В логопедии есть понятие автоматизации звука. Применительно к формированию или коррекции речевых навыков у ребенка – это наработка комплексной способности распознавать звук на слух, узнавать его в слове, а также свободно и правильно произносить в различных позициях.
Хорошо, когда речевое развитие детей отслеживают профессионалы. Но решение некоторых проблем вполне по плечу и родителям, вооруженным знаниями.
Конспект занятия по автоматизации звука В можно посмотреть здесь.
Конспект НОД по развитию речи «Звуки [Г], [Г’]; Буква «Г»
Артикуляция звука Г
Овладение любым речевым звуком – процесс стадиальный. Сперва нарабатывается изолированное произношение, происходит его уточнение и постановка. И родители вряд ли смогут помочь ребенку, если сами не знают, каким образом конкретный звук формируется.
ВАЖНО! Возрастные затруднения с произношением задненёбных (заднеязычных) согласных звуков Г, К и Х – во многом естественны. Даже просто активировать корень языка и скоординировать его взаимодействие с задней частью нёба для малыша бывает непросто. Ведь за пределами речевой деятельности мышечная моторика в этой части ротовой полости имеет, в основном, рефлекторный характер и не требует осознанного управления.
Артикуляция – это и есть управление условиями, необходимыми для произнесения звука. В процессе автоматизации вырабатываются устойчивые шаблоны взаимодействия частей речевого аппарата. Это избавляет говорящего от необходимости постоянно контролировать процесс артикуляции, она фактически программируется.
В «зоне Брока» коры головного мозга отдаются команды, после чего необходимые условия для произнесения конкретного звука в конкретной позиции – воспроизводятся автоматически.
Это касается не только «препятствий» во рту и общей конфигурации ротовой полости, но и характеристик воздушной струи, а также состояния голосовых связок, которые используются для формирования гласных и звонких согласных.
Теперь конкретно о звуке Г. Предшествующим этапом при его постановке должно быть освоение звука К, поскольку с точки зрения артикуляции они очень близки:
- губы и зубы разомкнуты, находятся в нейтральном положении;
- кончик языка лежит и не касается нижних резцов;
- задняя часть языка смыкается с нёбом;
- боковые края языка касаются верхних коренных зубов;
- мягкое нёбо приподнято и прижимается к задней стенке носоглотки.
Отличие заключается в участии голоса и характеристиках выдоха. В дополнение к указанным условиям, при произнесении звука Г:
- смыкаются и вибрируют связки;
- воздушная струя не имеет столь импульсивно-взрывного характера.
Особенности артикуляции Г’ (мягкого звука):
- спинка языка круто выгнута в средней части и касается твердого нёба;
- кончик языка приближается к нижним резцам;
- уголки рта оттягиваются назад;
- губы прижимаются к резцам.
ВАЖНО! Артикуляция звука Г в связке с другими последующими звуками – немного сложнее, чем его же, но изолированного. Любой следующий за Г звук определяет, какую форму принимают губы, а гласные дополнительно влияют на расстояние между резцами.
Возможные отклонения и нарушения, при которых настоятельно рекомендуется обратиться к логопеду:
- заметное искажение звука Г или его отсутствие (гаммацизм);
- замена звука Г на другой согласный – К, Д и соответствующие мягкие (парагаммацизм).
Причинами гаммацизма и парагаммацизма могут быть как недостаточное развитие мускулатуры языка, так и врожденные особенности строения нёба. Иногда за этими дефектами речи стоят патологии фонематического (распознающего звуки) и физического слуха или нарушение иннервации языка. Таким образом, оставлять эти речевые дефекты без внимания нельзя. Наряду с логопедом, проблема может попадать в сферу компетенции педиатра или невролога, а также других медицинских специалистов.
