Мелкая моторика – один из важнейших навыков для любого человека. Одинаково тщательно ее нужно развивать не только детям, но и взрослым. Многие пренебрегают простейшими тренировками, не понимая, насколько это необходимо. Именно руками мы держим столовые приборы, чтобы есть, пишем, рисуем, хватаем желаемые предметы и совершаем множество других действий.
Задумались? Тогда предлагаем освоить следующие упражнения на мелкую моторику рук у взрослых. Они помогут сохранить подвижность и здоровье в любом возрасте.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это способность к координации движений мелкой мускулатуры запястья, ладоней, пальцев рук и даже пальцев ног. Общая же моторика — это способность к координации движений крупной мускулатуры рук, ног и стоп, а также умение управлять всем телом. Как развивать моторику рук у ребенка? Для этого можно выполнять с ним специальные упражнения и играть в подходящие по возрасту игры. Даже самые простые упражнения: подвигать игрушечный кирпичик или взять с тарелки кусочек еды — готовят малыша к более сложным задачам, например к письму или застегиванию пуговиц. Нужно помнить, что развитие ребенка может протекать по-разному, и все развиваются в своем темпе. По сравнению с другими детьми развитие мелкой и общей моторики у вашего малыша может быть как с опережением, так и с запаздыванием, и это нормально.
Упражнения с применением дополнительных предметов
Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.
Среди таких игр выделяются:
- Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
- Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
- Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
- Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
- Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
- Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.
В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.
И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Подборка курсов для детей и родителей
- Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
- Речевое мышление у детей и взрослых: что это такое и зачем оно нужно?
- Главное ограничивающее убеждение человека
- Топ-5 важнейших soft skills для каждого ребенка
- BRAIN-дайджест
- Упражнения для развития памяти у дошкольников
- Факторы интеллектуального развития ребёнка
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение
Ключевые слова:1Дети
Мелкая моторика у детей от 1 до 3 месяцев
В возрасте до 1 месяца в соответствии с нормами развития ребенка ручки малыша обычно сжаты в кулачки, а пальчики руки обхватывают большой палец. Если положить ему в руку погремушку, он сможет ее схватить, и на этом пока все. Если по ладошке малыша провести пальцем, он крепко за него ухватится. Однако не стоит пробовать поднять его — ребенок может внезапно отпустить палец. Это всего лишь один из многих младенческих рефлексов, которые бывают у ребенка с рождения, — ладонный хватательный рефлекс, и малыш его не контролирует. В возрасте около 3 месяцев ручки малыша начинают расслабляться. Ладошка большую часть времени находится в полуоткрытом положении. Теперь, если ему в ручку положить погремушку, он может ее схватить, поднести ко рту или выронить, когда ему перестает быть интересно.
Как развивать моторику рук у ребенка от 1 до 3 месяцев
В этот период для развития ребенка рекомендуются следующие действия:
- Потрясти перед ним или над его головой игрушкой. Ребенок будет тянуться к ней или хлопать по ней ручкой.
- Давать ребенку яркие предметы, по возможности разных размеров, форм и с разной текстурой.
Подведем итог
На этом этапе у ребенка развиваются следующие элементы моторики рук: ● Он умеет сжимать и разжимать ладошку. ● Он подносит ручки ко рту. ● Он может держать игрушку вроде погремушки и трясти ее. |
Мелкая моторика у детей от 4 до 7 месяцев
В 4 месяца в соответствии с нормами развития ребенка малыш обычно крепко держит погремушку, умеет трясти ею, класть ее в рот и даже перекладывать из ручки в ручку. В возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок использует ладошки как клешни или грабли, то есть поднимает интересные для него предметы загребающим движением. Также малыш умеет хватать предмет одной рукой, перекладывать его в другую и делать вращательное движение запястьем на себя, чтобы рассмотреть вещь.
Как развивать моторику рук у ребенка от 4 до 7 месяцев
Что можно сделать для развития ребенка в этом возрасте:
- Кладите игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы у него был стимул за ними тянуться.
- Давайте ему играть с кубиками и мягкими игрушками для развития зрительно-моторной координации.
Подведем итог
Итак, у малыша в возрасте от 4 до 7 месяцев обычно развиваются следующие элементы моторики рук: ● Он умеет тянуться к предметам одной рукой. ● Он перекладывает предметы из одной руки в другую. ● Он умеет поднимать предметы загребающим движением ладони. |
Боль в кисти и работа за компьютером: какая связь?
