Алалия — это тяжелая задержка развития речи ребенка, не обусловленная снижением слуха или интеллекта. Принято выделять сенсорную и моторную формы алалии. При сенсорной алалии нарушено понимание речи, при моторной алалии – произношение слов и фраз. Но чаще встречается сенсомоторная алалия.
Механизм возникновения сенсомоторной алалии по-прежнему не до конца изучен. Многие специалисты считают этот диагноз пожизненным. Но алалию можно победить, если комплексно работать со всеми неврологическими дисфункциями.
Клиника «Прогноз» этим успешно занимается уже более 30 лет, поэтому наш центр часто называют клиникой алалии.
Лечение алалии моторной и сенсорной в Санкт-Петербурге, в клинике «Прогноз»
- Сначала проводится комплексное неврологическое обследование с помощью современной аппаратуры, консультации невролога и логопеда.
- Опытные специалисты по результатам диагностики составляют курс реабилитации.
- Дети проходят интенсивный курс индивидуальных занятия и процедур, продолжительностью 16 дней.
По результатам диагностики могут быть назначены следующие методики лечения:
- тренинг по методу Альфреда Томатиса (Besson of Switzerland)
- inTime
- массаж
- Нейродинамическая гимнастика
- Занятия с логопедом с использованием верботональной аппаратуры
- TКМП
- РТМС
- физиотерапия
и другие методики, прочитать о которых вы можете в разделе «методики»
Диагностика и помощь при алалии:
Оптимальный срок постановки диагноза — 2,5-3 года. В этом периоде в норме речь уже достаточно развита для того, чтобы определить нарушения, но вторичное нарушение интеллектуального развития еще не возникло или слабо выражено. У детей более раннего возраста болезнь можно только заподозрить, поскольку скорость развития речевых навыков в этом периоде может сильно различаться.
Вначале необходимо обратится за консультацией к логопеду и к врачу-психиатру. В нашем Центре практикуется консилиумный первичный осмотр. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевого расстройства может быть назначено неврологическое обследование, а так же дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).
В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.
Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
Почему это помогает?
- Мы работаем с конкретными нарушениями в работе мозга ребенка, которые выявлены с помощью объективной диагностики.
- Используется сочетание аппаратных и неаппаратных методов
- Используется сочетание медикаментозного и немедикаментозного лечения
- У специалистов клиники огромный опыт помощи детям с алалией, мы используем самые эффективные методы, которые дают быстрый результат
- Врачи и педагоги работают в одной команде.
Регулярные занятия с логопедом необходимы, но ребенок может заниматься годами и по-прежнему оставаться алаликом. Помогите вашему ребенку заговорить и избавиться от этого диагноза, обратитесь в клинику «Прогноз»
Оставить заявку
Заказать звонок
Как проявляется алалия?
Установление диагноза «алалия» обычно происходит после 3 лет. Ребенок с алалией или не говорит вообще или говорит «на своем языке». Часто у детей с алалией проявляются некоторые черты в поведении, сходные с аутизмом.
Некоторые из детей с алалией общаются со взрослыми, придумывая свои жесты. Есть дети, которые избегают общения с другими детьми так как понимают, что не могут говорить.
Иногда алалия сопровождается нарушениями координации движений, диспраксией.
Сенсорная алалия – о путях ее преодоления
Сенсорная алалия представляет собой одно из речевых нарушений в детском возрасте, которое имеет сложности в диагностике и коррекции. Специальная литература термин «сенсорная алалия» обозначает как резкое ограничение или отсутствие понимания речи детьми, у которых достаточно хорошо развиты острота слуха и интеллектуальные возможности. Невзирая на сохранные способности для развития активной речи и довольно хороший слух, детям с сенсорной алалией присущи наличие между звучанием слов и их значением, а следовательно, нарушения в понимании речи окружающих. Такие дети речь не понимают, не используют ее, а это ведет к сопутствующим нарушениям – сложности контакта, искажение зрительного восприятия и отсутствие связи с окружающими, задержка интеллектуального развития и т.п. Такому ребенку может быть поставлен неправильный диагноз: аутизм, тугоухость, олигофрения и т.д., соответственно предлагается совершенно неадекватная коррекция.
