в первую очередь, ответственный подход к планированию беременности. В период вынашивания ребенка мать должна стараться всячески избегать любых негативных воздействий на плод.
В раннем возрасте ребенка неоспорима польза профилактики инфекционных и различных соматических болезней. Важно обеспечить для ребенка благоприятные условия жизни. Если есть малейшие подозрения в развитии у ребенка психомоторных процессов, нужно провести обследование у специалистов и своевременно начать работу по устранению состояния.