После двух лет у ребенка начинается период активного развития речевых навыков: накопление пассивного словаря, освоение первых простых предложений, звуки становятся более четкими, интонации – более богатыми. Но иногда малыши значительно отстают в темпах речевого развития. При этом своевременно оказанная им помощь может дать заметные результаты. Например, логопедические упражнения, которые, как принято считать, для детей 2 – 3 лет применять нет особой необходимости. Иногда она есть. И родителям важно знать – когда именно необходимы подобные занятия и что делать в таких случаях.
Особенности развития речи у детей 2-3 лет
В возрасте 2-3 лет у детей еще не полностью сформирована речевая функция. Еще не совершенны некоторые звуки, сложно даются составные слова, слова со стечением согласных. Отсутствие звуков сказывается на произношении слов. От этого речь детей выглядит невнятной и нечистой. Малыши в этот возрастной период еще не могут в полной мере пользоваться голосовым аппаратом, не способны отвечать на вопросы полным голосом и, если того требует обстановка, говорить тихо. Обычно в возрасте 2-3 лет дети усваивают произношение многих звуков, но у них возникают трудности с шипящими и звуком «р», межзубным и призубным «с», «з». Некоторые малыши заменяют шипящие и свистящие звуки на «дь», «ть».
На третьем году жизни происходит активное накопление лексики детей. Увеличивается число названий предметов быта, и тех предметов, которыми малыш пользуется нечасто. Он усваивает падежные окончания, употребляет глаголы, согласовывает прилагательные с существительными. В речи детей появляются не только простые, но и усложненные предложения, ситуативная речь. Малыши отвечают взрослым односложными предложениями. Одновременно с речью происходит интенсивное развитие памяти, мышления, воображения. Процесс игры ребенок сопровождает речью. Он склонен к подражанию, активно повторяет слова за взрослыми, запоминает их, упражняется в правильном произношении звуков.
Математика
Моя дочь понимает количество, знает цифры. Мы считаем яблоки в магазине, количество людей в семье и дней в неделе. Я подготовила материалы на сопоставление количества и символов, в планах продолжать занятия и дальше — я вижу, что ребёнок делает это с удовольствием.
Ещё у бабушки есть цифры и круглешки на магнитах. Недавно приезжали к ним в гости, я прикрепила цифры на холодильник: к цифре 1 — один круглешок, к цифре 2 — два круглешка. Оставшиеся сложила в мисочку, а Юля сама их крепила к цифрам.
По пазлу-часам ребёнок научился считать и понимать, что цифрами можно выразить количество и порядок. В гостиной висят часы со стрелками, а напротив них — электронные с цифрами. Уже ходит сопоставлять значения, но пока безошибочно получается только 12
С помощью этого набора изучаем численное значение цифр. Рядом с каждым числом выкладывают количество предметов
Ребенок молчит
Бывает, что дети в этом возрасте молчат. С этой жалобой родители нередко обращаются на консультацию. Ребенок все слышит, понимает, но не говорит. В возрасте 2-3 лет это не критично. Возможно, малыш накапливает пассивные слова. Бывают дети-«лентяи», которым не нужно говорить. Их и так превосходно понимают. Попробуйте «не понять» ребенка. Скажите, что не понимаете, что ему нужно, не выполняйте его требование по взгляду, указанию пальчиком. Обычно, если малыш не получает желаемого, ему приходится начинать говорить.
Если малыш не говорит, то нужно подталкивать его к разговору. Самый простой способ разговорить ребенка – задавать ему вопросы. Порой у молодых родителей встречается заблуждение, если они будут отвечать за ребенка, то тот быстрей заговорит. На самом деле это не так. У него не возникает потребность в разговоре. Зачем ему утруждаться, если мама сама все сказала, сама задала вопрос, сама на него ответила.
