«Собери букву»
Такой простой пазл можно изготовить самостоятельно во время работы над автоматизацией любого согласного. Из листа картона нужно вырезать большую букву, разрезать ее на отдельные элементы и на каждом из них приклеить картинку с данным согласным в начале слова. В нашем случае — это буква «с». Предметные картинки можно подобрать, как на нашем фото, или придумать свои.
Помимо развития артикуляционного аппарата и проговаривания изучаемого звука, у детей развивается логическое мышление и внимательность, ведь нужно проанализировать форму кусочка и найти его место в целом изображении буквы, правильно совместив края.
Следующий этап работы
Автоматизация «с» в словах начинается сразу после его проговаривания в интервокальной позиции и в сочетании с другим согласным. Рассмотрим подробнее, как проводится работа на данном этапе автоматизации.
Интервокальная позиция — это окружение согласного гласными с двух сторон. Ребенку легче выговаривать такие тройные слоги: «аса», «осу», «иса», «усы», «осе» и т. д.
Дальше проговариваются несколько раз слоги со стечением двух, а потом и трех согласных перед гласной: «сма», «сто», «ске», «сли» и т. д. Тройные согласные даются детям сложнее, например, такие: «стра», «спро», «скри» и т.д.
Упражнения на произношение «с»
Изолированный звук «с» сначала дети проговаривают, повторяя за педагогом или логопедом. Этот этап не должен быть длительным. Рекомендуется использовать звукоподражательные игры только в самом начале, когда малыш только научился правильно артикулировать «с». Упор в данном случае делается на ассоциации, например, «повтори свист птички», «скажи, как шумит вода», «покажи, как дует ветер». Чтобы ребенок понимал разницу близких по звучанию звуков, в игре добавьте ассоциативные упражнения на «ш» и «с».
На первом этапе можно с детьми поиграть в следующие игры:
- «Юла» — логопед или мама раскручивают волчок, и пока он крутится, ребенок должен повторять выученный звук «с».
- «С кочки на кочку» — малышу дается полоска бумаги с наклеенными кружочками. Можно в помощь ребенку предложить маленькую игрушку, например, зайчика. Он перепрыгивает с круга на круг, а ребенок при каждом прыжке зверька повторяет звук «с».
- «Говорящая ручка» — дается ребенку листик, на котором пунктиром нарисованы длинные линии. Малыш ручкой наводит их и тянет при этом «с».
- «Поймай шарик» — маленький мячик или теннисный шарик ребенок перебрасывает с одной руки в другую, при этом «ловит» «с». Можно поиграть вдвоем. Мама кидает малышу мяч и произносит звук «с». Ребенок ловит игрушку и повторят «с» самостоятельно.
Логопедическая игра «Помоги слоненку»
Давайте рассмотрим еще одну развивающую игру на автоматизацию звука «с» в словах. В ней перед слоненком сначала располагается три ведра. На каждом нарисован предмет. Он должен начинаться на заданный согласный, либо оканчивается, либо иметь изучаемый звук в середине слова.
Например:
- (С)ветофор.
- Пе(с).
- Кре(с)ло.
В комплекте дается целый набор предметных картинок, изображенных на ведерках. Ребенку необходимо распределить карточки по ячейкам. Можно такую игру сделать не нарисованной на картоне, а объемной. Приготовьте три пустых пластмассовых ведерка и мягкую игрушку, например, слоника или зайчика. На каждом из ведер наклейте образец с изображением предмета. Ребенок вынимает из комплекта одну за другой картинки, называет предмет и определяет местонахождение «с» в его названии.
Можно отдельно сделать задание на автоматизацию «с» в середине слова, в конце или в начале. Такая игра способствует развитию фонематического слуха, умению находить «с» в словах, правильно определять их местоположение.
Конспект занятия «Звук В»
Цель: сформировать навык произношения [В] в обратных слогах, в конце слов.
Задачи:
- закрепить произношение слов, в которых звук находится в начале слова, в прямых слогах;
- использовать приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке;
- использовать задания, направляющие ребенка на самостоятельный поиск слов, содержащий [в];
- развивать творческое мышление;
- поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: магнитная доска или интерактивная доска, бумажные фигурки с магнитами.
