Что мы понимаем под нарушением речи? Вопрос требует размышлений, потому что не так уж просто определиться, что считать речью и в каком возрасте речь должна сформироваться у ребенка. Ученые, занимающиеся изучением коммуникаций, пришли к выводу, что общаться между собой могут многие животные. Свой язык есть у дельфинов, собак, приматов. Но речь как средство вербальной коммуникации доступна только человеку. Конечно, при условии, что он привык общаться с самых ранних лет. Чтобы у вас не вырос Маугли, помогайте вашему ребенку развивать речь! Нужно ли бить тревогу, если ребенок в 2 года не может построить связное предложение или это нормально для его возраста? Но ведь ваши родители вам рассказывают, что вы-то в его годы… Да и сын подруги уже без устали целыми днями болтает с родителями. Как понять, где индивидуальные нормы, а где отклонения и нарушения развития речи? Об этом мы расскажем ниже.
Этапы развития и формирования речи у ребенка
Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать. Хотим также заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому — глобальная «гаджетизация» и переход людей к виртуальным способам общения.
Возраст | Навыки |
до 6 месяцев |
|
6-9 месяцев |
|
9 месяцев-1 год |
|
1-1.5 года |
|
1.5-2 года |
|
2-3 года |
|
3-5 лет |
|
Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок — из числа тех, кто «медленно запрягает, да быстро мчит». Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло. Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие. И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию.
Если у вас есть сомнения, укладываются ли в нормы темпы развития вашего ребенка, лучше посетить специалистов. Вдруг у него общее
нарушение речи
(общее недоразвитие речи — ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР)?
Ребенку с тяжелыми нарушениями речи
часто непросто воспринимать окружающий мир позитивно. Он растет угрюмым букой, обидчивым и агрессивным, чувствует неуверенность в себе, а с возрастом начинает ощущать и свою неполноценность. Подробнее о симптомах и степенях недоразвития речи можно прочесть здесь. Проведите консультацию у специалистов! Как небольшие, так и более существенные речевые отклонения обычно выявляются в первые несколько лет жизни в результате комплексной диагностики.
Сферы и области ответственности специалистов по речевым проблемам распределяются так:
- Логопед
: Консультирует с 1,5 лет, проводит занятия с 2 лет. На консультации ставит итоговый диагноз, если это болезнь, направляет к неврологу при подозрениях на нарушения соответствующего характера; - Педагог-дефектолог
: работает с неговорящими детьми; при задержках психоречевого развития и доречевых болезнях (алалии, расстройства аутистического спектра) помогает “запустить” речь и развить остальные познавательные функции до уровня возрастной нормы.
Речь прежде всего идет о маленьких детях. Случаются также нарушения речи у взрослых
— из-за травмы головного мозга или перенесенного инсульта. Их коррекцией занимаются логопеды-афазиологи. Иногда
нарушение речи у школьников
и взрослых людей остается от запущенных/недолеченных в детстве дефектов произношения.
Каковы симптомы задержки речи?
Родителям стоит следить за возможными признаками задержек в речевом развитии:
- Слишком тихий малыш, который лишь немного лепечет
- история ушных инфекций
- ограниченное количество используемых согласных звуков
- ребенок не связывает мысли и действия во время игры
- ребенок не имитирует (копирует) слова
- использует в основном существительные (имена людей, мест, вещей) и несколько глаголов (слова-действия)
- не играет в сложные игры со сверстниками
- использует преимущественно жесты для общения
Виды нарушений речи у детей и взрослых
В логопедии принято несколько основных типизаций — по похожим проявлениям и источникам. Это помогает понять, в каком направлении искать источник проблемы и пути коррекции нарушения речи. Клинико-педагогическая классификация
- Нарушения ритма и темпа: Заикание (отклонение, известное с незапамятных времен. По свидетельству историков, древнегреческий оратор Демосфен когда-то страдал заиканием, но упорно тренировался в произнесении речей, набивая рот мелкой галькой. Научившись четко говорить с камнями во рту, он развил великолепную артикуляцию и уверенность в себе, избавившись тем самым от недуга. Логопеды до сих пор практикуют данный метод коррекции нарушений речи).
