Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками
Логопедические развивающие игры для дошкольников
Развивающие игры Автор: Червякова Татьяна Васильевна, логопед, МДОУ детский сад “Родничок” Описание: Представленные дидактические игры будут полезны логопедам и воспитателям детских садов. Материал предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с дошкольниками.
Цель игры: активировать словарный запас по теме «Овощи» и «Фрукты»; научите детей делить слова на слоги. Материал: рисунки: планарные изображения корзин со слоговыми схемами, изображения предметов – овощей и фруктов. Ход игры: Логопед. Ребята, сегодня едем в гости к бабушкам и дедушкам в деревню посмотреть, какие овощи выросли на грядках. – И вот нас встречают бабушка и дедушка.
Логопед. Бабушка предлагает вам угадать, какие овощи они собрали. – круглый, красный, сочный, полезный, мягкий… (помидор) – овальный, зеленый, хрустящий, грубый, твердый… (огурец) – продолговатый, оранжевый, твердый, вкусный, витаминный… (морковный) – круглый , горький, твердый, полезный… (лук) – круглый, зеленый, сочный, хрустящий… (капуста)
Логопед. Ребята, вы угадали все овощи. А теперь положим их в корзины. – Обратите внимание, какие красивые корзины приготовила бабушка. В каждой корзине есть слоговая схема. Назовем овощи по очереди, определим количество слогов в каждом слове и положим овощ в правильную корзину.
В аналогичную игру можно сыграть на тему «Фрукты». В качестве материала мы используем изображения предметов – фруктов.
Дидактическая игра «Слоговые дома» Цель игры: научить детей разбивать слова на слоги. Материал. Самолетные изображения домов с оконными карманами. В каждом доме есть слоговая схема. Изображения предметов с изображением персонажей сказок: Волка, Карлсона, Незнайки, Буратино, Мальвина, Кот в сапогах и других. Ход игры. Логопед. К нам в гости приехали герои сказок. Номинальный. Ребенок. Волк, Карлсон, Мальвина, Буратино, Айболит.
Логопед. Гостей следует «поселить» в домах. Определите количество слогов в каждом слове и «посадите» героя в желаемый дом.
Ребенок (говорите и ударяйте по слогам) — «Карл-Сын» – два слога (кладет фото в карман дома №2) — «Волк» – 1 слог (кладет картинку в карман дома №1).
— «Мал-ви-на» – в этом слове три слога (кладет картинку в карман дома №3) — «Бу-ра-ти-но» – в слове четыре слога (кладет картинку в карман дома №4)
Логопед. Очень хороший! Пособие можно использовать при изучении других лексических тем.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для дошкольников Игры для профилактики дисграфии зрительного нерва и дислексии у дошкольников Логопедические игры для детского сада на животных Настольные логопедические игры для детского сада своими руками
Похожие статьи:
Логопедические игры для дошкольников и младших школьников
Логопедические игры для дошкольников своими руками
Логопедические игры своими руками
Логопедическая игра для детей старшего дошкольного возраста
Логопедическая игра для детей 5-8 лет «Кто быстрее»
Нормы развития речи в возрасте 2-3 лет
В возрасте от 0 до 3 лет происходит становление речи. В норме это происходит в несколько этапов, и родителям следует разобраться в них. В период от 0 до 1 года у ребенка активизируются в речи звукоподражания и лепет. К году появляются первые слова, их должно быть от 10 до 25 и более. Малыш понимает обращенную речь, выполняет простые указания, знает названия предметов окружающего пространства. К двум годам активно развивается связная речь. Слова складываются в предложение. На третьем году жизни малыш начинает интересоваться окружающим миром, и его словарный запас активно пополняется. Фразы становятся развернутыми и грамматически правильно оформленными, проявляется словотворчество.
Занятие по речевому развитию в ДОУ
Роль и значение логопедических игр
От того, насколько хорошо сформирована речь, зависит процесс дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно своевременно предупреждать различные дефекты и следить за чистотой издаваемых малышом звуков. Нарушения отмечаются не только в речи дошкольника, но и в самом восприятии и производстве. При определении степени дефекта выявляются все симптомы, связанные с умственным, физическим и речевым развитием.