Ход проведения занятия.
I. Организационный момент.
— Ребята, вы любите сказки? — Хотели бы вы сами быть сказочниками?
Логопед надевает шляпу феи, берет в руки волшебную палочку, взмахивает ей:
— Крибле! Крабле! Бумс! Вы сказочники! А теперь за дело.
II. Закрепление изученного.
1. Артикуляционная гимнастика.
— Жили-были звуки В и В’. Какие это звуки? Гласные или согласные? Звонкие или глухие?
Звуки были дружные. Они очень любили вкусное варенье. Давайте покажем, как они его ели. Упражнение «Вкусное варенье».
2. Пальчиковая гимнастика.
Они жили в небольшом городке, в маленьком домике. На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладошками к себе, средние пальчики упираются друг в дружку, большие пальчики — направлены вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладошки — параллельно друг дружке.
В этот домик приглашаем. «Дом» показать двумя ручками, крышу домика – пальчики левой и правой рук касаются.
3. Повторение произношения [В] в прямых слогах.
Прилетел в детский сад (появляется фигурка воробья) … . Дети: воробей!
— Правильно! Воробей. И принес (изображение свитка в клювике) письмо.
Посмотрим, о чем же здесь говорится. Братья очень любили путешествовать. Отправились они в страну Вообразилию к своим двоюродным братьям [Ф и [Ф’] на (картинка) паровозе.
Сели в (картинка) вагон и поехали. Долго ли, коротко ли – приехали они на (картинка) вокзал в страну Вообразилию. Вышли они из вагона, пошли по городским улицам и брат [В’] потерял брата [В].
Дети называют то, что изображено на картинках. — Ребята, звук [В’] просит нас о помощи. Поможет найти потерявшегося брата.
III. Автоматизация звуков в слогах.
Что нужно сделать, чтобы он нашелся? Нужно его чаще произносить. Ва-ва-ва- авав-ава-ава. Ву-ву-ву уву-уву-уву. Вы-вы-вы ывы-ывы-ывы. Во-во-во ово-ово-ово.
IV. Автоматизация звуков в словах.
Ва-ва-ва закружилась голова. Ву-ву-ву брата своего зову. Во-во-во не пойму я ничего. Ов-ов-ов не найти ничьих следов. Овы-овы-овы плакать оба уж готовы. — Вот как тяжело братьям пришлось.
V. Физминутка.
— Колокольчик наш волшебный нам найти поможет путь, Только нужно для начала чуточку его встряхнуть. А потом не унывать и команды выполнять. Поверни направо (голову поворачивают вправо),
А потом налево (голову – влево). Прямо перед вами замок королевы (руки вверх). Мы шагаем дружно (шагают на месте), Торопиться нужно (бег на месте),
Станут наши мышцы крепче и упруже. Открываем мы ворота (руки в стороны), Вот рукой нам машет кто-то (машут руками). Мы терялись и нашлись. Встретились и обнялись (обнять себя руками).
VI. Игра «Подскажи словечко».
— Сказка наша подошла к счастливому концу. Братья нашли друг друга и решили поиграть в игру. • Тянет-тянет на перрон Паровоз один … вагон.
• Сел в гостиной мальчуган На огромнейший … диван.
• На дворе растет трава, На траве лежат … дрова.
• Страшны очень и вертлявы В джунглях ползают … удавы.
• И туристу и бродяге Трудно преодолевать … овраги.
VII. Игра «Что звучит вокруг нас?»
— Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово «звонок». Послушайте, как оно звучит: зва-нок].
Логопед обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово со звуком В, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки.
Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку и так далее.
В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми. Если ребенок затрудняется, нужно дать ему подсказку. Слова, которые ребенок может найти в группе: василек, волк, рукав, голова, ванна, ваза, повар, варежка, отворот, поворот, ворона, воробей.
VIII. Итог занятия.
— О каком звуке мы сегодня говорили? — Какой он? — Какое доброе дело мы сделали?
