Игры на развитие речи в старшей группе детского сада
Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе
«Найди лишнее слово» Цель:
упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры.
Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Перечень серий слов: 1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий. 2. Храбрый, злой, смелый, отважный. 3. Яблоко, слива, огурец, груша. 4. Молоко, творог, сметана, хлеб. 5. Час, минута, лето, секунда. 6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. 7. Платье, свитер, шапка, рубашка. 8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь. 9. Береза, дуб, сосна, земляника. 10. Книга, телевизор, радио, магнитофон
«Верно ли это?» Цель:
развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры.
Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Верно ли это? Собирают сыр с кустов. С зайцами пасут коров. На лугу доят волов. В пляс пускается медведь. Тыквы стали песни петь. Косят косари леса. На снегу лежит роса. Верно ли, что как-то раз От дождя нас зонтик спас? Что луна нам ночью светит? Что конфет не любят дети? Л.Станч
«Четвёртый лишний» Цель:
учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры.
На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Ряд картинок для игры: 1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак. 2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина. 3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать. 4. Кукушка, сова бабочка, сорока. 5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка. 6. Ромашка, береза, ель, тополь. 7. Помидор, огурец, морковь, слива. 8. Шапка, берет, шляпа, носок. 9. Топор, пила, ручка, рубанок. 10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.
«Правильно или нет?» Цель: учить находить грамматические ошибки. Ход игры.
«Как вы думаете, можно ли так сказать?» 1. Мама ставит вазу с цветами в стол. 2. Когда хотят что-то купить теряют деньги. 3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. 4. В полу лежит красивый ковер. «Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.
«Распутай слова» Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. «Найди ошибку» Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении. Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?» 1. Зимой в саду расцвели яблоки. 2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. 3. В ответ я киваю ему рукой. 4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. 5. Скоро удалось мне на машине. 6. Мальчик стеклом разбил мяч. 7. После грибов будут дожди. 8. Весной луга затопили реку. 9. Снег засыпало пышным лесом «Объясните, почему…» Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек. Незаконченные предложения для игры: Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь) Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко) Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер) Стало очень холодно… (пошёл снег) «Доскажи словечко» Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа. Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. *** Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого. Я видел двух свинок. Без шляп и … (ботинок) *** Постой, не тебе ли На прошлой неделе. Я выслал две пары Отличных … (калош) *** Робин Бобин Барабек. Скушал сорок … (человек) *** Он сказал: «Ты злодей, Пожираешь людей, Так, за это мой меч – Твою голову с … (плеч) *** Муравей, муравей Не жалеет … (лаптей) *** Где убийца, где злодей? Не боюсь его … (когтей) -5- «Летает, а не птица» Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые». Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев. В тёмной темнице Красны девицы. Без нитки, без спицы Вяжут вязеницы. (Пчёлы в улье) *** Красные лапки Щиплют за пятки (Гусь) *** Чёрный, проворный, Кричит «крак», Червякам враг. (Грач) *** Не зверь, не птица, А нос, как спица. (Комар) *** Явился в жёлтой шубке Прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок) *** Летела птица, Не перната, не крылата, Носик долгий, Голос тонкий. Кто её убьёт, Человечью кровь Прольёт. (Комар) Много мастеров Срубили избу без углов. (Муравьи) *** Маленький мальчишка В серомярмячишке По дворам шныряет, Крохи собирает, В поле ночует, Коноплю ворует. (Воробей) *** На полянке возле ёлок, Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. (Муравейник.) *** На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его… (скворец). *** Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу, Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. (Жук) *** Верещанья, белобока. А зовут её …. (сорока). *** Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Рекомендуем посмотреть:
Игры по развитию речи детей 5-7 лет Речевые игры и упражнения для развития речи детей 5-7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет: Зимние виды спорта Дидактическая игра для детей 4-7 лет. Магазин «Хвосты»
Похожие статьи:
Задания по теме «Лес» для детей 6-8 лет
Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе
Игры для развития связной речи
Писатель-неумеха
Учим ребенка произносить букву Р в 5 лет
Формулирование, построение сложноподчиненных предложений, развитие логического мышления
В гости к детям пришел писатель, который никак не может закончить детскую книжку, потому что в его рассказах есть начало, но нигде недостает концовки. Он просит у детей помощи: подскажите, чем могла бы закончиться каждая из историй.
Зачитывайте начало заранее заготовленных предложений, затем добавляйте вопрос «почему» и просите детей начать ответ с «потому что», а затем повторяйте получившееся предложение целиком.
Примеры:
«Папа принес домой торт и поставил его на балкон.. (почему?), потому что у нас сломался холодильник».
«Маша не будет сегодня ложиться спать в девять часов… (почему?), потому что сегодня 31 декабря, и все встречают Новый год».
«Полосатая кошка залезла на высокое дерево и мяукает… (почему?), потому что не может спуститься обратно».
Голова или хвост?
Составление рассказа по картинке
Для игры подготовьте сюжетные серийные картинки, иллюстрирующие единый рассказ. Перемешайте их и скажите детям, что волшебная змея, которая умеет читать и рассказывать истории, просит помощи: нужно разложить картинки в таком порядке, в каком развивается изображенная на них сказка. Обсуждайте каждую карточку, расспрашивайте детей, побуждайте рассказать о том, что нарисовано, в какую часть цепочки следует ее разместить.
По завершении задания попросите змею «прочитать» получившийся рассказ.
В погоне за модными и осовремененными играми не забывайте о классике дворовых детских игр, знакомых сем с детства. «Съедобное/несъедобное» и «Испорченный телефон» десятки лет являются одними из самых популярных и проверенных поколениями игр для речевого развития.
Образцы занятий:
Хочется отметить, что комплекс занятий на сайте не полный и носит ознакомительный характер. Если вы хотите получить полный комплекс игровых занятий по развитию речи для детей 5-7 лет то пишите на почту или почту обратной связи.
Комплекс игровых занятий по развитию речи для детей 5-7 лет представлен в вордовском документе в черно-белом варианте. Это очень удобно, т.к. учебный материал можно легко распечатать, а также при желании изменить.
Польза данных занятий:
- Увлекательные игры помогут пополнить активный и пассивный словарь малышей по изучаемым лексическим темам.
- Раскрашивание картинок укрепит пальцы и подготовит руку к письму. Развитие мелкой моторики также положительно сказывается на развитии речи.
- Каждое занятие включает изучение стихотворения с движениями пальцев рук. Заучивание стихов способствует развитию памяти, а заучивание с движениями пальцев рук еще дополнительно стимулирует кору головного мозга.
- Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи научат малышей: подбирать прилагательные к существительным и согласовывать их в роде, числе; согласовывать существительные с числительными в роде, числе; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.п.
- Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам поможет сформировать связную речь и сделать ее более богатой.
Занятия по развитию речи представлены в черно-белом варианте. Каждое занятие содержит подробные инструкции расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница.
Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.