КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подго


Кодификация нарушений речи по МКБ 10

Существует несколько разновидностей речевых нарушений. Ниже они рассмотрены подробнее.

Клинические симптомы ЗРР

Сам термин ОНР (общее недоразвитие речи) в свое время ввела Левина Р. Е. Чем раньше родители заметят у ребенка сигналы, свидетельствующие о том, что развитие его речи не соответствует возрастным нормам, тем выше вероятность того, что лечение даст возможность устранить либо свести к минимуму последствия нарушения.

Когда отмечается задержка психоречевого развития (код по МКБ 10), у детей выделяют следующие симптомы:

  • Отсутствие реакции на речь близких, наблюдаемое в возрасте до 9 месяцев.
  • Отсутствие реакции на смену интонации говорящего.
  • Отсутствие попыток начать элементарную речевую деятельность (к ним относятся характерный лепет, гуление и т. д.).
  • Стремление строить общение со взрослыми при помощи элементарных эмоциональных проявлений.
  • Отсутствие звукоподражания.
  • Отсутствие реакции на свое имя.
  • Нарушения глотания и жевания.

На заметку! Исходя из вышеперечисленных симптомов, можно сделать вывод о том, как выглядит клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

В возрасте от года до двух лет ребёнок с ЗРР не показывает и не называет изображенные на картинке предметы. Он не способен отвечать на простые вопросы, не реагирует на просьбы, высказанные даже близкими людьми. От двух до трех лет ему тяжело выполнять задания, требующие назвать предметы, он не может выполнить два и более действия подряд друг за другом. Он также не умеет составлять распространенные предложения, а в более сложных случаях — даже простые словосочетания.

Проблемы с речью у ребенка 5 лет и старше выдает то, что он не может разговаривать предложениями, используя лишь словосочетания. Большую часть звуков он произносит неправильно, из-за чего зачастую бывает сложно понять, о чем говорилось. Реакция на обращения взрослых к себе чаще всего отсутствует; ответы на вопросы крайне просты, односложны.

Специфические расстройства развития речи и языка

В целом, специфические расстройства развития речи и языка, в частности ЗПРР обозначены в МКБ под кодом F80. К ним относятся нарушения, которые проявляются уже на ранних стадиях развития речи. И хотя формально, они не соотносятся недостатками сенсорной чувствительности, с нарушениями неврологических или речевых механизмов, умственной отсталостью или факторами окружающей среды, они нередко бывают сопряжены со смежными проблемами: недостатками чтения либо письма, произношения и правописания слов. Страдают и межличностные отношения, эмоционально-волевая и личностная сфера.

Дополнительные факты о ЗРР

Первые попытки звукоподражания у ребенка начинаются в возрасте примерно 1,5-2 месяцев. Он уже почти не плачет и переходит к стадии гуления, когда ребенок еще не произносит звуки как таковые, но пытается с их помощью привлечь к себе внимание взрослых.

Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический. Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим.

Симптомы ЗПРР

Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.

До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития.

А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.

Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями. Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов. Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).

Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:

  • ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
  • присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
  • негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
  • использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
  • нарушения сенсорной обработки;
  • повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
  • психомоторная возбудимость, тики, заикание;
  • протестные формы поведения.

В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.

Биологические и социальные причины развития задержки речевого развития у детей

Причины задержки речевого развития чаще всего индивидуальны, а сам процесс зависит от целого ряда внешних и внутренних факторов. Наиболее очевидные причины, провоцирующие нарушение развития коммуникативных навыков, можно обозначить следующим образом:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности. Фактором риска также могут выступать отравления.
  • Генетическая предрасположенность (некоторые особенности развития речевого аппарата, вызывающие подобные нарушения, передаются наследственно).
  • Длительная гипоксия плода; рождения ребенка раньше срока, либо стремительные роды у матери.
  • Плохо развитые мышцы, отвечающие за произношение и образование звуков (в частности, речедвигательных мышц, мускулатуры рта). В некоторых случаях первопричиной может служить слишком раннее отлучение ребенка от груди.
  • Внутриутробные или родовые травмы.
  • Нарушения слуха, не диагностированные в раннем возрасте. Отсутствие должной коррекции и лечения.
  • Травмы головного мозга различной степени тяжести, полученные ребенком в первый год жизни.
  • Психические заболевания и другие нарушения развития нервной системы.
  • Отсутствие у детей общения с родителями, недостаток внимания с их стороны. Довольно часто это приводит к недоразвитию слухового внимания, речевого слуха.
  • Неврология и психосоматика.
  • Неблагоприятный психологический климат в семье.

Важно! О недостаточном развитии речи у ребенка можно судить в том случае, если словарный запас, звуковые особенности не соответствуют условно-принятым возрастным нормам, актуальным для каждого периода жизни.

Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста

Эмоциональная чуткость, возможность регулярно общаться с самыми близкими приводит к тому, что уже к пятому или шестому месяцу ребенок переходит от стадии гуления к новой стадии — лепету. Он постепенно учится произносить все больше звуков и уже спустя пару месяцев начинает собирать их в слоги. Со временем элементарные слоги соединяются в цепочки, ребенок учится произносить их с разной интонацией.

Это еще совсем не речь, поэтому ребенку на этой стадии еще не нужен собеседник. Он может гулить и сам по себе, когда рядом никого нет. Тем не менее, именно в этот период родителям как нельзя важно говорить с ребенком. Это даст ему возможность использовать речь близкого человека в качестве образца, повторять за ним.

