Дифференциация звуков С — Сь, З — Зь
Тема
: Дифференциация звуков С — С׳, 3 — 3′ в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цель:
Развитие фонематических представлений в ходе коррекция акустической с элементами оптической дисграфии.
Задачи:
закреплять знания детей о звуках 3 — 3′, С — С׳; учить дифференцировать звуки в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать навыки слогового анализа и синтеза, согласования различных частей речи в словосочетаниях и предложениях; работать над предупреждением устного аграмматизма; развивать оптические представления; закреплять знания о правописании собственных имен существительных; закреплять умения работать с деформированным текстом, дифференцировать предлоги СО — С, ЗА — ИЗ-ЗА; упражнять в написании различных форм слова; воспитывать умение согласованно работать в паре, в группе, давать адекватную оценку работе одногруппников.
Оборудование:
буквы С — 3 (запись на доске); символы для обозначения звуков С — С, 3 — 3′; «звуковые» мячики; демонстрационные картинки с изображением Незнайки и Сиропчика, контуры сказочных героев; «звуковые домики»; карточки для взаимопроверки, напечатанные слова для игры «Живые слова».
Ход занятия
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сядет тот из вас, кто правильно ответит на мой вопрос. Примерные вопросы: Какой звук третий по счёту в твоём имени? Какой звук находится между… и…звуком в твоей фамилии? С какого звука начинается название нашего города? Придумай слово на звук …! Припомни 3 предмета одежды (обуви, мебели и т.д.), Какой день недели наступит послезавтра? Какое время года наступает после зимы?
II.Актуализация пройденного материала.
1. Определение темы урока
Логопед: Сегодня мы с вами встретимся с героями известной вам сказки. Жители этой сказки коротышки, живущие в Цветочном городе. Догадались что это за сказка и кто наши герои? Назовите этих героев. (Д. Незнайка и Сиропчик.) Какой звук первый в имени Сиропчика? (Д. Звук С) Какой звук является парой звуку С? (Д. Звук З) Где находится звук З в имени Незнайки? (Д. В середине слова или между звуками Э и Н, или третий по счёту)
Логопед: Сегодня мы с вами вспомним характеристику этих звуков и сравним их между собой, а также поможем нашим героям и вместе выполним несколько интересных заданий.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
Звуки С — С׳, 3 — 3′
3.Сравнение звучания звуков занятия.
Логопед предлагает детям произнести звуки занятия по порядку и дать характеристику каждому звуку и подобрать подходящую схему и звуковой мячик.
4.Запись сравнительной характеристики звуков З — З׳— С — С׳на доске (работа со схемами).
Игры на дифференциацию звуков З — Ж
Логопедические игры для закрепления произношения трудных звуков
Дифференциация звуков Ж-З в играх
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский. Цель: дифференциация звуков Ж-З. Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки Ж-З в своей речи,употреблять их правильно. 2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильногозвукопризношения, заинтересовать детей. Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
«Повтори, не ошибись»
Ребенок внимательно слушает, а затем повторяет за логопедом.
За-жа-за Заяц, жаба и коза, Зы-жи-зы, Розы, вожжи и тазы. Жи-зы-жи, Этажи, тазы, моржи.
Данную игру я провожу как с одним ребенком, так и с группой детей (устраиваем, например, конкурс «Кто лучше скажет»)
«Угадай-ка»
Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в лове. Услышав звук, ребенок должен показать соответствующую букву (Ж или З). Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и группой детей.
Слушай внимательно и угадай! Правильно звуки ты выделяй! Розы, лужа, забор, золотой, ножи, слеза, жираф, запах, коза, жук, живой, звезда, бужу, ваза, злой, жить, кожаный, Жанна, Зоя, зонтик, желудь.
Данную игру можно видоизменить: предложить ребенку (детям), услышав какой звук в слове, «жужжать» или «зудеть»; на звук Ж — хлопать (присеать), а на звук З — топать (подпрыгивать).
«Закончи правильно предложение»
Добавь слог ЗУ или ЖУ
Я тяжелый груз ве… (зу). Я сестренку в садик отво… (жу). Я тебе по секрету что-то ска… (жу). Я бантик завя… (жу). Я мороженое языком сли… (жу). Я сорву колючую ро… (зу).
Добавь слоги ЗЫ или ЖИ.
Зимой нам нужны санки и лы… (жи). На лугу пасутся ко… (зы). От обиды по лицу текут сле… (зы). На столе лежат острые но… (жи). Ты мне сказку расска… (жи).
Добавь слоги ЗА или ЖА.
На столе лежит красная ро… (за). Чтобы сшить куртку, нужна хорошая ко… (жа). На лугу пасется ко… (за). От дождя на асфальте лу… (жа). Сегодня будет дождь и гро… (за).
В эту игру я играю так же как с одним ребенком, так и с группой детей. С группой устраиваем соревнование «Кто быстрее» — важно не только быстро сказать, но и правильно произнести звук.
Игра с Петрушкой «Путаница»
Кукла Петрушка приходит в гости и веселит детей — говорит неправильные предложения. Дети должны исправить Петрушку. Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.
Зайка играет с Жанной. Забор красит Женю. Жук поймал Захара. Ежик кормит Лизу. Зонтик держит Жору. Лыжи катаются на Зине. Земля ползет по ежику.
Рекомендуем посмотреть:
Познавательно-развивающее занятие по автоматизации звука Ж для детей 5-7 лет Дидактическая игра для детей 5 — 7 лет Логопедический досуг в подготовительной группе Зимние скороговорки и стихи для автоматизации и дифференциации звуков
Похожие статьи:
Скороговорки на отработку звуков русского языка
Конспект урока «Дифференциация звуков [с] — [з], букв С, З.»