- Дислалия (в устной речи ребенок неверно произносит или искажает отдельные звуки).
- Дизартрия (органы артикуляции (губы, язык) имеют критические ограничения подвижности).
- Ринолалия (снижено резонирование в носовой полости).
- Прочие расстройства артикуляции: полтерн, тахилалия, брадилалия.
- Афония (потеря звонкого голоса, человек говорит шепотом. Проблема с голосовыми связками).
- Структурно-семантические расстройства: алалия (возникает во время родов при повреждении речевых областей в головном мозге. При этом у ребенка всё в порядке с интеллектом и со слухом), афазия (схожая проблема. Органические поражения участков коры головного мозга, которые отвечают за управление речью, и смежной «подкорки». Отличается от алалии тем, что это не врожденное явление, а приобретенное — у людей, которые уже умеют говорить. Обычно возникает в результате инсульта у взрослых).
- Дислексия (сложное восприятие написанного текста, смешивание звуков и слов при прочтении, неумение складывать буквы в готовые слова).
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- нарушения в применении средств коммуникации заикание
- другие осложнения
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Основные признаки ЗРР
Родители могут заметить первые симптомы ЗРР, когда их малышу еще нет и 2-х лет. Если он не говорит фразами из двух слов (например, «мама, дай»). Если вашему сыну или дочке исполнилось 3 года, обратите внимание, связно ли говорит, полностью ли говорит все слоги слов, много ли слов использует и достаточно ли их ему для того, чтобы выразить свои мысли и желания.
Если вы видите, что малышу явно не хватает слов, возможно, это свидетельствует об отставании в развитии речи. Если действительно имеются проблемы, то в 4 года они очевидны.
Причины нарушения речи у детей
Отклонение может быть врожденным или приобретенным, физиологическим или чисто психологическим. От этого напрямую зависит выбор способа коррекции. Когда-то представления об источниках речевых аномалий были довольно хаотичными. Профессор Михаил Хватцев, один из первопроходцев в логопедии среди наших соотечественников, внес важнейший вклад в систематизацию причин. Он разделил их на внутренние и внешние, ввел следующую классификацию:
- органические (анатомо-физиологические, морфологические): органические центральные (поражения мозга);
- органические периферические (дефекты органов слуха или артикуляции, расщепление нёба, дефекты зубов);
- функциональные (психогенные — проблемы с возбуждением и торможением в ЦНС);
Беда не приходит одна, проблемы на любом фронте неизбежно вырастут в целый букет сопутствующих осложнений. Хватцев подчеркивал тесную связь между органическими и функциональными причинами. При неправильной работе органов восприятия плохо закрепляются естественные рефлексы. И наоборот, если уже есть проблемы функционального характера, то затормозится и развитие органов. Как и пораженная ЦНС не способствует развитию периферии.
В зависимости от стадии, на которой возникла почва для речевых дисфункций, их делят на:
- наследственные. К сожалению, мы не всегда наследуем от родителей крепкий организм. Многие неприятности достаются детям «в подарок», иногда это заикание, разные расстройства речевых зон в коре головного мозга, проблемы с прикусом или неправильное количество зубов, дефекты нёба, аномалии в строении органов артикуляции.
- врожденные (внутриутробные). Обусловлены осложнениями во время беременности. Если женщина работает на вредном производстве, до последнего оттягивает декрет или неудачно пытается прервать беременность, если эмбрион вынужденно употребляет алкоголь, табак и сильнодействующие лекарства вместе с мамой, то всё это никогда не пойдет малышу на пользу. Особенно важен первый триместр, когда у плода формируется ЦНС.
- перинатальные (родовые) и постнатальные (проявляются вскоре после рождения). Возникают из-за осложнений при самом появлении младенца на свет, из-за преждевременных родов, в результате родовых травм и т.д.
- прочие (проявляются в первые годы жизни ребенка и позднее). Здесь корень зла — либо психологические, социально-бытовые факторы, либо серьезные болезни (менингит и другие опасные инфекции, заболевания органов слуха, травмы головного мозга и речевых органов).
