Методы и приемы постановки, автоматизации и дифференциации шипящих звуков.
Методы и приемы постановки, автоматизации и дифференциации шипящих звуков.
- К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ
.
Звук «Ш» — согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произношении звука «Ш» части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
- губы несколько выдвинуты вперед («окошко»);
- кончик языка поднят к небу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха (таким образом, язык принимает форму чашечки);
- небная занавеска поднята;
- голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
При произнесении звука «ж» положение частей артикуляционного аппарата то же, что и при «ш», только голосовые связки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее.
Артикуляция звуков щ
и
ч
отличается от артикуляции звука
ш
дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук
ч
является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.
Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом
, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется
парасигматизмом.
Сигматизм бывает следующих видов:
- Межзубный сигматизм.
Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.
- Губно-зубной сигматизм.
При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам «ф», «в», т.е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука «с». При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков «ф» и «с» («в» и «з»), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.
- Призубный сигматизм.
Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков «с, з» слышатся звуки «т, д» (например, суп — «туп», самолет — «тамолет»).
- Шипящий сигматизм.
При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное «ш» или «ж» (собака — «шябака», замок — «жямок»).
- Боковой сигматизм.
При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) могут произноситься двумя способами:
а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;
б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке «л».
Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.
- Носовой синматизм.
При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на «х», но с гнусавым оттенком.
Любая работа над исправлением звукопроизношения начинается с выработки правильной артикуляции. Для постановки шипящих звуков отрабатывается следующий комплекс артикуляционных упражнений:
1. Наказать непослушный язычок.
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. 2.
Сделать язык широким.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 3.
Приклей конфетку.
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе. 4.
Грибок.
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.) Внимание! 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. 5.
Кто дальше загонит мяч.
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. 6.
Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. 7.
Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Внимание! 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. 8.
Фокус.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Внимание! 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Существует несколько способов постановки шипящих звука:
- По подражанию (имитация),
- С механической помощью (логопедический зонд или же при помощи пальца ребенка или взрослого),
- Смешанный (первый способ, дополняющийся вторым).
Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка.
Виды нарушений | Методика постановки | |
свистящих звуков | шипящих звуков | |
I. Межзубный сигматизм | 1. По подражанию. 2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы 3. Пение [т’] | 1. По подражанию. 2. С механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам. 3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай. 4. От английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами. 5. От [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой |
II. Боковой сигматизм | 1. Через межзубное произношение. Далее см.: 1.2; 1,3 | 1. Через межзубное произношение. Далее см.: 1,3; 1.4; 1,5 |
III.Носовой сигматизм | 1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами. 2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа. 3. Через межзубное произношение | 1. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение |
IV. Губно-зубной парасигматизм | 1. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придерживая нижнюю губу. 2. Пение [т] | Произнести звук [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу |
V. Призубный парасигматизм | 1. Через межзубное произношение. 2. С механической помощью (см. 1.2) | 1. Через межзубное произношение. 2. С механической помощью |
VI. а) Шипящий парасигматизм б) Свистящий парасигматизм | 1. С механической помощью (см. 2.2.Через межзубное произношение звука [ф] — | — С механической помощью (см. 1.2) |
Последовательность закрепления звука:
изолированно
в слогах
в словах
в предложениях
в коротких текстах.
Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения:
а) так, при устранении бокового сигматизма как свистящих, так и шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.
б) при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).
При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).
Так как шипящие звуки произносятся напряженным выдохом, то на первых порах обучения полезно проводить игры, развивающие дыхание (выбирая из них те, которые требуют сильного и быстрого выдоха), и другие игры, как-то: 1) «Лес шумит». Дети в кругу раскачиваются и произносят: шшш… Хорошо показать при этом картину леса, еще лучше это проделать во время прогулки в лесу. 2) «Пузырь лопнул». Дети сначала «раздувают» пузырь (раздвигают круг), а затем приседают, сжимаются в комок с шипением: шшш… 3) «Курочки». Дети прогоняют «курочек» (сдувают бумажки) со стола, с ладони со звуком: кш-кш-кш… 4) «Баюкание». Дети укачивают кукол: ш-ш-ш… 5) «Поезд». Изображая движущийся поезд, дети произносят: шшш, а при остановке, разводя руками в стороны, выпускают пар со звуком ссс.. 6) «Пчелки». Вокруг ребенка с цветком в руке кружатся «пчелки» и жужжат: ж-ж-ж-ж… 7) «Змейка». Дети по очереди вытягивают из предложенной им колоды карточки. Кто вытянет карточку со змейкой (остальные — без картинок), тот — «змейка» и должен 5—10 раз правильно прошипеть по-змеиному: шшш… «Кто первый угадает (подскажет) слово». Воспитатель загадывает, произнося сначала слоги со звуком ш
, а дети заканчивают, затем роли меняются (шу-ба, шап-ка); далее звук
ш
уже во втором слоге (ка-ша, мы-ши).