Языковые развивающие игры
Примечание! Игра – это основная деятельность ребенка, с ее помощью он осваивает различные формы мышления, развивает свой кругозор. Логопедические игры играют важную роль в создании благоприятной среды для преодоления ребенком речевых нарушений различной степени тяжести.
Логопедические развивающие игры для дошкольников имеют большие возможности: с их помощью ученик работает над правильным произношением слов, изучает родной язык и в простой форме усваивает правила грамматики. Трудности, преодолеваемые таким образом в игровой форме, менее очевидны и ощутимы для ребенка.
Основное значение логопедических игр – увеличить словарный запас и кругозор детей, расширить границы сознания ребенка и приобщить его к окружающему миру.
Как игры помогают логопеду
С каждым годом увеличивается процент дошкольников с патологиями речи различной сложности и этиологии. Чтобы исправить стандартные нарушения речи, нужно заниматься не менее 2-3 раз в неделю по 30 минут. Однако детей сложно увлечь однообразным заданием, они быстро устают и отказываются выполнять предложенные педагогом упражнения. Для повышения мотивации к обучению логопеды используют в своих классах игровые приемы, благодаря которым процесс коррекции перестает быть скучным для ребенка.
Что еще почитать: Картотека дидактических игр и упражнения для детского сада по сенсорному развитию детей раннего возраста
Логопед и ребенок
Игры на общую моторику
Речь ребенка является показателем его общего развития. Про взаимозависимость речевой деятельности и моторики уже сказано и написано очень много. Работа над развитием моторики позволяет корректировать нарушения речи и стимулировать речевое развитие детей, посредством улучшения мышления ребенка.
Игра «Зайка»
Зайка серенький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так И ушами шевелит.
(Руками ребенок изображает уши зайчика).
Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть. Вот так, вот так. Надо лапочки погреть. (Ребенок трет ладошками друг об друга).
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! (Ребенок прыгает, изображая зайчика).
Для игры можно использовать мягкую игрушку-зайчика.
Логопедические игры с фонариком для детей
Игры со светом зрелищны и увлекательны, а фонарик доступен и безопасен для детей. Игра разработана педагогом Натальей Коняхиной. Для игры потребуются листы бумаги, из которых будет сделана коробка. Вам также понадобятся рисунки, которые можно распечатать на принтере, загрузив из Интернета (обувь, одежда, фрукты, овощи, животные и любые другие предметы, изучаемые в дошкольном учреждении). Предметы нужно вырезать и приклеить внутри коробки так, чтобы лицевая сторона была обращена к малышу. Ребенок направляет фонарик на стену и отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Чьи это туфли?», «В коробке есть яблоко или много?».
Недоразвитие фонетико-фонематической речи у дошкольников
Примечание! Игры с фонариком позволяют легко развить связную речь дошкольника.
Ребенок с фонариком
Игры на мелкую моторику
Мелкая моторика — универсальный путь развития речи у детей. Если специально тренировать движения кисти, развитие речи у детей дошкольного возраста ускоряется, потому что речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются, получая импульс из пальцев.
Игра «Коза»
Козе нужно пробраться к стогу сена на другом берегу реки. Задача — помочь ей перебраться на другой берег, построив мостик. Хочется заметить, что дети очень эмоционально отзываются на просьбу о помощи даже со стороны нарисованной козы. Для строительства мостика можно использовать зерна кофе, пуговицы, палочки корицы, фасоль, крупы.
«Иди, коза, иди! Вот. Там сено», — приговаривает педагог с ребенком.
Дидактические игры для развития речи дошкольников картотека по логопедии по теме
Напоминание для родителей
«Говорим, играем – развиваем свой дискурс»
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!
Поговори с детьми!
Много говорят о том, что хорошее языковое развитие является условием академической успеваемости. Однако родители не всегда знают, как развить эту речь.
Часто можно услышать: «Мы много читали ребенку, читали стихи, говорили обо всем, но результата не было; сам ребенок не может ни описать простейший образ, ни рассказать что-либо.”
А как могло быть иначе: ведь это родители сказали – а не ребенок. Младенцы все разные – одних их не остановить, а от других ни слова. Но даже «молчаливый» заговорит, если будет стимул высказаться.
Выступление начинается с желания пообщаться!