Тема. Звуки [с], [з]. Буквы С – З.
Цель:
закрепление знаний о звуках и буквах с-з.
Задачи:Коррекционно-образовательные
– различение звуков [с]-[з] на слух, в произношении и на письме в словах, словосочетаниях и предложениях;
— дифференциация звуков по звонкости – глухости;
— закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие
– развитие мелкой моторики, согласования движений и речи;
— развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления;
— развитие фонематических процессов.
Коррекционно-воспитательные –
создание ситуации успеха; стимулирование речевой активности.
Ход занятия
I. Организационный момент. Психогимнастика.
Здравствуйте, ребята и гости! Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и друг другу. Сегодня здесь с нами гости. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы!
Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете всю свежесть и доброту. Теперь выдохните. Еще раз – вдох и выдох. Молодцы. Начнем наше занятие.
Все мы с детства любим книжки Про забавных коротышек Гуслю, Пончика и Знайку Кто есть кто – ты отгадай-ка! Он, конечно, самый главный Озорник-шалун забавный. Он в огромной синей шляпе Неумеха и растяпа.( Незнайка)
— Посмотрите на лица героев этой сказки, назовите их эмоциональное состояние. Попробуйте их изобразить.
— Звёздочка удивлена, Пончик напуган, Знайка задумчив, Незнайка– рад.
— Незнайка весёлый и добрый персонаж.Давайте как Незнайка улыбнёмся и скажем: «Слушаю, думаю и не ленюсь, красиво и грамотно говорить учусь!»
II. Актуализация знаний. Формулирование темы занятия.
— Послушайте и назовите звук, который повторяется:
Был курносым Санин нос.
Саня вырос – нос подрос!
Замело везде пути –
Ни заехать, ни зайти.
III.
Характеристика звуков [с-з].
— Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего урока?
— Сегодня на уроке вы будете сравнивать звуки [с] и [з] и буквы С и З между собой, находить их сходства и отличия.
— Чем звуки обозначаются на письме? ( звуки на письме обозначаются буквами С и З.)
IV. Дидактическая игра «Дежурные буквы».
— Ребята, Стекляшкин принёс карточки, в которых он не может разобраться. Поможем ему! Рассмотрите их. Cреди крючочков, палочек и разных букв есть дежурные буквы, которые мы обведём карандашом и посчитаем.
-Запишите в тетрадь заглавных и строчных букв столько, сколько их в карточке.
V. Дидактическая игра «На приёме у Доктора Пилюлькина».
— Представьте, что вы пришли на приём к доктору Пилюлькину. Сейчас он проверит, как хорошо слышат ваши уши. Я буду доктором Пилюлькиным, а вы мои пациенты/ Я назову слово, а вы, как только услышите звук [з] позвените колокольчиками, а если звук[с] поднимите наушники.
Пароход, салют, калоши, газон, насос, космос, заяц, самокат, бизон, зонт, лампа, карта, заколка, занавес, фартук, шишка, ласка, ваза, дорога, азбука, страна, статуя, порт, навес, страус, роза
VI.Игра «Чудесный мешочек»
Хорошо слышат ваши ушки!
Вот незадача! Пилюлькин расстроен, к нему забегал Незнайка и перепутал все предметы, которые лежали в своих коробочках. Давайте поможем ему!
Предметы: сахар, сок, сухари, бусы, часы, носок, крыса, компас, зонт, заколка, закладка, ваза, азбука, мозаика
VII.Гимнастика для глаз.
VIII.Д/игра «Найди лишний предмет».
— Ромашка и Звёздочка уже приготовили нам новые карточки. Подумайте, как они связаны с нашим уроком? Какое задание вам приготовили сказочные герои?
На карточках изображены предметы: собака, слон, самолет, сапоги, бизон, забор, коза, шарф, одежная щётка, жираф.
IX. Физминутка «Незнайка на зарядке».
— Мы хорошо поработали и нам пора немного отдохнуть!
Я – «Незнайка», буду проводить гимнастику. Слушайте внимательно и выполняйте только те движения, которые я назову.
Проблемный момент: Незнайка постоянно ошибается и делает всё наоборот.
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “С” свернусь.
И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!
X. Д/игра «Шифровальщики»
— Авоська с Небоськой зашифровали предложения, а ключ от шифра потеряли. В каждом предложении слова будут начинаться с одинаковой буквы:
Звери, со, стащить, зябко, собака, стол, зимой, сосиски.
Зябко зверям зимой.
Собака стащила сосиски со стола.
— Замечательно, вы настоящие шифровальщики!
XI. Д/игра «Измени слово».
— Знайка очень любит интересные, трудные задания и предлагает нам поиграть со словами. Самостоятельно измените одну букву и получится новое слово. Запишите слова в тетрадь.
Что получилось? Прочитайте вслух (по очереди) слова парами. Какие слова вызвали у вас трудности? Почему? Чем эти слова похожи, а чем – отличаются? Устно составьте словосочетания только с теми словами, которые вы изменили.
Суп горячий (вкусный, картофельный…)
коза вредная (упрямая, белая…)
роза цветущая (колючая, прекрасная…)
сайка румяная (ароматная, вкусная…)
XII. Итог занятия
— Ребята, понравилось вам занятие? Чему вы научились сами и научили сказочных героев?
(сравнивать, находить сходства и отличие согласных звуков [с], [з], букв С и З, отличать звук от буквы.
Знайка предлагает оценить свою работу на уроке, он поставил свою фишку вверху. Незнайка поставил свою фишку в середине, он говорит, что ничего не знал, но благодаря ребятам многому научился.
— А где вы поставите свои фишки?
Вы молодцы! Спасибо вам за урок.