Важно! Обучать ребенка речи важно во время специально организованных занятий и в течение всего дня, например, при переодевании или кормлении, вербально сопровождая те или иные действия. Для успешного формирования и развития речи ребенок должен все время слышать голоса своих родных — это окажет ему бесценную помощь в овладении речью.

Уже к девяти месяцам начинается стадия словесного лепета. Произносить слова целиком ребенок начинает не сразу, вначале он будет пробовать просто собирать слоги в единое целое. И только со временем слова начинают привязываться к конкретным людям или ситуациям. В этот период родители должны внимательно следить за тем, как пополняется словарный запас ребенка, с какой частотой он учится произносить новые для себя слова.

Сложных формулировок и выражений лучше всего избегать. Малыш все равно не запомнит их, а внимание будет перегружено. В его активный словарный запас постепенно нужно вводить понятия, обозначающие само название предмета, его свойства и качества, например, цвета, формы, размеры и т. д.

Нужно, чтобы ребенок не только слышал речь, но и имел возможность наблюдать за мимикой, движениями губ и лица в целом. Желательно как можно чаще обращаться к ребенку по имени, играть с интонацией. Хороший эффект также дают детские песенки, стишки, потешки.

Важно! Тревожным знаком для родителей должно стать «замирание» словарного запаса — если он не пополняется до наступления второго года.

После того, как ребенок научился произносить отдельно взятые слова, его можно постепенно подводить к произношению коротких фраз и словосочетаний. Они должны быть простыми, понятными и в то же время емкими, содержать описание простых предметов, призыв к какому-либо действию и т. д.

К полутора годам словарный запас малыша насчитывает уже от 50 слов и больше. В это время речевое развитие становится более интенсивным. Ребенок активно слушает и повторяет все, что слышит вокруг себя. А на третьем году уже начинает понимать грамматические конструкции, структуру речи.

В это время исключительно важно поощрять ребенка говорить, рассказывать о различных событиях из его жизни (даже в простейших формах), своих переживаниях, вербально высказывать просьбы. Дошкольный и младший школьный возраст отмечается началом формирования связной речи.

Диагностика речевых нарушений

Если речевое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам, родителям желательно обратиться за помощью к профессиональному логопеду-дефектологу. Он сможет провести обследование и объяснить родителям, что представляет собой психология детей с нарушениями речи. Обследование, проводимое специалистом, должно включать в себя следующее:

  • Оценку активного словарного запаса.
  • Оценку качества связной речи.
  • Качество звукопроизношения.
  • Качество мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.

Логопедическая работа

Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):

  • с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
  • на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
  • нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
  • на развитие способности к звукоподражанию;
  • на развитие артикуляционного аппарата.

Профилактика ЗРПР

При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.

В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.

Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.

Классификация дизартрии

Диагностика дизартрии разных степеней и локализации включает неврологическое и логопедическое обследование, проведение лабораторных и инструментальных методов исследования.

Невропатолог собирает жалобы, выясняет анамнез, проводит осмотр, проверяет рефлексы, проводит пробы. Предварительный диагноз требует дальнейшего подтверждения. Для этого может понадобиться проведения общих лабораторных анализов, ЭЭГ, электромиографии, транскраниальной магнитной стимуляции, магниторезонансной томографии, при противопоказаниях к ней – компьютерной томографии, УЗИ, допплерографии и др.

Логопед проводит оценку речевых нарушений, изучает состояние органов артикуляции, устанавливает степень нарушения функций. Проводится диагностика как устной, так и письменной речи.

Лечение дизартрии разной степени осуществляется не только для коррекции речевой функции. Обязательным условием является и терапия основного заболевания.

Если причиной дизартрии стала гематома или новообразование, то вполне обоснованным шагом будет консультация нейрохирурга с последующим радикальным оперативным вмешательством.

Инсульты требуют терапии в зависимости от вида: геморрагический – гемостатической, ишемический – тромболитической.

В любом случае целесообразно подбирать комплексный подход с привлечением невролога, логопеда, физиотерапевта, массажиста, психолога, нейрохирурга, кардиолога и других необходимых специалистов.

Для максимального эффекта и для активации головного мозга, лечения дизартрии проводится на фоне приема витаминов группы В и ноотропов.

Необходимо выполнять общие физические упражнение и общий массаж тела. Хороший эффект дает занятие плаванием.

Логопедический массаж (наиболее эффективный – зондовый) отлично справляется с устранением спастического гипертонуса, улучшением кровоснабжения. Пальчиковый массаж применяется и показывает значимый результат, улучшает мелкую моторику.

Применяют также акупрессуры, иглоукалывания, лечебные ванны, дельфинотерапия, изотерапия и другие.

Занятия с логопедом направленные на коррекцию состояния, улучшения артикуляционной и мелкой моторики; установление конкретного звукового дефекта, его постановку и автоматизацию; дыхательную гимнастику для физиологического дыхания и дыхания речи; коррекции произношения и выразительности.

Процесс лечения очень длительны и настрой пациента и его родственников имеет большое значение. Терапия должна проводиться систематически и комплексно.

В случае стертой дизартрии, легкой степени нарушений возможно полное устранение речевых дефектов. В тяжелых случаях добиваются только улучшения патологического состояния.

В Юсуповской больнице слаженная работа невролога, логопеда, массажиста и других специалистов позволяет получать хороший результат при работе с пациентами с дизартрией. В Юсуповской больнице созданы все условия для комфортного времяпровождения и эффективного лечения патологии. Во время консультации можно выяснить что это дизартрия 1,2,3 степени, какие ее проявления, как ее диагностировать и лечить. К каждому пациенту доктора находят индивидуальный подход и разрабатывают программу диагностики, лечения и реабилитации. Записаться на консультацию можно по телефону и в online режиме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]