Автоматизация звука [Ш]картотека по логопедии (старшая группа)


Причины нарушения произношения звука Ш


Если ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:

  1. Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
  2. Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
  3. Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
  4. Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.

Причины отсутствия правильного «Ш»

Если речь идёт о здоровом ребенке с нормальным слухом и сохранным интеллектом, выделяют следующие причины искаженного звукопроизношения:

  • Неправильное речевое дыхание. При проблемах с дыханием речь ребенка остается тихой, запинается на каждом слове, конец предложения проглатывается из-за нехватки воздуха. Такой же процесс наблюдается в звукопроизношении, многие звуки искажаются из-за затрудненности речевого дыхания. Заметить трудности можно, когда выход при разговоре резкий, через нос. Также ребенок может добирать воздух, чтобы закончить предложение маленькими вдохами. Заниматься можно в домашних условиях. При ежедневной практике, которая будет длиться не более пяти минут, результаты проявятся в течение месяца, что значительно ускорит процесс постановки звука.
  • Проблема в речевом слухе. Благодаря фонематическому слуху появляется возможность отличить созвучные слова. Проявляется отклонение, когда ребенок не замечает различия в своем произношении от других людей. Нарушение речевого слуха приводит к трудностям в обучении письму, чтению. В некоторых случая развивается дислексия. Формированием речевого слуха следует заниматься с момента беременности, когда у плода начинают формироваться слуховые рецепторы. Фонематический слух развивается к четырем годам, поэтому если после этого возрастного периода ребенок всё ещё неправильно произносит звуки, не согласовывает окончания в словах — это повод обратится к специалисту. Комплексное обследование, картина анамнеза помогут точнее определиться с направлением корректирования нарушения.
  • Плохое развитие артикуляционного аппарата. Качество звукопроизношения зависит от функционирования речевого аппарата и отдельной работой органов ротовой полости. Звуки образовываются в полости рта, поэтому правильное расположение органов, которые отвечают за речь играет важную роль для звукопроизношения. Неправильное строение может заключаться в неправильном прикусе, строении неба, формировании зубов. Всё это приводит к образованию смазанной речи, нечеткому произношению слов, звуков. Для точного звукопроизношения необходимо развивать двигательную активность языка, подвижность губ (улыбка, округление), фиксированность нижней челюсти.
  • Индивидуальное строение уздечки. У всех людей разная длина подъязычной уздечки. Проблемы с правильной постановкой звуков могут возникнуть если родители замечают, что ребенок не достает языком до верхнего неба, кончик языка не высовывается, ребенок не может издать цокающий звук. Короткая уздечка препятствует возникновению сосательного рефлекса, формирует неправильный прикус. Исправить возникнувшую проблему можно с помощью логопеда, стоматолога. Операция по подрезанию уздечки требуется детям, у которых проявляется уплотнение или прикрепление фактически к кончику языка. В случаях, когда проблемы строения не выявлены — предлагают разрабатывать связку специальными упражнениями, массажем. Обычно выявление проблем происходит при осмотрах новорождённых, которым сразу в роддоме могут подрезать уздечку.

Постановка звука Ш поэтапно

При произношении каждого звука части артикуляционного аппарата принимают определенное положение. Если органы артикуляции в момент проговаривания ставятся неправильно, то получается искаженный звук.

Артикуляция звука Ш правильная, когда речевые органы располагаются следующим образом:

  1. Губы незначительно выдвинуты вперед, сложены в форме открытой трубы.
  2. Кончик языка поднимается к небу, но не упирается в него. Должна остаться щель.
  3. Язык чашеобразно выгибается, боковыми краями прижимается к внутренним сторонам верхних зубов.
  4. Голосовые связки остаются расслабленными. Воздушная струя свободно выходит изо рта.

Упражнения проводятся как у логопеда, так и дома. Но родителям, изучающим, как ребенку поставить звук Ш в домашних условиях, нужно учитывать, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться быстрого положительного результата.

Занятие 6

Упражнение для выработки продолжительного выдоха «Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум. «Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот. Упражнения для губ Повторение упражнений предыдущих занятий. Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта). Упражнения для языка Повторение упражнений предыдущих занятий. «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди. Развитие фонематического восприятия Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Постановка звука [ш] Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш] Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло. Приемы работы по постановке звука [ш] Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар. Формирование зрительного образа звука [ш] Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции. Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы. Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка. Пластическое изображение формы языка кистями рук Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо. Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965) Постановка звука [ш] по подражанию Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т] Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р] Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшест-вующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней по-верхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с] Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч] Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш

Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:

  1. «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
  2. «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
  3. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
  4. «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
  5. «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
  6. «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.

