Игры для классификации предметов (с презентацией)

Задания на внимание для детей: найди тень, найди соответствие, лабиринты, одинаковые картинки и цвета.

Ежедневно люди сталкиваются с множеством задач, решение которых требует от них сосредоточенности и внимания.

Внимание не является врождённым качеством человека и развивать его нужно с самого раннего детства.

Внимание — одна из важнейших высших психических функций. Существует множество видов внимания. Распечатанные задания для развития внимания обычно направлены на тренировку зрительного внимания. Слуховое и моторное внимание также нуждаются в развитии.

Научить концентрировать и удерживать внимание ребенка — одно из основных задач дошкольного образования, решать которую обычно приходится родителям.

Задания на внимательность и счет

Один и самых интересных типов заданий для развития внимательности и усидчивости, заодно тренирующий счет — Найди и покажи, посчитай. Именно такие задания предлагаются ниже:

Распечатать задания «Найти одинаковые картинки»

Найти соответствие и соединить одинаковые картинки (либо пометить их соответствующей формой, цветом, цифрой) — действенные задания на внимание для детей.

Понимание обобщающих слов с деталями

3

Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов.

Задание № 1.

Цель.Подбор обобщающих названий для группы однородных слов.

Оборудование.Для детей 6 лет: картинки с деталями мебели, транспорта, животных, посуды.

Инструкция для ребенка: Логопед показывает картинки с деталями одного предмета и предлагает ребенку назвать этот предмет.

Оценка:всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.


Задание № 2.

Цель. Подбор обобщающих названий для группы однородных слов.

Оборудование. Картинки.

Инструкция. Логопед показывает картинки с предметами одежды или фрукты и предлагает ребенку назвать что их объединяет. Яблоко, груша, апельсин – это… Ботинки, кроссовки, тапки – это…

Оценка:см. задание № 1.

Задание № 3.

Методика «Четвертый лишний»

Цель:

исследование уровня обобщения, логической обоснованности и четкости формулировки, активности, возможности формирования и использования обобщенных представлений.

Стимульный материал:

серия картинок с разной степенью сложности обобщения (семь карточек).

Инструкция:

ребенку показывают карточку с изображениями четырех предметов и просят, выделив лишний, обобщить три остальных. Логопед: «На этой карточке нарисованы четыре предмета, три из них имеют что – то общее (подходят друг другу), а один не подходит. Посмотри, что не подходит, какой предмет здесь лишний».

Если ребенок отвечает, то его спрашивают: «Почему не подходит?» Если объяснения не следует, а лишний предмет выделен правильно, то можно спросить: «Как можно назвать эти три предмета одним словом?» (следует перечисление предметов, объединенных ребенком) или проще: «Что это такое?» Можно сообщить ребенку, что он правильно выделил лишний предмет, и попросить объяснить почему.

Если во время беседы ребенок не пользовался обобщениями и не обнаружил знания элементарных понятий (семья, животные), то ему целесообразно предложить самый простой вариант. Если ребенок владеет элементарными понятиями, можно начинать с третьего варианта; в случае, если он пользуется понятиями «транспорт», «домашние и дикие животные», по третьему и седьмому вариантам можно проверить, способен ли он самостоятельно производить обобщения и находить правильные обоснования решения.

Оценка результатов:

Высокий уровень – испытуемый самостоятельно и правильно выделяет лишний предмет и обобщает три остальных;

Уровень выше среднего – учащийся сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку, верно выделяя лишний предмет и обобщая три остальных;

Средний уровень – самостоятельно дает только описательную характеристику родового понятия;

Уровень ниже среднего – дает описательную характеристику родового понятия только с помощью экспериментатора;

Низкий уровень – испытуемый не может выделить лишний предмет и обобщить три остальных даже с помощью экспериментатора.



Задание № 4.

Цель. Понимание и умение различать логические групп.

Оборудование. Детям предъявляются картинки с изображениями логических групп: овощи, одежда, обувь, транспорт и т.д.

В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов.