Постановка звуков «к» и «г» методическая разработка на тему
Звуки К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ
В норме становление правильного произношения звука К происходит к двум годам (М.Ф. Фомичева). При произношении звука К губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Боковые края языка прижаты к задним зубам. Мягкое нёбоподнято и закрывает проход в полость носа. Голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум. При артикуляции Г добавляется участие голосовых складок. ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с К. При артикуляции звука Х в отличие от К задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум. При произнесении мягких КЬ, ГЬ, ХЬ язык продвигается вперёд и производит смычку с нёбом (а для ХЬ — щель). Средняя часть спинки языка приближается к твёрдому нёбу. Передняя часть опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы. Постановка звука [к] По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — ка. Аналогична постановка звука [г] от ДА; [х] от СА. Для постановки заднеязычных звуков рекомендуют: — «покашлять» и под зрительным контролем акцентировать внимание ребенка на новом звуке (кх) Постановка звука [г] Постановка звука /Г’/ по подражанию. Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и ,«включив» голос, произносить звук /К Постановка звука /Г/ с механической помощью. Ребенку предлагается произносить «да –да –да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да – да — га». Постановка звука [х] Постановка звука /Х/ по подражанию. а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок». б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку , чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы). Постановка звука /Х/ с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха». Постановка звука /Х/ от правильного /К/. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/. Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й 1. Покусать язык. • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. 2. «Наказать непослушный язык» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2) 3. «Лопаточка» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. 4. «Горка» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. 5. «Горку построим — горку разрушим» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения. 6. «Ветерок дует с горки» • Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. |
Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К’]. Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г’], хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х’]. Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.
Причины каппацизма, гаммацизма и хитизма
Звуки [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).
Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков — нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии(расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, — это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.
3. «Ленивый» язык
Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К’] [Г], [Г’] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х’]- образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!
4. Способы постановки звука [К]
Упражнение «Язычок-борец»:
Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.
Упражнение «Катание с горы»:
Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.
Упражнение «Ложечка»:
Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т]. На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».
Как поставить звук [Г]?
Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] – звонкий). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» — дом, «субы» — зубы, «шук» — жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.
Сказка «Домик для голоса»
У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, наглухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или[Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т]: «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, — [Д]: «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] — [З], [Ш] — [Ж], [Ф] — [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».
Постановка звука Х
1.От звука СЬ механическим способом, продвигая шпатель (зонд) или черенок чайной ложки по спинке языка вглубь полости рта СЬ-Щ-ХЬ-Х или СА-ЩА-ХЯ-ХА
2. От звука К. Произносить звук К с придыханием, т.е. К не резкий, взрывной, а плавный с размыканием смычки и переход её в щель КХХхх.
3. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация согревания рук дыханием.
9. Звуки [Х], [Х’]
Остались не поставленными звуки [Х], [Х’]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К]. Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.)
Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х]: слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай — попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.
Автоматизация звука Г в слогах
В этом упражнении ребенку предлагается прослушать, запомнить и проговорить различные слоги и их последовательные сочетания. Соблюдается переход от простого к сложному.
Сочетание Г с гласными звуками:
- га-га;
- го-го;
- гу-гу;
- га-го-гу;
- ага-ого-угу.
Слоги с участием других согласных:
- гва-гво-гву;
- гла-гло-глу;
- сга-сго-сгу;
- рга-рго-ргу.
Для Г’ (мягкого звука):
- ге-ге;
- ги-ги;
- гли-гле-гля;
- гри-гре-гря.
Мастер-класс для родителей «Постановка звуков в домашних условиях»
Анна Игнатьева
Мастер-класс для родителей «Постановка звуков в домашних условиях»
Добрый день, уважаемые родители. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом и рассказать о постановке звуков в домашних условиях.
Звуки речи образуются благодаря работе нашего артикуляционного аппарата. Все его компаненты вы можете видеть на слайде. Но необходимо подчеркнуть, что при постановке звуков с детьми,я обращаю их внимание на такие элементы как: губы, зубы, язык и голосовые складки. Ребёнок обязательно должен знать, что выполняют эти органы при произношении звука, над которым ведётся работа. Но далеко не всегда ребёнок может придать языку позу, которая необходима для произношения звука. В этом случае на помощь логопеду и вам, родители, приходит артикуляционная гимнастика. Здесь остановимся подробнее.
Что же такое артикуляционная гимнастика? Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Как правило основной задачей артикуляционной гимнастики является укрепление мышц языка. Ведь язык, с анатомической точки зрения, состоит из продольных и поперечных мышц. Первая группа мышц укорачивает язык и делает его более длинным. Она же помогает отводить его в сторону. Вторая группа позволяет сделать язык более широким или узким.
