Шипилова Е.Н., учитель-логопед, МОУ «Каплинская СОШ», Старооскольский р-н Белгородской обл. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ • Учить различать п, т в слогах, словах, предложениях, тексте. • Отрабатывать механические навыки движения руки. • Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения, умение образовывать новое слово от исходного. • Развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственное представление. • Развивать графические навыки, речь, внимание, мышление, лексику. • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, доброту, отзывчивость. ОБОРУДОВАНИЕ Индивидуальные зеркала; «чудесный мешочек»; нарисованное облако; цветочная поляна; краски; свечка для написания слов на цветах; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки со слогами и буквами; бумажные ленты с названиями сказочных героев; картинки с изображением цветов; предложения на ватмане; индивидуальные перфокарты и карточки с рядами букв; ассоциативные картинки (на какие предметы похожи буквы). * * * Организационный момент Логопед. Здравствуйте, дети. Каждый из вас должен достать из «чудесного мешочка» картинку и назвать сказочного героя, изображенного на ней. Дети называют, логопед вывешивает бумажные ленты с выделенными буквами п, т: Доктор Айболит Гадкий Утенок Кот в сапогах Золотая Рыбка Глупый Мышонок Золотой Петушок Спящая Красавица Красная Шапочка
Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены? Дети. Буквы п, т. Логопед. Вам надо научиться различать эти буквы на письме в слогах, словах, предложениях. Кто из вас угадает, как зовут сказочного героя, которого я держу? Дети. Незнайка. Логопед. Кто написал книгу о Незнайке? Дети. Н. Носов. Логопед. Как зовут друзей Незнайки? Дети. Знайка, Торопыжка, … . Логопед. Я хочу вас поближе познакомить с Торопыжкой. Анализ букв Логопед. Из-за своей торопливости у него не хватало терпения дописывать букве т третью ножку и получалось у т только две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету». А получалось: «Я хочу конфепу». Все смеялись над ним. Пошел тогда малыш к Знайке и рассказал про свою беду. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова “три”?» «Т», – отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т – три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только пара ножек. Помни об этом и перестань торопиться!» Среди вас тоже есть ученики, которые путают п и т. Поэтому сегодня выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы. Посмотрите на них и назовите основное отличие. Дети. Буква т состоит из трех элементов, а п – из двух. Логопед. Чем они похожи? Дети. При написании повторяется первый элемент. Логопед. На какие предметы похожи п, т? (Показывает ассоциативные картинки.) Дети отвечают. Пропишите пальчиком на столе, а потом в воздухе буквы п, т. Дети выполняют. А теперь я продиктую цифры, которые нужно записать в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у букв т и п? Под каждой записанной цифрой подпишите ту букву, которая имеет данное число элементов. Дети выполняют. Следующее задание выполним с картонными карточками. На них написан ряд букв. Снимите кальку и наложите контур на нужную букву. Дети выполняют. Давайте вспомним, сколько ножек у п и т. На картинках найдите эти буквы и запишите из названий цветов только буквы п, т. Дети выполняют графический диктант. Артикуляционная гимнастика Логопед. В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки [п], [т]. Где находится язык при произнесении звука [т]? Дети. За верхними зубами. Логопед. А какая помеха встречается при произнесении звука [п]? Дети. Губы. Логопед. Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем пропеть их голосом, значит оба звука будут согласными. Если мы приложим к горлышку руку, то сможем определить звонкие они или глухие. Мозговая гимнастика Логопед. Ребята, а какой из наших «дежурных» звуков встречается в названии этого цветка? (Показывает картинку – одуванчик.) Наших звуков здесь нет. Но этот цветок поможет выполнить упражнение на дыхание: сделайте глубокий вдох и сдуйте пушинки. Дети выполняют 5 раз. Мы так сильно дули, что поднялся ветер и похолодало. Давайте наденем «Шапочки»: сверху вниз – надели, снизу вверх – сняли. Дети заворачивают ушки 5- 7 раз. Шапочку сняли. Голова устала, опустите ее на грудь, поверните влево-вправо. Дети выполняют упражнение «Часики» 5-7 раз. Поднимите правую руку и потрите шею, затем левую руку и потрите затылок. Работа со слогом Логопед. Пока мы проводили разминку, друзья Незнайки решили пригласить всех в свой город. Там очень много цветов, поэтому они назвали свой город … Дети. Цветочным. Логопед. Малыши этого города очень любят цветы. А кому из вас нравятся цветы? Кто знает, как ухаживать за ними? Дети. Нужно поливать, пропалывать, подвязывать высокие кусты, чтобы не поломались, удобрять землю. Логопед. Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам, растущим в поле, лесу, на лугу? Дети. Не топтать, не рвать большие букеты. Логопед. Как называются цветы, растущие в лесу, на лугу, в поле? Дети. Лесные, луговые, полевые. Логопед. Надо бережно относиться к цветам и ко всем растениям вообще, чтобы во-круг нас было красиво, чисто; от этого зависят наше настроение и здоровье. Поэтому малыши в цветочном городе такие добрые и отзывчивые. Я хочу для жителей цветочного города совершить маленькое чудо. Вот перед вами раскинулась цветочная поляна (показывает карточки), но некоторые цветы на ней бесцветны. Давайте превратим их в яркие и красивые. Один ребенок раскрашивает цветок в правом верхнем углу. Как ты думаешь, как он называется? Ребенок. Василек. Логопед. Каким цветом ты его раскрасил? Ребенок. Синим. Логопед. Посмотрите, и правда произошло чудо – на цветке появилась надпись. Что это за слово? Дети. Слог. Логопед. Этот цветок подсказывает нам, что надо выполнить несколько заданий со слогом. Я заметила, что Незнайка прячет слоги, которые надо вставить в эти кармашки. (На кармашках написаны буквы п, т.) Выполним следующее задание с перфокартами. Внизу под слогами подпишите количество элементов, составляющих буквы п, т, т.е. цифры 2 и 3. Проверьте их, вытащив листочки из перфокарт. Если мои и ваши цифры совпадут, то все выполнено правильно. Дети выполняют. Вы отлично справились с заданием, поэтому можно раскрасить следующий цветок – тюльпан. Где он находится? Ребенок. В левом нижнем углу. Логопед. Что написано на тюльпане? Ребенок. Слово. Работа со словом Логопед. Этот цветочек указывает на задания, которые надо выполнить со словами. Первое написано на доске. Там, вместо двух палочек вставим букву .., а вместо трех – … Прочитайте слова, запишите их. Дети выполняют. Следующее задание выполните самостоятельно. Подберите п, т и подставьте в данные слова, записав их. Давайте проверим. Дети выполняют. Правильно, молодцы. А теперь поможем распуститься самому большому цветку – желтой ромашке. Где она находится? Дети. В нижнем правом углу. Логопед. А какое слово появилось? Дети. Словосочетание. Работа со словосочетанием Логопед. Что такое словосочетание? Дети отвечают. Составьте его, подставляя нужную букву. От правильности выбора зависит смысл словосочетания. Тяжелая пустая (п-т)ачка (п-т)ара старая танцевальная А теперь под диктовку запишите словосочетание, подчеркните п, т. Капитан флота. Топтал траву. Отпустил погулять. Плетеные лапти. Дети выполняют. Следующий ребенок раскрасит цветок, который находится в ряду колокольчиков. Где этот ряд? В какой цвет красят колокольчики? Где находится нераскрашенный цветок? Дети. Посередине. Логопед. Какое слово появилось? Дети. Предложение. Работа с предложением Логопед. Прочитайте предложение и подставьте слово, подходящее по смыслу.
Теплоход приходит в (порт – торт). Мало (толка – полка) от лентяя.
Как понять эту пословицу? Не зря говорят: «Труд кормит, а лень портит». Запишите эту пословицу в тетрадь, подчеркните п, т. Дети выполняют. А теперь ваша задача прочитать предложения, которые написаны в столбик. Нужно подчеркнуть на доске все буквы п и т. Следующий цветок находится в нижнем ряду. Он растет в тропиках. Какое слово появилось? Дети. Текст. Работа с текстом Логопед. Из текста выпишите слова в три столбика: п; т; п, т. Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве пауки. Прыгают по веткам обезьяны. Следующий текст запишите графически, выписав только «дежурные» буквы. По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха. Зато расцвела бузина и под нею внизу земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись. Подросший овес зелеными солдатиками стоит по черному полю. Упражнения на релаксацию Логопед. Дети, вы проделали большую работу, поэтому сейчас мы отдохнем, представив себе, что лежим на цветочной поляне и смотрим в небо. (Вывешивает белое облако.) Будто я лежу на травке, На зеленой, мягкой травке. Греет солнышко сейчас, Руки теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Итог занятия Логопед. Сегодня вы изучали буквы п, т, их отличия и сходство. Спасибо вам за помощь. Урок закончен. До свидания.
Конспект логопедического занятия “дифференциация парных согласных звуков д и т”.
Логопедическое занятие расчитано на работу с группой учащихся 1-го класса, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Просмотр содержимого документа «Конспект логопедического занятия “дифференциация парных согласных звуков д и т”.»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с группой учащихся 1-го класса, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Провела:
учитель-логопед логопедического пункта при ОШ I-III ст. № 15 г. Макеевки
Тема:
Дифференциация парных согласных звуков Д и Т.
Лексическая тема:
Времена года
.
