Как развивать внимание у детей с ЗПР
В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Это затрагивает повседневные бытовые задачи, общение с людьми, обучение и многое другое. Без концентрации заторможены мыслительные процессы, ведь в мозг не поступает вся информация об объекте. Также невозможна аккуратность, четкость, исполнительность.
Поэтому, с развитием концентрации улучшаются все интеллектуальные, физические и социальные навыки. Всю важность этого аспекта могут прочувствовать больные с задержкой психического развития, ведь с ним у них большие проблемы. Однако с ней можно успешно бороться.
Роль памяти в развитии ребенка
Память
является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Как развить память у ребёнка? Узнайте об играх для развития памяти .
В зависимости оттого, что необходимо запомнить, различают память:
- зрительную (образную) — образы восприятия, мышления и воображения;
- слухоречевую — сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации);
- двигательную — запоминание собственных движений, выработка навыков;
- эмоциональную — память чувств.
По характеру участия воли в процессах запоминания, память делят на:
- непроизвольное запоминание
– происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание и воспроизведение материала; - произвольное запоминание
– процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи).
На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребёнок не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Отмечается, что непроизвольно запоминается тот материал, который включён в активную деятельность. На запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей.
На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.
Сначала ребёнок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приёмы (например, приём логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.
Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития? На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребёнка очень наглядный, конкретный смысл.
Развить память у детей помогают игры
Что такое внимание: теория и классификация
Прежде чем перейти к проблеме концентрации при ЗПР необходимо разобраться с явлением как таковым.
Внимание – это избирательное и управляемое восприятие.
Оно не только стимулирует и упрощает познание, но и оказывает огромное влияние на формирование отношения к объекту наблюдения.
Устойчивое внимание – это залог здоровой психики, что выражается в спокойствии.
Это обусловлено тем, что при возможности концентрироваться на объектах, человек ориентируется в окружающем мире, может дать оценку предметам и понимает свое место среди них. Уникальной особенностью внимательного человека является его полная сосредоточенность, возможность воспринимать мельчайшие детали. Это происходит за счет снижения концентрации на всех прочих предметах. Поэтому довольно легко переключаться между объектами, или же вообще не обращать внимания ни на что.
Этот процесс тесно связан с другими: слухом, зрением, мыслями и действиями. Некоторые психологи считают, что концентрация — это не отдельная способность человека, а лишь параметр, свойство указанных процессов. Особую важность данной способности отмечают учителя, которые понимают, что для запоминания чего-либо необходимо прежде сконцентрироваться. Поэтому помимо стандартных навыков вроде чтения и письма, идет усиленная тренировка внимания. Для этого выделяются разновидности и свойства:
Разновидности | Свойства |
Произвольное – есть волевое усилие, напряжение | Концентрация |
Послепроизвольное – есть сознательный выбор, но нет напряжения | Объём |
Последовательное | Сосредоточенность |
Непроизвольное (пассивное) – устанавливается независимо от желания человека | Распределение |
сенсорно-перцептивное (внешнее) – познание окружающего мира | Переключаемость |
Конституционального происхождения | Рассеянность |
Интеллектуальное (внутреннее) – самопознание | Устойчивость |
Моторное – акцент на движения и действия |
У детей с ЗПР внимание сохраняет те же функции, но имеет некоторые особенности. Например, память гораздо меньше. Устойчивость, то есть способность сконцентрироваться на чем-то одном продолжительное время, затрагивает только интересные вещи для малыша с ЗПР. Практически отсутствует распределение, то есть способность заниматься одновременно несколькими вещами. У детей с замедленным развитием психики снижена скорость переключения между видами деятельности.
Сущность и функции внимания
Внимание – это специфическая направленность человеческой психики на определенный объект или деятельность.
Направленность внимания может быть как на внутренние процессы человека, так и на происходящее (предметы) окружающего мира.
Особенность внимания заключается в том, что оно не имеет явного содержания, а находится внутри всех процессов.
Сущность внимания состоит в его направленности на объекты и действия, получение информации, ее переработку и последующее сохранение в сознании личности.
Формы внимания:
- сенсорная форма (перцептивное внимание);
- интеллектуальная форма (мыслительное внимание);
- моторная форма (двигательное внимание).
Виды внимания:
- Активное (произвольное) внимание. Внимание направляется на предмет или действие целенаправленно, для того чтобы запомнить, изучить, сохранить и т.д. свойства предмета или происходящего действия.
- Пассивное (непроизвольное) внимание. Внимание возникает непроизвольно, вследствие вызванного интереса со стороны предмета или действия.
- Послепроизвольное внимание. Стадия внимания, когда происходит возврат к непроизвольному вниманию.