Сегодня мы не будем обсуждать постановку всех без исключения звуков русского языка. А обсудим те, которые чаще всего являются нарушенными у детей. Это три группы звуков: свистящие, из них мы сегодня разберём звуки (с,з, шипящие, поговорим про звуки (ш,ж)
и некоторые сонорные
звуки (р,л)
.
Группа свистящих звуков
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука С:
• Губы-в улыбке;
• Зубы- заборчиком с небольшой щелью;
• Язык- широкий, за нижними зубами;
• Голос- выключаем;
• Воздушная струя- холодная, направленная вниз по середине языка (по желобку)
.
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука З:
• Губы-в улыбке;
• Зубы- заборчиком с небольшой щелью;
• Язык- широкий, за нижними зубами;
• Голос- включаем;
• Воздушная струя- холодная, направленная вниз по середине языка (по желобку)
.
Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков:
(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка направлять воздушную струю по центру языка, а также принимать нижнее положение языка)
• «Заборчик»
— улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
• «Окошко»(бегемотик)
— слегка улыбнуться и широко открыть рот.
• «Блинчик»
— улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.
• «Трубочка»
— язык свернуть трубочкой, загнув его края.
• «Обезьянка»
— слегка приоткрыть рот, язык поместить между нижними зубами и нижней губой. Губы при этом сближены.
• «Горка»
— широко открыть рот, кончиком языка зацепиться за нижние зубы и толкать язык вперёд.
• «Ветерок дует с горки»
— принять положение
«горка»
, затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Необходимо следить, что воздушная струя холодная и направленна вниз.
• «Чистим нижние зубы»
— принять положение
«окошко»
, кончиком языка
«почистить»
зубы с внутренней стороны.
• «Катушка»
— принять положение
«горка»
, язык
«выкатывать»
вперёд и убирать вглубь
(качать горку)
.
Постановка свистящих звуков:
а)по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ)
;
б)от И, Т с придыханием.
в) от упражнения «горка»
. Просим ребенка подуть на язык, при этом по середине языка
(где проходит желобок)
удерживаем ватную палочку.
Группа шипящих звуков
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Ш:
• Губы-слегка округлены;
• Зубы- заборчиком с щелью;
• Язык- выполняет за верхними зубами упражнение «чашечка»
;
• Голос- выключен;
• Воздушная струя- тёплая, направлена по середине языка вверх.
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Ж:
• Губы-слегка округлены;
• Зубы- заборчиком с щелью;
• Язык- выполняет за верхними зубами упражнение «чашечка»
;
• Голос- включен;
• Воздушная струя- тёплая, направлена по середине языка вверх.
Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков:
(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка поднимать вверх не только кончик языка, но и его боковые края)
• «Заборчик»
— улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
• «Окошко»(бегемотик)
— слегка улыбнуться и широко открыть рот.
• «Блинчик»
— улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.
• «Чашечка»
— широко открыть рот, достать широкий язык, поднять кончик и боковые края языка.
• «Вкусное варенье»
-улыбнуться, открыть рот и языком в форме
«чашечки»
облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
• «Чистим верхние зубы»
-улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком имитировать чистящие движения зубной щетки.
• «Качели»
-улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, затем поднять язык вверх, будто пытаемся достать до кончика носа. Чередовать движения.
• «Грибок»
-язык присосать к небу, чтобы подъязычная уздечка натянулась. Удерживать позу.
• «Фокус»
— на кончик носа положить кусочек ваты. Язык принимает форму
«чашечки»
. Сдуть ваточку с носа. Следим за дыханием ребёнка: берем воздух- носом, выдыхаем- ртом.
Постановка:
а) по подражанию со зрительным и слуховым контролем;
б) с помощью специальных приёмов:
— от Р-Р-Р шепотом с постепенным округлением губ и сближением зубов;
— от Т-Т-Т с сильным придыханием и поднятием языка вверх.
(Для постановки звука Ж применяются те же приёмы, только с тактильно-вибрационным контролем).
