Опыт работы учителя-логопеда детского сада по изучению гласных звуков с применением рук


Постановка звука Ы

Одна из самых «горячо любимых» букв русского алфавита для иностранцев — буква Ы. Я неспроста использовала кавычки. Те ученики, которые берутся за фонетику русского языка, рано или поздно встречаются со звуком, и иногда им кажется, что произнести звук Ы — невозможно физически. По поводу буквы Ы и трудности произношения звука Ы уже появилось немало шуток. «Чтобы произнести звук Ы, представьте, что вас ударили в живот» или «На что похож звук Ы? На вой раненого тюленя». Интересно вот что. В русскоговорящем обществе маленькие дети и некоторые взрослые иногда испытывают проблемы с произношением ряда звуков, таких как Р, Л, Ш, Щ (чаще всего это согласные и шипящие), но произношение Ы очень редко вызывает трудности. Так что ваши эмоции понятны, но напрасны. Русские доказывают — артикуляционный аппарат способен на произнесение этого кошмарного звука, так что и вы со временем обязательно справитесь.

Фонетикой в целом, и постановкой трудных звуков в частности лучше всего заниматься с преподавателем, «в живую». Если можете — обязательно потратьте пару часов на занятие face-to-face или по Skype. Конечно, не всегда есть возможность найти русскоговорящего собеседника или учителя, так что любая консультация будет вам подспорьем. Надеюсь, и я могу чем-то помочь.

Итак, начинаем борьбу со звуком Ы

Первое, что нужно сделать — почувствовать и отработать разницу между И и Ы. Практически все студенты, испытывающие трудности с этим звуком, непроизвольно произносят его как И. Наверное и по себе вы замечаете, что вместо слова «мы» произносите «ми», а вместо «вы» — «ви». Если и не замечаете, чаще всего так оно и есть. У вас получается И, Э и О, а Ы «сваливается» в сторону одного из этих звуков.

Чтобы превратить И в Ы, нужно проделать следующие артикуляционные действия.

Произнесите звук И. Тяните его, прочувствуйте положение языка. Почувствуйте, что язык упирается в нижние зубы, а губы растянуты, будто в улыбке. С произношением И полный порядок. Попробуйте изменить положение языка, немного ослабив напор на зубы. Просто отодвигайте язык назад. Вы почувствуете, как звук И пропадает, а затем пропадает вообще любой звук. Воздух проходит между расширенным пространством между небом и языком, звук становится глуше, воздух начинает «свистеть».

Это абсолютно нормально. Переходим к следующему шагу.

Снова произнесите звук И. Теперь отодвиньте язык от зубов так, чтобы он их не касался. Если не получается, поработайте над этим. В процессе практики вы должны следить за двумя вещами:

— ваши губы по прежнему растянуты в улыбке; — язык в спокойном, расслабленном положении и не касается зубов.

Старайтесь держать челюсти слегка напряженными. Контролируйте это напряжение. Попробуйте произносить звук Ы. Если звук по-прежнему выходит похожим на И, попробуйте совсем немного выдвинуть нижнюю челюсть вперед. Теперь, когда звук получается лучше, вернитесь к прежнему выражению (губы растянуты немного меньше чем при произношении звука И, прикус челюстей в естественном положении) и попробуйте «поймать» звук Ы.

В постановке звука Ы вам помогут согласные буквы. Лучшие друзья — буквы К и Г.

Попробуйте произносить слоги и слова: кы-ык-ыкы-кыкы-ыкык-ыкыкы гы-ыг-ыгы-гыгы-ыгыгы—гыгыгы мы-мыл-мыло бы-был-было вы-выход выдра-выход-крыса-дым

Еще одно упражнение. Повторяйте слоги сначала медленно, работая над чистотой звука. Затем добавляйте скорости. Последнее слово в ряду произносите как можно четче и громче.

