Автоматизация звука «Ч» в словах
Произносим слова, следим за правильным произношением звука «Ч».
Задание 1
- Врач, грач, плач, бога́ч, кала́ч, труба́ч, ка́чка, пра́чка, уда́чно, зада́чник, мяч, горя́ч, ключ, колю́ч, горю́ч, линю́ч, брю́чки, колю́чки.
- Дочь, ночь, бо́чка, до́чка, ко́чка, но́чка, по́чка, про́чный, квочка, моло́чный, замо́чки, луч, могу́ч, везу́ч, ку́чка, Жу́чка, ру́чка, вну́чка, лу́чше, привы́чка, кавы́чки.
Задание 2
- Дичь, кли́чка, яи́чко, води́чка, кирпи́ч, кори́чневый, меч, лечь, печь, речь, бере́чь, пе́чка, ре́чка, гре́чка, ове́чка, коле́чко, узде́чка, наве́чно.
- Бачки́, значки́, кабачки́, башмачки́, начни́, о́блачко, жучки́, пучки́, паучки́, каблучки́, мучно́й, ручно́й, о́бруч.
Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата
Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.
1 этап. Подготовительный
Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.
2 этап. Преддошкольный
Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).
После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.
В преддошкольном периоде родители должны обратиться к логопеду в том случае, если малыш не складывает слова в короткие предложения.
3 этап. Дошкольный
Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.
К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.
К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.
4 этап
В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.
5 период. Школьный
Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.
До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении.
Автоматизация звука [Ч]картотека по логопедии (старшая группа)
Упражнения для автоматизации звука Ч: изолировано, в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука Ч, начинается с самых легких заданий для малыша.
Спой «песенку веселого паровозика».
Произнеси звук Ч на одном выдохе несколько раз: ч-ч-ч…
Повтори обратные слоги со звуком Ч.
Ач-оч-уч-ыч-ич-еч-ёч-юч-яч.
Повтори обратные слоги со стечением согласных:
Ачк-очк-учк-ычк-ичк-ечк-ёчк-ючк-ячк ачт-очт-учт-ычт-ичт-ечт-ёчт-ючт-ячт
Повтори прямые слоги со звуком Ч.
Ча-чо-чу-чи-че
Повтори слоги, где звук Ч находится между гласными.
Ача-ачо-ачу-ачи оча-очо-очу-очи уча-учо-учу-учи ича-ичо-ичу-ичи
Повтори прямые слоги со стечением согласных.
Чта-что-чту-чти-чте чма-чмо-чму-чми-чме
Повтори слова со звуком Ч в конце слова.
Ач: пугач, тягач, ткач, богач, кумач. Оч: ночь, дочь. Уч: могуч, тягуч, тянуч. Ич: дичь. Еч: меч, течь. Яч: мяч.
Повтори слова со стечением согласных.
Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.
Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, почва, замочки, вазочка, баночки.
Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.
Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.
Ыч: бычки, кавычки.
Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка,
Анечка, мечта, уздечка, навечно.
Яч: ячмень.
Повтори слова, где звук Ч находится в середине слова.
Ча: кочан, туча, бахча. Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, зайчонок, паучок. Чу: хочу, каучук, жемчуг. Чи: мячи, овчинка, зайчик, мячик, могучий, пахучий, пончик, заячий. Че: ученик, учение, учебник. Чё: учёба, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, копчёный, печёт, течёт.
Повтори слова, где звук Ч находится в начале слова.
Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша. Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий. Чи: чиж, чижик, чинный. Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха. Чё: чётки, чёткий, чётный. Стечение согласных: чмокать, чтение.
Повтори слова с двумя звуками Ч.
Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.
- Повтори словосочетания.
мамочкина шапочка новая маечка Анечкин мячик ягодная начинка ночная бабочка дикая уточка чугунная печка тонкая веточка мягкая овчинка Ванечкин зайчик мягкие тапочки темная тучка удобные ботиночки чайные чашки умный ученик кожаный чемоданчик утиное яичко дубовая бочка чугунная ванна пахучий мёд новый учебник
Повтори предложения.