Независимо от того, насколько несовершенно ваш ребенок говорит, примите его желание и потворствуйте ему. Даже если он вообще не говорит, часто вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). В то же время постарайтесь дать ему возможность послушать себя и себя. Особенно создавайте такие игровые ситуации, когда ребенку понадобится звукоподражание или придется сказать несколько слов, чтобы игра состоялась. Учтите, что мотивируете не вы, а ситуация. Настроение.
Попробуйте произнести новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: когда ребенок спокоен, в хорошем настроении, в таких условиях ребенок усваивает и усваивает информацию в 10 раз лучше нейтральной или неблагоприятной.
Как можно развивать речь?
1. Рассматриваете ли вы изображение, читаете ли вы книгу, обращайте внимание ребенка на редкие фразы, спрашивайте, что означает то или иное слово.
2. Сыграйте в игру «Скажи мне слово»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен угадать и назвать последнее слово в нем.
3. Играйте словами. Это может развеселить долгое путешествие в транспорте, необходимость полежать в постели. Эти задачи включают:
- какие слова, цвета могут описать время года, рассказать о теме, о чем она (цитировать как можно больше прилагательных);
- что он умеет (назовите как можно больше глаголов)
- играть в плохую и хорошую игру. Что хорошего в Бабе Яге, а что плохо? Что хорошо под дождем, а что плохо?
- играть противоположные слова (противоположности)
4. Предложите ребенку рассказать сказку, сказку, мультик. Спросите, что вам понравилось и почему. Попросите описать понравившегося персонажа.
5. Сыграйте в игру: «Найди ошибку в предложении”
6. Научите ребенка составлять рассказ из изображения. Объясните, что у истории есть начало (короткое, как утро), центр (как день) и конец (короткое, как вечер).
7. Сыграйте знакомую сказку «в лица» с разными интонациями.
Запомнить! Сбить ребенка очень легко. Относитесь к ребенку с пониманием.
Расширьте словарный запас вашего ребенка.
У ребенка есть слова на двух уровнях: он понимает слова – это пассивная лексика, он говорит – он активен. Активный словарный запас может быть довольно небольшим. Попробуйте ввести названия вещей вокруг него (игрушек, предметов домашнего обихода), имена родных и близких в активный словарь. Чаще спрашивают: «А где стол? Где часы? »и т д. Это непременно приведет к увеличению словарного запаса. Развивайте фонематический слух (способность слышать разные звуки речи), побуждая различать слова, различающие звук. (крыша – мышь, нос – нож).
Читайте своему ребенку.
Читайте короткие стихи, сказки. Прочтите их много раз: не бойтесь, что ребенку это надоест. Дети намного лучше усваивают тексты, которые они уже слышали. Если есть возможность, попробуйте процитировать стихотворение – покажите его лицами и предметами; и позвольте ребенку играть с предметами. Подождите, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите ритм, затем постарайтесь не заканчивать последнее слово каждой строчки, позволяя ребенку сделать это. Пойте простые песни, помогая ему почувствовать ритм и сыграть его.
Что еще почитать: Дидактические игры для развития тактильных ощущений
Пальцы помогают слову.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точные движения пальцев. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игра с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен как можно больше работать непослушными пальчиками. Как бы скучно это ни казалось, пусть ребенок застегивает пуговицы, завязывает шнурки, закатывает рукава. Также лучше начинать тренировки не с собственной одежды, а сначала «помочь» кукле и даже родителям одеться. По мере того, как детские пальчики станут более ловкими, его речь станет более понятной для окружающих. О пользе совместной гимнастики в развитии дошкольника.
Совместная гимнастика в развитии дошкольника.
Гимнастика для рук и ног нам знакома. Тренируем мышцы, чтобы они стали подвижными, сильными и подвижными. Но зачем тренироваться? Оказывается, язык – основная мышца органов речи. И ему, как любому мускулу, гимнастика просто необходима. В конце концов, язык должен быть хорошо развит, чтобы совершать тонкие намеренные движения, вызывающие звуки речи.
Недостатки произношения усугубляют эмоциональное и душевное состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься гимнастикой для суставов уже сейчас. С помощью артикуляционной гимнастики преодолеваются имеющиеся нарушения звукового произношения.
Первое время гимнастику нужно делать перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где он находится. В этом случае движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Работайте с ребенком каждый день по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в виде сказки (на веселом языке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.