Критерии оценки качества выполнения задания: – 3 балла — допускаются 1-2 ошибки. – 2 балла — допускаются ошибки в показе картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом. – 1 балл – неверный показ картинок, ошибки в показе картинок с бытовой тематикой. – 0 баллов — отказ от ответа.


Задание № 5.

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: — Овощи; Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: — Фрукты; Дети: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: — Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: — Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.



Исследование синонимии

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению.

Задание № 1.

Цель. Это задание направлено на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным словам.

Материалом являются слова-стимулы:

1) существительные: доктор, здание, пища, парк, рукавицы, автомобиль, ложь, пламя, животные, боец;

Задание № 2.

2) прилагательные: смелый, огромный, рваный, радостный, нарядный, неспелый; Задание № 3.

3) глаголы: шагать, глядеть, торопиться, кушать, танцевать, прыгать, смеяться, бросить, трудиться, стукнуть.

Инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, каким другим словом его можно заменить. Я шагаю — как по-другому можно сказать?». Если ребенок не дает правильного ответа, ему предлагается: «Шагай к двери. Скажи, что ты делаешь?». Если ребенок после этого отвечает правильно, ему подчеркивается, что можно разными словами выразить одно и то же. Если ребенок и в этом случае не дает правильного ответа, то логопед называет ответ и разъясняет, почему ответ должен быть таким. После этого ребенку предъявляются слова-стимулы в том порядке, который указан выше.

При анализе полученных данных учитывается число правильных ответов и их разнообразие.

Критерии оценки качества выполнения задания:

– 3 балла — правильный ответ. – 2 балла — замена синонима словом или словосочетанием из семантического поля, в которое входит слово-стимул. – 1 балл — ответы, структурно не связанные с семантикой слова-стимула. – 0 баллов — отсутствие ответа.

Задание № 4.

Называние слов-синонимов

Речевой материал –

напечатанные на карточках слова:

сердечный – примчался –

грубый – навредить –

капризный – хвалить –

колючий – рыбачить –

Процедура и инструкция.

Учащийся получает инструкцию внимательно прочесть напечатанные на карточке слова, подобрать, а затем написать к каждому из них близкое по смыслу слово.

Оценка результатов:

Высокий уровень – задание не вызывает затруднений.

Уровень выше среднего – отдельные недочеты выражаются в недостаточно точно подобранных словах, отражающих лишь второстепенные признаки словоформ, уточнение экспериментатора позволяют исправить ошибки.

Средний уровень – систематически допускаются ошибки по содержанию задания, лишь интенсивная помощь экспериментатора позволяет выполнить его до конца.

Уровень ниже среднего — неправильное выполнение задания в большинстве случаев, медленный темп работы, работа ведется с помощью экспериментатора.

Низкий уровень – ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна.

Задание № 5.

Цель игры: научить детей группировать слова по общему признаку, развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям.

Оборудование: карточки с изображенными на них предметами (огонь, растение, машина, тарелка с едой, труба, шапка, пальто и др.), стулья для каждого участника.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам занять свои места на стульчиках, которые расставлены полукругом. В центре стоит еще один свободный стул. При помощи любой скороговорки из присутствующих выбирают одного ребенка, который и занимает свободное место.

Следующим этапом воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо назвать слова, очень близкие по смыслу к тому слову, которое будет названо руководителем. Сначала воспитатель приводит пример (близко – рядом, быстро – скоро, есть – кушать, смотреть – глядеть).

Когда ребята поймут смысл игры, можно начинать. Руководитель показывает карточку с изображением чего-либо ребенку, который находится в центре, затем он пытается назвать данный предмет несколькими словами, например, книга, брошюра. Если малыш хорошо справился с заданием, то он выбирает следующего участника игры, который занимает его место и получает новое задание.

Слова и картинки, которые можно предложить детям, могут быть следующими: огонь – пламя, цветок – растение, машина – автомобиль, еда – кушанье – блюдо и т. д.


Задание № 6.

Игра с логопедами «Пойми меня». Подбор синонимов к заданному слову.