К этапу автоматизации звука можно приступать лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук.
Автоматизация звука «ш» в открытом слоге (согласный +гласный)
Произносить слоги.
ша — шо — шу ши — ше — ша шо — шу — ша шу — ши — ша шу — шо — ша ше — ши — шо
Произносить слова.
1. С ударными слогами.
Ша: шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.
Шо, шё: шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.
Ши: ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.
Шу, ше: шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.
2. С безударными слогами.
Ша: ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.
Шу, ши: шуруп, шутить, чешуя, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.
3. Со стечением согласных в слоге.
Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.
Произносить предложения.
Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Леши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашел камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Леша ел пшенную кашу. Ум хорошо, а два лучше. В гостях хорошо, а дома лучше. Дальше в лес — больше дров.
Произносить тексты.
Потешки.
Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!
Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.
Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.
Шалун Миша.
Миша — шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.
Ландыши.
Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей — и домой. Хороши ландыши!
После овладения звуком ш
аналогичным образом усваивается звук
ж
. Для этого проводят игры на звукоподражание жукам, пчелкам, мухам:
1.«пчелки» жужжат около «цветка» (ребенок держит в руках цветок);
2.«мухи» жужжат в «паутине» (стараются «вырваться» из образованного детьми круга). 3.Инсценировка на тему: «Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет». Один из детей ловит сачком жуков, а те летают и жужжат. На кого упадет сачок, тот падает на спину, двигает руками и ногами — встать не может, «жужжит», пока всех пойманных не соберут (не поднимут), перевернув на живот. Когда усвоен звук ж
, то полезно сопоставлять его с уже твердо усвоенным звуком
ш
, а затем и с
з
. Например, проводится игра в телефон (по очереди передаются звуки
ш — ж
). Используются слова шар — жар, шила — жила. Мама платье… (шила). Я у бабушки … (жила). Миша спросил у Жени: «Есть у ужей уши?» Что ответила Женя? «Ужи имеют уши». Жура и Шура будут летом у бабушки … (жить). Шура и Жура будут под дубом собирать … (желуди). Из кожи козы делают … (сапожки). После этого проводится игра на придумывание слов с этими же звуками. Затем дети заучивают в играх коротенькие скороговорки со звуками
ш
и
ж
. (Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Жутко жуку жить на суку.) Далее заучиваются загадки, которые уже раньше отгадывали, и новые: Над бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка. (Луна.) Сидит на крыше всех выше, дымом дышит. (Труба.) Обучение заканчивается играми, в которых дети пользуются связной речью, заучиванием стишков и песенок, в тексте которых часто встречаются изучаемые звуки. Хорошо усваиваются эти звуки в игре «Базар». Примерные игры для закрепления изученных звуков. 1. «Тишина». Дети на цыпочках ходят вокруг Маши, которая пишет, и тихо говорят: «Тише, тише, Маша пишет, пишет Маша дли-н-ное письмо». 2. «Кошка на крыше». Ребенок в роли кошки сидит (спит) на скамеечке, на стуле или на столе. Взявшись за руки, мышки осторожно ходят вокруг кошки и тихо говорят: «Тише, мыши, кошка спит на нашей крыше!» Потом, обращаясь друг к другу: «Мышка, мышка, берегись, кошке в рот не попадись». «Кошка» просыпается и с криком «мяу» бросается на мышей. Мыши убегают в «норку», т. е. на свои места. Кошка ловит тех, кто плохо произносит звук
ш
. Пойманный должен произнести пять слов с этим звуком. 3. «Жук». Проводится вводная беседа о жуках. Воспитатель говорит, где живут жуки (по временам года). Затем начинается игра. Стоя на месте, дети одновременно плавно размахивают руками, ритмично переступая ногами, произносят: «Я жук, я жук» (дважды); руки рупором ко рту: «Жужжу, жужжу»; полный поворот с вытянутыми в сторону руками: «Кружу, кружу»; ладони на грудь: «На листке сижу»; руки на бедра, смелая осанка: «И не тужу, и не тужу!» Взмах руками вверх и прыжок: «Я жук!» Воспитатель: «Полетели!» Ребята делают мелкие летательные движения руками и быстро бегут мелкими шажками в разные стороны: жжж… Хорошо проводить эту игру под музыку или с маршировкой. 4. «Кто больше выиграет». Подбираются 10—12 игрушек, в названия которых входят звуки
