Стихи для развития памяти у взрослых. Какие выбрать?

Здравствуйте, дорогие читатели! О том, что для улучшения памяти нужно учить стихи, слышали многие. Но почему именно стихи? Почему нельзя взять любую книгу в прозе, выбрать отрывок и начать его учить? Можно, конечно. Но стихи лучше. Давайте в этой статье разберемся, почему может ухудшиться память и какие стихи для развития памяти у взрослых лучше всего брать для заучивания.

Что вообще такое память? Это мыслительный процесс, который включает в себя запись, хранение и извлечение информации. Запись – это запоминание, а извлечение – это вспоминание. Противоположным запоминанию является забывание. Забывание служит важным условием запоминания. Оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Если бы мы помнили все, что когда-либо воспринимали, наш мозг наверное бы взорвался…

Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым

Проклятье века

Евгений Евтушенко

Проклятье века — это спешка, и человек, стирая пот, по жизни мечется, как пешка, попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят, и опускается душа. Поспешно бьют, поспешно губят, а после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире, когда он спит или кипит, остановись, как лошадь в мыле, почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге, доверься небу, как судье, подумай — если не о боге — хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых, под паровозный хриплый крик пойми: забегавшийся — жалок, остановившийся — велик.

Пыль суеты сует сметая, ты вспомни вечность наконец, и нерешительность святая вольется в ноги, как свинец.

Есть в нерешительности сила, когда по ложному пути вперед на ложные светила ты не решаешься идти.

Топча, как листья, чьи-то лица, остановись! Ты слеп, как Вий. И самый шанс остановиться безумством спешки не убий.

Когда шагаешь к цели бойко, как по ступеням, по телам, остановись, забывший бога,— ты по себе шагаешь сам!

Когда тебя толкает злоба к забвенью собственной души, к бесчестью выстрела и слова, не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую, о население Земли! Замри, летя из кольта, пуля, и бомба в воздухе, замри!

О человек, чье имя свято, подняв глаза с молитвой ввысь, среди распада и разврата остановись, остановись!

1967 г

Я научилась просто, мудро жить

Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

1912 г

Сатана

Эдуард Асадов

Ей было двенадцать, тринадцать — ему. Им бы дружить всегда. Но люди понять не могли: почему Такая у них вражда?!

Он звал ее Бомбою и весной Обстреливал снегом талым. Она в ответ его Сатаной, Скелетом и Зубоскалом.

Когда он стекло мячом разбивал, Она его уличала. А он ей на косы жуков сажал, Совал ей лягушек и хохотал, Когда она верещала.

Ей было пятнадцать, шестнадцать — ему, Но он не менялся никак. И все уже знали давно, почему Он ей не сосед, а враг.

Он Бомбой ее по-прежнему звал, Вгонял насмешками в дрожь. И только снегом уже не швырял И диких не корчил рож.

Выйдет порой из подъезда она, Привычно глянет на крышу, Где свист, где турманов кружит волна, И даже сморщится:- У, Сатана! Как я тебя ненавижу!

А если праздник приходит в дом, Она нет-нет и шепнет за столом: — Ах, как это славно, право, что он К нам в гости не приглашен!

И мама, ставя на стол пироги, Скажет дочке своей: — Конечно! Ведь мы приглашаем друзей, Зачем нам твои враги?!

Ей девятнадцать. Двадцать — ему. Они студенты уже. Но тот же холод на их этаже, Недругам мир ни к чему.

Теперь он Бомбой ее не звал, Не корчил, как в детстве, рожи, А тетей Химией величал, И тетей Колбою тоже.

Она же, гневом своим полна, Привычкам не изменяла: И так же сердилась:- У, Сатана! — И так же его презирала.

Был вечер, и пахло в садах весной. Дрожала звезда, мигая… Шел паренек с девчонкой одной, Домой ее провожая.

Он не был с ней даже знаком почти, Просто шумел карнавал, Просто было им по пути, Девчонка боялась домой идти, И он ее провожал.

Потом, когда в полночь взошла луна, Свистя, возвращался назад. И вдруг возле дома:- Стой, Сатана! Стой, тебе говорят!