Обратите внимание: риски, которым на разных стадиях своего развития до рождения подвергается плод, а после рождения — самостоятельный человек, — не одни и те же. Очевидные советы, которыми иногда пренебрегают мамы:
- во время беременности берегите себя больше обычного, избегайте травм, потрясений и употребления вредных веществ;
- тщательно выбирайте роддом с современным оборудованием и умелыми акушерками;
- после рождения не запускайте болячки, пусть даже мелкие, помните, как уязвим неокрепший организм человечка, который только пришел в этот мир.
Нарушение речи у ребенка. Причины нарушения речи у ребенка
Основные причины нарушения речевого развития
Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.
Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др.
Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.
Родителям необходимо обращать внимание на развитие у малыша потребности говорить. Часто при общении с маленьким ребёнком взрослые стараются понять и выполнить его просьбы, не дожидаясь, пока тот попытается их высказать.
В зависимости от продолжительности воздействия неблагоприятных факторов и от того, какой участок мозга повреждён, возникают речевые дефекты различного типа. Проблемы с речью могут быть лишь одним из проявлений общего нарушения деятельности нервной системы и сопровождаться интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
В настоящее время расстройства речи изучены очень хорошо и многие из них успешно исправляются. Главное — надо вовремя обратиться к специалисту, чтобы своевременно диагностировать их и понять: нарушение речи является единственной проблемой или это следствие других серьёзных заболеваний (аутизма, нарушения слуха, работы центральной нервной системы, отклонения в интеллектуальном развитии и т. д.).
Родителям, обеспокоенным задержкой речи у ребёнка или её нарушением, очень трудно понять, насколько серьёзна проблема у их малыша, что надо делать. Как правило, они надеются, что всё пройдёт само, и упускают драгоценное время.
Основные виды речевых нарушений
Речевые нарушения можно разделить на четыре основных вида:
• нарушение звукопроизношения;
• нарушение ритма и темпа речи;
• расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
• недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
Нарушение звукопроизношения
Наиболее распространённым нарушением звукопроизношения является дислалия, при которой наблюдается либо отсутствие некоторых звуков (ребёнок пропускает их в словах), либо их искажение (малыш неправильно их произносит), либо замена одного звука другим.
Дислалия бывает функциональной и механической.
При функциональной дислалии не отмечается нарушений строения речевого аппарата (челюстей, зубов, нёба, языка). Она наблюдается в период, когда происходит процесс усвоения звуков. Функциональная дислалия может возникнуть из-за общей физической ослабленности ребёнка вследствие различных соматических заболеваний (особенно в период активного формирования речи), задержки психического развития (минимальные мозговые дисфункции), задержки развития речи, нарушения фонематического восприятия, ограничения общения, подражания неправильной речи. В этом случае необходимо развивать умение слушать звуки, активно общаться с ребёнком. Эффективной может быть гимнастика для укрепления мышц языка.
При механической дислалии нарушение звукопроизношения обусловлено анатомическими дефектами органов артикуляции, такими как неправильное строение зубов, отсутствие резцов или их аномалии, дефекты прикуса, патологические изменения языка (слишком большой или слишком маленький язык), укороченная уздечка.
Реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врождённые дефекты (деформации) исправляются хирургическим путём в раннем возрасте. Если есть анатомические дефекты, необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.
Дислалия может развиться и при общении с детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Оказывает влияние пребывание в двуязычном окружении, а также отношение взрослых к неверному произношению (многие из них не корректируют речь ребёнка, считая, что через какое-то время он сам научится говорить правильно).
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха (ребёнку трудно различать звуки, близкие по акустическим признакам: ш—ж, с—з и т. д.), снижением физического слуха, недостаточным умственным развитием.
Но необходимо отличать сложные дислалии от других похожих нарушений, при которых может наблюдаться боковое произношение многих фонем, отмечается появление излишней слюны в момент речи, ребёнку трудно удерживать язык в нужной позиции продолжительное время, изменена подвижность языка, сила и точность движений.
Более серьёзным нарушением звукопроизношения, возникающим вследствие органического поражения центральной нервной системы, является дизартрия. При дизартрии страдает не только произношение отдельных звуков. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи прослеживается нечёткое, смазанное звукопроизношение, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Причинами возникновения дизартрии являются различные неблагоприятные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
Это нарушение может наблюдаться в тяжёлой форме (в рамках детского церебрального паралича), либо в лёгкой, так называемой стёртой форме дизартрии (дизартрический компонент). Дети с таким диагнозом получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях. В более лёгкой форме прослеживаются нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также звукопроизношения — речь понятна для окружающих, но нечёткая.