Сегодня ноутбук или стационарный компьютер есть практически у каждого. Даже люди старшего возраста уверенно бороздят просторы интернета или проводят время иначе перед экраном. Ученые пришли к выводу, что некоторые заболевания рук возникают как следствие длительных монотонных движений кистями по клавиатуре. Речь идет о нервно-мышечных расстройствах или хронических заболеваниях кистей, которые сопровождаются мышечными судорогами.
Работа с клавиатурой напоминает игру на фортепиано и требует продолжительного напряжения пальцев. Со временем чувствительность на периферических нервных окончаниях снижается, в кистях рук бывают судороги, теряется координация движения пальцев. Не удивительно, что жалобы на то, что руки не слушаются, чаще звучат от людей, имеющих дело с компьютером.
Ученые высказали мнение, что конструкцию современной клавиатуры нужно усовершенствовать. Крепление клавиш должно быть изменено так, чтобы максимально сократить вибрацию. Именно она становится резонатором сильного возбуждения нервных окончаний и приводит к торможению нервных центров и снижению порога чувствительности. Если удастся решить этот вопрос, длительная работа за компьютером станет для суставов кисти менее опасной!
Мелкая моторика у детей от 8 до 12 месяцев
С 8 месяцев до 1 года у ребенка бурно развивается общая моторика: как правило, он уже может ползать, самостоятельно вставать, а иногда даже ходить. Но и моторика рук не отстает, просто нужно внимательнее приглядеться. На этом этапе в соответствии с нормами развития ребенка малыш переходит с загребающего движения на зажим предмета между большим и указательным или средним пальцем. Так у него получается поднять даже мелкие предметы размером с кукурузное колечко или шарик из готового завтрака. Ему можно даже показать, как щелкать пальцами, и иногда ребенок даже способен это повторить! Не удивляйтесь, если ваш малыш в этом возрасте начнет кидаться предметами. Он будет в таком восторге от новой, более совершенной координации рук, что ему будет приятно брать предметы и кидаться ими в надежде, что вы их поднимете и отдадите ему. С помощью этих действий ребенок учится понимать связь между причиной и следствием, а также пытается привлечь ваше внимание. Если он начинает кидаться игрушками, предложите ему поиграть мягкими мячиками, а не деревянными кубиками. На этом этапе лучше всего убрать от малыша все хрупкие предметы, а не то он может бросить на пол солонку или ваш телефон. Для его и вашей безопасности рекомендуем временно перейти на пластмассовую посуду. Кстати, в рамках мероприятий по обеспечению безопасности дома для ребенка уберите подальше хрупкие элементы декора, например вазы.
Как развивать моторику рук у ребенка от 8 до 12 месяцев
Для развития ребенка в этом возрасте полезно играть в совместные игры, направленные на координацию рук и пальцев. Вот несколько примеров:
- Сядьте на пол рядом с малышом и возьмите большой мячик (а если мячик будет звенеть или греметь, то малышу будет еще интереснее). Катните мячик в сторону ребенка. Пусть он тоже катнет его к вам. Сначала малыш будет просто хлопать по мячику, но со временем научится целенаправленно катить его.
- Дайте малышу что-нибудь, что открывается и закрывается, например коробку с крышкой. Можно спрятать в коробке любимую игрушку малыша и говорить «ку-ку», когда он поднимает крышку.
- Дайте ребенку корзинку с разными предметами: мягкими игрушками, мячиками, безопасными бытовыми предметами вроде деревянных ложек и стаканчиков. Пусть малыш берет их по одному из корзины и кладет обратно. В это время можно рассказывать ребенку, как называется каждый предмет, какая у него форма, текстура и цвет.
- В этом возрасте дети обожают защелки, колесики, рычажки, шарниры — в общем, все, что может двигаться. Постарайтесь подобрать для него игрушки с такими свойствами.
Подведем итог
У ребенка в возрасте от 8 до 12 месяцев развиваются следующие элементы моторики рук и пальцев: ● Он умеет брать предметы, зажимая их между большим и указательным пальцем, трясти их, ударять ими, перекладывать из руки в руку, произвольно отпускать или кидать их. ● Он может стучать предметами друг о друга, издавая звуки (например, деревянными кубиками). ● Он может строить башенки из кубиков и ломать их. ● Он кладет игрушки и другие предметы в контейнер и достает обратно. ● Он может совать указательный палец в дырки. ● Он зажимает мелок или карандаш в кулачке и водит им по поверхности. |
При каких еще заболеваниях могут отказывать кисти рук
Заболеваний суставов очень много, и только опытный врач определит, что у вас – артроз или артрит, а может, подагра или банальная травма.