Вместо того, чтобы спросить у малыша перед обедом «ты будешь супчик» и получить ответ в виде кивка, как согласие, или знака отрицания головой, попробуйте ему задать четкий вопрос: «Что ты будешь есть, кашу или суп?». Таким образом родители побуждают ребенка к речи. Не стоит реагировать на молчаливый вопрос малыша. Например, ребенок показывает на банан пальцем и тихо хнычет. Мама обеспокоено задает вопрос: «Ты хочешь банан?». На что получает утвердительный кивок головой. Не стоит стремиться отвечать на молчаливые вопросы. Скажите малышу, что не понимаете его. Ласково, участливо попросите его сказать, что он хочет словами.
Домашние дела
Удивительно, насколько детям нравится заниматься домашними делами самостоятельно. Дома перемыты столы и стулья, стирку без ребёнка не устроить, а мытьё овощей и посуды — только в раковине на башне помощника.
Ещё удивительней, какой вклад в развитие ребёнка 3–4 лет вносят обычные дела по дому:
- ребёнок овладевает конкретным бытовым навыкам;
- учится добиваться результата;
- ощущает удовлетворение и успех, уверенность в своих силах;
- учится концентрироваться;
- утончает движения;
- чувствует независимость и самостоятельность;
- формирует волю через выбор;
- осваивает внутренние алгоритмы деятельности;
- формирует первичную бытовую логику, которая потом ложится в основу любой другой логики;
- готовится база для более глубокого познания письма, творчества, чтения и математики;
- ощущает границы своих возможностей;
- формируется самоконтроль и снижается уровень агрессии.
Отдельной большой задачей было обустроить под это домашнее пространство, чтобы было безопасно и удобно. Поначалу была фрустрация: где разместить. Потом пришло вдохновение и началось расхламление — ненужное продано или выкинуто, а нужному нашлось место. Стало уютнее.
Много чего ещё предстоит сделать, но я уже вижу плоды и осознаю важность включения дочери в свою жизнь.
Мы часто готовим вместе разные блюда.
Каши в мультиварке. Я ставлю отмеренное количество крупы, соли, сахара, молока, а Юля смешивает и включает прибор.
Салаты. Сама моет овощи, учится чистить, режет и волнистым, и острым ножом, яблокорезкой. Перемешивает, добавляет соусы, специи.
Выпечку — блинчики, оладушки, сырники, кексы, пироги, пиццы. Замешивает тесто, раскатывает, раскладывает по формочкам или вырезает фигурки, кладёт начинку. А выпекаю или жарю я.
Мясные блюда. Отбивает мясо и посыпает специями.
Когда готовим, смотрим видео на Ютубе и делаем поэтапно. Хочу попробовать зарисовать вместе рецепт, и чтобы она потом по нему готовила.
На кухне у ребёнка есть собственная этажерка. На ней расположены: посуда, столовые приборы, досочки, ножи, тёрки для приготовления пищи, набор для мытья овощей и фруктов. Слева висит фартук, а справа — совок и щёточка, чтобы смести крошки со стола.
Сделала несколько наборов, чтобы ребёнку было удобнее осваивать новые навыки.
Полировка. Сначала я предложила отполировать деревянного слона. Юля пока не дополировала всего слоника ни разу не отвлеклась, настолько была сосредоточена. Потом я заменила слона на деревянную миску.
Уход за растениями. Я спустила единственный имеющийся цветок пониже, так, чтобы дочь могла проверить, пора ли за ним ухаживать. Сухие листочки обрезаю сама, а ей нравится поливать и протирать здоровые. Но главный «гвоздь» набора — лейка.
Аранжировка цветов. В один из дней на прогулке мы нарвали цветы и травинки, собрали осенние листья и сделали букет с помощью уже имеющихся мисок, ножниц и кувшина.
Глажка. Расположила всё необходимое в кладовке, сделали полку на удобном для ребёнка уровне.
Мытьё пола и подметание мусора, подметание пыли. Тоже разместила нужные инструменты в кладовке.
Мытьё посуды. Если готовим вместе, то и моем вместе под краном. Для этого купила щётку для мытья посуды и маленький диспенсер, детское средство для мытья посуды.