Словосочетания и фразы на звук Ш

Словосочетания на звук Ш в начале, в конце слова в односложных словах.

Шаг тише, шах Миши, шаль шьют, шар шипит, шанс Шуры, шарф широкий, шов шершавый, шёлк шьют, шум мышей, шут шумит, Мишин шип, шить шарф, шеф шумит, шест шаткий, шесть мышей, шерсть мыши, вша мыши, ёрш шустрый, шмель шикает, шпиль шлема, шлем Миши, шланг шлюза, штаб Миши, штамп шарик, штат штаба, шкаф шаткий, штрих пишет, шумная мышь, ваш шеф, душ Мишин, наш ёрш, Машина тушь, шершавый грош, штаны клёш, мишка плюш, Мишкин фарш, Маша ешь, Миша мажь, дашь шлем, несёшь нож, ёж шуршит, уж шипит, чиж шумит, корж несёшь, шестой этаж, ваш страж, шуршит стриж, шарф шурина, ешь кашку, швея шьёт, шить шинель, шить мешает, брошь украшала, вышиваю шаль, шум шагов, широкий шарф, шел шагом, шумный еж, штопаная шаль, дашь лукошко.

Словосочетания на звук Ш в начале, в середине слова в 2-х сложных словах с открытым слогом.

Шумное шоссе, Машина шуба, Шуня шипит, Шура шумит, шило шьёт, шина шуршит, шея кашалота, Миша ешь, Маша шей, Паша шагай, Луша шей, Тиша шуми, Даша пиши, Саша штопай, ваша каша, чаша каши, ваша Маша, наша Даша, пишу шутки, дышу душой, ношу шило, машу Маше, пляшу шатко, уши слушают, Даша кошатник, шифоновые рюши, шуба бабушки, пшенная каша, шуба Тоши.

Словосочетания на звук Ш в начале, в середине слова в 3-х сложных словах с открытым слогом.

Шапито шумит, шарада шумная, ширина шарфа, широта широт, шелуха шуршит, Катюша пишет, Алёша шагает, Наташа шуршит, Ванюша шикает, Тимоша шатает, афиша шелестит, юноша шутит, галоша Машина, гамаша Дашина, копуша Миша, милаша Даша, чешуя ерша, мишура шелестит, решето дёшево, шушера шушукала, нарушил тишину, ширина парашюта, школьная шарада, камыши колышет, мамаша квакша, широко шагать.

Словосочетания на звук Ш в начале, в середине слова в 2-х сложных словах с открытым слогом, со стечением в середине слова, в начале слова.

Шавка шумит, шайба Шуры, шапка шерстяная, шахта шаткая, шашка Миши, шорты Шуры, шёрстка мышки, шубка Маши, шутка Миши, шурпа Маши, ширма шёлковая, шитьё швеи, шершавая шишка, шильце шьёт, шибко шумно, шефство штаба, ушко слышит, пушка Мишуты, шпиль башни, вишня Машина, мышеловка кошка, мошка мешает, вышка широкая, замшу шьют, ешь лапшу, левша машет, ешь пикш, чешуя пикши, шайка шайтанов, ошейник Шавки, мишка шатун, пишу шутки, поешь вишни, шайка шулеров, шелковое кашне, мишка шатун, выше башни.

Словосочетания на звук Ш в начале, в середине, в конце слова в 2-х сложных словах с закрытым слогом.

Шалун шагает, мешок каштанов, шофёр «шкоды», шулер шарил, шалаш хорош, нашёл ландыш, широкий шуруп, мешок шалфея, шугать шушеру, шалость малыша, широкий шифер, ишак шатался, шумит каштан, лошадь пашет, Шарик нашкодил, шажок малыша, шагать шагом, шакал шалит, шарик шипит, шалаш шатается, шалун малыш, шаман пляшет, шатен шутит, шатёр шаткий, шатун мишка, шатать шест, шалость малышей, шофёр спешит, шорох мышей, шёпот малыша, шатается шуруп, шинель Паши, шипун гусь, шикать кошке, шаткий шифер, шифон сшит, шедевр штрудель, шелест шифона, ишак шикает, ушат кадушки, кушак шубы, вешать шубу, дышать шумно, кушать шурпу, лошадь шагает, мешать шурпу, ушиб малыша, беляш Дашин, гуляш мешаю, камыш шумит, лаваш тонкий, малыш — голыш, мякиш беляша, финиш шофёра, поешь беляш, даёшь камыш, идёшь шумно, видишь башню, купишь ушат, копишь шиллинги, гараж шофёра, багаж швейцара, манеж Шапито, манеж малыша, муляж шпината, массаж Даши.

