Возрастные и психологические особенности детей 3–4 лет


Физическое развитие ребенка в 3 года: что умеет малыш?

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.
Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия

: например, топнуть и хлопнуть.

В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты.

Лечение

Тактика лечения подбирается на основании комплексного обследования. Кому-то будет достаточно занятий с логопедом. В других случаях может потребоваться медикаментозное лечение, которое индивидуально подбирается неврологом, занятия с нейропсихологом, дефектологом, а также физиотерапевтическое лечение. В большинстве случаев такой комплексный подход дает положительные результаты.
«И в заключение, несколько слов о педагогической запущенности. Казалось бы, что в современной жизни нет недостатка в образовании, что педагогическая запущенность это удел только социально неблагополучных семей. На самом деле в настоящее время отмечается дефицит общения между родителями и детьми, люди проводят много времени за просмотром телепередач, в гаджетах и социальных сетях, родители много работают на дому, физически находясь рядом со своими детьми. Как упоминалось выше, для нормального психо-речевого развития ребенок уже с первого месяца нуждается в «живом» и эмоционально доброжелательном общении. Ему необходимо слышать речь и видеть при этом лицо и артикуляцию взрослого, чувствовать поощрение и радость его первым успехам в гулении и лепете.

Для полноценно развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Немаловажно внимательно относиться к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.

Здоровья и гармоничного развития вашим детям!», — обратилась к читателям врач «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.

Опубликовано на портале detstrana.ru

Таблицы роста и веса ребенка в 3 года

Всех родителей волнует вопрос каким должен быть вес ребенка в 3 года при нормальном развитии. Ниже представлены таблицы норм веса и роста ребенка к 3 годам, по ним легко сориентироваться и разобраться, есть ли у вашего ребенка недостаток или избыток веса.

Данные отечественных педиатров о физическом развитии ребенка 3 лет

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг13,017,4
Вес девочек, кг12,517,0
Рост мальчиков, см91,0102,0
Рост девочек, см91,0101,2
Окружность головы мальчиков, см48,752,3
Окружность головы девочек, см47,651,1
Окружность груди мальчиков, см50,055,0
Окружность груди девочек, см49,156,0

Данные Всемирной организации здравоохранения о параметрах физического развития детей в 3 года

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг11,318,3
Вес девочек, кг10,818,1
Рост мальчиков, см88,7103,5
Рост девочек, см87,4102,7
Окружность головы мальчиков, см46,652,3
Окружность головы девочек, см45,751,3

Характерные особенности грудного возраста

Для возраста до года, но после периода новорожденности характерны свои особенности, которые также применимы для трехмесячных малышей: – интенсивный темп роста; – интенсивные функциональные и анатомические изменения всех органов и систем; – близкий и частый контакт с матерью за счет грудного вскармливания; – интенсивный обмен веществ для обеспечения высоких темпов роста, за счет чего увеличена потребность в энергии и, соответственно, потреблении питательных веществ (младенцу требуется в 3 раза больше энергии, чем среднестатистическому взрослому человеку); – активное развитие и совершенствование работы нервной системы; – постепенная утрата трансплацентарного (переданного от матери) иммунитета с достаточно медленным формированием собственной защиты (однако за счет отсутствия тесного контакта с другими детьми вероятность инфекционных болезней не повышается).


Скорость роста и темпы развития ребенка частично запрограммированы генетически. Однако роль факторов внешней среды исключать нельзя. Правильный уход за грудным малышом не только способствует снижению рисков формирования каких-либо проблем со здоровьем, но и сам по себе является важным фактором адекватного взросления ребенка.

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Трехлетний малыш умеет отличать предметы по признакам:

  • В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
  • Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Трехлетка наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Трехлетка легко справляется с небольшими заданиями и занятиями:

  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке), может составить картинку из двух частей или подобрать мозаику к несложному рисунку.

Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

Каждый родитель должен знать, что если с малышом не заниматься и не развивать его речь, то он никогда не заговорит самостоятельно. Но также стоит помнить, что сроки начала внятного говорения очень индивидуальны. Одни дети уверенно произносят слова в годовалом возрасте, когда другие еле-еле составляют слоги в три года.