Когда необходимы меры по автоматизации?
Если ребенок произносит [в] изолированно, правильно артикулирует его, то постановочный этап можно считать пройденным – теперь необходимо автоматизировать звук. Для этого должно пройти некоторое время, должна быть пройдена своего рода звуковая «отработка». В некоторых случаях дети быстро включают правильный вариант произношения в речь, но это происходит чаще тогда, когда звук ставился с нуля. Но если пришлось исправлять неправильное звукопроизношение, к которому ребенок уже успел привыкнуть, то логопеду придется принимать меры автоматизации.
Сложности в постановке [в]
Проблемы во время постановки звука могут быть абсолютно разными, к основным можно отнести следующие:
- Слабая иннервация мышц речевого аппарата. Выражается это в том, что из-за недостаточного мышечного тонуса органов артикуляции (в частности голосовых связок, так как именно они играют главную роль в произношении данного звука) ребенок просто не может произнести звук. Без участия голоса получается [ф] вместо [в]. Потребуется время для того, чтобы разработать связки, чтобы произношение было чистым и правильным.
- Неправильный прикус. Этот факт также может повлиять и дать свои осложнения в постановке [в], однако это случается не всегда.
- Дефект губ. При произнесении «В» участвуют не только зубы, но и губы. Короткая или обвисшая нижняя губа может затруднить процесс постановки звука.
Игра «Посчитай предметы»
Для автоматизации «с» в начале слова можно предложить детям интересную и познавательную игру. На карточке изображены предметы, названия которых начинаются с выученных слогов:
- Су — сумка.
- Су — сундук.
- Со — сок.
- Са — сандалии.
- Со — сом.
- Со — соболь.
Ребенок указкой или пальцем показывает на предмет и называет его, потом ищет такой же дальше по ряду, а когда находит, опять произносит вслух его название. Таким образом по ходу игры ребенок несколько раз называет нужное преподавателю слово, которое начинается на выученный слог. В данной игре развивается не только речь, но и внимание. Ребенок учится из большого количества картинок находить одинаковые, не пропуская ни одной.
Чистоговорки
После этого этапа автоматизация «с» в словах еще не проводится. Работа идет над объединением его в слогах.
Такие щелевые согласные, как «с», по методике заучиваются сначала в простых слогах, например, «со», «се» и т. д. Потом работа проводится уже с обратными слогами, когда первой стоит гласная, а уже за ней – согласная, например, «ас», «ус».
Широко в педагогике используются чистоговорки, когда дети проговаривают вслед за педагогом отдельно слоги, а потом предложения с данным слогом в конце.
Сначала ребенок просто повторяет все это за логопедом. Далее можно предложить несколько упражнений на развитие фонематического слуха и внимательности, так как дети часто не слышат и не понимают, какой именно звук необходимо вставить в слово. Перечислим некоторые из них:
- «Продолжи слово». Педагог говорит начало слова, а ребенок договаривает его последний слог. Для облегчения задачи ребенку можно предложить предметные или сюжетные картинки. Подойдут такие слова:
-ли — са;
-колба – са;
-бу – сы;
-воло – сы;
-ча — сы.
- «Поменяй местами». Взрослый предлагает определить место «с» в слоге: в начале или в конце. Когда ребенок правильно указал его местоположение, педагог просит поменять местами гласную и согласную, например, было «са», а нужно преобразовать в «ас». Такое упражнение целесообразно проводить для развития навыков фонематического анализа и синтеза.
Дидактическая игра «Слон в цирке»
Ребенку дают картинку, на которой изображен цирковой слон, жонглирующий шарами. На каждом нарисован предмет, в название которого входит «с». Ребенок рассматривает и говорит вслух, чем жонглирует слон. Игру можно всячески варьировать.
Для автоматизации «с» в словах можно подобрать варианты с разной сложностью произношения. Интересно расположить три кружочка сверху и дать ребенку задание отыскать из множества карточек предметы, в названии которых «с» находится в начале слова, в середине и в конце. Дальше нужно разложить все картинки в нужные стопки.