Группа сонорных звуков
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Л:
• Губы-раскрыты, принимают положение последующего гласного;
• Зубы- раскрыты;
• Язык- толкает верхние зубы и убегает в рот;
• Голос- включаем;
• Воздушная струя- свободно проходит по бокам.
Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Р:
• Губы-раскрыты, принимают положение последующего гласного;
• Зубы- раскрыты;
• Язык- выполняет упражнение «грибок»
, а широкий кончик вибрирует;
• Голос- включаем;
• Воздушная струя- сильная, проходит по языку.
Подготовительные упражнения для постановки сонорных звуков:
(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка поднимать язык вверх и удерживать его, а также растянуть подъязычную уздечку)
• «Заборчик»
— улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
• «Окошко»(бегемотик)
— слегка улыбнуться и широко открыть рот.
• «Блинчик»
— улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.
• «Парус»
— улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка удерживать за верхними зубами.
• «Маляр»
-улыбнуться, открыть рот и
«покрасить»
кончиком языка небо (
«потолок»
) выполняя движения языком вперёд-назад.
• «Индюк»
— улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешной
звук, похожий на «бл-бл.»
.
• «Лошадка»
— улыбнуться, широко открыть рот, пощёлкать кончиком языка наверху. Ускорять темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
• «Грибок»
— язык присосать к небу, чтобы подъязычная уздечка натянулась. Удерживать позу.
• «Пулемёт»
— широко открыть рот,
поставить язык за верхние зубы. Звонко, отчётливо,многократно повторять: «Д-Д-Д.»
.
Постепенно ускорять темп. Нижняя челюсть не шевелится.
Постановка Л:
а) по подражанию (крайне редко)
.
б) от звука У- с высунутым языком между вытянутыми губами, одновременно пальцами раздвигаются губы.
в) от звука Ы- с прикушенным языком.
Постановка Р:
а) от длительного З-З-З с поднятым кончиком языка.
б) от длительного Ж-Ж-Ж с растянутыми в улыбке губами.
в) от быстрого и многократного повторения Д-Д-Д с созданием под языком вибрации, с помощью ватной палочки.
г) от упражнения «грибок»
. Просим ребенка со всей силы подуть на язычок. Воздух берём носом, а выдыхаем ртом.
Чтобы выявить больший интерес к занятиям можно провести артикуляционную гимнастику в форме сказки. Ведь ведушей деятельностью у наших детей сейчас является- игра. В эту сказку можно привлечь любимых сказочных героев ребёнка. И для примера, я предлагаю вам поиграть в сказку о весёлом Язычке и его друзьях. Попрошу повторять за мной.
Жил-был гномик Язычок. Жил он за забором (выполняем упражнение «Забор»
). Однажды утром Язычок проснулся и открыл окно (
«Окошко»
, выглянул и посмотрел налево, направо, вверх, вниз (
«Часики»
,
«Качели»
). Какое хорошее утро подумал Язычок и решил напечь на завтрак блинов. Начал он месить тесто (
«Месим тесто»
). Напёк он много блинов и стал их жевать (
«Непослушный язычок»
). Тут в дверь кто-то
постучал («Хомяк»
).Это пришли его друзья: Лягушка (
«Забор»
, Слоник (
«Трубочка»
) и Бегемот (
«Окошко»
). Он и их угостил блинами (
«Непослушный язычок»
, да ещё и с вареньем (
«Вкусное варенье»
). Налил гостям чай в чашечки (
«Чашечка»
). Поели они и почистили зубки (
«Чистим зубки»
).
Решили они отправиться на прогулку. Поскакали они на лошадках («Лошадка»
). Скакали, скакали и увидели качели, как здорово с друзьями покататься на качелях (
«Качели»
! Накатались, поскакали дальше (
«Лошадка»
). Нашли грибок (
«Грибок»
). Сорвали грибочек и поскакали дальше (
«Лошадка»
). Вдруг увидели сердитого индюка, который грозно болбочит (
«Индюк»
). Испугались и поскакали домой (
«Лошадка»
). А
дома друзья вспомнили, что хотели Язычку обновить квартиру и покрасить потолок («Маляр»
). Друзья устали и пошли домой. Язычок закрыл забор (
«Забор»
) и лёг спать.