Существуют определенные возрастные показатели, по которым можно увидеть задержку речевого развития:

  • Для трехмесячного малыша характерно гуление;
  • Полугодовалому ребенку свойственен лепет;
  • Как правило, девочки в десять месяцев говорят первое слово, мальчики же — только в годовалом возрасте;
  • В полтора года «молчун» произносит около 10–12 слов, все зависит от того, как с ним занимались родители или педагоги;
  • Двухлетний ребенок знает почти все местоимения;
  • В три года малыш знает около 350–400 слов, он легко склоняет их и свободно выражает свои эмоции;
  • К четырем годам ребенок знает больше полутора тысяч слов;
  • В пять лет — более трех тысяч слов.

Во что умеет играть ребенок в 3 года: игровые действия и начало ролевой игры

Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (проявляет творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

  • Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
  • Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
  • Подражает другим детям (в любых играх).
  • Выполняет правила в подвижных играх.
  • Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
  • Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Реклама

Как должна быть развита речь ребенка в 3 года

  • Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
  • Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
  • Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
  • Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
  • Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
  • Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию). Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
  • Норма словарного запаса при правильном развитии речи в 3 года — 1500 слов.
  • Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
  • Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
  • Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
  • Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого. Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы). Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
  • Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
  • В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
  • Играя, свои действия сопровождает словами. Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
  • По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
  • Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
  • Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
  • Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
  • Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
  • Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
  • Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
  • Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Возрастные и психологические особенности детей 3–4 лет

Татьяна Яковлева

Возрастные и психологические особенности детей 3–4 лет

Возрастные и психологические особенности детей 3 — 4 лет

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам!»

. Ребенок хочет стать
«как взрослый»
, но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивост и — сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.

К трем годам ребенок повзрослел еще в одном отношении. У него начала появляться способность оценивать свои результаты. Приглядываясь к тому, что получается у других, и составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребенок начинает стремиться к более совершенному результату. Поэтому дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное. Вместе с тем такое стремление становится тем внутренним «мотором»

, который вызывает интерес к разным практическим средствам и
способам действия и побуждает овладевать ими. Научившись клеить, ребенок может затем просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ и наслаждаясь своим умением.
Поско льку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. 3–4-х летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно»

,
«нужно»
,
«нельзя»
, могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.

Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»

). Характерно, что дети этого
возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду, и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.
В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка — женщина, мальчик — мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, при ческа и т. д.)

. В этом
возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.
У норм ально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться,пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.)

. 3-4 года – также благоприятный
возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости)
.

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий)

. Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш
способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)
по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова
«больше»
,
«меньше»
, и из двух предметов
(палочек, кубиков, мячей и т. п.)
он успешно выбирает больший или меньший.

Труднее выбрать «самый большой»

или
«самый меньший»
из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего
возраста не следует предлагать).
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры, групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч.Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями)

. В этом
возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее,организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.
Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п., с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь)

; имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п., о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник, праздниках (новый год, день своего рождения, свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды
(холодно, тепло, дует ветер, идет дождь)
. На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по — разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10 – 15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.

Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5 – 7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух – трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре.Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности.

Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни — скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх.

Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам)

ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги. В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку (
«Ты не умеешь играть»
). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей.Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях.

Начинает использовать в речи сложные предложения.

В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения.Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.

В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т. е. соотносит картинку и прочитанный текст. Начинает «читать»

сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.

Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (у величением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно — бытовом труде, труде в природе. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 — 3 частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств»

при организации
«практической деятельности»(проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.)
. Совершенствуется звукоразличение,слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны
(громко — тихо, высоко — низко и пр.)
. Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинают проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности
(пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям)
.

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния»

с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную
«отдельность»
. Основные потребности в этом
возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у ребенка:

• Происходит формирование «противо-воли»

, что выражается в желании делать все по — своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

• Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

• Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

• Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.

• Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 — 15 минут, потом ему хочется переключиться на что — то другое.

• Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

• Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Математика

Ребенок в возрастеот 3 до 4 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.

2.Ребенок может уметь владеть понятиями: один -много, большой -маленький, высокий — низкий и т. д.

3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный)

4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

.

5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме; сравнивать количество предметов.

6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Логическое мышление

Развитие мышления, памяти, внимания

.Ребенок в возрастеот 3 до 4 лет может уметь:

1. Складывать разрезанную картинку из 2 — 4 частей.

2. Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

3. Находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.

4. Находить сходства и различия между предметами.

5. Запоминать 2-3 картинки.

6. Запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.

7. Запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза

8. Запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

9. Не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

10. Находить парные предметы. Из группы предметов выбирать нужный.

11. Обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и

различия между предметами.

Развитие речи

Ребенок в возрастеот 3 до 4 лет может уметь:

1. Не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.

2. Легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов)

.

3.Разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т. д.

4. Называть по одному признаку каждого предмета.

5. Знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т. д.)

6. Повторять за взрослым стишки и песенки.

7. Знать свое имя и фамилию.

8. Управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь

1. Знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т. д.)

и диких
(волк, заяц, лиса и т. д.)
животных.

2. Знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона, 3-4 рыб (кит, сом, акула)

и 3-4 насекомых
(кузнечик, бабочка, пчела)
3.Знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня)

и 3-4 цветов
(ромашка, тюльпан, роза)
.

4. Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.

5. Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.

6. Знать части суток — утро, день, вечер, ночь.

7. Называть явления природы — дождь, снег, ветер.

Навыки обихода

Ребенок в возрастеот 3 до 4 лет может уметь:

1. Самостоятельно одевать вещи (без застежек)

.

2. Разрезать ножницами бумагу.

3. Пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т. д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.

4. Обводить и раскрашивать картинки.

5. Знать основные правила гигиены.

Бытовые навыки ребенка 3 лет: ребенок учится самостоятельно справляться с бытовыми нуждами

В возрасте трех лет ребенок может самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) одеваться и раздеваться, а так же складывать свою одежду перед сном. Малыш становится более самостоятельным и у него уже получается застегнуть несколько пуговиц или завязать (связать между собою) шнурки. И беспорядок в своей одежде уже тоже замечает!

В этом возрасте ребенок уже обычно усваивает правила поведения за столом — не мешает другим, не выходит из-за стола до конца обеда и говорит «спасибо». Ест при этом аккуратно, держа ложку за конец ручки и пользуется салфеткой.

Чему еще научился ребенок к 3 годам?

  • Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
  • Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
  • Пользуется носовым платком.
  • Вытирает ноги при входе в квартиру.
  • Регулирует свои физиологические потребности.
  • Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Проведение массажа и гимнастики

Дети более подвержены влиянию извне, чем взрослые. Они гораздо пластичнее и восприимчивее к массажу и гимнастическим упражнениям. Проведение подобных мероприятий необходимо не только в процессе лечения каких-либо отклонений от нормы, но и для достижения гармоничного и полноценного взросления малыша.

Детский массаж представляет собой комплекс мероприятий для профилактики и коррекции возможных нарушений опорно-двигательной и нервной систем. Он также оказывает общеукрепляющее действие на организм.

Положительные свойства массажа: – способствует нормализации деятельности всех органов и систем; – улучшение питания тканей и, соответственно, роста костей, мышц; – улучшение состояния кожи, повышение ее упругости и эластичности; – положительное воздействие на кору головного мозга: формирование положительных эмоций, становление двигательных навыков. Массаж часто сочетают с гимнастическими упражнениями, причем делать комплекс рекомендуется не только при наличии патологий, но и всем здоровым детям. Данные мероприятия можно делать самостоятельно, но первый раз лучше сходить с малышом к специалисту. Он покажет, какие движения во время массажа будут полезными на третьем месяце и какие гимнастические упражнения стоит проводить. Наиболее важно, что врач научит родителей, как правильно делать массаж и гимнастику, чтобы не навредить малышу.

В некоторых случаях, если у младенца наблюдаются отклонения от нормы в развитии, массаж и гимнастические упражнения должен проводить исключительно медицинский сотрудник. Именно поэтому малыша предварительно стоит показать доктору.

Противопоказания к массажу

Любое оздоровительное и профилактическое мероприятие имеет ряд ограничений, при которых его проведение может не только не улучшить состояние, но и навредить человеку. Детский массаж и гимнастические упражнения не являются исключениями.

Их выполнение противопоказано при наличии у малыша следующих болезней: – повышение температуры вне зависимости от причины; – тяжелая форма гипотрофии; – воспалительные процессы кожи и подкожно-жировой клетчатки, мышц, костей, лимфатических узлов; – болезни, при которых развивается повышенная хрупкость костной ткани; – острый период рахита; – острые артриты вне зависимости от происхождения; – туберкулез костей и/или суставов; – врожденные пороки сердца с выраженным влиянием на общее состояние малыша; – различные формы геморрагического диатеза; – наличие грыж у ребенка, особенно с риском их ущемления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]