уточнять и сравнивать артикуляцию и звучание звуков Т-Д, соотносить их с буквами;
развивать навыки звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов со звуками Т-Д;
развивать умение учащихся ориентироваться в пространстве;
уточнять и расширять словарный запас;
развивать связную речь.
Оборудование:
картинки времен года, предметные картинки, дидактический материал, алгори, слоговая схема.
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня на занятие к нам приехали гости. Давайте сядем на свои места и познакомимся с гостями.
Сядет тот, кто назовёт название времён года на картинках. Рассмотрите картинки и
определите, какое время года изображено на каждой из них.
А сейчас какое время года? (зима).
II. Основная часть.
Ребята! К нам в гости приехали из сказочного леса веселые братья гномики. Одного зовут Т
оник, другого
Д
оник. Они приехали узнать, чему мы уже научились на занятиях и, конечно, многому у нас поучиться.
Характеристика звуков Т-Д.
Т
оник и
Д
оник считают, что у них одинаковые имена. Так ли это? Давайте попробуем определить, в чем разница в этих именах.
Правильно, первые звуки имен разные. Назовите эти звуки.
Теперь давайте вспомним характеристику звуков Д
и
Т
.
Произнесите звуки Т
и
Д
. Что делают губы? Зубы? Язык?
(Язык стучит в верхние зубы, рот приоткрыт, губы улыбаются).
Положите руку на горлышко и послушайте, звенит ли горлышко при произношении звука Д
? С голосом или без голоса произносится этот звук?
(с голосом, звонкий).
А теперь произнесите звук Т
и послушайте, звенит ли горлышко при произношении этого звука?
(нет).
Звук произносится без голоса
(глухой).
Чем они отличаются? (звук «Т» – глухой, а звук «Д» – звонкий)
Чем похожи звуки? (Язык стучит в верхние зубы, губы улыбаются, воздушная струя встречает препятствие, оба звука согласные. Могут быть твердыми и мягкими).
2. Соотнесение звука и буквы.
Звуки на письме обозначаются чем? (буквами)
Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.
Буква Д как этот дом, Т в антенну превратилась
Долго жить мы будем в нём. И на крыше очутилась
3. Дифференциация звуков в слогах. Поможем Тонику и Донику разобраться в схеме.
Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Что такое слог?
Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске.
Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.
4. Определите, какой звук в слове — Д или Т и место звука в слове. Помогите Тонику собрать картинки со звуком Т, а Донику – со звуком Д:
Подарок, стакан, катушка, станок, ворота, дом, садовник, почтальон, художник, продавец, корыто. Объяснить значение каждого слова. Придумать с этими словами предложения.
5. Дифференциация звуков в словах.
Сейчас поиграем с братьями гномиками в игру «Что где находится?»
Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы Т-Д.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус
.
Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? (капуста
). В слове капуста слышу звук «Т», он согласный, глухой, значит, пишу букву Т, выделяю букву Т.
Что находится в правом верхнем углу? (тарелка
)
Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (стул)
Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (тапочки
)
Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (карандаш)
Что находится между карандашом и стулом? (дом
)
Что находится справа от капусты? (дыня
)
Что находится под капустой? (автобус
)
А теперь давайте к каждому слову поставим вопрос: Какая? Какое? Какие?
6. Игра «Буквы убежали».
Помогите гномикам найти сбежавшие буквы из слов:
7. Работа с предложением.
а) Помогите гномикам (составить и записать словосочетания и предложения):
б) Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова. Назовите
Руки вверх мы поднимаем,
Никого не задеваем:
Повернулись влево, вправо
Наклонились и поднялись,
И на место опустились.
9. Работа с текстом.
Гномики принесли нам новые задания. Тоник принес нам текст, а Доник хочет услышать от вас маленький рассказ:
а) Прочитайте текст, заменяя синие фишки буквой
Т, а зелёные фишки буквой Д.
Нас_ала осень. Солнце све_и_ _ускло. _уе_ холо_ный ве_ер. Час_о и_у_ _ож_и.
_ни с_али коро_кие.
О чём текст? О каком времени года?
Как осенью светит солнце?
Прочитать выборочно: о солнце, о ветре, о дожде, о днях. Списать, вставляя буквы.
б) Посмотрите на алгоритм
(уточняется значение слова «алгори.
Отвечая на вопросы из таблицы, составьте короткий рассказ о Зиме.
Ребята, какие вы молодцы! Вы научили гномиков различать звуки и буквы Д
и
Т
. Научили выделять эти звуки в словах и предложениях. Научили составлять короткие рассказы. Тоник и Доник принесли вам маленькие подарки за хорошую работу
(дети получают картинки с раскрасками на звуки Д и Т).
Выучить стихотворение и записать его по памяти подчеркивая буквы Д и Т.