Недостаточность единого суждения о характере и природе речевой патологии данной формы приводит к диагностическим ошибкам, создавая огромные сложности в педагогической практике.
Проведенные Кайдановой С.И. и Трауготт Н.Н. исследования говорят о том, что при сенсорной алалии проявляется особое состояние слуховых анализаторов, характеризующееся слабостью тормозных и возбудительных процессов, а также маловыраженной генерализацией (нерегулярное восприятие звуков, которые доступны физическому детскому слуху).
Основная отличительная особенность функции слуха при сенсорной алалии – легкость возникновения запредельного торможения из-за высокой функциональной истощаемости. Сложно дать ответ на вопрос, из-за чего проявляется такая истощаемость слуховых анализаторов, среди версий можно назвать неполноценность функциональности периферического отдела либо центрального отдела слухового анализатора. Имеются данные, которые указывают на присутствие при сенсорной алалии ведущего к снижению слуха – поражения периферического отдела слуховых анализаторов.
При сенсорной алалии необычный дефект речевого слуха проявляется в том, что ребенок невнимателен к звукам; то слышит тихий звук, то совсем не реагирует на звуковой раздражитель, с огромным трудом учит отдельные слова и с трудом сохраняет их в памяти, его пассивный словарь медленно обогащается, появляется разрыв между называемым предметом и пониманием обозначающего его слова. Также при сенсорной алалии присутствует сниженная способность выделять звучание фонем из окружающей речи, отсутствие навыка на слух различать коррелирующие фонемы и т.п. Ребенок плохо на слух дифференцирует отдельные фонемы, близкие по акустическим параметрам, при повышении голоса педагога (говорящего) звуковое различение существенно не улучшается, улучшается различение фонем в процессе обучения грамоте и устной речи, то есть в процессе, развивающем фонематический слух.
В работах Трауготт Н.Н. говорится, что дети с сенсорной алалией могут обладать высокой речевой активностью. И на самом деле, часто сложно бывает остановить речевой поток и добиться вслушивания в речь окружающих (во многих случаях, при этом отмечается эхолалия). С удовольствием ребенок слушает свой голос, свою речь и свою интонацию. Речь алалика имеет выразительную интонацию, богато модулирована, он сопровождает ее живыми жестами и мимикой и буквально «забивает» понимание, как собственной речи, так и речи окружающих.
Когда речь идет о нарушении у ребенка слухового внимания, он не использует слух практически совсем либо использует его в редких условиях сверхмотивации (слушает и слышит), если ему очень нужно что-то услышать и понять. Как мы уже говорили ранее, подобное нарушений довольно характерно для деток с сенсорной алалией (однако не только для них).
Подытоживая, можно отметить, что у детей, страдающих сенсорной алалией, присутствуют нарушения не в самой возможности развития речи, а в основном либо исключительно возможность речевого обучения со слуха. Этот фактор определяет специфику коррекционных занятий с ребенком из данной категории, а также с ребенком, обладающим выраженным сенсорным компонентом.
Если говорить о слухоречевом развитии подобных детей, то прогноз зависит от многочисленных факторов. Значение имеет характер и тяжесть сенсорных нарушений, уровень снижения слуха, а также выраженность нарушений высшего анализа и синтеза слухового анализатора, умение подражать речевым звукам, характерологический и личностный аспект, особенности интеллекта, условия воспитания, развития и коррекции.
Для понимания характера слухоречевых особенностей у ребенка, страдающего сенсорной алалией, целесообразно дифференцировать симптомы, которые характерны для алалии сенсорной, с тугоухостью, проявившейся в доречевом периоде.
Неоспоримо значение нормального слуха при формировании речи малыша, по этой причине в любых случаях нарушения речевого развития, в первую очередь, требуется тщательное изучение слуховых функций ребенка. Подчеркнем также необходимость тональной аудиометрии, ведь анализ слуха, основанный только на проверке шепотной и разговорной речи, способен натолкнуть на ошибочное заключение о наличии у малыша центральных нарушений типа алалии.
Бывает и так, что у детей, страдающих сенсорной алалией, диагностируют не только тугоухость, но и нарушения интеллекта. И действительно, при первом взгляде, клиническая картина сенсорной алалии выдает для этого основания. Кроме этого на определенных этапах развития ребенку с нарушенным интеллектом могут поставить диагноз сенсорная алалия.