Словосочетания на звук Ш в начале, в середине слова в 2-х сложных словах со стечением согласных в середине с закрытым слогом.

Шаблон шубы, шалфей шамана, шахтёр шахты, шампур пикши, шерстяной шарфик, шаткий шалаш, шагнуть широко, шампунь вишнёвый, шаркать галошами, шикнуть мыши, шестой шутник, шезлонг широкий, шершень шумный, маршал шикал, шуршать, слушать тишину, слышать шум, смешать шалфей, горшок каши, кувшин камышей, коршун шумит, ковшик ершей, широкая пустошь, роскошь шёлка, глупыш мишка, крепыш Миша, кудряш малыш, ландыш шелестит, слепыш мышь, черныш кошара, гладишь кошку, знаешь Швецию, пишешь шутки, дренаж ландышей, пейзаж пустоши, платёж штрафа, сторож штаба, чертёж шпиона, стеллаж шаткий, шахтёр шумел, маршал марширует, шорник подошёл.

Словосочетания на звук Ш в начале, в середине слов, в 3-х сложных словах с открытым слогом со стечением согласных в начале, в середине слова.

Шапочка Шапокляк, шахматы шумят, шашистка Маша, шестая шубейка, шумовка Даши, шутница Даша, шуточка Мишутки, шиканье кошки, шипунья кошка, шипучка шипит, шершавая шишечка, шиншилла шумит, кушетка широкая, шершавая брошюра, машинка Миши, вышивка мыши, нашивка кошка, пушинка Шиншилла, сушилка широкая, тушилка тушит, пшеница шуршит, башенка выше, вишенка шоколадная, душечка подушечка, кошечка шипит, пушечка игрушечная, пышечка пшённая, чашечка широкая, страшила шутливый, ошибка кошки, лягушка смешная, Аннушка шустрая, Андрюша шустрый, бабушка шумная, дедушка шутливый, подушка шёлковая, макушка мишутки, катушка шёлка, галушка шершавая, кукушка шумная, Мишина кадушка, опушка шумит, ракушка шумит, вершина башни, дедушкины шахматы, кушает тушёнку, рубашка Паши, хорошие башмаки, ошибка мошенника, малышка мартышка, шуршат букашки, Алешина рубашка, лягушка-квакушка.

Словосочетания на звук Ш в начале, в середине слова в 3-х сложных словах с закрытым слогом.

Шагомер Миши, сшитый шалашик, шалопай Шура, шумно шаманить, шиворот шубы, шипорез шипов, шипучий сидр, шипящий звук, широкий шарф, шоколад вишнёвый, шевелить шалаш, шелушить шелуху, смешной ишачок, дошагать наверх, тошный нашатырь, орошать опушку, осушать кадушку, утешать бабушку, шумный петушок, шёлковый капюшон, шестой корешок, шипучий порошок, широкий ремешок, широкий лопушок, малышок шалун, дешёвый шалаш, мешочек шишек, шустрый мышонок, пишущий дедушка, пошутить смешно, зашуметь шумовкой, вышитый капюшон, мышиный шум, осушить опушку, эшелон шишек, бешеный кашалот, Миша кашевар, пушистый кашемир, шёлковый кошелёк, неспешный пешеход, хороший шалашик, ворошить шишки, высушить шишки, досушить шишки, дотушить шампиньоны, засушить шампиньоны, перешить шубу, шипучий уж, хороший шарлатан, камешек нашёл, брошенный кошелек, смешной ералаш, шипит ужоныш, утёныш смешной, шипит гусёныш, смешной детёныш, шумный экипаж.

Сложные словосочетания со звуком Ш.

Шьёт штанишки, широкие шаровары, хорошая шпаргалка, шаткий шифоньер, шимпанзе шушукает, широкополая шляпа, шипение кошки, удушливый кашель, бесшабашная барышня, Глаша маникюрша, шаркающие шаги, шоколадная шарлотка, пишу карандашом, школьный хорошист, пешеходной дорожкой, шумные пташки, шинковать грушу, брошка Алёнушки, шиншилловая шуба, тушёные шампиньоны, шикарный шиньон, добродушная лошадь, шлепнулся орешек, шелковая штора, дедушкина ложка, донашивать шубёнку, чешуйчатый шлем, камышовый кукушонок.