ты-ты-ты-ты-ты-тыква ры-ры-ры-ры-ры-рыба ды-ды-ды-ды-ды-дыня бы-бы-бы-бы-бы-быстро пы-пы-пы-пы-пы-лапы

Хороший эффект дает простая практика с карандашом. Закусите карандаш зубами и попробуйте произносить звук И. Карандаш не позволит языку упираться в зубы, и у вас не получится их сомкнуть, таким образом, звук Ы будет получаться с каждым разом все лучше и лучше. Отработав практику, попробуйте произносить звук Ы без карандаша, запомнив артикуляцию.

Опыт работы учителя-логопеда детского сада по изучению гласных звуков с применением рук

Учим гласные звуки с помощью рук
Автор: учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область. Описание: Авторская методическая разработка по изучению гласных звуков с применением ряда ручных поз (биоэнергопластики) поможет в интересной игровой форме развить совместные движения рук и артикуляционного аппарата, развить речемыслительную деятельность детей, координацию движений и мелкую моторику. Будет полезна логопедам, педагогам коррекционных групп, заинтересованным родителям. Цель: автоматизация гласных звуков. Задачи: — автоматизировать гласные звуки; — развивать артикуляционную и мелкую моторику; — развивать речемыслительную деятельность; — развивать координацию движений; — вызвать интерес к занятию.


Моя профессия – логопед. Опыт работы составляет более 20 лет, на группе с детьми с общим недоразвитием речи – 15 лет. В последнее время у педагогов в работе стали очень популярными здоровьесберегающие технологии. Это вызвано ежегодным увеличением детей с разной речевой патологией. Наша задача не только сохранить здоровье детей, но и позаботиться о его положительной динамике развития. Детям с любым речевым заключением, такими как, фонетическое недоразвитие (ФН), фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР), тем более осложнённым дизартричсеским компонентом необходимо начинать занятия по коррекции звукопроизношения с артикуляционной гимнастики. Она поможет подготовить органы артикуляции (язык, губы, нижнюю челюсть, щёки) к предстоящей работе по постановке звуков. Укрепит мышцы или, наоборот, снимет в них излишнее напряжение. Из своего многолетнего опыта работы, я пришла к выводу о том, что необходимо применять в работе логопеда не просто артикуляционную гимнастику, а связывать её с синхронным движением кистей рук. Поза кистей рук как бы показывает положение позы артикуляционного упражнения. Это направление здоровьесберегающей технологии носит название «биоэнергопластика». Взаимодействие речевой и моторной деятельности стимулирует развитие участков головного мозга, отвечающего за речь, помогает более длительному и качественному удерживанию артикуляционной позы. С моей артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики все желающие могут познакомиться на сайте ped-kopilka, пройдя по ссылке/blogs/svetlana-vjacheslavovna-klokova/artikuljacionaja-gimnastika-s-primeneniem-bioyenergoplastiki-po-teme-zhivotnye.html. Одновременно с артикуляционной гимнастикой, сочетающей движения с позой рук, я начинаю с детьми изучать гласные звуки с применением биоэнергопластики. Теперь поза рук повторяет позу артикулируемого звука. Если у ребёнка сложная речевая патология, логопед начинает коррекционную работу по исправлению недостатков произношения с постановки именно гласных звуков. Гласный звук – основа любого слога. Из слогов состоят слова. Из слов состоят предложения. Из предложений состоит наша речь. После того, как звуки отработаны и автоматизированы изолированно, мы учимся узнавать звуки по артикуляционной и ручной позе, без звукового сопровождения. Учимся запоминать и произносить ряд гласных звуков (от двух до четырёх). Потом переходим к работе над простыми словами. Дети чётко, медленно, по слогам проговаривают слово, одновременно показывая артикуляцию гласного звука ручной позой. Я предлагаю всем желающим познакомиться с моими приёмами по изучению гласных звуков с применением биоэнергопластики.
«Учим гласные звуки с помощью рук»

ЗВУК А

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
А я повторяю. Апельсин, автобус, ангел, аист.