Слова: верный, глупый, исцеляет, корм, ложь, крупный, ласковая, наслаждение, отчизна, тревога, смелый, собрание, печаль.

3

Распечатать цветовые задания на внимание для детей

Цветовой код: проведите по линии и узнайте какому цвету соответствует каждая цифра. Раскрась таблицы соответствующим образом.

Пройди лабиринт и раскрась картинки соответствующими цветами.

Раскрась фигурки в соответствующие цвета. Фон можно закрасить произвольным цветом или оставить белым.

Игры с использованием обобщающих слов

Общая цельдля всех игр этого раздела – учить детей понимать обобщающие слова и использовать их в своей речи.

Важно, играя в эти игры, делать акцент на обобщающие слова: «Все это мебель (посуда, одежда и т.д.). Покажи где мебель (посуда, одежда и т.д.). Скажи – мебель (посуда, одежда и т.д.)». Или: «Что это? Скажи одним словом (животные, овощи, фрукты и т.д.)».

Помимо нижеприведенных игр с этой же целью можно использовать предметные картинки.

Одежда

УЛОЖИМ КУКЛУ СПАТЬ

Цель:Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями.

Оборудование: Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу, воспитатель комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т.д. По ходу игры воспитатель должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?». Если малыш затрудняется ответить, воспитатель отвечает сам.

КУКЛА ПРОСНУЛАСЬ

Цель: Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета.

Оборудование: Кукла на кроватке, комплект ее одежды.

Ход: Воспитатель демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а воспитатель сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку. Маечка чистая, она белого цвета». Затем воспитатель задает вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?» и т.п.

НАРЯДИМ КУКЛУ

Цель: Активизировать словарь по теме.

Оборудование:Картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку одеть куклу для разных ситуаций (на прогулку, на праздник, в детский сад и т.д.). Ребенок одевает куклу, например, на прогулку. Воспитатель описывает одежду куклы: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь малыша, воспитатель спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?» и т.п.(Рис.12)

Посуда

К КУКЛЕ ПРИШЛИ ГОСТИ

Цель: Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.

Оборудование: Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка.

Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть на стол к чаю, дает малышу поручения: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания воспитатель активизирует речь детей, задавая вопросы: «что ты делаешь? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т.п. Если малыш затрудняется, воспитатель сам отвечает на вопросы. (Рис.13)

УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ

Цель: Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Оборудование: Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине.

Ход: Воспитатель говорит, что к детям в гости пришла кукла со своей дочкой и предлагает детям угостить их чаем: «Давайте накроем на стол к чаю. Кукла-мама – большая. Она будет пить чай из большой чашки, а кукла-дочка – маленькая. Она будет пить чай из маленькой чашки». Затем воспитатель предлагает ребенку расставить чашки и раздать ложечки соответственно величине кукол, сидящих за столом. Важно следить за правильностью выполнения задания, при необходимости, помогать ребенку, комментируя свои и его действия; активизировать словарь с помощью наводящих вопросов.

УГОСТИМ МЕДВЕДЕЙ ЧАЕМ

Цель: Та же

Оборудование: Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине.

Ход: Проводится так же, как и предыдущая игра, но с использованием посуды трех различных величин.

ПОМОЕМ ПОСУДУ

Цель: Расширять словарь по теме, активизировать словарь.

Оборудование: Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда.

Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Важно побуждать малыша называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).

Мебель

В ГОСТЯХ У КУКЛЫ

Цель: Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

Оборудование: Кукольная мебель, кукла.

Ход: Воспитатель предлагает пойти к кукле в гости. У куклы дома разная мебель. Воспитатель вместе с детьми рассматривает ее, определяют, из чего она сделана; уточняют цвет мебели и ее назначение. Воспитатель активизирует речь детей, задавая ему вопросы: «Покажи, где стул? Для чего он нужен?» и т.п.

ПРИГЛАСИМ МИШУТКУ В ГОСТИ

Цель: Та же.

Оборудование: Игрушечная мебель, медвежонок.