Все ясно, все ясно! Так вот ты какой? Значит, встречаешься с ней?! С какой-то фитюлькой, пустой, дрянной! Не смей! Ты слышишь? Не смей!

Даже не спрашивай почему! — Сердито шагнула ближе И вдруг, заплакав, прижалась к нему: — Мой! Не отдам, не отдам никому! Как я тебя ненавижу!

1969 г

Послушайте!

Владимир Маяковский

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

1914 г

Я не люблю

Владимир Высоцкий

Я не люблю фатального исхода. От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма, В восторженность не верю, и еще, Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или, когда все время против шерсти, Или, когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза! Досадно мне, что слово «честь» забыто, И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья, Нет жалости во мне и неспроста — Я не люблю насилье и бессилье, Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу, Досадно мне, когда невинных бьют, Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более, когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены, На них мильон меняют по рублю, Пусть впереди большие перемены, Я это никогда не полюблю.

1969 г

Она отдалась без упрека…

Константин Бальмонт

Она отдалась без упрека, Она целовала без слов. — Как темное море глубоко, Как дышат края облаков!

Она не твердила: «Не надо», Обетов она не ждала. — Как сладостно дышит прохлада, Как тает вечерняя мгла!

Она не страшилась возмездья, Она не боялась утрат. — Как сказочно светят созвездья, Как звезды бессмертно горят!

1903 г

Хорошо — быть молодым!

Юнна Мориц

Хорошо — быть молодым, За любовь к себе сражаться, Перед зеркалом седым Независимо держаться, Жить отважно — черново, Обо всем мечтать свирепо, Не бояться ничего — Даже выглядеть нелепо!

Хорошо — всего хотеть, Брать свое — и не украдкой, Гордой гривой шелестеть, Гордой славиться повадкой, То и это затевать, Порывая с тем и этим, Вечно повод подавать Раздувалам жарких сплетен!

Как прекрасно — жить да жить, Не боясь машины встречной, Всем на свете дорожить, Кроме жизни скоротечной! Хорошо — ходить конем, Власть держать над полным залом, Не дрожать над каждым днем — Вот уж этого навалом!

Хорошо — быть молодым! Просто лучше не бывает! Спирт, бессонница и дым — Всё идеи навевает! Наши юные тела Закаляет исступленье! Вот и кончилось, ля-ля, Музыкальное вступленье,-

Но пронзительный мотив Начинается! Вниманье! Спят, друг друга обхватив, Молодые — как в нирване. И в невежестве своем Молодые человеки — Ни бум-бум о берегах, О серебряных лугах, Где седые человеки Спать обнимутся вдвоем, А один уснет навеки. …Хорошо — быть молодым!..

1975 г

Мне нравится, что Вы больны не мной…

Марина Цветаева

Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной — Распущенной — и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем ни ночью — всуе… Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой За то, что Вы меня — не зная сами! — Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной, За солнце не у нас над головами, — За то, что Вы больны — увы! — не мной, За то, что я больна — увы! — не Вами.

1915 г

По несчастью или к счастью…

Геннадий Шпаликов

По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места.

Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно Я бы запретил, Я прошу тебя, как брата, Душу не мути.

А не то рвану по следу — Кто меня вернет? — И на валенках уеду В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю, Там, где — боже мой! — Будет мама молодая И отец живой.

1914 г

Улыбаюсь, а сердце плачет

Вероника Тушнова

Улыбаюсь, а сердце плачет в одинокие вечера. Я люблю тебя. Это значит —

я желаю тебе добра. Это значит, моя отрада, слов не надо и встреч не надо, и не надо моей печали,

и не надо моей тревоги, и не надо, чтобы в дороге мы рассветы с тобой встречали. Вот и старость вдали маячит,

и о многом забыть пора… Я люблю тебя. Это значит — я желаю тебе добра.

Значит, как мне тебя покинуть, как мне память из сердца вынуть, как не греть твоих рук озябших, непосильную ношу взявших?

Кто же скажет, моя отрада, что нам надо, а что не надо, посоветует, как же быть?

Нам никто об этом не скажет, и никто пути не укажет, и никто узла не развяжет… Кто сказал, что легко любить?

Людей неинтересных в мире нет

Евгений Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас.

И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой… Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать.