Мне самой хочется ухаживать за средой этими материалами, настолько красиво получилось. Поняла, как важны детали и натуральные материалы. Я бы никогда не подумала, что буду заниматься декупажем и получать удовольствие от процесса.
В каких случаях нужно обратиться к логопеду
Следует помнить о том, что все дети индивидуальны. Вполне вероятно, что соседский малыш-одногодок рано начал говорить, причем целыми предложениями, без видимых нарушений звукопроизношения, а ваш только-только кончил лепетать. Все зависит от перенесенных заболеваний, темперамента детей, их общего темпа развития, какие люди его окружают, разговорчивые или молчуны. Но есть определенные признаки, которые должны побудить родителей сходить с ребенком к логопеду:
- Нет интереса к игрушкам, все игры ребенка стереотипны, однообразны.
- Малыш не может справиться с несложным заданием, вдеть крупную бусину в веревочку, построить башню из кубиков.
- Не понимает простого задания, например, принести кружку.
- Наличие в анамнезе родовых травм, заболеваний матери во время беременности.
В перечисленных случаях с ребенком нужно показаться неврологу, логопеду, психологу. После проведенного обследования специалисты могут назначить лечение. Причем, чем раньше малыш получит квалифицированную помощь, тем эффективней будет лечение.
Занятия на развитие речи дома
Чтобы развить речь ребенка, дома с ним нужно проводить ежедневные занятия, которые этому способствуют.
- Пальчиковые игры.
Психологи утверждают, что речь ребенка находится на его пальчиках. То есть, развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитие головного мозга и, естественно, речи.
- Артикуляционная гимнастика.
Только хорошо развитый артикуляционный аппарат позволит ребенку четко выговаривать звуки.
- Развитие слуха.
- Заучивание стихов.
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика – это движение пальцами и кистями рук, которые могут быть как активными, так и пассивными. Она включает в себя пальчиковые игры и массаж. Пальчиковая гимнастика обладает следующими преимуществами:
- Развитием речи
. За развитие речи отвечает та же область головного мозга, что и за развитие работы пальчиков. Чем совершеннее мелкие движения, тем совершеннее речь.
- Развитием осязания.
В работе пальчиками малыш учится осознавать поверхности, таким образом развивая тактильные ощущения.
- Развитие моторики.
Чем чаще малыш работает пальчиками, тем совершеннее у него координация и тонкие движения.
- Развитие памяти.
Если пальчиковые игры произносить с потешками, стишками, сочетать с чувством ритма, то происходит активное развитие памяти.
Мы предлагаем следующие виды пальчиковой гимнастики:
- «Замок»
. Ребенок сцепляет руки в «замок», как бы переплетая между собой пальчики. Взрослый произносит незамысловатый стишок и раскачивает «замок» в сторону. «На двери висит замок, кто его открыть бы мог? Постучали, здесь нужно ладошками ребенка постучать, не расцепляя пальчики друг от друга, покрутили, не расцепляя пальчиков ребенок как бы крутит кистью, потянули, на этом слове ручки легонько тянутся в разные стороны. И открыли, ручки отодвигаются широко в стороны.
- Кисточка.
Ребенок соединяет подушечки пальчиков руки и движениями запястья и пальцев раскачивает кисть влево и вправо. Влево – подушечки пальчиков соединяются, вправо – раздвигаются. При этом взрослый произносит слова: «Мягкой кисточкой покрашу стол и стульчик, кошку Машу».
- Месим тесто
. Тесто мнем, мнем, ребенок показывает движение, имитирующее процесс замешивания теста, тесто жмем, жмем, энергично сжимает и разжимает пальчики, пироги мы испечем, «лепит» руками снежок.