- Ревматоидный артрит. Из-за аутоиммунного сбоя организм воспринимает собственные клетки как чужие, и разрушает сустав. Заболевание развивается в обеих руках. Со временем пальцы деформируются, искривляются и теряют подвижность. Стартуют патологические изменения рано – в 25-30 лет, но по достижении старшего возраста человек имеет ярко выраженный набор симптомов.
- Подагра. В суставах скапливаются кристаллы мочевой кислоты, вызывающие сильные боли. Болезнь начинается с нижних конечностей и постепенно переходит на верхние. Подагрические шишки при отложении солей в суставах особенно болезненны по ночам и успокаиваются к утру.
- Артрит. Инфекционные воспаления суставов встречаются часто. Острый артрит сопровождается выраженной болезненностью и отеком, повышением температуры. Хронический – напоминает о себе после длительной нагрузки на суставы.
Так выглядит воспаленная кисть при артрите
Мелкая моторика у детей в возрасте 1 года
Поздравляем! Вашему малышу исполнился годик! В этом возрасте развитие ребенка идет семимильными шагами, и он уже много чего умеет. Родителей обычно впечатляет общая моторика, в частности долгожданные первые шаги, но и в области мелкой моторики есть чему удивиться. Благодаря более совершенной общей моторике, ребенок все больше стремится исследовать мир вокруг себя. В процессе этого совершенствуется и мелкая моторика. Малыш все еще не умеет брать самые мелкие предметы, но это достижение не за горами. Пока ребенку нравится изучать и играть с более крупными предметами, например с деревянными кубиками и деревянными пазлами. На этом этапе значительный прогресс происходит в развитии зрительно-моторной координации. Сейчас ребенок все чаще пользуется какой-то одной рукой, но это вовсе не значит, что у него уже определилась ведущая рука (то есть он будет левшой или правшой).
Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 1 года
По мере взросления ребенка можно делать с ним следующие упражнения на развитие моторики рук:
- Покажите малышу, как складывать бумагу. Можно сделать с ним веер-гармошку или бумажный самолетик.
- Пусть ребенок вставляет кубики или штырьки разной формы (квадратные, прямоугольные, треугольные) в соответствующие отверстия.
- Покажите ему, как ставить кубики друг на друга, чтобы получилась башенка.
- Предложите ему игрушки, которые можно безопасно разбирать и собирать, например набор стаканчиков, которые вкладываются друг в друга.
- Предложите ему лепить что-нибудь из пластилина.
- Поручите ему несложную работу по дому, например подмести, расставить предметы или помочь вам в приготовлении еды (помешать блинное тесто или положить овощи в кастрюлю).
- Поиграйте вместе на улице, например можно покидать друг другу мячик.
Подведем итог
В возрасте от 1 года до 2 лет у ребенка развиваются следующие навыки и умения: ● Он может строить башню из кубиков и тут же ломать ее. ● Он играет с коробками, контейнерами и крышками от них. ● Он умеет поднимать движущийся предмет, например мячик. ● Он листает книги. ● Он поворачивает ручки дверей. ● Он умеет вставлять штырьки в соответствующие отверстия. ● Он рисует карандашами или пальцами. ● Он умеет пить из кружки. ● Он умеет сам есть ложкой (с переменным успехом). |
Почему они отказываются работать
Кисти рук – сложный механизм, способный выдерживать колоссальные нагрузки. Однако в неблагоприятных условиях, а также с возрастом они теряют функциональность. Движения даются с трудом и вызывают боль, которая ухудшает качество жизни. Причины артралгии делятся на две группы: воспалительные и механические. Определить воспаление очень легко: кожа краснеет и отекает, появляется устойчивая боль, амплитуда движения сокращается.
Если симптомы не столь очевидны, но дискомфорт периодически возникает, причина может быть в артрозе кисти. Заболевание развивается на фоне нарушения обмена веществ. Хрящи в суставах теряют эластичность, в них появляются микротрещины и незаметные дефекты, которые со временем усиливаются.
Во всех суставах, крупных и мелких, происходят идентичные процессы:
- нарушается образование синовиальной жидкости, которая выступает в суставе естественной смазкой;
- уплотняются края поврежденного хряща;
- вокруг сустава образуются костные наросты, ограничивающие подвижность, возникает боль.
При артрозе кисть выглядит как обычно, признаки воспаления отсутствуют
Мелкая моторика у детей в возрасте 2 лет
Иногда этот период в развитии детей называется «кризис двух лет». И хотя родителям двухлеток может быть непросто, старайтесь сосредоточиться на хорошем — что ваш малыш продолжает расти и развиваться.
Мелкая моторика рук и пальцев продолжает совершенствоваться. Теперь малыш способен брать небольшие предметы размером с горошину и выполняет действия, требующие сложной координации, например может открыть банку.
Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 2 лет
В этот период у ребенка развивается способность фокусировать внимание. Теперь он может на короткое время с головой погружаться в творческие дела. Вот некоторые из таких дел, в которых можете поучаствовать и вы:
- Читайте ребенку книжки вслух, а он пусть переворачивает страницы.
- Предложите ему порисовать мелками, цветными карандашами или пальчиками, используя специальные краски.
- Поиграйте с ним в кубики или конструктор.
Подведем итог
В возрасте от 2 до 3 лет у ребенка развиваются следующие навыки: ● Он умеет листать страницы книги или журнала. ● Он строит башни как минимум из шести кубиков. ● Он умеет снимать обувь. ● Он умеет расстегивать куртку. ● При приучении к горшку он может самостоятельно снимать и надевать трусики. ● Он умеет поворачивать дверные ручки. ● Он открывает и закрывает банки с завинчивающимися крышками. ● Он умеет пить из кружки, держа ее одной рукой. ● Он умеет разворачивать конфету. ● Он держит карандаш в правильном положении и умеет делать штрихи в разных направлениях. |
Мелкая моторика у детей в возрасте 3 лет
На этом этапе развития дети уже гораздо лучше управляют своими мышцами. Например, в этом возрасте ребенок умеет двигать пальцами как по отдельности, так и всеми вместе. Это заметно по тому, как он держит карандаш или мелок — теперь это больше похоже на то, как бы это стал делать взрослый. В этом возрасте ребенок начинает больше внимания уделять тому, что его окружает, в частности предметам. Например, во время игры он особым образом раскладывает игрушки. Он может пользоваться различными инструментами и приспособлениями, похожими на взрослые, например вырезает детскими ножницами фигуры из бумаги. У него все лучше получается делать что-то из подручных материалов. Некоторым детям на этом этапе нравится экспериментировать с художественными материалами.
Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 3 лет
Вот несколько примеров полезных и интересных занятий, способствующих развитию ребенка:
- Делать постройки из кубиков.
- Вместе собирать простые пазлы.
- Играть с доской с дырками.
- Делать ожерелье из нитки и крупных бусин.
- Раскрашивать раскраски мелками или рисовать мелом на асфальте.
- Строить замки из песка.
- Одевать кукол в кукольную одежду с пуговицами, молниями и застежками.
Ребенку можно поручить простые и безопасные задания по дому (естественно, под присмотром):
- Помочь взрослым построить кукольный домик, открутить что-то отверткой или забить гвоздик легким молотком.
- Помочь посадить цветы в саду, выкопать ямку лопаткой, разрыхлить землю граблями.
- Взбивать мутовкой яйца для омлета или жидкое тесто для блинов.
Подведем итог
В возрасте примерно от 3 до 4 лет ребенок овладевает следующими навыками: ● Он умеет держать мелок или карандаш в руке по-взрослому (между большим пальцем и всеми остальными). ● Иногда у него получается держать столовые приборы в руке по-взрослому (между большим пальцем и всеми остальными). ● Он самостоятельно ест и крайне редко что-то проливает на стол или на себя. ● Он строит из кубиков башню высотой не менее чем в девять кубиков. ● Он умеет наливать напитки из кувшина себе в кружку. ● Он самостоятельно застегивает и расстегивает пуговицы на одежде. ● Он вырезает геометрические фигуры из бумаги детскими ножницами. ● Он лепит различные фигурки из пластилина. |
Мелкая моторика у детей в возрасте 4 лет
Ребенок в 4 года уже совсем большой, а развитие моторики рук у него практически завершено.
Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 4 лет
Примерно в это время ребенок начинает интересоваться художественным творчеством, сложными играми и прочими занятиями, которые требуют ловкости рук. Например, его могут заинтересовать следующие занятия:
- Рисовать фигурки людей в полный рост с руками, ногами и лицом.
- Писать печатные и прописные буквы.
- Рисовать, обводить и срисовывать геометрические фигуры.
- Рисовать краской и пальцами.
- Лепить фигурки из пластилина.
- Вырезать сложные фигуры из бумаги детскими ножницами.
- Играть с кубиками и строить из них высокие или массивные сооружения, например башню или крепость.
- Играть в карты или настольные игры.
Подведем итог
В возрасте 4 лет у ребенка, как правило, закрепляются следующие навыки: ● Он умеет чистить зубы самостоятельно под руководством мамы. ● Он самостоятельно одевается практически без помощи мамы. ● Он умеет завязывать шнурки. ● Он без проблем пользуется столовыми приборами, даже ножом. ● Он самостоятельно ходит в туалет и следит за собой. |