Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
1. Упражнения для губ.
- «Улыбка» — максимально растянуть губы в улыбку. Зубы должны быть сомкнуты. Удерживать губы в таком положении несколько секунд. Повторить несколько раз.
- «Трубочка» — зубы сомкнуты, губы вытягиваются вперед.
2. Упражнение для развития воздушной струи — уметь с силой выдувать воздух через губы, сложенные трубочкой. Воздушная струя должна быть резкой и холодной. Повторять несколько раз.
- «Футбол» — нужно взять маленький кусочек ватки. Это будет мяч. Поставить импровизированные ворота. Ребенок должен с силой дуть на ватку и пытаться забить гол. Следить за направлением воздушной струи. Она должна быть сильной, холодной, губы «трубочкой».
3. Упражнения для языка.
- «Почистим нижние зубы» — улыбнуться, рот приоткрыть, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, двигая язык из стороны в сторону.
Логопедические упражнения на гласные звуки
Логопедическое упражнение произнесения звука «А» 1) Артикуляционная гимнастика
Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).
2) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
3) Повторяйте звукоподражания
Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).
4) Ладушки
Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:
Ой, ладушки, ладушки Испекли оладушки, На окно поставили (поверните руки ладонями вверх), Остывать заставили (подуйте на ладони).
Логопедическое упражнение произнесения звука «У»
1) Артикуляционная гимнастика
Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.
2) Звукоподражания
Му — му (корова), ду – ду (дудочка), уа – уа (малыш плачет), ку – ка – ре – ку (петушок поет).
3) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
4) Игра «поезд»
Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:
Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У! Он вагончики повез – ТУ – ТУ – У – У! |
5)Игра «Эхо»
Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».
Логопедическое упражнение произнесения звука «И»
1) Артикуляционная гимнастика
Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).
2) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
3) Звукоподражания
и – и – и – го — го (лошадка), пи – пи (мышка).
4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и разучите с ним такую потешку:
Игра «Шофер»
В машине, в машине шофер сидит. Машина, машина идет, гудит: «БИ — БИ»! |
Логопедическое упражнение произнесения звука «О»
1) Артикуляционная гимнастика
Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».
2) Игра
Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».
В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.
3) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
4) Звукоподражания
ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).
5) Кошкин дом
Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:
Бом – бом, бом – бом! Загорелся кошкин дом. Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом. |
Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»
1) Артикуляционная гимнастика
Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».
2) Игра
Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.
3) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
4) Вот моя семья
Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:
Загибаем большой палец Загибаем указательный палец Загибаем средний палец Загибаем безымянный палец Загибаем мизинец Сложили кулачок | — Этот пальчик дедушка, — Этот пальчик бабушка, — Этот пальчик папочка, — Этот пальчик мамочка, — Этот пальчик я, — Вот моя семья! |
Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»
1) Артикуляционная гимнастика
Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».
2) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
3) Моем руки
Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:
Мыли, мыли руки с мылом, Мыли теплою водой. Мыли, мыли, мыли, мыли — Бело — набело отмыли! |
4) Игра
Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.
Речевые упражнения для закрепления произношения звука «С»
Произнесение твердого звука «С» в прямых слогах
1. Произнесите или прочитайте слоги, протягивая звук «с»:
- «са-са-са»; «сы-сы-сы-сы»; «су-су-су-су»; «со-со-со-со».
- «са-сы-со-су»; «сы-со-су-са»; «со-су-са-сы»; «су-са-сы-со».
2. Игра «Запомни и повтори»:
- «са-са-со»; «со-са-со»; «со-са-еа»; «сы-са-сы»; «са-сы-сы»; «са-сы-са»; «са-са-сы»; «сы-со-су»; «су-еы-су».
3. Повтори потешку и запомни ее:
- Са-са-са — вот бежит лиса.
- Со-со-со — она катит колесо.
- Сы-сы-сы — рыжий хвостик у лисы.
- Су-су-су — не боимся мы лису.
Произнесение слогов
- «Со»: сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сор, сопка, босой, косой, песок, носок, лесок, поясок, колосок, колесо, фасоль, высокий, осока.
- «Са»: сам, сад, сало, сани, Саша, сахар, сайка, санки, оса, лиса, коса, роса, кусать, писать, краса, колбаса, полоса, самбо, посадка, усатый, садик, написать.
- «Су»: суп, сук, суд, сумка, судно, посуда, несу, рисую, несут, сосуд.
- «Сы»: сыр, сын, сыч, сыт, весы, усы, носы, косынка, посылка, сыпь, насыпь.
Произнесение слов
1.С безударными слогами:
- Салат, сады, сапог, салют, касса, масса, самолет, сарафан, Лариса, крыса, суметь, сундук, сувенир, сырок, сынок, сырой, осы, бусы, рельсы, волосы, русые, посылать.
На данном этапе рекомендуется использовать наглядный материал, картотеки предметных картинок, игровые приемы работы.
2. Произнесите правильно слоги:
- «ска-ско-ску-скы»; «сла-сло-слу-слы»; «сма-смо-сму-смы»;
- «сва-сво-сву-свы»; «спа-спо-спу-спы»; «ста-сто-сту-сты».
3. Прочитайте или произнесите «трудные» слова — со стечением согласных:
- Свая, свалить, свалишь, свой, небосвод; скалка, скатить, скатерть, скамья, скорый, Слава, сладкий, слон, слово, слух; смог, сможем, смыть, сметь, сноп, снова, сны; спать, спор, спорт, спутник, спутать, стан, сталь, ставить, поставить, старик, стакан, достать, привстать; сто, стол, столько, стойка; настойка; стул, стук, ступеньки, проступок, поступок.