Дети со стёртыми формами дизартрии не всегда сразу обращают на себя внимание, но их можно отличить по некоторым особенностям. Они неразборчиво произносят слова, плохо едят, отказываются жевать твёрдую пищу, так как им трудно это делать (таких детей необходимо постепенно приучать пережёвывать твёрдую пищу, — это будет способствовать развитию мышц языка и щёк). Многие навыки, требующие точных движений различных групп мышц, затруднены, поэтому необходимо их развивать. Обучение ребёнка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.
Малышу надо освоить полоскание рта. Для этого необходимо сначала научиться надувать щёки и удерживать воздух, а потом перемещать его из одной щеки в другую; втягивать щёки, при этом рот открыт и губы сомкнуты.
Необходимо развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Надо учить ребёнка застёгивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребёнка. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различные пособия- шнуровки.
Дети с данным нарушением испытывают затруднения в изобразительной деятельности. Поэтому необходимо научить их правильно держать карандаш, регулировать силу нажима при рисовании, пользоваться ножницами.
Также отмечаются трудности при выполнении физических упражнений, танцах. Детей учат удерживать равновесие, стоять и прыгать на одной ноге, соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Родителям необходимо знать, что если не начать коррекционную работу вовремя, в дальнейшем это может привести к нарушениям чтения (дислексии) и письма (дисграфии). Для скорейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.
Хотелось бы остановиться ещё на одном нарушении звукопроизношения речи — ринолалии, главным отличием которого является присутствие назального оттенка голоса. Носовой оттенок речи (гнусавость) возникает, когда струя выдыхаемого воздуха почти полностью проходит через нос. При этом нарушается звукообразование, которое зависит как от деятельности мышц мягкого нёба, глотки и языка, так и от деформации твёрдого нёба (расщелины), альвеолярного отростка, неправильного расположения зубов (при наличии расщелины губы), от нарушения формы крыла носа (ноздрей).
На возникновение расщелин влияют генетические факторы — неблагоприятная наследственность (наличие расщелин у прямых или косвенных родственников); биологические — заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз); химические — контакт с вредными веществами (ядохимикатами, кислотами); плохое состояние окружающей среды; влияние алкоголя, никотина, наркотиков; бесконтрольный приём лекарственных препаратов, в частности перенасыщение организма плода витамином А и препаратами группы кортизонов.
Обычно уже в раннем возрасте проводят коррекцию этого нарушения с помощью хирургического вмешательства. В основном логопедические занятия начинают сразу после пластической операции нёба.
Нарушение ритма и темпа речи
Остановимся на одном из наиболее часто встречающихся видов нарушения ритма и темпа речи — заикании. Это расстройство характеризуется судорожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется в двух формах — так называемое заикание развития и реактивное заикание.
Заикание развития обычно отмечается в раннем детстве, когда ребёнок ещё недостаточно хорошо говорит, у него плохо сформирована артикуляция языка, губ и щёк. И если малыша в этот период учат произносить трудные слова (сковорода, снеговик, милиционер и т. д.), он может начать заикаться.
В основе возникновения такого заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Поэтому первой мерой, направленной на восстановление нормальной речи, должен стать «режим молчания» в течение 7—10 дней. Надо постараться исключить все виды эмоционального воздействия, полностью ограничить речь ребёнка, общаться шёпотом и до минимума сократить разговоры с малышом. Иногда это помогает, но в некоторых случаях расстройство оказывается довольно стойким.
Как только у ребёнка возникло заикание или что-то похожее на него (малышу трудно начать говорить, он затрудняется произносить сложные слова, повторяет один и тот же слог и т. д.), надо обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.
Реактивное заикание (развивается как реакция на какое-то сильное воздействие) чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжёлые конфликты в семье) или истощающих длительных болезней.
Заикаться начинают дети с ослабленной нервной системой, у которых есть предрасположенность к данному нарушению речи (заикание у близких родственников). У таких детей часто отмечаются признаки невротического состояния: плохой аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и т. д.
