Тренировки по мнемотехнике на развитие внимания и памяти

Мнемотехника для начинающих — система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.

Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона — пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.

Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации. С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике. Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • пересказывать различные произведения;
  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников

Надежда Гагуа

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников.

Гагуа Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад 38»

г. Глазова

1-2 слайд

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности,в том числе:

позитивное отношение к природе, окружающему миру;

ребенок начинает выделять себя из окружающей среды;

развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему;

формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

3 слайд

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника»

и
«Мнемотаблица»
, познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты
использования мнемотаблиц в экологическом воспитании дошкольников.
Мы часто сталкиваемся с такой проблемой, что дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова местами, не могут начать описание природных явлений и т. д. Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Для успешного решения задач экологического воспитания мы в своей работе используем метод мнемотехники.

4 слайд

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Актуальность:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

5 слайд

Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании — обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Овладение приёмами работы с мнемотаблицамизначительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

6 слайд

Задачи:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного)

;

кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы);

перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы).

7 слайд

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

8 слайд

Заниматься мнемотехникой мы начинаем с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др. (раньше их называли «схема – алгоритм). Изображаем так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего возраста используем цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка)

.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

9 слайд

Позже изображение персонажей усложняем – зарисовываем в графическом виде (волк – серый треугольник, солнышко зимой – желтый полукруг, осень – буква «о»

желтого цвета). Для детей старшего
дошкольного возраста схемы по возможности рисуем в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей.
Работу с мнемотаблицамиведем по следующим этапам:

1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).

3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по заданной теме. Если работа с мнемотаблицами с детьми ведется недавно, то воспитатель дает детям уже готовые мнемотаблицы. Дети с помощью воспитателя рассматривают и проговаривают то, что на ней изображено. А в старшем дошкольном возрасте дети могут не только самостоятельно рассказать по мнемотаблице, но и составить ее.

10 -11 слайд

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений (особенно про природу)

.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения.Послушайте его:

«ЁЛОЧКА»

Н. Нищева

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

«Перед нами елочка»

. Что мы можем нарисовать к этой строчке?
(Ёлочку)
. Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки»

. Рисуем …. И т. д.

– Наше стихотворение «нарисовано»

,
мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
— Вам понравилось?

12 слайд

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

13 слайд

Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

14 слайд

Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода)

. Такие таблицы, как
«Путешествие капельки»
(круговорот воды в природе,
«Превращения лягушонка»
, «Правила поведения в лесу
(на водоеме)
».
Используем мнемотаблицы — загадки на экологическую тематику.
«Описание времени года»

-Солнце (светит, но не греет; часто бывает за тучками; жарко греет)

— Небо — Земля — Деревья — Люди (их занятия, одежда)

— Звери (поведение, питание, внешний вид)

— Птицы — Чем можно заниматься

«Описание овощей и фруктов»

— Что это? — Цвет — Форма — Величина — Вкус — Сочность — Место произрастания — Что из этого можно сделать.

«Описание и сравнение животное»

— Внешний вид (части тела)

— Место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних животных)

или берлога, логово, нора и пр.
(для диких животных)
— Чем питается

— Как зовут детёныша

— Какую пользу приносит человеку (для описания только домашних животных)

— В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное

«Описание и сравнение птиц»

— Внешний вид

— Зимующая или перелётная

— Где живёт — Чем питается — Как выводит птенцов — Какую пользу приносит человеку

15 слайд

На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте ….

16 слайд

На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т. д.

17-18-19 слайд

В своей работе мы используем алгоритмы процессов опытно-исследовательской деятельности, ухода за комнатными растениями, посадки семян.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

20 слайд

Таким образом, использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Мнемотаблицы для детей с ОНР

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет прямую зависимость с логикой мышления и умением осознавать увиденные образы или услышанные звуки, выражая это последовательной речью, в которой присутствуют логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, находится в зависимости от умения обдумывать информацию и строить высказывания на разнообразные темы.

Диалогическая речь отображается в общении нескольких человек, зачастую сопровождаясь простыми односложными высказываниями, задаванием конкретных вопросов и составлением вариантов ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль отыгрывает формулировка и задавание вопросов, построение ответов и аргументированное отстаивание своего мнения. Связной монологической речи у дошкольников присуща развернутость и сосредоточивание мыслей на основном, без вникания в подробности. В процессе воспроизведения своих мыслей и выбора языковых средств решающую роль отыгрывают внутренние мотивы, так как именно ними и стимулируется монологическая речь.

Особенности этапов развития связной как монологической, так и диалогической речи разняться, но оба вида находятся в тесной взаимосвязи. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.

Внедрение мнемотехники в занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста должно проводиться с помощью мнемоквадратов, в которых зашифровываются самые простые слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после осознания детьми понятия «шифрование» можно переходить к более трудным вариантам схем – мнемодорожкам с мнемотаблицами, в основу которых может быть заложена целая история.


Мнемодорожка “Два весёлых гуся”.

Использование данной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:

  • повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;
  • облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые
  • сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]