1961 г

Я стал не любить красивых

Михаил Гуськов

Я стал не любить красивых, Они слишком часто лгут. Я стал не любить счастливых За то, что легко живут. Я стал не любить болтливых За слов пустых череду. Я стал не любить плаксивых, Наводят они беду.

Я стал не любить свободу За сказки ее и ложь, Я стал не любить погоду, Когда льет промозглый дождь. Я стал не любить успешных, Цена их успехам – грош. Я стал не любить и грешных И стал не любить святош.

Я стал не любить правдивых За то, что в их правде яд, Я стал не любить стыдливых За будущий их разврат. Гордец, что с надменной бровью, — Во мне вызывает смех.. Я стал не любить с любовью, Прощая за всё и всех…

Ты большая в любви

Евгений Евтушенко

Ты большая в любви. Ты смелая. Я — робею на каждом шагу. Я плохого тебе не сделаю, а хорошее вряд ли смогу. Все мне кажется, будто бы по лесу без тропинки ведешь меня ты. Мы в дремучих цветах до пояса. Не пойму я — что за цветы. Не годятся все прежние навыки. Я не знаю, что делать и как. Ты устала. Ты просишься на руки. Ты уже у меня на руках. «Видишь, небо какое синее? Слышишь, птицы какие в лесу? Ну так что же ты? Ну? Неси меня! А куда я тебя понесу?..

1953 г

Бессонница. Гомер. Тугие паруса …

Осип Мандельштам

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи — На головах царей божественная пена — Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1915 г

Предсказание

Михаил Лермонтов

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь — и поймешь, Зачем в руке его булатный нож; И горе для тебя!- твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.

1830 г

Я слышу не то, что ты мне говоришь, а голос

Иосиф Бродский

Я слышу не то, что ты мне говоришь, а голос. Я вижу не то, во что ты одета, а ровный снег. И это не комната, где мы сидим, но полюс; плюс наши следы ведут от него, а не к.

Когда-то я знал на память все краски спектра. Теперь различаю лишь белый, врача смутив. Но даже ежели песенка вправду спета, от нее остается еще мотив.

Я рад бы лечь рядом с тобою, но это — роскошь. Если я лягу, то — с дерном заподлицо. И всхлипнет старушка в избушке на курьих ножках и сварит всмятку себе яйцо.

Раньше, пятно посадив, я мог посыпать щелочь. Это всегда помогало, как тальк прыщу. Теперь вокруг тебя волнами ходит сволочь. Ты носишь светлые платья. И я грущу.

1989 г

А, ты думал – я тоже такая…

Анна Ахматова

А, ты думал – я тоже такая, Что можно забыть меня И что брошусь, моля и рыдая, Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок В наговорной воде корешок И пришлю тебе страшный подарок- Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом Окаянной души не коснусь, Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь И ночей наших пламенным чадом- Я к тебе никогда не вернусь.

1921 г

На самом деле мне нравилась только ты, мой идеал

Дмитрий Быков

На самом деле мне нравилась только ты, мой идеал и мое мерило. Во всех моих женщинах были твои черты, и это с ними меня мирило.

Пока ты там, покорна своим страстям, летаешь между Орсе и Прадо, — я, можно сказать, собрал тебя по частям. Звучит ужасно, но это правда.

Одна курноса, другая с родинкой на спине, третья умеет все принимать как данность. Одна не чает души в себе, другая — во мне (вместе больше не попадалось).

Одна, как ты, со лба отдувает прядь, другая вечно ключи теряет, а что я ни разу не мог в одно все это собрать — так Бог ошибок не повторяет.

И даже твоя душа, до которой ты допустила меня раза три через все препоны, — осталась тут, вопло- тившись во все живые цветы и все неисправные телефоны.

А ты боялась, что я тут буду скучать, подачки сам себе предлагая. А ливни, а цены, а эти шахиды, а роспечать? Бог с тобой, ты со мной, моя дорогая.

2003 г

Простые строки

Николай Асеев

Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя – сушь, Мне и в жару без тебя – стыть. Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год, Если бы время мельчить, дробя; Мне даже синий небесный свод Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать – Слабость друзей, силу врагов; Я ничего не хочу ждать, Кроме твоих драгоценных шагов.

Все начинается с любви

Роберт Рождественский

Все начинается с любви… Твердят: «Вначале было слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви!..

Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка — все начинается с любви.

Все начинается с любви, С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть — родная и вечная сестра любви.

Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг — все начинается с любви…

Весна шепнет тебе: «Живи…» И ты от шепота качнешься. И выпрямишься. И начнешься. Все начинается с любви!

1983 г

Убили парня (Крик)

Роберт Рождественский

Убили парня эа здорово живешь. За просто так. Спокойно. Как в игре… И было это не за тыщу верст от города. А рядом. Во дворе. Еще пылали окна… Между тем он так кричал, прижав ладонь к груди, как будто накричаться захотел за долгое молчанье впереди… Крик жил отдельно! Вырастал стеной. Карабкался, обрушивался с крыш. Растерзанный, отчаянный, больной. нечеловечески огромный крик! Он тек по трубам, полз по этажам, подвалы заполнял и чердаки, Он ошалело тыкался в звонки! Ломился в двери и в замках визжал!.. Он умолял! Он клянчил: «Защити!..» Навстречу ослабевшему, ему, плыл шепоток: «Не надо…», «Не ходи…», «Простудишься.,,», «Не надо…», «Ни к чему…»

Да, случай. Как-то. В городе одном. Но помните, другие города!

…«Вот если бы не вечером, а днем…», «Вот если бы на фронте,— я б тогда…» И все. И только молний пересверк. И все И не остановился век… Какое это чудо — Человек! Какая это мерзость — человек!

В домах

(М. Горькому)

Константин Бальмонт

В мучительно-тесных громадах домов Живут некрасивые бледные люди, Окованы памятью выцветших слов, ‎Забывши о творческом чуде.

Всё скучно в их жизни. Полюбят кого, Сейчас же наложат тяжёлые цепи. «Ну, что же, ты счастлив?» — «Да что ж… Ничего…» ‎О, да, ничего нет нелепей!

И чахнут, замкнувшись в гробницах своих. А где-то по воздуху носятся птицы. Что птицы? Мудрей привидений людских ‎Жуки, пауки и мокрицы.

Всё цельно в просторах безлюдных пустынь, Желанье свободно уходит к желанью. Там нет заподозренных чувством святынь, ‎Там нет пригвождений к преданью.

Свобода! Свобода! Кто понял тебя, Тот знает, как вольны разливные реки. И если лавина несётся губя, ‎Лавина прекрасна навеки.

Кто близок был к смерти и видел её, Тот знает, что жизнь глубока и прекрасна. О, люди, я вслушался в сердце своё, ‎И знаю, что ваше — несчастно!

Да, если бы только могли вы понять… Но вот предо мною захлопнулись двери, И в клеточках гномы застыли опять, ‎Лепечут: «Мы люди, не звери».

Я проклял вас, люди. Живите впотьмах. Тоскуйте в размеренной чинной боязни. Бледнейте в мучительных ваших домах. ‎Вы к казни идёте от казни!

1903 г

3-4 года

Детям этого возраста нужно предлагать активные стишки, в которых много глаголов, существительных, конкретных величин (предметы, игрушки, люди, животные и т.д.). Их будет легче и интереснее заучивать, мышление, речь станут развитыми, тренированными.

Отдельное место занимают считалки. Их очень легко разучивать, они имеют практическую направленность – могут потом использоваться в ходе игр. Дети очень любят их заучивать. Это хороший способ тренировать память, речь, мышление.

Короткие стихи, которые легко учатся

Дождь в лицо и ключицы…

Белла Ахмадулина

Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем.

То ли будет, другое… Я и знать не хочу — разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу.

Мне и страшно, и весело, как тому кораблю…

Не жалею, что встретила. Не боюсь, что люблю.

1955 г

Мосты

Валентин Гафт

Я строю мысленно мосты, Их измерения просты, Я строю их из пустоты, Чтобы идти туда, где Ты.

Мостами землю перекрыв, Я так Тебя и не нашёл, Открыл глаза, а там… обрыв, М ой путь закончен, я – пришёл.

О, я хочу безумно жить…

Александр Блок

О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

1914 г

Не ставь границ…

Любовь Козырь

Не ставь границ, не мысли по шаблону, Меняй пароли, помни номера… Но, чтобы не пришлось терять корону, Сумей уйти, когда тебе пора.