ш
и
ж
, и соответствующее число рисунков на карточках и столько же «пустышек» (карточек без рисунков). Дети поочередно вынимают карточки и, громко назвав картинку, берут соответствующую игрушку. Вынув «пустышку», ребенок говорит: «Ничего, пустышка». Игрушку получают при условии правильного произношения
ш
и
ж
. 5. Игра «Что это такое?» Дети ощупывают спрятанную в мешок игрушку или вещь, называют и показывают ее (мишка, шапка, шарик, мышка). 6. «Муха в паутине». Ребенок-«муха» бегает в круге детей и жужжит, стараясь вырваться из круга (паутины). 7. «Сбор плодов». На большой карте нарисовано 10—20 картинок (вишня, черешня, крыжовник, ежевика, груша, шиповник, желуди, орешки, баклажан). Дети по очереди бросают на стол кубик, на гранях которого имеются «очки» от 1 до 6. Какое число будет на верхней грани кубика, на столько клеток передвигается фишка игрока по карте. Он громко произносит название картинки, на которую ставит свою фишку. Чья фишка придет первой к последней картинке (левый верхний угол карты), изображающей груду разных овощей, тот выиграл. Проигравший, по указанию выигравшего, называет по три раза 3 картинки из этой игры. 8. «Поездка в Шувалово». Дети обращаются к кассиру со словами: «Дайте, пожалуйста, билет на поезд № 6 до станции Шувалово». Контролер: «Разрешите, ваш билет». Для закрепления правильного произношения звуков дети заучивают стишки и загадки, например: 1) Бедный Мишка заболел — Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит: «У меня живот болит!» 2) Я рубашку сшила Мишке, Сшила новые штанишки, Надо к ним карман пришить И конфету положить. 3) Дождь покапал и прошел, Солнце ярко светит. Это очень хорошо И большим и детям. 4) Крошечный мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крошки собирает. (Воробей.) 5) С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака.) После усвоения детьми звуков
ш, ж
подобными же приемами их обучают звукам
ч и щ
. Начинают с упражнений на различение звуков по слуху (мяч — мать, петь — печь, печка — Петька, лечь — лещ, чёлка — щёлка). Далее следуют: 1. Игры: а) «Поезд» (ч-ч-ч), а затем: чу-чу-чу; б) Игра в слова: ча-сы, чай-ник, чу-лок, чаш-ка, ту-ча, пле-чо, мя-ч, клю-чи; в) «Кот и мыши». Мыши, убегая от кота, говорят: «Я от кошки убегу, жить хочу-хочу-хочу!» 2) Потешки. Чи-чи-чи, чи-чи-чи, испекли калачи во горячей печи. Калачи горячи, очень, очень хороши! Аи, чу-чу-чу, чу-чу, чу-чу! Я на поезде качу! (Можно применить в игре «Поезд».) 3. Стишки. Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. «Тише, Танечка, не плачь — не утонет в речке мяч». 4. Считалочки. Чок-чок… Каблучок Наскочил На сучок. Оторвался, Поломался, Чок-чок, Каблучок! Почини мне, Старичок, Вот этот каблучок. Примерные тексты для произнесения звука щ и дифференциации со звуком
ч
. 1. «Щенки». Два щенка щека к щеке треплют щетку в уголке. Да у щетки половой палка есть над головой. Палка щелк щенков с плеча, два щенка ушли ворча. 2. Я вам быстро перечислю, Что я каждой щеткой чищу. Этой щеткой чищу платье, Этой щеткой чищу обувь, А вот этой — не забуду, По утрам я чищу зубы. При этом показываются называемые щетки или их рисунки. 3. Не кричи и не пищи, Червяка ты поищи. А под старым кирпичищем Мы с тобой вдвоем поищем. 4. Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. 5. С Бобкой в грязь мы угодили,— Меня в ванну посадили. И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть, Приговаривать: «Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!» 6. Серый, зубастый по полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк.)
По овладении всей группой шипящих звуков дети упражняются в дифференцировке их в следующих играх и забавах. Дети должны различать ш — с, ж — з, ч — ш, ч — ть, ша — жа, шу — жу
:
шишка — сосиска, жук — зуб, печка — Петька, кошка — кочка, шар — жар, Журка — Шурка и т. д.
Рекомендуется проводить следующие игры:
1. Игра «Кто лучше слышит». Поочередно произносятся звуки ж
и
з
, имитируя жука и комара. Дети угадывают, чье это жужжание.
