Урок 1 класс обучение грамоте Тема: » Твердый согласный звук [ш] буквы Ш, ш»»


Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка: Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки. Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Примеры заданий для детей

Глухой или звонкий:

  • Простой и яркий способ, который помогает понять разницу — при произношении приложить ладонь к горлу. Переберите все согласные, пусть ребенок сам откроет какая буква вибрирует, а какая не дает ощущений.
  • Выберите картинки, которые напоминают звон и глухоту. Например: звоночек и ухо. Произносите разные слова из одного-двух слогов, а ребенок, если услышал звонкий звук, должен показать картинку со звоночком. Потом поиграйте так же с глухим звуком. Когда ребенок освоится с простыми словами, берите длиннее.

Твердый или мягкий:

  • Предложите взять одну букву и пропойте слога с гласными, дающими твердость. Пусть ребенок почувствует твердость в голосе. Потом с той же буквой пропойте слога с гласными, дающие мягкость.
  • Называйте слог и бросайте мяч ребенку. Если твердый, должен поймать. Если мягкий — оттолкнуть.
  • Составьте цепочку слов. Например, стул-лошадь-деньги-гитара…

Общие задания:

  • Создайте свою собственную таблицу с яркими образами, повесьте на видное место. Ребенок, когда сам подбирает рисунок, цвет, — больше включается в тему и быстрее запоминает.
  • Предложите назвать слово, где есть и звонкая и глухая. Или глухая и, при этом, — твердая.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

ПРОВЕРКА ПРОИЗНОШЕНИЯ

Родители, которые ежедневно слышат ребенка, привыкают к его лепету и часто не замечают логопедических проблем. Иногда на речевые дефекты указывают воспитатели детского сада, педагоги начальной школы или просто люди, которые впервые услышали разговор ребенка. Существует два способа, позволяющих в домашних условиях выявить нарушения произношения звука Ш: 1. наблюдение за ребенком. Этот метод занимает много времени и требует внимательности от родителей; 2. упражнения на произношение звука Ш. Простые задания помогут мамам и папам понять, есть ли у их ребенка проблемы с произношением. Логопеды советуют такие упражнения для диагностики проблемы: — «Змейка» – малыш должен сымитировать шипение змеи (ш-ш-ш-ш-ш); — «Повторяйка» – крохе предлагается повторить слоги, содержащих звук Ш. Начинать нужно из слогов, которые состоят из двух букв, например, «ше», «шу», «ош», «яш» и т.д. Затем можно усложнить задание и предложить ребенку слоги из трех букв , например, «ошо», «аша», «иши», «ушо», и т.д. Наиболее сложными по произношению являются слоги с согласными, например, «рша», «пшо», «шки» и т.д. Предлагая своему чаду произносить слоги, взрослый должен произнести их четко и с правильной артикуляцией; — «Назови предмет» — взрослым нужно заранее приготовить изображение предметов, в названии которых содержится звук Ш. для этого упражнения можно воспользоваться карточками детского лото, распечатать нужные картинки с интернета или же просто показывать их на компьютере. Главное, чтобы название всех предметов кроха знал, например, шишка, кошка, мыша, шапка, шалаш, шуба, шар и т.д.; — скороговорки на букву Ш – самое сложное задание, выполнение которого подразумевает хорошую артикуляцию. Для детей подойдут такие скороговорки «У Сашки в кармашке шишки и шашки», «Шапка да шубка — вот наш Мишутка», «Шесть мышат в камышах шуршат».

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Согласный, глухой, ротовой, лабиализованный, шипящий.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы лабиализованы, вытянуты вперёд. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами (зубами) не превышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посередине узкую плоскую щель; боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Весь язык имеет форму «чашечки». Посередине желобок. Положение голосовых связок: разомкнуты. Можно видеть положение губ, расстояние между резцами; открыв рот положение языка. Можно осязать широкую, тёплую сильную воздушную струю, направленную косо вниз.

Постановка. Анализ слова до слога КАРАНДАШ-КА-РАН-ДАШ-АШ. Сравниваем звуки [А] и [Ш] на руках и на языке без голоса. Рука ребёнка на груди: при произнесении звука [Ш] вибрации нет, воздушная струя сильная. На базе звука [С] механическим путём (зонд, палец,шпатель): «Скажи С», поднять кончик языка зондом, но с альвеолами не соприкасаемся; можно, в виде исключения, продвинуть зондом язык назад-получаем мягкое Ш. Жестовый показ. Речедвигательная ритмика. Профиль артикуляции.

Виды не правильного произношения. «Призубный сигматизм». Ш=Т Кончик языка примыкает либо к альвеолам, либо к резцам. На слухо-зрительной основе взять слово и показать характер воздушной струи (струя стала толчкообразной). Боковой «сигматизм». Боковые края опущены, кончик языка закрывает щель. 1 Проверяем звук [С], если все хорошо корректируем. 2 Подготовительные упражнения (можно использовать для постановки): Придать языку ложкообразную форму и поднять его к губе (снаружи), и провести дутьё. Увести язык за зубы к альвеолам и лабиализовать губы. «Свистящий сигматизм». Щ=С. Кончик языка прижат к нижним резцам. Нужно ставить заново, и только верхнее Ш. «Межзубный сигматизм». «Щёчный Ш». Ш=Щ язык пассивен. Звук ставим заново. «Озвончение». Ш=Ж. Сомкнуты голосовые связки. Устраняем на слухо-зрительной основе, вибрации быть не должно. «Губно-зубной Ш». Ш=Ф. Пассивен язык. Ставим заново. Недостаточно лабиаизовыны губы. Увеличено расстояние между резцами. Сильно отодвинутый в глубь язык. Опущена нёбная занавеска. Просто выдох.