Следовательно, сенсорным компонентом, выражающимся в различной степени, могут стать осложнениями разных нарушений функционального и органического (нарушение интеллекта, тугоухость) генеза, и здесь дети с нарушениями интеллекта и слуха составляют основную группу риска.
По той причине, что главным проявлением сенсорной алалии является нарушение синтеза слухоречевого анализатора и процессов высшего анализа, основной коррекционной целью должна стать компенсация данного нарушенного звена.
Но, так как страдающую функцию мы не можем развивать напрямую, следует сформировать новую функциональную систему с применением всех сохранных анализаторов посредством создания дополнительных опор.
Работа по преодолению сенсорной алалии, таким образом, использует двигательный и зрительный анализаторы, кинестетические ощущения, тактильно-вибрационное восприятие, обоняние, вкус, и, естественно, слух, дозировано привлекаемый в форме поврежденного звена.
Коррекционные занятия с детьми, которые страдают сенсорной алалией, должны включать элементы различных коррекционных программ, так например, многое заимствуется и адаптируется из систем работы с детьми, обладающими нарушениями слуха, а также из методик нейропсихологических.
Три этапа работы:
— Этап подготовительный – он включает создание мотивации к занятиям, а далее потребности коммуникации (ребенка включают в группу детей).
В связи с тем, что речь рассматривается, как ритмическая пространственно-временная структура, в данные занятия включаются данные три компонента. Тут же мы развиваем общую сенсорику, слуховой, зрительное, кинестетическое и тактильно-вибрационное восприятие, осязание и обоняние. Так мы получаем возможность развивать все базовые навыки и функции, опережающие и сопутствующие речевое развитие в онтогенезе у нормально развивающегося ребенка.
Работа над последовательностью, рядом, цветом, количественным элементом и прочими элементарными представлениями, которые в последующем лягут в основе письма, чтения и счета, выполняется до работы над элементами глобального чтения с артикуляторной опорой и звукового анализа.
2 – Этап основной – представляет собой работу над фазовой речью, а также ее грамматическим оформлением. На паре первых этапов работа над восприятием слуховым проводится лишь на музыкальных занятиях, а также в группе.
3 – Этап заключительный – работаем над слуховым восприятием, автоматизацией и дифференциацией звуков, работаем также над сложными грамматическими конструкциями.
На всех перечисленных этапах (конечно по-разному) активно применяются двигательные и зрительные опоры, также проводится работа словарная.
Опыт специалистов говорит о том, что указанные методические приемы, которые направлены на развитие процессов высшего анализа, а также синтеза анализатора слухоречевого и создание новой функциональной системы с использованием всех типов сохранных анализаторов, дают возможность, при сенсорной алалии, успешно компенсировать слухоречевые процессные нарушения.
Кроме этого, указанный комплексный подход является эффективным и при прочих видах нарушений речи и слуха (дислалия, дизартрия, комплексные нарушения и т.п.).
Моторная алалия
При таком заболевании дети, как правило, вообще не говорят, либо говорят тихо и их речь невнятна. При этом, они полностью понимают, что им говорят другие люди, при необходимости могут доказать это, используя жестикуляцию.
Симптоматика моторной алалии:
активная мимика и жестикуляция;
в виду ограниченного лексикона ребенок часто не понимает о чем ему говорят;
отсутствие речи или невнятное произношение звуков;
быстрая утомляемость, неработоспособность, скачки настроения;
нарушение мелкой моторики.
Самая тяжелая форма заболевания — сенсомоторная алалия. При этой форме ребенок не может понять, что ему говорят и ничего не может произнести.
Сенсорная алалия легче поддается лечению, чем моторная.
Физиотерапия
Физиотерапевтические методы направлены на укрепление организма и стимуляцию работы нервной системы. К ним относятся лечение водой (механическое, температурное или иное воздействие на организм), лечение ультразвуком, магнитным полем, слабыми электрическими импульсами и т.д. В любом случае, независимо от применяемых методов, коррекция должна носить комплексный и системный характер. Только врач невролог может назначать данные процедуры. Так как речь является важнейшим и часто использующимся навыком, родители должны выполнять логопедические упражнения дома самостоятельно по указанию специалиста.