Верь в себя!
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка можете помочь ему гармонично развиваться. Будьте терпеливы, добры и спокойны и у вас все получится.
Развитие мелкой моторики для подготовки руки к письму.
в настоящее время показано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на речевое развитие детей. Сотрудники Института физиологии и подростков АПН РФ определили, что проекция руки в мозг находится очень близко к области речевого двигателя. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется еще и в том, что человек, затрудняющийся подобрать слово, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, сосредоточенный на рисовании или письме, непроизвольно высовывает язык.
Поэтому тренировка движений пальцев и рук – важнейший фактор, стимулирующий развитие речи ребенка, способствующий улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, а также мощный инструмент, повышающий работоспособность коры головного мозга и, как следствие, уровень развития мышления.
Занятия, развивающие мелкую моторику.
Благотворно влияют на развитие движений рук и пальцев:
- массажи и самомассаж;
- пальчиковая гимнастика;
- зрительная деятельность;
- моделирование;
- рисование;
- заявление;
- ручная работа;
- манипуляции с различными предметами: сбор пирамид, матрешек, строителей, мозаик; расстегивание и застегивание пуговиц, липучки, лямок; шнуровка.
- штриховка, написание.
Игры и упражнения для детей 2-4 лет.
Волшебная сумка.
Осмотрите игрушки и предметы вместе с малышом, потрогайте их. Предложите ребенку прикоснуться к одному из предметов в сумке, назвать его и поднять. Не снимая предмет, пощупайте его, назовите и опишите.
Тактильные столы.
необходимо подготовить серию досок с разными конструкционными поверхностями; с вырезанными по контуру изображениями различных предметов.
Задания: с закрытыми глазами почувствовать контур и назвать изображенный объект; найти конкретное изображение предмета с закрытыми глазами; найдите две одинаковые карты.
Бассейн для пальцев.
Задачи: опустить руки к бассейну пальцев и потрогать фасоль или горошек; переходить в другую тару по очереди; сжимать и разжимать кулаки с фасолью и горохом, держась за руки в бассейне; прикоснуться к данному объекту.
Я поворачиваюсь и поворачиваюсь.
(Задания с различными массажными шариками, палочками, каштанами, орехами и т.д.)
Бросить и схватить предмет одной рукой, двумя руками, развернуть желудь или шишку. Катите массажный мяч или палку: ладонью, краем ладони, пальцем одной ладони по направлению к другой, между ладонями, на тыльной стороне руки вращательными движениями в одном направлении, в другом направлении, в вертикальный. Постепенно увеличивайте давление и скорость вращения.
Веревка.
Задачи: завязать и развязать узлы; шпагат: снять бусинки, скрутить шнурок между кончиками большого и указательного пальцев, намотать шнурок на палочку или нить на катушку, заплести косичку, пальцы переплести шнурком, оформить шнурком узоры и фигурки.
Прищепки.
Задачи: зацепить прищепками лист бумаги, край коробки или чашки, веревку; открывайте и закрывайте прищепку большим и указательным, большим и средним пальцами и т д. Попросите ребенка сосчитать количество прищепок на веревочке, наденьте на веревку прищепки только определенного цвета.
Что еще почитать: «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста»
Упражнения с вокальным сопровождением.
Лиса.
Ритмичное открывание и закрывание прищепки при произнесении текста:
«Умный мошенник, рыжая. Рот открывается, кроликов пугает.”
Ворона.
Наклоните руку к столу и возьмите фантик. Затем кисть возвращается в исходное положение. Разговаривать:
«Я видел бумагу и как ее взять. Я думала, это конфета, а оказалось: фантик.”
Собаки.
В упражнениях задействованы обе руки, которые ритмично открывают и закрывают прищепки во время произнесения текста:
«Две собаки лают, не кусаются. Двое детенышей целый день ходят в гнезде, кричат, открывая пасть воронам, очень хотят поесть.”
Для детей 5-7 лет.
Пальчиковая гимнастика, игры с буквами и словами. В качестве физических упражнений очень хорошо использовать пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением. В словаре есть десятки стихотворений по каждой теме. Например:
Небо в россии голубое
Реки в России синие – по пальцу гнутся.
Есть клены и дубы, пальцы представляют «ветки”
А какие есть грибы! Кулак одной ладони прикрыт другой открытой ладонью.