Три слова. Ученик купит учебник. Вовочка везёт тачку. Мамочка готовит кабачок. Девочка умеет читать. На кочке уточка. Ученики читают книги. Дети чинят тачку.
Четыре слова. Ванечка думает над задачей. На дочкиной кофточке пуговички. У ученика Ванечки учебники. Жучка подходит к будочке. У Анечки чудный зайчик.
Пять слов. У девочки в баночке бабочка. У Вовочки в бочке водичка. Девочка на даче пьёт чай. У паучка паутина на веточке. Бычки пьют водичку из бочек. Девочка читает книжечку о бабочках. У птички в гнезде птенчики. У птички домик на веточке.
Шесть слов. Вовочка и Ванечка поят водой бычков. Идёт бычок, его бочок как кабачок. В печке чугунок, в чугунке — чечевичка. Учеников учат печь пончики в печке. У Танечки и Манечки новые ботиночки.
Семь слов. У мамочки две дочки: Танечка и Анечка. У Анечки в чемодане чепчик и маечка. Это Ванечкин зайчик, а это Вовочкин бычок.
Повтори пословицу.
Ученье-путь к уменью.
Повтори и отгадай загадки.
Бочку за бочкой Тянут из мешочка. (Лото)
Мы ночью ходим, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. (Часы)
Мычит: «Му-му-му», Кто это — не пойму? (Корова)
Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Ручей)
Повтори стихи.
У зайчика значок, На значке — кабачок. А. Хмелёва
Птичка, птичка, Попей водички! Водичка в бочке, Бочка — на кочке. А. Хмелёва
(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ч)
Автоматизация звука «Ч» в чистоговорках
Произносим чистоговорки, следим за правильным произношением звука «Ч».
Задание 1
- Юч-юч-юч, Юч-юч-юч — потеря́ла О́ля ключ.
- Ач-ач-ач, Ач-ач-ач — шёл по по́лю чёрный грач.
- Ач-ач-ач, Ач-ач-ач — у меня́ в руке́ кала́ч.
- Еч-еч-еч, Еч-еч-еч — у Серёжи щит и меч.
Задание 2
- Оч-оч-оч, Оч-оч-оч — наступи́ла ночь.
- Уч-уч-уч, Уч-уч-уч — э́то луч.
- Ич-ич-ич, Ич-ич-ич — на тебе́ кули́ч.
- Яч-яч-яч, Яч-яч-яч — малыши́ игра́ют в мяч.
Задание 3
- Ча-ча-ча, Ча-ча-ча — к Са́ше вы́звали врача́.
- Чу-чу-чу, Чу-чу-чу — молото́чком я стучу́.
- Чи-чи-чи, Чи-чи-чи — испекли́ мы калачи́.
- Че-че-че, Че-че-че — сиди́т ко́шка на плече́.
Задание 4
- Чи-чи-чи, Чи-чи-чи — у со́лнца тёплые лучи́.
- Чок-чок-чок, Чок-чок-чок — вот весёлый хомячо́к.
- Ичка-ичка-ичка, Ичка-ичка-ичка — вот тебе́ води́чка.
- Чок-чок-чок, Чок-чок-чок — чёрный паучо́к.
Автоматизация звука «Ч» в предложениях
Произносим предложения, следим за правильным произношением звука «Ч».
Задание 1
- Ма́ма налива́ет чай. На полу́ черепки́. Чей ты, чей, лесно́й руче́й? Пойма́л ма́льчик чижа́. Де́вочка чита́ет кни́гу. Ма́льчик везёт та́чку. На́ша Та́ня гро́мко пла́чет. Плетёт паучо́к паути́нку.
- Я учу́ стишочек. Я чита́ю уче́бник. Я печа́таю на печа́тной маши́нке. Я кача́юсь на каче́лях.