Заикающийся ребёнок обязательно должен находиться под наблюдением невропатолога. Ему необходима как медицинская, так и логопедическая помощь. Главное — не фиксировать внимание малыша на данном дефекте, не передразнивать его и не повторять за ним неправильно произнесённые слова. Ваша задача — научить его говорить медленнее. Скорее всего, ребёнок торопится не только говорить, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим малыша, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.
Родителям надо помнить, что если ребёнок легко возбудим, плаксив, беспокойно спит и тому подобное, не следует слишком много читать ему, рассказывать длинные сказки, торопиться учить трудным словам и сложным фразам. Особенно это относится к детям, которые имеют речевые нарушения, допустимые для данного возраста. На фоне неотработанной артикуляции обилие новых слов легко приведёт к «срыву» нервной деятельности. Иными словами, уровень развития речи должен соответствовать уровню развития малыша в целом. Когда этого не происходит, появляется риск возникновения заикания.
Следует иметь в виду, что заикание после лечения может возобновиться. Существуют возрастные периоды, в которые начало заболевания или его возобновление наиболее вероятны (от 2 до 6 лет). Причины рецидива те же, что и причины, первоначально вызвавшие заикание: конфликты в семье, переутомление, ослабляющие организм инфекции. Следовательно, возобновление заикания может быть предупреждено, если окружающие люди постараются создать для ребёнка спокойную обстановку.
Расстройства речи, связанные с нарушением слуха
Уже на первом году жизни можно самим сделать выводы об уровне речевого развития ребёнка. Следует обратить внимание на гуление. Если в 3—4 месяца оно не усложняется и не переходит в лепет, а постепенно угасает, — это может свидетельствовать о серьёзных нарушениях слуха. Как можно скорее надо обследовать слух ребёнка, обратиться к отоларингологу, сделать аудиограмму.
Как проверить слух ребёнка в домашних условиях?
Наиболее простым методом проверки слуха является исследование его с помощью шёпотной и обычной разговорной речи. Находясь на расстоянии 5—6 метров от малыша (он к вам спиной), произнесите шёпотом хорошо знакомые ему слова. Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают шёпот. Если ребёнок не слышит на таком расстоянии, надо постепенно приближаться к нему до тех пор, пока он не сможет повторить все сказанные вами слова.
В процессе обследования необходимо учитывать общее состояние малыша: утомляемость, внимание, готовность к выполнению задания. Уставший ребёнок легко отвлекается, не воспринимает смысла поставленной перед ним задачи и может дать неточные ответы. В случае, когда кроха ещё не владеет устной речью и не понимает словесных указаний, можно использовать звучащие (бубен, свисток) и озвученные (птичка, лающая собачка и др.) игрушки.
Если ребёнок не слышит шёпота, отойдите от него на прежнее расстояние и произнесите другие знакомые ему слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удаётся установить, на каком расстоянии малыш слышит нормальную речь. Заподозрив, что он плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу. Если ребёнок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости на расстоянии 3—4 метров (то есть физический слух в норме), можно помочь развитию его речи в домашних условиях (19).
При нарушении слуха наибольший положительный эффект даёт ранняя коррекционная работа. Если малышу показан слуховой аппарат, его необходимо использовать — с помощью аппарата речь сможет развиваться достаточно успешно. Разговаривать с малышом надо неторопливо, так, чтобы у него была возможность видеть ваше лицо, мимику, артикуляцию во время произнесения вами слов — это будет развивать умение читать по губам.
Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи
Существует нарушение речевой деятельности — алалия, которое может возникнуть вследствие позднего созревания нервных клеток речевой зоны левого полушария или в результате раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах, вскоре после рождения. Существует моторная алалия, когда плохо развита речь ребёнка, и сенсорная, когда нарушается понимание речи других людей. Чаще всего встречается смешанная форма алалии с преобладанием моторных или сенсорных нарушений. Речь детей, страдающих алалией, развивается поздно, запас слов пополняется медленно, они не изменяют слова по числам, падежам, отсутствуют связки слов в предложении, поэтому в 7—8 лет ребёнок говорит как 2—3-летний малыш («Катя гуляет садик»). Им трудно даётся последовательность произнесения звуков, поэтому они плохо читают и плохо понимают прочитанное. У таких детей недостаточно развита как общая моторика (они малоподвижны, неловки, медлительны), так и движения пальцев рук.