Предложения из 3 слов.

Штанишки для Яши. Шов на шарфе. Шершавый шов шали. Шьют шаль Шуре. На шампурах шампиньоны. У Яши мешок. Шею и уши. Шила на машинке. Горошек на ладошке. Карандаш у малыша. Шарж на шахматиста. Шотландцы из Шотландии. Дедушка и бабушка. У шофёра шашечки. Нашла в мешке. Шишка на макушке. В шкатулке катушки. Кружка под крышкой. Мариша в шиньоне. На малышке рубашка. Книжка про мышку. Шуршание машинных шин. Кошка в лукошке. Решетка на башне. Шампиньоны в лукошке. Шов на шубе. Галоши и гамаши. Бешметы и башлыки. В норушке крошки. В шине шило. На рубашке кушак. Шагаю в штиблетах. Юноша и девушка. В поварёшке рыбёшка. Нашли в шкафу. У мишки шишка. На бабушкиной шее. Шуба из шиншиллы. Шатается на шарнирах. На ромашке букашка. На ладошке горошки. Лягушка на подушке. Шут за ширмой. На крыше шифер. Шарлатан с шарманкой. Хорошо на душе. Шалить в школе. Шорох в тишине. Шмель и шершень. Пирожки с творожком. Флажки и шарики. Шмыгать и кашлять. Пятнышко на рубашке. Ромашки на пашне. Шапка в шкафу. Шуба на вешалке. Под подушкой ватрушка. В шалаше тишина. Наш шалаш хорош. Ты хочешь шашлык? Шапочник шьёт шапки. Маша, поешь каши. Миша ешь шоколад. Парнишка что молчишь? Бабушка вышивает петушка. Шок — это по-нашему! Маша кушает тушёнку. Шушера шумно шушукает. Шахтёр крушил шахту. Мамаша малыша шатенка. Я ушиб шею. Наташа пишет тушью. Шаги шакала бесшумны. Лошадь пошла шагом. Тракторист пашет пашню. Миша хорошо пишет. Шашка под кушеткой. Шкатулка в шкафу.

Предложения из 4 слов.

Вышел из нашей школы. Наша Маша выше вашей. По шашкам и шахматам. Кошка шипит на подушке. У Алёшки широкая лепёшка. Мышь шуршит под шинелью. Дедушка с бабушкой рядышком. Малыши играют в пятнашки. Даша вышивает бабушке подушку. У школы шумит школьник. У малышки шуршащая погремушка. У Яши пшенная каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. У Яши мешок каштанов. Шахиня шла на шпильках. Я вышиваю шаль шелком. Паша шатался по школе. Штурман шёл к штурвалу. Я дарю шкатулку барышне. Берешь, трёшь и отдаёшь. Я хорошо швартую шлюпку. Маршал ушёл с шумом. Я ушел в гараж[ш]. Матрешка шлепнулась с шарманки. У меня большой шкаф. У меня хорошие башмаки. Наши мыши ваших тише. Шорник подошел к шалашу. В кошелке метр шелка. Брошь украшала шею бабушки. В мешке проросшая картошка. Шипели шкварки на плите. Работа шла не шибко. Хорошую шубку подарили Дашутке. Тише едешь — дальше будешь. Раньше начнешь, раньше поспеешь. Больше знай — меньше болтай. По одежам[ш]ке протягивай нож[ш]ки. Когда говоришь, хорошенько думай. Когда ешь, хорошенько жуй. Поменьше болтай, побольше делай. Шилом моря не нагреешь. По Ивашке и рубашка. Миша проиграл две пеш­ки. Кошка-шалунишка катает шарик. На опушке небольшой домишко. Широкий башмак под шкафом. Шикарный ландыш у дорожки. Кукушка шелестит на опушке.

Предложения из 5 слов.

Прошу не шумно крушить машину. У Миши пятнышко на рубашке. У Ариши в лукошке шампиньоны. Швея шьёт на швейной машине. Маша нашла в мешке шпагат. На Шреке шарф из шифона. Бабушка шила шапку из шиншиллы. У кошки шея и ушки. Дедушка, шаркая, шёл к Катюше. Шейху подали шербет и шепталу. Шило в мешке не утаишь. Надели Паше галоши и гамаши. Крошка букашка шмыгнула в лукошко. Я пишу прошение о шахтерах. Малыши-голыши шлёпают в шлёпках. Шарманки шамкают и шали шаркают. Шарканье ног не нарушало тишины. Наташа вошла, шурша шелковой шалью. Ты опять шалишь, мой малыш. Бабушкину шкатулку нашли в шкафу. В шалаше лишь шмель шумел. Ум — хорошо, а два — лучше. Лошадь — подарок, и лож[ш]ка — подарок. На пирушке и колотушки пляшут. Хороша Маша, да не наша. Милости прошу к нашему шалашу. Тётя Даша шьёт мне рубашку. У Гриши под мышкой книжка.

