Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Звук [А] и буква А» Тема занятия: Звук и буква А Тема инсценировки: «Бабушка — ведунья»
. Цель: знакомство с
буквой А. Задачи: Активизация слухового внимания. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции. Осознание звуковой стороны речи. Знакомство с основными единицами метаязыкового анализа:…
Игровой тренинг «Обучение дошкольников грамоте» (старшие, подготовительные группы) Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим педагогическим опытом по использованию игровых технологий при обучении дошкольников…
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Консультация для родитлей
Консультация для родителей (воспитателей) «Подготовка детей старшего дошкольного к обучению грамоте»
Описание материала: предлагаю вам консультацию по теме: «Подготовка детей старшего дошкольного к обучению грамоте». Данный материал будет полезен учителям логопедам, учителям – дефектологам, а так же воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста. Применение данных методов и приемов способствует развитию у детей развитию звуко — буквенного анализа слов, применяемых в игровой форме и ознакомлению с правилами выполнения звукового анализа слов. Цель: развитие звуко — буквенного анализа и синтеза слов. Обучение грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Педагог считает, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: — требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению; — появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; — не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; — физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. Важно, чтобы ребёнок: • не пропускал буквы, не смешивал их при написании; • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только; старался запомнить соответствующие буквы; • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас. Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте: Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров); • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; • Готовность к звуко — буквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками слогового чтения. «Как обучать детей звуковому анализу слов» Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: — определение количества звуков в слове; — фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); — определение места звука в слове. Уважаемые педагоги (родители), помните: 1. Звук – мы слышим и произносим. 2. Буквы мы пишем и читаем. 3. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки) Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем,что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. Примерные игровые задания. 1. «Светофорчики» Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.). 2. «Покажи картинку на определённый звук» (слышать звук в начале слова) 3. «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова) 4. «Сколько звуков в слове спряталось?» 5. «Место звука в слове» Как проводится звуковой анализ слова? Выложить схему слова КОТ. — Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три — Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К]) — Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый). — Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком). — Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О]) — Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный). — Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком). — Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]). — Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой). Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком). — Звуки подружились. Что получилось? (КОТ). Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания: — «На что похожа буква?» — В ряду букв обвести в круг заданную букву. — Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п. — Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву. Уважаемые педагоги (родители), очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины! Желаю всем удачи! Используемая литература: 1. Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. Методическое пособие к Букварю. — М.: Просвещение, 2003. 2. Быстрова Г.А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2002. 3. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа — Прес, 1998. 4. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.- М., 2006. 5. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция.-2001. 6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2005. 7. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико — фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. -М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2000. -80 с.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты
Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека
Обучение грамоте в детском саду.
Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);
- Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Этапы работы по обучению грамоте.
Подготовительный этап.
Знакомство с неречевыми звуками.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие «звук».
- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен);
- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Предлагаемые игры:
- «Услышишь – хлопни»;
- «Узнай, что звучит?»;
- «Где звучит колокольчик?»;
- «Покажи картинку»;
- «Громко – тихо»;
- «Кто сказал?».
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.
Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы «Овощи» мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
- паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
- гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
- домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
I этап
.
Знакомство с гласными звуками.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
- «Назови звук»: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его.
- «Покажи звук»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ.
- «Назови первый звук в словах: аист, автобус, уши, Ира, обруч».
- «Назови последний звук в словах: зима, сапоги, дорога».
- «Назови слова со звуком [а], [о] и т.д.»
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:
- «Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, в название которых есть звук [о], а Ане — звук [а].
На этом этапе учим детей слышать гласные звуки, например звук [а]
- в ряду других звуков: а, у, и, а, а, о
- в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.
- в ряду слов: аист, усы, артист, осы
- в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
- Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом;
- Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
- В середине слова.
Для этого используем пособие — звуковые линейки.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]- согласный, звонкий, твёрдый.
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по — настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович). Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком — если горлышко «звенит», значит, звук звонкий, если нет — глухой.
Если горлышко звенит,
Значит звонкий звук бежит.
В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.
Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с — сыр, т — труба, я — яблоко).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы:
- Покатилось колесо, превратилось в букву О;
- У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;
- А – как лесенка стоит, начинает алфавит;
- Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
- Написать букву в воздухе, на столе;
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
- Вылепить из пластилина, теста;
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
При знакомстве с согласными звуками ведётся работа по звуковому анализу:
- обратных слогов (ум, он, ам, ан);
- прямых слогов (му, на, но);
- односложных слов без стечения согласных (дом, дым, кот);
- двусложных слов с прямыми открытыми слогами (кино, вата, духи);
- односложных со стечением согласных (стол, крот, мост);
- двусложных слов со стечением согласных (скала);
- трёхсложных слов с прямыми открытыми слогами (малина).
Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова ЗИМА (появляется картинка зима). Символ слова — это полоска, слоги — короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:
- назвать количество звуков в слове;
- назвать звуки по-порядку;
- сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
- сколько согласных;
- назвать первый звук, последний, третий.
После подробного звукового анализа слова, обозначаем каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить предложение, словосочетание.
Обучение грамоте
— ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он чувствует свой успех от выполнения каждого задания.
Консультацию подготовила учитель-логопед: Шкурова О.В.
Литература:
- З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Санкт-Петербург, 2007.
- С.П. Цуканова, Л.А. Бетц. Учим ребенка говорить и читать. Москва, 2008.
- Н.С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Москва, 2009.