При данном диагнозе очень эффективны занятия по логоритмике, упражнения на развитие тонко координированных движений рук (примеры таких заданий мы приводим далее). В работе с такими детьми должны принимать участие не только логопед, но и психолог, дефектолог, психоневролог и другие специалисты (ЛФК, массаж).
Если же речь уже была сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон головного мозга, то можно говорить ещё об одном речевом нарушении — афазии. Даже очень тяжёлая форма этого нарушения проходит у детей сравнительно быстро, если устранена основная причина расстройства речи — удалена опухоль мозга, рассосалось кровоизлияние после травмы и т. д.
Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие их мышечной напряжённости, формирование умения чувствовать и контролировать их движения.
По отношению к детям раннего возраста (до 5 лет), которые осваивают речевые навыки в более поздние сроки, специалисты часто используют диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Этот диагноз может ставиться как самостоятельный, так и быть признаком какого-то серьёзного нарушения. Чтобы понять это, необходимо иметь представление о возрастных особенностях развития речи, которые будут рассмотрены далее.
Когда необходимо обратиться за помощью к специалистам
К концу первого года жизни при сохранном слухе у ребёнка начинает развиваться понимание речи. Если этого не происходит, то есть малыш не включается в работу по подражанию действиям и речи взрослых, не активен в занятиях с игрушками, то можно заподозрить недоразвитие интеллекта.
В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных интересов.
Если у ребёнка в 2 года нормальный слух, а речь не развита, ему необходимо активное общение со взрослыми посредством жестов и любых звуков, и тогда в ближайшем будущем у малыша должны будут появиться слова.
Ребёнку 2 года 7 месяцев, а он ещё не говорит? Надо начинать специальные занятия, чтобы сформировать потребность в разговоре. В этом возрасте, если у малыша есть проблемы с речью, его необходимо показать специалистам и обследовать.
Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка за то, что он испытывает те или иные затруднения в процессе речевого общения, так как это может вызвать страх перед необходимостью говорить, боязнь допустить ошибку. Малыша надо поощрять и поддерживать малейшие попытки пользоваться словами. Следует специально создавать такие ситуации, при которых кроха будет вынужден что-либо говорить.
Если при сохранном слухе и нормальном интеллекте к трём годам у ребёнка отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения, можно говорить о системных нарушениях речи (в понимании значения слов, их изменении, применении).
Речь таких детей лучше развивается в процессе какой-либо деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать малыша к труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, давать комментарии всему, что видит и делает ребёнок. При общении с малышом надо использовать простые немногословные предложения, а слова для повторения должны употребляться в разных падежных формах.
Если у четырёхлетнего малыша звукопроизношение значительно отстаёт от нормы, то есть в речи присутствуют многочисленные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (ш—с, ж—з, щ—с), звук р заменяется на л, ль или й, замены твёрдых согласных соответствующими мягкими, — это свидетельствует о нарушении фонематического слуха и, соответственно, о необходимости проводить занятия с целью его развития.
Также может отмечаться искажённое произношение отдельных согласных звуков: р горловое; р одноударное (то есть произносимое без вибрации кончика языка); л двугубное, похожее на английское w; свистящие звуки с, з, ц, произносимые с просовыванием кончика языка между зубами.
Эти дефекты речи не являются возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям не надо откладывать их исправление на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильное произношение. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а помочь ребёнку выработать умение употреблять поставленный звук могут и сами родители. Первое время малыш в одних словах может произносить звук так, как надо, а в других — по-прежнему заменять его. Роль взрослых — поправлять малыша и просить повторить слово верно. При закреплении звука используются те слова, которые ребёнок произносит правильно.
К пятилетнему возрасту неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас могут говорить о задержке психического развития (ЗПР).