Ход: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришел мишутка и предлагает показать ему игровой уголок: «Это кухня. Здесь стоит печка, мойка, стол, стулья, шкаф для посуды» и т.п. Затем просит ребенка: «Скажи, что это? (стул). Для чего он нужен? (чтобы на нем сидеть) и т.д.». (Рис.14)

У КУКЛЫ ДОМА

Цель: Закрепить название предметов мебели, ее величины.

Оборудование: Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям пойти в гости к куклам, обращает внимание детей, что одна кукла большая, а другая – маленькая. Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукольный уголок: «Мебель здесь большая и маленькая. На большой кровати спит большая кукла, на маленькой кровати спит маленькая кукла. На большом стуле сидит большая кукла, на маленьком – маленькая. И т.д.». Затем спрашивает ребенка: «Что это? (стул). Он какой? (большой). Какая кукла сидит на этом стуле? (большая). Посади кукол на свои стулья» и т.п.

Транспорт

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

Ход:Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма.

ПОКАТАЕМ В МАШИНЕ ИГРУШКИ

Цель: Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

Оборудование: Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Воспитатель задает вопросы: «Кто едет в машине? Что делает кукла? Что делает машина?». Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т.д. (Рис.2)

ДАЙ ЧТО СКАЖУ

Цель: Закрепить название транспорта, активизировать словарь.

Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.

Ход: Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают части автобуса. Игра повторяется.

Игрушки

УЗНАЙ ИГРУШКУ

Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме

Оборудование: Любимые игрушки детей в мешочке.

Ход:Смотреть игру «Чудесный мешочек»

ЧЕГО НЕ СТАЛО?

Цель: Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.

Оборудование: Игрушки

Ход: Воспитатель выставляет на столе 4 игрушки. Ребенок называет их. Затем ребенок закрывает глаза, воспитатель прячет 1 игрушку. Ребенок должен отгадать, какой игрушки не стало. Игру повторяют 3-4 раза.

Овощи и фрукты

УЗНАЙ И НАЗОВИ

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.

Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке.

Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме. (Рис.15)

ЧТО В КОРЗИНОЧКЕ ЛЕЖИТ?

Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.

Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.

Ход:Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.

ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ?

Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п. (Рис.16)

ПОВОРЯТА

Цель: Та же

Оборудование:Тоже, что и в предыдущей игре, только на фланелеграфе – изображение банки из-под компота и кастрюля.

Ход: Воспитатель показывает детям овощи и фрукты. Они вместе рассматривают их, вспоминают качества овощей и фруктов. Затем воспитатель рассказывает детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагает приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в банку, а овощи – в кастрюлю. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Из фруктов готовят компот и варенье. Куда ты положишь фрукт? (в банку)» и т.п. (Рис.17)

Животные

ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ

Цель: Уточнять и расширять словарь ребенка по теме.

Оборудование: Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке.

Ход: Воспитатель показывает ребенку мешочек и предлагает посмотреть, что в нем лежит. Ребенок по одной достает игрушки и рассматривает их. Воспитатель активизирует речь детей вопросами. Например: «Кто это? (Собачка). Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Как кричит собачка? И т.д.». Если малыш затрудняется ответить, воспитатель помогает ему. Игра продолжается.

КТО ТАК КРИЧИТ?

Цель: Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: Игрушки или картинки домашних животных.

Ход: Дети сидят за столом или на ковре, перед ними – игрушки или картинки домашних животных. Воспитатель предлагает им узнать, кто так кричит. Например: «Кто кричит «мяу»? Правильно, кошка». Затем воспитатель предлагает ребенку найти игрушку кошки или картинку с ее изображением. Игра продолжается.

КТО ГДЕ ЖИВЕТ?

Цель: Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме.

Оборудование: Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево.

Ход: Дети сидят около стола, на котором расставлены игрушки животных, а чуть подальше – домик и дерево. Воспитатель просит детей назвать животных, затем спрашивает: «Где живет кошка? (в доме). Правильно. Поставь кошку возле дома. Где живет зайчик? (в лесу). Правильно. Поставь зайчика возле дерева» и т.д. Когда все животные разгруппированы, воспитатель говорит: «Животные, которые живут в доме, называются домашними животными. Какие это животные? (домашние). Назовите домашних животных (дети называют животных, которые стоят возле домика)». То же воспитатель говорит про диких животных.

