Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.
Комплекс упражнений для укрепления кончика языкаметодическая разработка
Комплекс упражнений для укрепления
кончика языка
Рекомендации по проведению упражнений
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Идти от простых упражнений к более сложным.
5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Проводить гимнастику перед настенным зеркалом.
Упражнения
1. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
2. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
3. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
4. Просовывание с усилием языка между сомкнутыми зубами
5. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
6. Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек (столовой, десертной, чайной).
7. Вылизвание тарелок
8. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
9. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
10. Орешек.
Кончик языка с силой упирается то в одну, то в другую щеку.
11. Удерживать на загнутом кверху кончике языка соломинку от коктейля у верхних зубов, потом у верхней губы.
12. Качели.
Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
13. Вкусное варенье.
Облизывание верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
14. Иголочка.
Сделать язык острым – тянемся языком к зеркалу.
15. Лошадка.
Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
16. Индюк.
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
17. Чистим зубки.
Водить кончиком языка влево – вправо то по верхним, то по нижним зубам.
18. Достань конфетку.
Представить, что за нижними зубками прилипла ириска, выполнять кончиком языка движения, как будто достаем ириску из-за нижних зубов.
17. Горка.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
18. Маляр.
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
18. Красим стенки.
Водить языком по внутренней поверхности то одной, то другой щеки вверх-вниз.
19. Дятел.
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Преимущества и недостатки
Вестибулярные пластинки детям назначают довольно часто, потому что они весьма эффективны и почти не имеют противопоказаний. Преимуществами пластинок называют:
- простоту использования и ухода;
- необходимость ношения в течение ночи и несколько часов днем (не требует использования все время как брекеты);
- невысокую стоимость;
- приучение в игровой форме;
- возможность использования с раннего возраста;
- наличие других эффектов (укрепление речевых органов и др.)
К недостаткам относят в первую очередь узкий спектр воздействий. Пластинки могут справиться далеко не со всеми проблемами. Также из-за возможности снимать изделие продлевается время лечения.
Обследование
У подростков и взрослых — ларингоскопия (осмотр гортани) и фиброларингоскопия (осмотр гортани гибким эндоскопом, который вводится через полость носа) являются общепринятым стандартом для диагностики эпиглоттита.
У детей — метод диагностики зависит от возраста и тяжести заболевания. Выполнение ларингоскопии не всегда возможно и безопасно, поэтому зачастую диагноз устанавливается на основании клинической картины. При необходимости подтверждается рентгенологическим исследованием шеи в боковой проекции.
При ларингоскопии врач выявляет воспалительные изменения в области гортани, отек надгортанника, хрящей гортани, вестибулярных складок. Пальпация передней поверхности шеи может быть чувствительна, особенно в области подъязычной кости.
Пациентов с эпиглоттитом (особенно при подозрении на Hib-инфекцию) всегда следует обследовать на наличие внегортанных очагов инфекции: пневмонии, шейного лимфаденита, септического артрита, реже — менингита.
Лабораторная оценка должна включать общий анализ крови с лейкоцитарной формулой, посев крови на стерильность, у интубированных пациентов — бактериологическое исследование с забором материала из области надгортанника.
Дифференциальная диагностика
Истинный круп (дифтерия). Клиническая картина дифтерии иногда аналогична картине эпиглоттита. Симптомы — боль в горле, недомогание и субфебрильная температура — обычно появляются постепенно. Дифтерия чрезвычайно редка в странах с высоким уровнем иммунизации против дифтерии, столбняка и коклюша.
Ложный круп. Основной симптом — лающий кашель. При эпиглоттите он не наблюдается. Дети с крупом обычно чувствуют себя комфортно в положении лежа на спине.
Бактериальный трахеит. Отмечается острое начало, быстрое нарастание обструкции верхних дыхательных путей, лихорадка, что схоже с эпиглоттитом. При осмотре не выявляется изменений в гортаноглотке, а на рентгенограммах диагностируются неровности стенки трахеи, отсутствуют изменения в надгортаннике.
Паратонзиллярный абсцесс. У детей с паратонзиллярным абсцессом или другими инфекциями ротоглотки (заглоточный абсцесс, острый тонзиллофарингит) развитие заболевания более медленное, дыхание в начале заболевания не затруднено, интоксикация выражена в меньшей степени, чем при эпиглоттите.
Инородные тела в гортани, трахее и пищеводе могут вызвать полную или частичную обструкцию дыхательных путей, которая требует немедленного лечения.
Ангионевротический отек (отек Квинке). Характерно быстрое начало без предшествующих симптомов простуды или лихорадки. Основные проявления — отек губ и языка, крапивница, дисфагия без хрипоты.
Травма верхних дыхательных путей, включая термические ожоги.
Симптомы
Клинические особенности эпиглоттита различаются в зависимости от этиологии, возраста, степени тяжести заболевания.
У маленьких детей обычно диагностируется респираторный дистресс-синдром — прогрессирующее расстройство дыхания, проявляющееся одышкой, западением грудной клетки на вдохе, цианозом, бледностью кожных покровов, хрипами при дыхании. Для облегчения дыхания ребенок принимает сидячее положение с наклоненным вперед туловищем, шея вытянута, подбородок выдвинут вперед. Может отмечаться слюнотечение.