Ребёнок с ЗПР нуждается в активизации познавательных интересов, для чего ему надо больше читать книг о природе, о животных, побуждать его к пересказу текстов.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что необходимо обращать внимание на проблемы, которые могут появляться уже на ранних этапах развития ребёнка. Если вашему малышу второй год, а он не лепечет, малоактивен, плохо идёт на контакт, мало эмоционален, — всё это должно насторожить родителей. Такого ребёнка надо показать неврологу, отоларингологу, логопеду, сделать ЭЭГ — электроэнцефалографию головного мозга, если необходимо — аудиограмму для проверки слуха. Лучше предупредить те проблемы, которые могут возникнуть впоследствии, чем с ними столкнуться.
Профилактика речевых расстройств. Помощь ребенку в домашних условиях
Для профилактики нарушений и для общего развития речи нужно постоянное общение. Иначе проблемы рано или поздно возникнут, даже если изначально медицинских предпосылок не было. Ребенок, изучая язык, должен практиковаться, регулярно контактируя с его носителями. А носители — это вы. Общение — неотъемлемая часть программы воспитания.
Что полезно:
- совместно читать с вашим ребенком, говорить о прочитанном, вместе иллюстрировать сюжет, обсуждать рисунки;
- вместе петь песни;
- слушать маленького почемучку, не перебивая, отвечать на его вопросы об окружающем мире, учить его самого слушать других;
- исправлять ошибки в произношении слов и звуков, находить правильные аналоги для «детских» словечек и «сюсюканий» («бобо», «кака»).
Ошибки, которые делают многие, а вы, хочется верить, не совершаете:
- на вопросы ребенка отделываются общими «вырастешь — узнаешь» и «потому, что кончается на У»;
- мало занимаются общением и чтением вслух; чтобы ребенок не отвлекал от дел, включают ему мультфильмы на весь день и оставляют наедине с телевизором или компьютером;
- повторяют с умилением вслед за малышом всё, что он лепечет, способствуя этим закреплению неправильных слов и неграмотного произношения — обедняют речь будущего носителя русского языка.
В «техническом» отношении всегда приносят пользу дыхательная гимнастика и упражнения для языка. Дыхание можно тренировать интересными для ребенка игровыми методами: надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, учиться играть на игрушечных флейтах и губных гармошках. Существуют стандартные артикуляционные упражнения на отработку разных проблемных звуков, когда язык, губы и зубы удерживаются в течение 10-20 секунд в определенных положениях:
- звук «Р» — широко открытый рот, язык у верхней челюсти, простукивание по зубам с произнесением звука «Д»;
- шипящие — губы максимально вытянуты вперед, челюсти сомкнуты;
- свистящие — язык концом уперт в передние зубы нижней челюсти, а краями — в дальние зубы верхней.
Когда речь идет не о профилактике, а о коррекции уже установленных отклонений, работа ведется глубже, по индивидуальным программам, с регулярным участием логопеда. Если у вашего ребенка наблюдаются явные признаки нарушения речи, но вы не можете понять, в чем причины и что делать дальше, предлагаем вам пройти комплексную диагностику нарушений речи в нашем Центре. Для записи на обследование и на прием к логопеду позвоните по тел. либо воспользуйтесь формой онлайн-записи на сайте.
Почему важно отличать темповые задержки развития речи?
Около 75% детей с нарушениями развития речи избавляются от проблем к 6 годам жизни. Из оставшихся 25% большинство детей догоняет сверстников к 9 летнему возрасту. Но небольшой процент будет по-прежнему иметь остаточные проблемы, часто со звуками «Р», «Щ», «Ц». Однако если просто ожидать, когда темповые задержки развития речи пройдут сами собой, то такие дети будут подвергаться более высокому риску возникновения проблем в будущем, чем обычно развивающиеся дети, в отношении:
- обучения чтению
- обучению письму
- способности сосредотачивать внимание
- общения с другими
- самостоятельности в уходе за собой
- отношений к учителям, детям старшего возраста
- неформальных социальных отношений с друзьями и сверстниками
- отношений с родителями, братьями и сестрами
- академической успеваемости
- получении и сохранении работы во взрослом возрасте.
У детей с темповыми задержками речи больше шансов реализовать полностью свой жизненный потенциал, если им будет предоставлено эффективная и действенная логопедическая помощь еще до поступления в школу. Но никогда не поздно обратиться за помощью к логопедам и позже.