Задание 2
- У де́вочек мячи́. Олечку вы́лечил врач. Леночка игра́ет мячо́м. Ма́льчики бегут на ре́чку. У ма́льчика кори́чневые перча́тки. Жу́чка зарыча́ла в бу́дочке. Телёночек пьёт води́чку.
- Ма́льчики кача́лись на каче́лях. В саду́ та́чка без ру́чки. Де́вочка урони́ла мяч. Снесла́ ку́рочка яи́чко. Ниночка — опря́тная де́вочка. В око́шечко залете́ла ба́бочка. Бе́лочка прыг на ёлочку.
Упражнения для языка
Упражнения для языка делятся на статические и динамические.
Статический комплекс:
- “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
- “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
- “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.
Звуковая культура речи в средней группе детского сада
Динамический комплекс:
- “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
- “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
- “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
- “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
- “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.
Артикуляционная гимнастика
Все упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как он их выполняет. Каждое упражнение выполняется минимум по три раза.
- “Окошечко”. Губы максимально вытянуть вперед и придать им форму квадрата. Следите за тем, чтобы уголки губ не касались друг друга.
- “Блинчик”. Улыбнуться как можно шире. Язык положить на нижнюю губу, расслабиться и досчитать до 10. Язык должен растягивать на всю ширину губы, при этом его не нужно сильно доставать, достаточно лишь того, чтобы он покрыл губу.
- “Маляр”. Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, языком достать до верхнего неба. Производить плавные движения, как будто кисточкой – от зубов к горлу.
- “Чистим зубки”. Улыбнуться и сделать движения языком, имитирующие чистку зубов. Обязательно следите за тем, чтобы язык доставал до десен, а не водил по нижнему краю зубов.
- “Чашечка”. Растянуть губы в улыбке, высунуть язык и дотянуться им до носа. Остаться в положении до 10 секунд.
- “Вкуснотища”. Открыть рот, языком облизать верхнюю губу. Движения должны производиться сверху вниз, а не из стороны в сторону.
- “Воздушный футбол”. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на вату, при этом щеки не должны раздуваться. Дуть в течение 10-15 секунд.
Рекомендуем: Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж.
Упражнения для губ
- “Гримасы клоуна”. Удержать губы в улыбке. При этом губы должны быть напряжены, а зубы не видны. Длительность упражнения – 15 секунд.
- “Заборчик”. Снова улыбнуться, но при этом зубы сомкнуть и обнажить. Держать положение в течение 10 секунд.
- “Трубочка”. Вытянуть губы в трубочку, удержать на протяжении трети минуты. Зубы не соединяются.
- “Бублик”. Губы округлить и слегка вытянуть вперед. Удержать в положении 15 секунд.
Для достижения хорошей артикуляции упражнения нужно чередовать, каждый раз меняя последовательность.
Автоматизация звука «Ч» в слогах
я—ч, ё—ч, ю—ч, и—ч, е—ч
Произносим слоги, следим за правильным произношением звука «Ч».
Задание 1
- Ач — ач — ач, Ач — ач — ач.
- Оч — оч — оч, Оч — оч — оч.
- Уч — уч — уч, Уч — уч — уч.
- Ыч — ыч — ыч, Ыч — ыч — ыч.
Задание 2
- Яч — яч — яч, Яч — яч — яч.
- Еч — еч — еч, Еч — еч — еч.
- Юч — юч — юч, Юч — юч — юч.
- Ич — ич — ич, Ич — ич — ич.
- Ёч — ёч — ёч, Ёч — ёч — ёч.
Задание 3
- Ач — оч — уч, Ач — оч — уч.
- Ыч — яч — ёч, Ыч — яч — ёч.
- Юч — ич — еч, Юч — ич — еч.
- Ач — еч — яч, Ач — еч — яч.
- Оч — уч — юч, Оч — уч — юч.
Задание 4
- Ыч — еч — ач, Ыч — еч — ач.
- Уч — ёч — ич, Уч — ёч — ич.
- Еч — юч — оч, Еч — юч — оч.
- Ич — уч — ёч, Ич — уч — ёч.
- Ич — яч — уч, Ич — яч — уч.