Хокку

Николай Гумилёв

Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца, Зачем Колумб Америку открыл?

1917 г

Любовью дорожить умейте…

Степан Щипачев

Любовью дорожить умейте, С годами дорожить вдвойне. Любовь не вздохи на скамейке И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить.

1939 г

Ну, как тебе на ветке?

Олег Григорьев

— Ну, как тебе на ветке? — Спросила птица в клетке. — На ветке, как и в клетке, Только прутья редки.

Посредине панели…

Николай Заболоцкий

Посредине панели Я заметил у ног В лепестках акварели Полумертвый цветок. Он лежал без движенья В белом сумраке дня, Как твое отраженье На душе у меня.

1957 г

Открыв наук зелёный том

Даниил Хармс

Открыв наук зелёный том Я долго плакал, а потом Его закрыл и бросил в реку. Науки вредны человеку. Науки втянут нас в беду Возьмёмтесь лучше за еду.

1933 г

Хитрости

Один из самых эффективных методов для укрепления памяти – обычное заучивание стихов.

При заучивании стихов можно использовать такие хитрости:

  1. Рифмы позволяют выстраивать нейронные связи.
  2. Эмоциональная направленность произведения поможет легче включить в мозге процессы запоминания.
  3. Благодаря образности можно создать ассоциативные параллели.
  4. Не стоит зазубривать произведение, важно запомнить его осознанно.
  5. Можно скачать на телефон сразу много стихов разной тематической направленности. Составьте своего рода сборник, в который включите хорошие и интересные именно для вас, вашего ребенка, произведения.
  6. Если сложно учить обычные стихи, можно заменить их частушкой или считалкой. Их легче запомнить.

Стихи Пушкина, которые легко выучить

Чем меньше женщину мы любим

(отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Александр Сергеевич Пушкин

Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времян: Ловласов обветшала слава Со славой красных каблуков И величавых париков.

1823-1830 гг

Ты и я (Александру I)

Александр Пушкин

Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. Не имея ввек забот, Ты живешь в огромном доме; Я ж средь горя и хлопот Провожу дни на соломе. Ешь ты сладко всякий день, Тянешь вины на свободе, И тебе нередко лень Нужный долг отдать природе; Я же с черствого куска, От воды сырой и пресной, Сажен за сто с чердака За нуждой бегу известной. Окружен рабов толпой, С грозным деспотизма взором, Афедрон ты жирный свой Подтираешь коленкором; Я же грешную дыру Не балую детской модой И Хвостова жесткой одой, Хоть и морщуся, да тру.

примерно 1819 г

Пророк

А. С. Пушкин

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

1826 г

Особенности формирования памяти

Метод заучивания стихотворений применяется для развития памяти в любом возрасте. Понимание процесса памяти способствует улучшению этой функции. Память – ведущий познавательный процесс, фундамент, на котором строится психическая деятельность. Образы, которые возникают в ходе взаимодействия с внешней средой, переживались бы каждый раз как возникшие впервые, если бы человек их не запоминал.

Когда человек открывает утром глаза, он понимает, где находится. Отправляясь в школу, институт или на работу, человек осознает, зачем он это делает. Благодаря способности запоминать индивид накапливает впечатления, возникшие в процессе взаимодействия с окружающим миром, обучается, приобретает навыки, умения, чтобы использовать их в дальнейшем. Понимание функции памяти связано с теорией физиолога П. Павлова об условных рефлекторных реакциях.

Например, если во время кормления младенца включать цветную лампочку, повторяя процесс многократно, у ребенка вырабатывается рефлекторная реакция. Он производит сосательные движения при включенной лампочке даже при отсутствии еды. Ребенок запомнил взаимосвязь со светом лампочки, что обусловлено физиологическими процессами в головном мозге:

  • При кормлении происходит нервное возбуждение в пищевом отделе мозга.
  • При зажигании лампочки происходит нервное возбуждение в зрительном отделе коркового слоя.
  • Многократное повторение процесса приводит к формированию новой нейронной связи в мозге.