Что такое артикуляционная гимнастика?
Это гимнастика для органов артикуляции (губ, языка, челюстей). Если у ребенка нарушено произношение звуков, то это говорит о том, что у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Цель артикуляционной гимнастики – выработать четкие движения, необходимые для произношения различных групп звуков. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики способствует правильному развитию мышц и подготовит ребенка к постановке звуков, но не сможет заменить собой работу логопеда.
Артикуляционная гимнастика нужна не только малышам с нарушенным звукопроизношением, но и всем остальным. Правильная артикуляция сделает речь любого ребенка четкой, ясной и правильной.
Выполнять упражнения можно в любое свободное время, но лучше, если ребенок не будет сильно возбужден, так как ему предстоит провести время спокойно, сидя перед зеркалом, в течение 10-15 минут.
Артикуляционную гимнастику на начальном этапе рекомендуется делать перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть и себя, и взрослого. Если такого зеркала у Вас нет, то для малыша подойдет небольшое настольное зеркало. В нем ребенок будет видеть свои органы артикуляционного аппарата, а взрослый сядет напротив ребенка и сможет показать ему образец выполнения упражнений. Роль родителей в выполнении упражнений заключается в правильном показе, а также в контроле за четким и правильным выполнением упражнений ребенком. Внимание нужно уделять тому, насколько качественно ребенок выполняет упражнение, следить за качеством и объемом движений органов артикуляции, их силе, точности движений. Необходимо совершенствовать умение удерживать органы в нужном положении.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 5-6 раз. В комплекс не надо включать больше 10 упражнений.
Типы артикуляционных упражнений
Все упражнения артикуляционной гимнастики делятся на 2 типа: статические и динамические.
В статических упражнениях нужно удерживать определённую позу неподвижно. К таким упражнениями относятся «Лопатка»(«Блинчик»), «Иголка», «Чашечка», «Грибок», «Труба» («Дудка»), «Забор», «Хобот» и другие.
В динамических же упражнениях надо не просто удержать какую-либо позу, а выполнить определённые движения. В них важно следить за чётким выполнением движений и положением артикуляционных органов. Например: в упражнении «Чистим зубы» губы должны быть растянуты в стороны так, чтобы обнажались зубные ряды. А двигаться в упражнении должен только кончик языка. Челюсть, губы должны оставаться неподвижными.
Но перед тем как начать выполнять артикуляционную гимнастику родителям будет далеко не лишним закрепить с ребенком знания об ориентировке в пространстве: верх — низ, право — лево, вперед – назад. Все эти понятия постоянно будут звучать в качестве указаний по правильному выполнению упражнений.
Начав, заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой Вы увидите, как тяжело дается ему выполнение отдельных упражнений. У малыша может быть повышенное слюноотделение, дрожание кончика языка, трудности в удержании органа в определенной позе и многое другое. В этот период лучше не концентрировать внимание малыша на его недочетах. Нужно постоянно хвалить ребенка за усердие, желание сделать упражнение правильно.
Со временем, напряжение органов начнет исчезать, его движения приобретут точность и координированность. Тогда самое время начать чередование статичных упражнений (т.е. таких, когда положение какого-либо органа фиксируется на определенное время). Хорошо чередовать упражнения «Заборчик» и «Трубочка», «Хоботок» и «Улыбка», «Лопатка» и «Иголка».
Занимаясь с ребенком, всегда необходимо помнить о том, что, проявив фантазию, Вы можете сделать любое занятия для малыша увлекательной игрой и превратить его в сказку, к которой малыш будет возвращаться вновь и вновь. Презентации, представленные нами на этой страничке, призваны создать положительный эмоциональный настрой у ребенка во время выполнения артикуляционной гимнастики.
Описание артикуляционных упражнений
Описание основных артикуляционных упражнений
1. «Окошко». На слово «Жарко» рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. На слово «Холодно» рот закрыть (сначала зубы, затем губы). 2. «Лягушка» или «Улыбка». Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5. 3. «Хоботок». Зубы сомкнуть, губы плотно сомкнуты, вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5. 4. «Заборчик». Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5. 5. «Бублик» или «Трубочка». Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы сомкнуты. Удерживать под счет от 1 до 5. 6. «Лопата» или «Блинчик». Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5. 7. «Иголочка». Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким. Удержать под счет от 1 до 5. 8. «Чистим зубы». Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние и верхние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. 9. «Качели». Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. 10. «Вкусное варенье». Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. 11. «Ступеньки». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. 12. «Чашечка». Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5. 13. «Индюшата». Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна. 14. «Маляр». Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна. 15. «Дятел». Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна. 16. «Лошадка». Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна. 17. «Грибок». Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка. 18. «Гармошка». Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке. 19. «Катушка».
Кончик языка «цепляется» за нижние резцы. Остальную часть языка вытолкнуть вперёд и сверху прикусить зубами. Язык шершавый как катушка с нитками.
20. «Горка»
Упражнение выполняется как «Катушка», только кончик языка за верхними резцами. Видна внутренняя часть языка скользкая, как горка.
Комплекс упражнений для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й
1. «Месим тесто» • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. 2. «Наказать непослушный язык» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2) 3. «Лопаточка» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. 4. «Мостик» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. 5. «Мостик построим — мостик разрушим» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения. 6. «Ветерок дует с моста» • Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «мостиком», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.