Дети любят говорить на секретном языке. Создайте свой алфавит пальцами. Используйте его, чтобы угадывать буквы, а затем составлять слова. [2]
Расставьте фигурки, считая палочки, спички.
Пальчиковый театр. Развивают внимание, мышление, память, стимулируют речевое развитие малыша, помогают снять напряжение с рук, губ, снимают умственное переутомление, развивают руки, становятся более подвижными и гибкими. Посоветуйте родителям водить детей в настоящий театр на различные детские спектакли.
Письменные работы, различные виды штриховки, раскраски фигур, картинок.
В настоящее время существует большой выбор литературы по этой теме. Вы можете приобрести его по своему вкусу, но убедитесь, что инструкция подходит для вашего ребенка возраста и уровня сложности.
За последние годы значительно возросло количество детеи, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детеи. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.
К сожалению, на занятия к логопеду дети с речевыми нарушениями часто попадают только перед школои, в лучшем случае-после пяти лет, и самыи значимыи для развития речи ребенка возраст трех лет – оказывается упущенным.
В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным.Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.
1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв. Таким образом, создается дефицит игры и ребенок обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.
Каково же значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Как же используются игры в логопедической работе?
Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т. п.
В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.
Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ТНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой методической разработки легла систематизация игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшего группы с ТНР. Здесь будут представлены авторские разработки апробированные на практике игр, а также игры уже представленные в современной методической литературе.
Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ТНР (тяжелое недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.
Технологический компонент.
Игры направленные на развитие мелкой моторики.
1. ЛАДОШКИ. На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь, согнуты и т. д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.
2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх).
3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов, по форме, по размеру. Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.
5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче, а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
6. ИГРЫ – ШНУРОВКИ. Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка.
7. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так можно сделать картины – мозаики на пластилине.
8. ВОЛЧКИ. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера.Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т. д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
9. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА – СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?». Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
10. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
11. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ. Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.
12. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.
13. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
Развитие артикуляционной моторики
Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем картинки и стихотворения.
Игры направленные на развитие и активацию словаря.
1. ДОБАВЬ СЛОВО
Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.
2. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО
Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы,но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.
3. ПРИЗНАКИ СЛОВ
Ребенку говорят:
1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром — ?; ветер -. , а снег -. ; дождь -, а солнце -.При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие.Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»
2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т. д.).
3-й вариант. «Сравни по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко, по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности — веревку и нитку, камень и глину, по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте — куст и дерево, гору и холм».
4. СЛОВА — ПРИЯТЕЛИ
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т. д.)
5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам,и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.
6. СЛОВА — ПРИЯТЕЛИ
Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам.Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».
7. УМЕНЬШЕНИЕ
Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?»Пример: «Маленький мяч — это мячик, маленький стол -. , и так далее».
8. НАЗОВИ ДЕТЕНЫША
Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.
9. НАЙДИ СЛОВО
Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, — люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем — неживые.
Игры направленные на развитие грамматического строя речи.
Дидактические игрыпо формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:
Игрыи упражнения на словоизменение:
— учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.
— употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры «Ателье», «Кафе» и др.)
— правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. («Какой, Какая, Какое?», «Кто что делает?», «Отгадай, что это?», «Расскажи о предмете»).
— различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых «трудных»глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры «Вы хотите? — Мы хотим», «Алло, алло. » и др.).
Игрыи упражнения на словообразование:
Дидактические игрына словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
Образование названий детенышей животных
Образование названий профессий
Образование названий посуды
Образование однокоренных слов
В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные)слова с помощью:
·суффиксов: заяц — заинька, зайчонок;
·приставок: шить — пришить, зашить, вышивать;
·смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т. п.
В процесс обучения включаются игры,помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы — усики — усищи; кот — котик – котище.Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.
Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения,где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: «Почему?», «Зачем?», «Что было бы, если…».
Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни предложение», «Кого покатаем на машине?», «Размытое письмо» и др.
Игры направленные на развитие связной речи
Игра «Сочини предложение». Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Словесная игра «Внимание! Розыск!» В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно.Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
Игра «Предлоги». Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.