Эту иргу можно проводить с использованием предметных картинок. Игра проводится с целью закрепить знания о диких и домашних животных, полученных на занятии. (Рис.18)

Задания на внимание «Найди тень»

Больше заданий Найди тень по ссылке.

Распечатать задания по развитие внимания и пространственного мышления

Больше заданий для развития пространственного мышления по ссылке.

Советы родителям

Выполняя интересные, игровые, интерактивные задания, ребёнок будет находить отличия между рисунками, сопоставлять животных с их силуэтами, соединять половинки фигур и предметов, проходить лабиринты, ориентироваться на листе бумаги по плану, рисовать по инструкции и т.д.

Качественные иллюстрации понравятся любому малышу, и он будет выполнять задания с удовольствием. Работая с заданиями, дошкольник не только интересно и с пользой проведёт свой досуг, но и станет внимательнее и умнее.

Очень важно развивать внимание с раннего детства, чтобы уже в начальной школе ребёнок не испытывал трудностей при обучении письму, чтению, счёту и т. д.

Будущим первоклассникам необходимо не столько количественное накопление знаний, сколько их качественная стороны: способность производить простые логические действия (обобщение, сравнение, анализ), аргументировать свои мысли (утверждать, опровергать, рассуждать), самостоятельно находить способы решения задач, владеть приемами произвольного внимания, памяти, уметь сосредотачиваться на задаче, концентрироваться на задании, иметь навыки речевой культуры.

При организации занятий следите за правильной организацией рабочего места и времени для занятий ребенка.

  • позаботьтесь об освещении,
  • следите за осанкой ребенка,
  • объясняйте ребенку задание, даже если вам кажется, что и так должно быть понятно.
  • поощряйте стремление к самостоятельности.
  • хвалите за успехи, не ругайте за ошибки!

Задания на внимание для детей можно комбинировать с другими занятиями: на развитие логики, мышления, чтения и письма, мелкой моторики, математических способностей.

Например, чтобы ребёнок считал внимательно и сознательно, он должен с каждым понятием о числе связывать определённое представление о количестве предметов. Называя число 4, малыш должен внимательно отсчитать 4 предмета; пересчитать их по порядку, сложить в одну группу, нарисовать названное количество кружков или квадратов, показать «четыре» на пальцах.

Игры для классификации предметов (с презентацией)

Виктория Портянко

Игры для классификации предметов (с презентацией)

Классификация предметов – это умение находить общий признак предметов, и по нему объединять предметы в однородные группы. Классифицируем предметы по обобщающим словам.

На первый взгляд, классификация – скучное занятие. А чтобы классификация стала интересной, способ, как всегда, один – превратить ее в игру! Ведь способность выделять общие функциональные признаки у самых разных предметов поможет детям в дальнейшем усвоить практически все школьные премудрости.

1. Объединение предметов.

Предлагаю детям внимательно посмотреть на предметы и ответить на следующие вопросы: Что нарисовано? Что есть общего у этих предметов? Как назвать эти предметы одним словом (посуда, игрушки, овощи и пр. ?

2. «Разложи предметы на группы».

Предлагаю детям карточки-картинки, которые можно разложить по группам (например, цветы, птицы, деревья). Иногда я использую большие цветные геометрические фигуры. Так детям нагляднее и удобнее раскладывать карточки по группам, например, цветы на зеленом круге, птицы на синем квадрате, деревья на желтом треугольнике. При этом дети сами выбирают основу для своей группы.

3. «Что общее?».

Перечисляю несколько предметов и прошу ребят сказать, что их объединяет, как можно назвать одним словом. Например, «волк, лисица, медведь, заяц» или «автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус».

4. «Я знаю 5 предметов.».