Широко раскрываем рот. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов. Губы свободно раздвинуты.Ладони развёрнуты от себя. Пальцы на руках раздвинуты и напряжены.
ЗВУК О

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
О я повторяю. Оля, окунь, облако, осень, окна.


Широко раскрываем рот. Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята. Губы округло выдвинуты вперёд. Ладони развёрнуты от себя. Пальцы на руках согнуты в округлую форму и напряжены.
ЗВУК У

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
У я повторяю. Уля, улей, удочка, утюг, усы.


Немного раскрываем рот. Язык еще более, чем при о, оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята. Губы сильно выдвинуты вперёд. Ладони развёрнуты от себя. Пальцы на руках вытянуты вперёд и напряжены. Большой палец находится под всеми остальными.
ЗВУК И

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
И я повторяю. Индюк, иголка, иволга, ишак, иней.


Немного раскрываем рот. Губы сильно раздвинуты в стороны и прижаты к зубам. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель Ладони развёрнуты от себя. Пальцы на руках прижаты друг к другу и напряжены. Большой палец находится в противоположной стороне от других
ЗВУК Ы

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
Ы я повторяю. Мыши, дыня, вилы, коты, боты, ноты.


Чуть больше раскрываем рот чем на звук И. Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Губы сильно раздвинуты в стороны. Ладони развёрнуты от себя. Пальцы на руках раздвинуты и напряжены. Большой палец находится в противоположной стороне от других
ЗВУК Э

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
Э я повторяю. Эля, Эдик, Эмма, этаж, этажерка, эскимо.


Чуть меньше раскрываем рот чем на звук Э. Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх. Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Ладони развёрнуты друг к другу. Пальцы на руках согнуты в округлую форму и напряжены.

Рекомендуем посмотреть:


Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья» Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду «Неделя Здоровья»

Похожие статьи:

В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии

При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода. Важно выявить компенсаторные возможности ребенка, т.е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно. В первую очередь для коррекции выбираются те звуки, которые у ребенка максимально приближены к правильному произнесению, или те, артикуляционные уклады которых наиболее просты.

Особенностью логопедической работы при дизартрии являются значительно более длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим.

Прежде чем приступить к формированию артикуляционного праксиса на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков, необходимо развитие или уточнение фонематических процессов. Перед вызыванием и постановкой звуков нужно добиться их различения на слух. При коррекции нарушений звукопроизношения выделяют следующие этапы логопедической работы.

1. Развитие новых произносительных умений и навыков. Логопед должен моделировать основные артикуляционные уклады (дорсальный, какуминальный, альвеолярный, нёбный). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Когда ребенок овладеет рядом артикуляционных движений, логопед переходит к выработке серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Последовательность действий и инструкций логопеда могут быть следующие: «Смотри в зеркало, как делаю я»; «Смотри в зеркало на себя и выполняй упражнение «Заборчик» («Трубочка», «Лопата»)»; «Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком положении губы, язык?»; «Выполни это движение еще раз». Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению апраксических нарушений, имеющих место при дизартрии. Постепенно у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных звуков.

2. Определение последовательности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения. При дизартрии в зависимости от наличия у детей патологической симптоматики в артикуляционной моторике, от степени ее выраженности логопед индивидуально определяет последовательность работы над звуками. В ряде случаев не стоит придерживаться традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, целесообразно вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. У многих детей с речедвигательными расстройствами сначала лучше осуществляется постановка и дальнейшая автоматизация более «сложных» звуков, например шипящих или сонорных. При этом свистящие звуки будут корригироваться позже, после «созревания» дорсальной позиции, являющейся часто для детей с дизартрией одной из самых трудных.