Вот в такой игровой форме можно проводить занятия по артикуляционной гимнастике. Такие занятия не наскучат ребёнку.
Автоматизация звука Г в начале слов
Слушать и отчетливо повторять, выделяя Г:
- газ, газон, газета, гам, гамак, гаммы, гарь, гармонь, гавань, галстук, габарит;
- гол, голод, голос, голубь, голова, гон, гонка, гончие, гонщик, год, годовщина, гоп, гопак, горе, горка, город, гордость, горилла, говор, говядина, гость, гостинец;
- гул, гуляш, гусь, гусеница, гурт, губы, губка, гудок, гумно, гуща.
Для Г’ (мягкого звука):
- Гена, гений, Гера, герань, герб, гербарий, Гек, гель;
- гид, гидрант, гиря, гимн, гимнаст, гипноз, гитара, гигант, гиена.
ВАЖНО! Необходимо объяснять ребенку любое непонятное ему слово, тем самым расширяя его лексический запас и придавая процессу «тренировки» осмысленность. То, что малышу понятно, лучше им запоминается.
Закрепление звука Г в речи ребенка
Большинство учителей-логопедов и логопедов-дефектологов рассматривают понятия «закрепление» и «автоматизация» как тождественные.
Иногда под закреплением звука понимается сам ступенчатый рабочий процесс всестороннего освоения фонетической единицы, а под автоматизацией – достигнутый комплексный результат.
Суть в том, что под закреплением (автоматизацией) подразумевается прохождение через последовательный комплекс разнообразных речевых упражнений, которые помогают ребенку надежно усвоить относительно хрупкий поставленный звук.
Каждый новый фонетический образ или идеомоторный (артикуляционный) шаблон – в особенности хрупки, если уточнению и постановке правильного звука предшествовало избавление от его дефектного варианта.
Важный аспект закрепления речевого звука заключается в необходимости «обкатать» его употребление в различных произвольных словосочетаниях и предложениях, как это и происходит в живой речи. Далее будут приведены примеры таких упражнений.
Как научить ребенка говорить букву В
Логопедия в ДОУ нужна для того, чтобы ребенок смог пойти в младший класс в школе с хорошим произношением. Трудности возникают при постановке разных букв, в том числе, буквы [в].
Групповое занятие в саду
Артикуляционная гимнастика
Чтобы малыш смог нормально выговорить букву «в», нужно сделать следующее:
- тренировка начинается с фразы «воет ветер». Педагог показывает ребенку, как нужно закусить нижнюю губу при произношении, чтобы получить звук;
- важно объяснить, что нижняя губа лишь слегка прикусывается зубами во время разговора;
- если не получается, логопед слегка нажимает пальцем на нижнюю губу.
Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки.
Упражнения для постановки звука
Перед тем, как перейти в подготовительный класс, ребенок должен научиться произносить слова с «в». Нарушения встречаются редко, лишь при наличии дефектов губы.
Отработка звуков упражнениями
Упражнения:
- Поднять верхнюю губу несколько раз.
- Опускать нижнюю губу.
- Сделать «заборчик».
- Втянуть губы внутрь рта, прижимая их к зубам.
Индивидуальные программы логопедического сопровождения детей
После артикуляционных упражнений ребенок должен несколько раз произносить слова: «волк», «ветер», «веревка».
Задания для автоматизации навыка произношения [вь] и [в]
Проводя занятие звук в в старшей группе, логопед добивается автоматического произношения, в результате которого происходит дифференциация звуков. Через год ребенок должен пойти в школу, где возможно продолжение работы над речью, но такие звуки, как «в» и «ф» должны быть отработаны как можно раньше.
Упражнения выполняются в ДОУ и даются на дом:
- нижняя губа приближается к верхним зубам и делается выдох, можно попросить ребенка изобразить кролика, и слегка обнажить верхний ряд зубов;
- для отработки «ф» добавляется мягкость к «в».
Дополнительная информация! Для автоматизации навыка ребенок должен читать слова, содержащие «в» и «ф»: выхухоль, выход, ферма, фиолетовый, фокус, ветер, вертушка.