Способность запоминать связана с деятельностью отделов мозга, с физиологическими процессами, протекающими в ЦНС. Например, при повреждении некоторых отделов мозга головы, ухудшаются когнитивные способности, в том числе память. Причем физиологические процессы при запоминании идентичны физиологическим процессам, которые происходят при восприятии (зрительном, обонятельном, вкусовом, тактильном).

Различие в том, что при восприятии физиологические процессы поддерживаются текущими внешними стимулами (раздражение рецепторов), при воспроизведении информации из памяти фактором возбуждения нервных структур выступают нервные процессы, происходившие в прошлом. Многократное повторение материала позволяет точно его запомнить.

Деятельность, направленная на запоминание и последующее воспроизведение информации, называется мнемической. Если регулярно учить стихи, происходит развитие памяти у взрослых и детей, запоминание сложных слов и фраз полезно для тренировки мозговых структур, ответственных за мнемическую деятельность. К ним относят гиппокамп, таламические отделы ретикулярной формации, слуховые и зрительные центры коркового слоя.

Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым о войне

Рассказ танкиста

Александр Твардовский

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.

1942 г

До свидания, мальчики

Булат Окуджава

Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли — Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили и ушли, за солдатом — солдат… До свидания, мальчики! Мальчики, Постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат И себя не щадите, и все-таки Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб — разлуки и дым, Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим. Сапоги — ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон… Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад… До свидания, девочки! Девочки, Постарайтесь вернуться назад.

1958 г

Что такое мнемостих

Есть специальные стихи, которые составлены специально для тренировки памяти. Для их запоминания применяется мнемонический принцип. При этом в памяти можно сохранить сложную последовательность, информационный кластер, список, а в нужное время извлечь информацию.

Даже если учить обычные стихотворения, память улучшится, а мозг привыкнет обрабатывать информацию.

Для улучшения этого процесса стоит помнить такие советы:

  1. Мнемостих – это профессиональный прием «запоминальщиков». Он основан на правилах мнемоники – совокупности приемов, способов запоминания. Это может быть техника «акроним», «история», «мнемофраза» и т.д. Например, мнемостихи используют в лингвистике, чтобы запомнить правило.
  2. Стимулировать мозг можно при помощи разрешенных медицинских препаратов. Они повышают жизнеспособность нейронов, препятствуют окислительным реакциям, стимулируют кровообращение в мозге, укрепляют сосудистые стенки, препятствуют появлению тромбов, улучшают прохождение сигнала от нейрона к другим. Чаще всего это природные растительные комплексы. Чтобы добиться устойчивого результата, их следует принимать не одноразово, а систематично. По поводу их использования обязательно нужно посоветоваться с педиатром или терапевтом.

Стихи Есенина, которые должен знать каждый

Письмо матери

Сергей Есенин

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

1924 г

Ах, как много на свете кошек

(сестре Шуре)

Сергей Есенин

Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок, Только помню с далекого дня — На лежанке мурлыкал котенок, Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок, Но под бабкину песню вскок Он бросался, как юный тигренок, На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку, А еще через несколько лет Из кота того сделали шапку, А ее износил наш дед.

1925 г

Автор фотографии — Луиза Гельтс

РОССИЯ (К. Бальмонт)

Есть слово — и оно едино.Россия. Этот звук — свирель.В нем воркованье голубино.Я чую поле, в сердце хмель,Позвавший птиц к весне апрель.На иве распустились почки,Береза слабые листочкиРаскрыла — больше снег не враг,Трава взошла на каждой кочке,Заизумрудился овраг.Тоска ли в сердце медлит злая?Гони. Свой дух утихомирь.Вновь с нами ласточка живая,Заморского отвергшись края,В родимую влюбилась ширь.И сердце, ничего не зная,Вновь знает нежно, как она,Что луговая и леснаяЗовет к раскрытости весна.От солнца — ласка властелина,Весь мир — одно окно лучу.Светла в предчувствии долина.О чем томлюсь? Чего хочу?Всегда родимого взыскую,Люблю разбег родных полей,Вхожу в прогалину лесную —Нет в мире ничего чьи, луга, болота, склоны,В кустах для зайца уголок.В пастушью дудку вдунул звоны,Качнув подснежник, ветерок.Весенним дождиком омочен,Весенним солнцем разогрет,Мой край в покров весны одет,Нерукотворно беспорочен.Другого в мире счастья нет.