2. Игра «Кто любит Шурку, кто Журку». Воспитатель рассказывает импровизированную сказку про двух братьев Шурку и Журку, из которых один, страдающий чрезмерным любопытством, всюду совал свой нос, который и вытянулся в клюв, сам он превратился в журавля Журку и сталь жить на болоте. Дети разбиваются на две группы — сторонников Шурки и Журки и хлопают в ладоши, когда услышат имя своего героя.
3. Игра «Скажи, чего не стало» — в произнесенном воспитателем вторично слове пропускается звук, слог (шапка — апка, Мишка — Мика) 4. «Поезд». Изображая движение поезда, дети под ритм марша двигаются по комнате и произносят звуки: 1) скорого поезда («стрела») — ш; 2) почтового — ч; 3) товарного — ж; 4) смешанного — ш. При остановке «паровоз» выпускает пар (звук с), а затем все дети тормозят (звук з). Сигналы подает руководитель или кто-либо из детей (свисток — тррр…), «паровоз» (или все) издает гудок: у-у-у. Первый в ряду («паровоз») издает пыхтящие звуки (ш, щ, ч), а «вагоны» воспроизводят ритм колес: та-та-та, та-та-та или да-да-да, да-да-да. Воспитатель поет песенку «Поезд мчится», а дети, изображая движение «поезда», ритмично произносят: же-че-ша-ща или поют вместе с воспитателем. В результате этой игры дети поют всю песенку во время хода поезда. Очень хорошо проводить её под музыку (не очень громкую). — Вариант игры для старшей группы: — Ух, тяжело. ..— повторяет «паровоз», медленно отходя от «станции».— Ну так что же!..— повторяют многократно вслед за ним «вагоны».— Ух, жарко стало!..— ускоряет ход «паровоз».— А нам какое дело! — тарахтят вагоны.— Ох, как страшно!..— паровоз медленно проходит по «мосту» (условное место, обозначенное мелом, ковриком и т. п.).— Так потише ты!..— «вагоны» (испуганно).— Теперь прошло!..— «паровоз» (проехав «мост» и ускоряя свой бег).— Вот так пошел!..— «вагоны» (радостно). Надо следить за четким подражанием детьми ритму поезда. Во всех этих играх «неисправные» вагоны «отцепляются» и отводятся после игры в «ремонт», т. е. для коррекции звука. Занимательным для детей и полезным является произнесение трудных по дифференцировке фраз: У Саши на носу сажа; Бежит крыса по крыше. Эта трудность облегчается показом соответствующих картинок.
Коррекционные упражнения на развитие дифференциации свистящих и шипящих звуков речи
При стертой форме речевой дизартрии применяются упражнения, направленные на постановку и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, распознавании и произношение которых является наиболее нарушенным.
В коррекционной терапии применяются следующие группы упражнений:
- Упражнения, направленный на развитие моторики рук. Они активизирует движения кистей и пальцев, которые оказывают положительное воздействие на общее развитие речи и активизируют ее звуковую сторону. Разновидностями таких упражнений являются:
- Смена положений кистей рук;
Единовременное движение всеми пальцами рук;
- Поочередное движение различными пальцами рук;
- Изменение положений рук и их приведение в разные позиции одновременно.
- Артикуляционные упражнения, направленные на развитие динамической координации. Они предполагают совершение разнородных движений органами артикуляции в определенном темпе, ритме, конкретной последовательности. Производится произнесение проблемных звуков, их чередование, произнесение в определенных позициях слов.
- Постановка артикуляционного уклада при произнесении проблемных звуков. Как правило, берутся звуки с и ш. В работе используются наглядные пособия, демонстрирующие положение губ и языка при произнесении звуков, их динамику и изменение положений в конкретной последовательности.
- Упражнения на развитие речевого ритма. Отрабатывается произнесение звуков с и ш в быстром и медленном темпе, громко и тихо. Произношение сопровождается постукиванием руками и иными предметами, выполнением ритмичных движений ногами.
- Фонетическая ритмика. Она ориентирована на отработку звуков в слогах: со-са, шо-ша, си-ши. Слоги произносятся под музыку и в определенном ритме.
- Упражнения на постановку ритмики слова в различных сочетаниях по месту ударного слога. В упражнении используется произнесение односложных слов при ударной и безударной позиции гласных: нос-носы, сом-сомы, шар – шары.
- Упражнения на отработку дифференциации интонации свистящих и шипящих звуков. Дети упражняются в произнесении слов с восклицанием, вопросом, утверждением, повествованием. Например, сочный арбуз. Сумасшедший заяц! Где шарф? Здесь стоял шкаф.
Данные упражнения способствуют последовательной постановке произношения свистящих и шипящих звуков. Они формируют правильную интонацию и темп произношения, а главное, развивают основы фонематического восприятия и различения звуков на слух, что положительно сказывается на их верном произношении.