Перед пальчиковой гимнастикой лучше сделать массаж. Сначала разминаются руки ребенка, потом каждый пальчик в отдельности.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика обеспечивает правильность произношения звуков. Она позволяет укрепить мышцы речевого аппарата, делая их более подвижными. Артикуляционную гимнастику нужно проводить, сидя за столом, перед большим зеркалом. Каждое упражнение родитель показывает сам, задача ребенка-четко повторить за ним. Занятия должны быть ежедневными, продолжительностью не более 15 минут. Дома с родителями можно использовать следующие упражнения:
- «Котенок»
. Ребенок широко открывает рот, его язык широкий и вялый, имитирует движения кошки, как она лакает молочко.
- «Лопата»
. Рот малыша широко открыт, спокойный мягкий язычок лежит на нижней губе. После чего язычок прячется в «домик».
- «Хоботок».
Губы вытягиваются вперед, как можно длинней, имитируя хобот слона.
- «Хомячок»
. Рот малыша закрыт, щеки надуты. Такое положение держится 5 секунд. После чего воздух выдыхается.
- «Лягушка»
. Ребенок растягивает губы максимально в улыбке, показывая, как улыбается лягушка.
Развиваем слух
Формирование произношения зависит от того, насколько хорошо слышит ребенок. Развитие фонематического слуха позволит малышу различать звуки, сравнивать свою речь с речью окружающих. К 3-х летнему возрасту дети уже неплохо различают гласные звуки, звонкие, твердые согласные. Чтобы их слух развивался, мы предлагаем выполнять задания на различие громкости звука, узнавание предмета, который издает этот звук.
- Включаем ребенку звуки простых животных, собаки, кошки, ежа, коровы. Просим его угадать, кто «говорил». Затем задание усложняем, подключаем звук молотка, стиральной машины, чайника и т.д.
- Предлагаем ребенку найти какой-либо звук в словах. Произносим слова, в которых звук находится в начале слова, в середине, в конце. Задача ребенка – отгадать, в какой части слова находится заданный звук.
- Придумываем с заданным звуком слова.
- Топни, хлопни, если услышишь заданный звук.
Чтение, заучивание стихов
Благодаря чтению, заучиванию несложных в плане произношения стихов, ребенок расширяет свой кругозор, у него увеличивается активный запас слов, развивается память, повышается общий культурный уровень. Чтобы занятия принесли пользу малышу, нужно вспомнить несложные правила, которые следует соблюдать родителям:
- Дайте ребенку возможность выбрать книгу.
- Не читайте на ночь «страшные» книги.
- Перед началом чтения, познакомьтесь сами с произведением, оцените, понравится оно ребенку или нет.
- Читайте с выражением, а не механически.
- Читайте регулярно.
Полезно с детьми рассматривать книги с яркими картинками. Пусть малыш назовет, кто нарисован на картинке. Для этой цели лучше использовать книги про животных. Спросите, как разговаривает животное. Изучение их «языка» помогает в отработке многих звуков. Большее внимание уделяйте тем животным, которых можно встретить на улице. Можно поиграть в домашний зоопарк, расставив игрушки и произнося те звуки, которые издает животное.
Любые занятия с ребенком должны выглядеть в форме игры, в те моменты, когда он хорошо себя чувствует, готов к сотрудничеству со взрослым. Если оказывать на детей давление, то они замкнутся, пользы от таких занятий точно не будет. При систематических занятиях с ребенком очень быстро будет заметен успех.
Артикуляционная гимнастика при заикании
Заикание – это речевая проблема, которая порой тяжело поддается терапии. Успеха можно достигнуть лишь посредством ежедневных тренировок.
Артикуляционная гимнастика при заикании является одной из самых лучших, т. к. она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Примеры упражнений:
- надувать щеки, выпускать воздух, надувать каждую щеку поочередно;
- хлопать губами друг о друга (как рыбка);
- языком надавливать то на одну, то на другую щеку по очереди;
- надуть щеки, закрыв при этом рот, затем ударить по щечкам кулаками, чтобы с шумом выпустить воздух;
- покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
Возраст раннего развития (2-3 года) – недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Родителям стоит уделить особое внимание ребенку, т. к. именно в это время закладывается фундамент для развития речи и мышления малыша.