Автоматизация звука Г в чистоговорках
Чистоговорки – это легко запоминающиеся шуточные подобия детских стишков или считалочек, которые хорошо подходят на роль упражнений. Чистоговорки начинаются с повторения нескольких слогов, где внимание акцентируется на закрепляемом звуке.
Сочинять чистоговорки самостоятельно – это хороший способ для родителей творчески подойти к развитию речи ребенка. Лучше, если они будут хоть немного осмысленными. Вот несколько примеров.
- Га-га-га, га-га-га, – идут гуси на луга.
- О-го-го, о-го-го! – нет в пещере ничего.
- Гу-гу-гу, гу-гу-гу, – филин прячется в стогу.
- Э-ге-ге, э-ге-ге! – мы бежим по радуге.
- Ги-ги-ги, ги-ги-ги, – нас зовут на пироги.
В заключение
Г – это всего лишь один из речевых звуков. И далеко не единственный, вызывающий затруднения у маленьких детей. Занимаясь с ребенком, надо помнить, что речь взрослого должна быть четко интонирована, а внешние особенности артикуляции – хорошо различимы.
Не следует повторять за малышом дефектные образцы звукоряда. Образцы правильной речи полезно показывать несколько раз. Речь ребенка рекомендуется стимулировать вопросами.
Похожие записи:
- Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
- Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
- Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
- Признаки гласности в русском языке Все звуки речи делятся на гласные и согласные., между ними…
IV . Постановка заднеязычных звуков.
Заднеязычные звуки ставятся по подражанию или с механической помощью от базовых звуков (рис. 1): Рис. 1
ЗВУК [К]
1. По подражанию.
а) Иногда в результате хорошо организованной подготовительной работы удаётся поставить звук [К] по подражанию. Логопед перед зеркалом даёт образец артикуляционного уклада звука [К], но звук не произносит, чтобы не включать у ребёнка привычной дефектной артикуляции. Ребёнку предлагается воспроизвести правильную артикуляцию звука [К] и сдувать ватку с ладони, поднесённой ко рту, основное внимание уделяется месту образования смычки спинки языка с нёбом, а также формированию и усилению направленной ротовой воздушной струи. Вся работа проводится при постоянном зрительном, слуховом и тактильном контроле.
б) Изображаем фигурку и подражаем курочке.
2. С механической помощью
Постановка [К] ОТ Звука [Т]. а) При этом способе постановки ребёнку предлагается несколько раз произнести слоги «та-та-та», широко открывается рот. В момент произнесения слога логопед шпателем или специальным логопедическим зондом № 5 (см. рис. № 3)
Зонд № 5 Рис.3
Рис. 4 . Этапы постановки звука к
от звука
т.
При данном способе постановки постоянно подключается тактильный контроль. После того, как ребёнок начнёт легко и быстро произносить слоги «ка-ка-ка» с помощью зонда или шпателя, с механическая помощью зонда или шпателя, механическая помощь постепенно устраняется.
б) Постановка [К] от [X].
При длительном произнесении звука [X] слегка нажимают большим пальцем дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не получится звук [К].
в) Постановка [К] от [К’].
Ребёнка просят произнести слог «кя», в момент произнесения логопед зондом № 5 постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. Сначала слышится слог «кя», затем «ка».
Звук [К’]
По подражанию.
а) Логопед показывает ребёнку правильную артикуляцию звука [К] и предлагает слегка переместить язык вперёд и натянуть губы. Ребёнок воспроизводит предложенный артикуляционный уклад при постоянном привлечении всех видов контроля; постоянное сравнивание ощущения от собственного продуцирования звука и звука – образца.
б) Постановка [К’] от [К].
Звук [К’] можно вызвать сразу после автоматизации звука [К] в сочетании с гласными звуками [И], [Е], [Я], следить, чтобы губы растягивались в улыбке.
Нужно обратить внимание на то, чтобы ребенок правильно выполнял при этом звуке установку: кончик языка обязательно держать у нижних зубов, как при «И»: Зубы сближены (2 мм), обнажены в «улыбке». Струя воздуха идет точно по середине языка при смычке. Можно проверить: И – ХИ – КИ. При смычке спинка языка (средняя часть) касается нёба и резко опускается. Нельзя длительно прижимать эту часть к нёбу, т. к. в противном случае воздух пойдет по краям языка и можно будет слышать хлюпающий звук. Ребенок с напряжением произносит первый слог в слове «киса». Потом пробуем с ребенком произнести отдельно» этот звук «Кь,КьКь»
С механической помощью.