Предложения из 6 и более слов.

На подушке вышиты кошка и мышка. Я шью шорты на швейной машине. Я ношу шубу и шапку-ушанку. У Маши-малышки теплые шапка да шарфик. К платью пришили шифоновые рюши и широкое шитье. Пишу шутки для Дашутки и Мишутки. Ветер шумит над крышей и камыши колышет. Какая тишь — лишь ветер шевелит камыш. В шляпном ателье шили шапки, бешметы и башлыки. Штормовой шквал швырнул шлюпку на шхеры. Вошла барышня в шлафроке, украшенном шлицами и шлейфом. Мы наблюдали, как пришвартовывались шхуны «Шваб» «Шпрее». Шуршали шины машин рядом с пешеходной дорожкой. У мышки-крошки в норушке крошки. Хорошо в дорожку пирожки с картошкой. Юноша и девушка из нашей школы вышли победителями турнира по шашкам и шахматам. Тишину душного полдня нарушили шаги Шуриного дедушки. У хорошей артели и лошади в теле. Не по-хорошему мил, а по милу хорош. Кошка только на мышей и хороша. Неумелой швее и иголка с ниткой шить мешают. И поедим, и спляшем, только пашни не напашем. Добро потеряешь — опять наживешь, друга потеряешь — уже не вернешь. С хорошим другом горы свернешь, с плохим — горя хлеб­нешь. От капли уйдешь, а под дождь попадешь. Одной рукой в ладоши не похлопаешь. В холод кошка мышей не ловит. Миша и Паша играют в шашки. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл. Шуршит в норке мышка, а её караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, орешков набрать. Хорошо шагать пешком ут­ром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опуш­ке. Я нашла букашку на большой ромашке. Маша от­дохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша. Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш. На ладони — башня, крошечная башенка, в белый цвет окрашена игрушечная башня.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Дыхательная гимнастика

Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Артикуляционная гимнастика

Согласный звук «Ш» не имеет парного мягкого, по своей природе он глухой, твердый. При произношении речевой аппарат выстраивается особым образом:

  • губы немного выдвигаются вперед;
  • кончик языка не касается неба при подъеме;
  • сам язык по форме похож на ковш, не выпуская по бокам выдыхаемый воздух;
  • между связками есть пространство, струя воздуха ощущается теплой при подставленной руке.

Постановка звука Ш ребенку поэтапно заключается в формировании правильного артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика служит для вырабатывания правильного расположения органов с последующим звукопроизношением шипящих. Проводится методика по несколько раз каждый день, продолжительностью в пять-шесть минут. Подбор упражнения стоит начинать от простых к более усложненным.

Проводить с дошкольниками, младшими школьниками лучше в игровой форме, которая является основной деятельностью в этом возрасте. Так ребенок не потеряет интерес, мотивированность. Упражнения на закрепление стоит разбавлять новыми после того, как наладится выполнение первых.

Тренироваться начинают, используя зеркало, чтобы ребенок видел не только взрослого и его артикуляцию, но и свои ошибки, успехи. Родитель или специалист при проведении специальных упражнений старается только контролировать процесс выполнения.

Подкреплять результаты важно позитивной оценкой любых действий. Улучшение эмоционального фона приводит к старательности выполнения гимнастики.

Упражнения постановки от звука С

Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.

Упражнения постановки от звука Т

При наличии межзубного сигматизма ребенку поэтапно ставят шипящий от звука Т. Предварительно учат дотрагиваться кончиком языка верхних зубов, немного выходя за них. Таким образом начинается отработка звука Т.

Ребенку предлагается несколько раз в замедленном ритме произносить мягкую Т, прикасаясь кончиком языка к корням верхних зубов. Затем, удлиняя выдыхаемый воздух, не прикасаясь к зубам вырабатывается звук Ш.

Упражнения постановки от звука Р

В случаях, когда у ребенка нормальное произношение звука Р — постановка звука «Ш» производится от него. Упражнение производят совместно с ребенком перед зеркалом. Произносить звук Р необходимо шепотом, поэтапно убирая напор воздуха при выдохе до прекращения вибрации. После появления легкого шипения звук Ш будет становиться без произнесения Р.