3. Постановка или стимуляция непосредственного вызывания изолированного звука. Эта» работа при дизартрии проводится так же, как и при любом другом фонетическом нарушении, в том числе и при дислалии. Логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Время и способы постановки звуков выбираются индивидуально. В некоторых случаях достаточно только «уточнить» обрабатываемый звук. Одним из приемов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации. У ребенка вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближенное произношение звука является для ребенка с речедвигательным расстройством определенной ступенью на пути к овладению нормальной артикуляцией. При этом овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).

4. Автоматизация (закрепление вызванного звука) является самым сложным и длительным этапом логопедической работы при дизартрии. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть семантически доступен ребенку.

5. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Сначала предлагаются 2 слога (са-ша, ас-аш, ста-шта, тса-тша и т.п.), затем 3 слога. Затем даются пары слов, разных по слоговой структуре.

6. Развитие коммуникативных умений и навыков. Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи и, конечно, длительная логопедическая работа.

Традиционным является введение звука в речь при заучивании стихов, составлении предложений, рассказов, пересказ текстов и т. п.

Артикуляционная гимнастика

Залог правильной артикуляции звуков, в том числе и гласных, состоит в достаточно развитой подвижности и переключаемости органов речевого аппарата, а также в развитом речевом дыхании. Работу органов речи можно улучшить благодаря артикуляционной гимнастике. Существуют различные упражнения для для губ, щек, нижней челюсти и языка. Задания хорошо давать в игровой форме, чтобы они вызывали у малыша интерес и желание их повторять.

Упражнение “Гаражик”. Представляем, что ротик – это гараж, в который въезжают машинки. Раз – раскрыть ротик широко и держать его в этом положении до 5 секунд, пока все машинки не заедут. Два – закрыть гараж. Язык спокойно лежит на дне рта. Повторить не менее 3 раз.

“Хомячок”. Логопед демонстрирует картинку хомячка, обращая внимание на то, как у него надуты щечки. Затем предлагает ребенку тоже надуть щечки. При выполнении задания рот должен быть закрыт. Через 5 секунд нужно выпустить воздух через губы.

Если у ребенка это упражнение не получается, то можно предложить ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри надует щеки. Повторить 3 раза.

“Щенок”. Логопед показывает картинку собачки (она скалит зубы) и мальчика (он улыбается). Педагог обращает внимание ребенка на то, как показывают зубки щенок и мальчик и предлагает так же показать свои зубки. Упражнение выполняется перед зеркалом 2-3 раза. Можно при этом читать несложные веселые стихи по теме картинки.

Несколько упражнений артикуляционной гимнастики можно объединять общим сюжетом. Например, предложить ребенку посадить в веселый поезд животных из разны упражнений. В первый вагончик посадим хомячка (дети надувают щечки), в следующий щенка (улыбаются) и т.д.

Также к эффективным упражнениям относятся «Иголочка», «Качели», «Заборчик», «Лошадка».

Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников

Публикации по теме:

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при чтении сказок Интонация в словах –это красок море Ею можно выражать радость, трепет, горе Без нее слова пусты, знают даже дети Без нее мы видим все в.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Дифференциация звуков [У] — [A]» .

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Конспект НОД по развитию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Согласные звуки [Т]-[Т’]. Буква Т» образовательные задачи: Уточнение артикуляции звуков [Т] и [Т’]. Формирование умений различать звуки [Т] и [ТЬ’]. Учить выделять заданный.

Консультация для педагогов «Использование развивающей среды как стимулирующий фактор преодоления ОНР у старших дошкольников» Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для.

НОД по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ТНР по Теме: «Звук и буква Ш» Конспект НОД в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР по формированию фонетической стороны речи. Тема: Звук и буква [Ш] Цели занятия:.

«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И. Тема: «Дидактические игры как средство развития.

Пособие для родителей «Игры для формирования речи старших дошкольников» Методическое пособие «Игры для формирования речи старших дошкольников» направлено на оказание помощи родителям в организации работы с детьми:.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]