Постановка [К’] от [Т’].
Ребёнку предлагается несколько раз подряд произнести слог «тя-тя-тя». В момент произнесения слога логопед шпателем или зондом № 5 (см. рис. 2) постепенно отодвигает язык назад, нажимая на переднюю часть спинки языка. По ходу движения вглубь слышится слоги «кя-кя-кя».
Зонд № 5
Рис. 2
Звук [Г]
По подражанию.
а) Постановка должна состоять в показе и объяснении отличия звука [Г] от звука [К]. При этом полезно приложить руку ребёнка к шее и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающего в ней до взрыва воздуха.
б) Постановка [Г] от [К].
Звук [Г] можно получить озвончением звука [К]. Для этого ребёнку предлагается следующая таблица:
И | И | И – тихо | А А А – тихо |
И | И | И – громко | А А А – громко |
0 | 0 | 0 – тихо | К К К – тихо |
0 | 0 | 0 – тихо | Г Г Г – громко |
Гласные звуки произносятся коротко, отрывисто на твёрдой атаке. По аналогии в некоторых случаях после произнесения тихого глухого звука [К] звучит громкий звонкий звук [Г]. При этом необходимо приложить руку к шее ребёнка (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию глотки, которая возникает под давлением воздуха, скапливающего в ней до взрыва воздуха.
С механической помощью.
Постановка [Г] от [Д].
Ребёнка побуждают произнести слог «да-да-да», одновременно нажимаем шпателем или зондом № 5 (см. рис. 1) на переднюю часть спинки языка. Слог «да» последовательно преобразуется в слог «дя», затем в «гя», и наконец в «га».
Зонд № 5
Рис. 1
Звук [Г’]
По подражанию.
а) Логопед просит ребёнка произнести звук [Г], а затем через паузу – звук [И]. При повторном произнесении паузы уменьшаются, пока не получиться слога «ги».
2. С механической помощью.
а) Постановка [Г’] от [Д’].
Во время многократного повторения слога «дя» логопед медленно отодвигает язык назад зондом № 5 (рис. 2) равномерно нажимая на его переднюю часть. По ходу движения языка вглубь слышится в начале слоги «дя», затем «гя».
Зонд № 5
Рис. 2
б) Постановка [Г’] от [Г].
Логопед показывает ребёнку правильную артикуляцию звука [Г] и предлагает слегка переместить язык вперёд и натянуть губы. Ребёнок воспроизводит предложенный артикуляционный уклад при постоянном привлечении всех видов контроля.
ЗВУК [ X ]
1. По подражанию.
а) Логопед просит ребёнка открыть рот и «подышать на свои руки –погреть их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Сначала предлагают ребёнку сделать «невысокую горку», а уж потом и пустить ветерок.
б) Постановка [X] от [К].
Постановка звука [X] исходя из звука [К], сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде [кх]. В дальнейшем остаётся лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию.
в) Постановка [X] от [С]. Ребёнка побуждают произнести слог «са», протягивая согласную фонему. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем или зондом № 5 (см. рис.), на переднюю часть спинки языка – удерживание её за нижними резцами. При таких условиях вместо «са» получится нечто среднее между «ся» и «ща». Дальнейшее продвижение шпателя или зонда вглубь рта приводит к превращению слога «са» в «хя», а затем в «ха».
Зонд № 5
Рис. 2
ЗВУК [ X ’]
1. По подражанию.
Обычно сразу вызывается в слогах после постановки звука [X]. Произнесение звука [X] и через паузу гласный звук [И] или звуки [Е], [Я]. Постепенно уменьшая паузу, получаем слог «хи».
2. С механической помощью.
Постановка [X’] от [С].
Ребёнка побуждают произнести слог «са». Повторному произнесению предшествует нажим шпателем или зондом № 5 (см. рис.) на переднюю часть спинки языка, удерживание её за нижними резцами, получается слог «ся». Дальнейшее продвижение шпателя или зонда вглубь рта приводит к превращению слога «са» в «хя».
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