Упражнения постановки от звука А, Э, Ы

Когда возникает проблема постановки звука Ш от согласных звуков рекомендуют использовать гласные. Такой прием трудно использовать дома, потому что он требует наличие навыков управления логопедическим зондом. Ребенок произносит гласные звуки, специальным инструментом поднимают язык к нёбу.

Постановка звука Ш механическим способом

Один из эффективных способов постановки звука Ш, при котором применяется логопедический зонд. Схема действий следующая:

  1. Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы должны быть растянуты в улыбке так, чтобы виднелись резцы верхнего и нижнего ряда. Между зубами должно быть небольшое расстояние.
  2. При произношении С логопед погружает в рот пациента зонд, давит им на кончик языка. Старается продвинуть язык вглубь так, чтобы сформировался шипящий оттенок.
  3. Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
  4. Специалист формирует трубку из губ ребенка, сжимая пальцами уголки рта. В результате получается четкий звук Ш.

Дальше маленький пациент может тренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Постепенно тренировки с применением зонда нужно усложнять, переходить от простого шипения к проговариванию шипящих слогов и слов.

Что нужно знать об автоматизации звуков?

Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.

Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка [ш], детали которой можно узнать здесь. После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:

  • в слогах;
  • в словах;
  • в предложениях;
  • в стихах;
  • в рассказах;
  • в самостоятельной речи.

Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан. Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.

Постановка звука ШЬ

Он же звук Щ, глухой и мягкий.

Артикуляция следующая:

  • язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
  • языковые мышцы напряжены;
  • при выдохе кончик языка давит на небо;
  • губы вытянуты трубкой;
  • между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.

Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.

Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.

Хороший результат дают упражнения на подражание, игровые методы.

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Занятия по автоматизации звука Ш проводятся поэтапно:

  • звук ставится изолированно;
  • закрепляется в слогах;
  • проговаривается в словах и фразах;
  • закрепляется в стихотворениях, скороговорках, чистоговорках.

Дошкольники и младшие школьники проявляют больший интерес к занятиям, проводимым в игровой форме. Желательно, чтобы игры сопровождались богатым иллюстративным и текстовым материалом.

Схема автоматизации звука Ш в слогах следующая:

  • сначала проговариваются слоги, где звук Ш начальный («шо», «ша», «ше»);
  • разрабатываются слоги с начальными гласными («аш», «еш», «уш»);
  • закрепляются слоги с несколькими согласными («штора», «шут», «швея»).

Автоматизация звука Ш в словах проводится следующим образом:

  • проговариваются слова с Ш в начале, конце и середине;
  • завершаются занятия фразами и предложениями с Ш, сначала простыми, затем сложными.

Вариантов игр на автоматизацию множество. Ниже предлагаются самые популярные:

  1. «Помоги змейке попасть домой». Рисуется лабиринт. На одном его конце изображается змейка, на другом – нора. Ребенка нужно попросить провести пальцем по лабиринту от змейки к норе, при этом издавая шипение.
  2. «Помоги мышке убежать от кошки». Логопед предлагает ребенку читать слоги и слова с Ш, при этом постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
  3. Логопед может составить самостоятельно или найти в интернете логопедический рассказ или сказку, где много раз повторяется звук Ш. Ребенок должен прочитать предложенный текст, не ошибаясь в произношении.

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

Примеры чистоговорок:

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

При автоматизации определенной фонемы, особенно на данном этапе, старайтесь не использовать слова, в которых есть звук со схожими признаками. После того как ребенок правильно произносит Ш и Ж в слогах, речевой материал усложняется и начинается этап закрепления в словах.

Способствование развитию речи у детей

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно, в соответствии с возрастом, родители, консультируясь с логопедом, должны проводить следующую работу:

  • сформировать благоприятную среду общения, говорить четко и грамотно, не коверкать слова;
  • объяснять ребенку все свои действия (это важно для быстрого усвоения понятий);
  • постепенно обобщать понятия, формировать смысловые связи;
  • показывать манипуляции с различными предметами, просить их повторить с проговариванием своих действий;
  • играть с ребенком, читать с ним.

Постановка звука Ш осуществляется поэтапно, необходима для формирования красивой и четкой речи. Занятия проводятся не только у логопеда, но и дома. Для быстрого достижения положительного результата рекомендуется работать с ребенком 2 – 3 раза в день.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]