Стихотворения для заучивания наизусть про маму

Матери

Иван Бунин

Я помню спальню и лампадку. Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки… Не ты ли ангелом была?

1906—1911 гг

Маме

Марина Цветаева

В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров… Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

1907 г

Мама, глянь-ка из окошка

Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

1887 г

О вера наших матерей…

Виктор Коротаев

О вера наших матерей, Вовек не знающая меры, Святая, трепетная вера В нас, подрастающих детей,

Её, как свет в березняке, Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей.

Уж матери — такой народ – Вздохнут, Нас долгим взглядом смеря: Пусть перебесятся, пройдет, И снова верят, верят, верят.

Как верят матери одни Взыскательно и терпеливо. И — не крикливые — они Не почитают это дивом.

И просто нипочем года Их вере, трепетной и нежной, Вот только мы-то не всегда Оправдываем их надежды.

О матери

Красивые стихи для заучивания в подготовительной группе детского сада (по ФГОС)

Дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать вполне «взрослые» художественные произведения. Стихи для заучивания наизусть в подготовительной группе детского сада учат ребенка сопереживать героям, развивают фантазию и воображение, формируют навыки владения словом.

***Милая певунья,Ласточка родная,К нам домой вернулась,Из чужого края.

Под окошком вьётсяС песенкой живою:«Я весну и солнцеПринесла с собою…»Константин Льдов «Весенняя гостья»

***Мама спит, она устала…Ну и я играть не стала!Я волчка не завожу,А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,Тихо в комнате пустой.А по маминой подушкеЛуч крадется золотой.

И сказала я лучу:– Я тоже двигаться хочу!Я бы многого хотела:Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,Я б могла похохотать,Да мало ль я чего хочу!Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,А потом скользнул ко мне.– Ничего, – шепнул он будто, –Посидим и в тишине!..Елена Благинина «Посидим в тишине»

***Вот подснежник на поляне,Я его нашел.Отнесу подснежник маме,Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежноМама обняла,Что раскрылся мой подснежникОт ее тепла.Георгий Виеру «Вот подснежник на поляне»

***Пять маленьких щенятХоть им тепло в соломе,Как детям в зимнем доме.Но всё они пищат.

Я знаю почему:Когда их мать ласкает,Она их называет,Но как — я не пойму.

У них одно желанье:Чтоб дали им прозванье –Светляк, Любимчик, Скок,Шалунья и Снежок.Сергей Городецкий «Пять маленьких щенят»

***Поезжай за моря-океаныи над всею землёй пролети.Есть на свете различные страны,но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,широка и привольна земля,и гремят, не смолкая, заводы,и шумят, расцветая, поля.Михаил Исаковский «Поезжай за моря-океаны»

***У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;Идёт направо — песнь заводит,Налево — сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходом,Пленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несёт богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой,Там царь Кащей над златом чахнет;Там русский дух… там Русью пахнет!И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёный,Свои мне сказки говорил.Александр Сергеевич Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»

***Осень наступила,Высохли цветы,И глядят унылоГолые кусты.

Вянет и желтеетТравка на лугах,Только зеленеетОзимь на полях.

Туча небо кроет,Солнце не блестит,Ветер в поле воет,Дождик моросит..

Зашумели водыБыстрого ручья,Птички улетелиВ теплые края.Алексей Плещеев «Осень»

***Вот моя деревня;Вот мой дом родной;Вот качусь я в санкахПо горе крутой;

Вот свернулись санки,И я на бок — хлоп!Кубарем качусяПод гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,Стоя надо мной,Весело хохочутНад моей бедой.

Всё лицо и рукиЗалепил мне снег…Мне в сугробе горе,А ребятам смех!Иван Суриков «Детство»

Вывод

Чтобы тренировать мышление, память, не нужно тратить много времени. Несколько заученных строк в день помогут улучшить эти способности, создать стойкие нейронные связи. Несложные упражнения для заучивания улучшат мозговую деятельность в любом возрасте.

Помогайте ребенку читать стихи выразительно, осознанно. Он должен понимать, о чем идет речь, тогда произведение будет ему интересно, а чтение его станет увлекательным занятием. Даже короткое четверостишие способствует развитию навыков обучения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]