Провожу игру в группе или на улице с помощью мяча, любой другой игрушки. Здесь детям предлагается общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, «Я знаю 5 названий овощей: картофель, лук, морковь, свекла, помидор». Для упражнения рекомендуется использовать следующие общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, продукты, одежда, обувь, мебель, ягоды и др. Игра проходит очень динамично.

5. «Назови одним словом».

Игра-наоборот. Я называю несколько слов, а ребенок, который ловит мяч, должен назвать их одним общим словом («птицы, рыбы, звери», «ягоды, деревья, цветы»).

6. «Что лишнее» («Четвертый лишний», «Что не подходит?»).

Игра позволяет не только находить общие и разные свойства предметов, сравнивать, но и объединять в группы по какому-либо основному, существенному признаку, владеть навыком классификацию. А еще развивается речь, ребенок учится объяснять, доказывать свой выбор.

Предлагаю ребенку внимательно рассмотреть картинки с предметами и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак? Как одним словом охарактеризовать три оставшихся предмета?

7. «Противоположное значение».

Сначала нужно познакомить детей с противоположным значением. Для этого придет на помощь стихотворение:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко)

Скажу я далеко, а ты ответишь….(близко).

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец).

Теперь начало я скажу, ну, отвечай (конец).

Например, кислый -,мбелый -, храбрый -, черный -…. ,конец -…., светло -,старт -, веселый -…., покупать -, плохой -, помнить -,грустный -, большой -,высокий -, верх -, глупый -, забывать -, хорошо -, широкий -, начало -,день -, продавать -… .

8. «Вопрос- ответ» (знакомство с родовидовыми отношениями).

Дети усваивают, какие представители вида входят в пределы рода, что понятие род всегда шире, чем понятие «вид». Все представители какого-либо рода имеют общее присущие только ему признаки, именно поэтому признаку и другим признакам происходит объединение видовых понятий в род.

Задаю вопросы, сталкивающие родовой (деревья, кустарники, цветы, рыбы, птицы, ягоды, овощи, животные) и видовой признак предметов (береза, дуб, шиповник, сирень, карась, щука, ворона, голубь, малина, картофель, лук, лев, собака. Вопросы можно построить следующим образом:

Чего в лесу больше — деревьев или сосен?

Чего в поле больше — цветов или ромашек?

Чего в саду больше — кустарников или кустов малины?

Чего в реке больше — рыбы или щук? И т. д.

9. «Рыбы, птицы, звери» или «Ягоды, цветы, деревья» (родовидовые отношения).

Во время этой игры обычно использую мяч. Я бросаю ребенку мяч, произношу одно из слов (рыба, птица, цветок, зверь, ягода, дерево, фрукт). Ребенок, поймав мяч, называет видовое понятие к родовому, например, рыба-окунь; птица-сокол; зверь- медведь. Темы могут быть разные.

10. «Да – нет».

Для начала ребенок будет ведущим (роль ведущего детей обычно очень привлекает). Он загадывает какой-то предмет (можно взять карточку с изображением этого предмета и спрятать ее). Задача взрослого – угадать, что изображено на карточке. Он может задавать ведущему любые вопросы об этом предмете, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Диалог может выглядеть, например, так:

— Это живое существо? — Да. — Это зверь? — Нет. — Птица? Да. — Городская? — Да. -Большая? — Нет. — Воробей. -Да.

Также для разнообразия я составляю вот такие презентации. Надеюсь, что мой материал будет полезен в Вашей работе.

Пособия с заданиями на развитие внимания для детей

Хорошее пособие — Внимание и память из развивающей серии GAKKEN для детей издательства Эксмо.

Пособие Внимание (нейротренажер) от Эксмо направлено на развитие слухового, зрительного и моторного внимания одновременно. Примеры заданий из пособия:

Игра на внимание «Которыбалка«: увлекательная игра, в которой нужно быть очень внимательными и защищать рыбок. Ведь возле аквариума сидит хитрый кот, который так и норовит поймать беззаботных обитателей аквариума. Выкладывайте карточки по определённым правилам и избавьтесь от них раньше всех, ведь только так можно победить!

Больше заданий для детей по тегам Развивашки, СкачатьБесплатно

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]