У детей старшего возраста, подростков и взрослых эпиглоттит чаще проявляется болью в горле, слюнотечением. При фарингоскопии (осмотре глотки) зачастую отсутствуют гиперемия и отек — ротоглотка выглядит здоровой.
Для эпиглоттита у детей характерно резкое начало и быстрое прогрессирование заболевания. Как правило, от момента первых признаков до госпитализации проходит 12-24 часа.
Основные симптомы заболевания у детей:
- затруднение дыхание (80%);
- стридор — шумное, «свистящее» дыхание (80%);
- приглушенный голос или хрипота (79%);
- фарингит (73%);
- лихорадка (57%);
- боль в горле (50%);
- чувствительность передней поверхности шеи (38%);
- кашель (30%);
- затруднение глотания (26%);
- изменение голоса (20%).
Основные симптомы заболевания у взрослых:
- боль в горле (90-100%);
- лихорадка ≥37,5 ° C (26-90%);
- приглушенный голос (50-80%);
- слюнотечение (15-65%);
- стридор (33%);
- хрипота (20-40%).
Лечение эпиглоттита
При подозрении на эпиглоттит пациенту необходима неотложная медицинская помощь.
Основная цель ведения пациентов с эпиглоттитом — установление окончательного диагноза и немедленное лечение (до наступления обструкции дыхательных путей).
В стандартных случаях эмпирическая антибактериальная терапия назначается с учетом наиболее распространенных возбудителей, приоритет отдается цефалоспоринам III поколения. В случаях тяжелого течения, наличия сепсиса, менингита, высокой вероятности MRSA-эпиглоттита назначается антибиотик Ванкомицин. Для пациентов с иммунодефицитами (в том числе с ВИЧ-инфекцией) антибиотики подбираются с учетом наиболее распространенных возбудителей у данной группы больных, а также по результатам бактериологического исследования, если возможно его проведение.
Оптимальная продолжительность антибактериальной терапии эпиглоттита неизвестна. Большинство клиницистов проводят лечение в течение 7–10 дней, в зависимости от состояния пациента.
Этиология
Эпиглоттит могут вызывать бактериальные, вирусные и грибковые патогены.
У здоровых детей в большинстве случаев эпиглоттит вызывает бактериальная инфекция. Наиболее распространенным возбудителем является гемофильная палочка — Haemophilus influenzae типа b (Hib). Другие возбудители — пневмококки, стрептококки (включая бета-гемолитический стрептококк группы А, БГСА), золотистый стафилококк (включая его метициллин-резистентные штаммы, MRSA).
У взрослых эпиглоттит ассоциируется с широким спектром бактерий, вирусов, грибковых инфекций, а также их сочетаний.
Среди неинфекционных причин эпиглоттита чаще всего диагностируются травматические: проглатывание инородного тела, термический ожог, ожог кислотой или щелочью.
Эпиглоттит может быть одним из проявлений хронических гранулематозных заболеваний (полиангиит, саркоидоз, системная красная волчанка и др.).
Общее представление
Вестибулярная ортодонтическая пластинка представляет собой изделие из безопасного пластика или силикона, которое ребенок берет в рот. У нее есть крепление, что делает пластинку похожей на обычную соску. Но, в отличие от пустышек, аппарат не влияет на прикус и не мешает зубам смыкаться.
Пластинки выпускаются специально для детей и поставляются в гигиеничных удобных упаковках. Большинство малышей охотно приучаются их носить и заниматься с ними, т. к. в занятиях есть игровой аспект. Кроме основного назначения — избавления от пустышки — вестибулярная пластинка может решать ряд других вопросов детского здоровья.
Использование при нарушении прикуса у детей
Нередко пластинки детям младшего возраста назначают при уже сформировавшемся неправильном прикусе. Для этого есть свои показания: изделие эффективно не во всех случаях. Так как пластинки — это в первую очередь профилактические аппараты, они не справляются с очень сильными нарушениями.
Пластинки способны влиять на зубы, которые либо выдались вперед, либо стоят не слишком ровно или поддаются исправлению за счет влияния на другие элементы в зубном ряду. Если у ребенка наблюдается некорректное прорезывание (зуб вырос в небе, повернут неправильно и т. д.) пластинками исправить это нельзя. Именно поэтому эти ортодонтические изделия используются прежде всего для раннего лечения прикуса. В 6-7 лет ортодонт рекомендует трейнеры, которые имеют больший спектр возможностей.
Подробнее про трейнеры и лечение с их помощью читайте в нашей статье: «Трейнеры для выравнивания зубов: описание, разновидности, советы по использованию».
Распространенность
Заболеваемость эпиглоттитом резко снизилась после введения в программу плановой иммунизации детей вакцины против Hib. До появления вакцины заболеваемость составляла приблизительно 5 на 100 000 детей в возрасте до 5 лет. Среди иммунизированных детей встречаемость эпиглоттита колеблется от 0,6 до 0,8 случаев на 100 000. Средний возраст детей с эпиглоттитом увеличился с 3 до 6–12 лет.
Заболеваемость эпиглоттитом у взрослых в последние несколько десятилетий в основном стабильна: от 0,6 до 1,9 случаев на 100 000 человек ежегодно.