Игра «Кто с какими буквами дружит». На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного — слон, у другого — крокодил, у третьего — ёжик.Первый ребенок говорит: «Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот».Другой говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке».Третий ребенок говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки и т. д.
Словесная игра «Придумай предложение со словами….» Педагог предлагает слово (картинку, а дети составляют с ним предложение.
Словесная игра «Сплетем венок из предложений». Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т. д.Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.
Игра «Загадай и отгадай». Водящий (взрослый или ребенок, с помощью карточек – «определений и признаков» слово. Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.
Игра «Составь рассказ».Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и предлагает составить по схеме рассказ на тему «Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.
Игра «Магазин». С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т. д.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Как проводить занятия в домашних условиях
Для многих детей домашнее задание намного веселее, чем со специалистом. Ребенок видит свою мать или любое другое лицо, которое он знает, и чувствует себя в безопасности. Чтобы добиться максимального результата от уроков, вы можете приобрести специальные руководства, в которых не только подробно объясняется настройка и автоматизация каждого звука, но и записываются результаты. Примером может служить логопедическая тетрадь Н.В. Соколовой.
Способы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников
Довожу до вашего сведения! Вначале логопедические игры должны сопровождаться голосовым объяснением взрослого. После этого только ребенок должен говорить (или пытаться произнести.
Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж
Эти звуки требуют уплощенного положения языка, прижатого кончиком к верхнему нёбу. Этого можно достичь с помощью следующих упражнений:
- “Плечо”. Высуньте свой широкий язык и приложите его к нижней губе.
- «Кисточка». Проведите кончиком языка от зубов к горлу и наоборот.
- «Вкусное варенье». Он облизывает верхнюю губу, словно слизывая сладость.
Логопедические игры для постановки звуков Л и Р
Оба звука требуют напряжения кончика языка относительно верхнего неба. Однако упражнения по настройке звуков будут другими.
Настройка звука “L»:
- «Накажи язык». Вытяните и расставьте язык по нижней губе и слегка прикусите его верхними зубами, издавая звук «ру».
- Чередование «шпателя» и «назад». Язык раздвинут на нижнюю губу или напряжен и находится в середине полуоткрытого рта.
- “Лошадь”. Цель этого упражнения – научить ребенка щелкать, прижимая язык к альвеолам за верхними зубами.
Настройка звука «R»:
- “Машина”. Широко откройте рот, прижмите язык к верхним бугоркам и быстро произнесите «ттт», имитируя автоматический огонь.
- “Чистить зубы”. Проведите язык за верхними зубами вправо и влево.
- «Качели для детей». Откройте рот и приложите кончик языка прямо к верхней губе, затем к нижней губе.
Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц
В норме ребенок правильно произносит свистки в 4 года. Упражнения, способствующие воспроизведению этих звуков:
- Чередование улыбки с упражнением «Тубус». Широко улыбнитесь, задержитесь в этом положении несколько секунд, затем сложите губы трубочкой.
- “Маятник”. Откройте рот и направьте тугой кончик языка из правого в левый угол.
- “Горка”. Положите кончик языка на нижние зубы и приподнимите среднее небо над верхним, образуя бугорок.
Важно! При объяснении упражнения обязательно иметь при себе настольное зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение.
Каждое упражнение необходимо повторить шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 минут. При попытке исправить положение не стоит лезть в рот малышу грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные средства для логопеда (лопатку), при насильственном контакте с полостью рта ребенка можно использовать чайную ложку, предварительно стерилизовав в горячей воде.
Зеркало в логопедических играх
Методы диагностики задержки в развитии
Развитие речи не всегда движется по запланированному сценарию. Все чаще можно наблюдать её отсутствие или явные нарушения в звукопроизношении и грамматическом строе. Для полной диагностики речевого развития родителям следует обратиться за консультацией к учителю-логопеду. Специалист проанализирует уровень сформированности речевых компонентов: звукопроизношение, словарный запас, грамматику, связность речи.
Во время обследования логопед предложит малышу поиграть в игрушки: пирамидку, вкладыши, Матрешку. В ходе процесса специалист сможет выявить отклонения, которые проявляются по-разному. Нарушения звукопроизношения воспринимаются на слух, так же, как и недоразвитие лексико-грамматики.
К сведению! Часто можно наблюдать картину отсутствия речи в данном возрасте.
Диагностика и консультирование у логопеда