Автоматизация звука [Ш]. Правильно проговариваем звук [Ш] в слогах. ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ, ША-ШО, ША-ШУ, ША-ШИ, ША-ШЕ, ШО-ША, ШО-ШУ, ШО-ШИ, ШО-ШЕ, ШУ-ША, ШУ-ШО, ШУ-ШИ, ШУ-ШЕ. Выделяем ударные слоги ШАША, ШАШАША, , ШАША, ШАШАША, ШАШАША.Проговариваем в словах ШАРЫ, ШАПКА, ШАРФ, ШУБА, ШУМ, ШУРА, ШУТКА, ШАШКА, ШАЛУН, ШАКАЛ, ШОВ,ШЁПОТ, ШИНА, ШИЛО. Автоматизируем звук [Ш] между гласными звуками АША, ОШО, УШУ, ЫШИ, АШО, УША, ОША, ОШУ, АШУ, Автоматизация звука [Ш] в обратном слоге. АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ЯШ, ЕШ, ЮШ, ИШ. В обратном слоге в словах ВАШ, НАШ, ДУШ, ТУШ, МЫШЬ, КОВШ, ЁРШ, ЛАНДЫШ, МАЛЫШ. В обратном слоге в предложениях САША ДАЙ КРАСНЫЙ КАРАНДАШ, МАША ДАЙ СИНИЙ КАРАНДАШ, МИША ДАЙ ЖЁЛТЫЙ КАРАНДАШ, ДАША ДАЙ ЗЕЛЁНЫЙ КАРАНДАШ. Правильно проговариваем звук в сочетании с согласной ШВО, ШВА, ШЛО, ШМО, ШНО, ШПО, ШРО, ШВА, ШКА, ШЛА, ШМА, ШНА, ШРА, ШПА, ШВУ, ШКУ, ШЛУ, ШМУ, ШНУ, ШПУ. Проговариваем в словах ШКАФ, ШКАТУЛКА, ШКОЛА, ШЛАНГ, ШЛЯПА, ШПАЛА, ШТУКА, КРОШКА, КАТУШКА, ПОЛУШКА, ЛЯГУШКА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, КОШКА, ПЫШКА, МЫШКА. Проговариваем звук [Ш] в предложениях У ШУРЫ ШУБА,У ШУРЫ ШАПКА. ШУРА И ПАША ПОШЛИ В ШКОЛУ.

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных. Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

Таблица звонких и глухих звуков


Мнемонический прием для запоминания глухих звуков: Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

ЭТАПЫ ПОСТАНОВКИ СЛОЖНО ВЫГОВАРИВАЕМЫХ ЗВУКОВ

Для быстрой и эффективной постановки звука Ш занятия с ребенком должны состоять из таких этапов: — артикуляционная гимнастика. На первом занятии нужно показать крохе, какие органы задействованы в речевом аппарате. Нужно его усадить перед зеркалом и дать внимательно рассмотреть язык, губы, небо и щеки. Чтобы артикуляционный аппарат был натренирован и готовым к выполнению упражнений, нужно сделать специальную разминку: напряженным языком нужно медленно поводить по небу, затем провести по губам и зубам, а потом высунуть язык как можно дальше и улыбнуться; — постановка речевого дыхания – звук Ш нужно произносить на выдохе, при этом нужно выдохнуть определенное количество воздуха. Научить контролировать количество выдыхаемого воздуха помогут игры с надуванием воздушных шаров, мыльных пузырей, использование свистков и т.д.; — постановка звука Ш – выполнение простых забавных упражнений, которые понравятся ребенку и помогут ему произнести шипящий звук; — закрепление поставленного звука – чтение и запоминание детских стишков и скороговорок на поставленный звук.

Замена Ж на Ш

Звук [ц] не является шипящим. А два других называются именно таковыми. В слабой позиции (на конце слова или перед глухими согласными) звук [ж] заменяется [ш]:

  • замуж [замуш];
  • уж [уш];
  • невтерпёж [нефтерпёш];
  • ложка [лошка];
  • рожки [рошк’и].

Текст диктанта по этой теме, который поможет интересно провести тренировочную работу над данной орфограммой:

Это происходит всегда, когда звуки согласные, звонкие, твердые в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.

Сестрицы Голицыны собрались замуж. Им уж невтерпёж. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапожки, кадушки, плошки, чашки, поварёшки. И вот на дорожке показались дрожки, там едут Серёжка, Алёшка, Прошка и Олежка – сестрицыны женихи. Тут и сказке конец, и жили они долго и счастливо.

Когда ставится Ь после Ж и Ш

По той причине, что вышеперечисленные согласные всегда твёрдые, мягкий знак для обозначения мягкости никогда с ними не употребляется. Однако бывают случаи, когда можно встретить его после букв Ж и Ш:

  • мышь;
  • ложь;
  • дрожь;
  • брошь;
  • чушь;
  • сплошь;
  • не трожь;
  • слышишь.

Эти примеры иллюстрируют правило употребление мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:

  1. Существительных 3 скл.: тишь, блажь.
  2. Наречий: наотмашь.
  3. Глаголов: идешь, положь.

Используем для тренировки такие предложения:

Это просто ложь, что мышь страшна: её не трожь, когда мимо идёшь, не тронет и она.

Если в доме тишь, и ты не кричишь, не скачешь, не блажишь, тут какой-то подвох, сразу не поймёшь. Что ты там творишь, а сам молчишь?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]