Особенности и нарушения концентрации у детей с ЗПР
Помимо уже названных отличий, у детей с ЗПР можно отметить главное нарушение – недостаток внимания. Оно выражается в рассеянности в деятельности и при восприятии информации. Из-за этого даже малейший раздражитель способен сбить их с толку и заставить потерять суть происходящего. Помимо слабой концентрации характерна избирательность. Например, ребята с ЗПР будут отдавать предпочтение играм, а не учебе. В связи с этим, ученика бывает трудно мотивировать на учебу, а работоспособность может то резко возрасти, то снизиться. Для разных видов деятельности нужны разные формы концентрации, которые при ЗПР страдают по-разному. Возможна как комплексная задержка, так и одного параметра. Это можно увидеть по малышу. Если ему трудно дается математика, счет, то проблемы с объёмом. Если с чтением и грамотностью – то с распределением. Если же страдают все навыки, то говорят про невнимательность в целом.
Негативные факторы производственной среды, причины возникновения
В качестве других возможных причин ЗПР детей может выступать педагогическая запущенность. Категория педагогически запущенных детей также неоднородна. Запущенность может быть обусловлена разными конкретными причинами и может иметь различные формы. В психологической и педагогической литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего используется в более узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школьной неуспеваемости. В качестве примера можно сослаться на совместную работу отечественных психологов А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, работу Л.С. Славиной и др.
В связи с появлением в системе общеобразовательных и специальных школ средних и старших классов для детей с ЗПР возникает необходимость изучения особенностей подросткового возраста. Так, на основании проведенных исследований (К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова) выделяют две группы подростков с ЗПР, каждая из которых имеет свою специфику: подростки с ЗПР без отклонений в поведении; подростки с ЗПР с отклонениями в поведении.
В социально-психологических исследованиях (B.C. Шаумаров, Л.В. Шибаева) проводилось кросс-культурное изучение роли социально-психологических факторов в развитии детей с ЗПР. Работы касались анализа влияния семьи, социального статуса, образовательного уровня родителей и характера отношений в семье. Следует отметить, что влияние семьи проявляется на всех уровнях развития личности ребенка.
Рассмотренные направления изучения ЗПР исследуют проблему с различных точек зрения. Тем не менее интеграция подходов в значительной степени обогатила бы содержание системного исследования проблемы, а значит и определила бы перспективы ее решения для теории и практики специальной психологии и педагогики. К тому же в рамках интегральной оценки ЗПР нашла бы свое воплощение идея о распределении приоритетов (биологических и социальных) в формировании ЗПР.
Для определения факторов, влияющих на формирование ЗПР, и для последующей оценки психологической адаптации и динамики интеллектуального развития детей с ЗПР необходима комплексная всесторонняя оценка изучаемого статуса.
Меньше исследовался в науке феномен ЗПР как особый тип психического развития, с характерной незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием биологических и социально-психологических факторов.
Диагностика внимания у детей с ЗПР
Обнаружить проблемы с концентрацией достаточно просто. Обычно это делается уже при обследовании на ЗПР. Диагностикой внимания занимается педиатр, психолог, логопед, дефектолог, психиатр и другие специалисты. Они исследуют общие умственные способности, эмоционально волевую сферу. На основе результатов делается заключение и даются рекомендации по коррекции и развитию.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР
Большинство детей с задержкой психического развития (ЗПР) впоследствии обучаются по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и интенсификации школьных программ, особенно в начальном звене, ставит детей с проблемами в развитии в ещё более неравные «стартовые условия» по сравнению с детьми с нормальным развитием.
Распространённость случаев задержки психического развития (ЗПР) приводит к необходимости использования в арсенале психологов и педагогов специальных методик, позволяющих уточнить индивидуально-психологические особенности ребёнка, а также выявить возможные психологические и нейрофизиологические причины, определяющие неуспешность ребенка в учебной деятельности.
Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?Коррекционная работа при отставании в развитии разных видов памяти должна проводиться с учётом:
- реального уровня психического развития ребенка в целом;
- возрастных закономерностей развития памяти;
- индивидуальной специфики отставания в уровне развития памяти, выявляемой по результатам нейропсихологического обследования.
Педагогу, работающему с детьми с задержкой психического развития, необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:
- Слабость их мыслительной деятельности.
- Пониженная познавательная активность.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
- Недостаточность произвольной саморегуляции.
Для преодоления трудностей со стороны произвольной регуляции педагогу рекомендуется использовать следующие приёмы:
- Организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.
- Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.
- Включение ребёнка в действие, сочетание инструкции с показом.
- Включение ребёнка в совместные со взрослым действия.
- Повтор инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка.
При правильном подходе к обучению дети с задержкой психического развития (ЗПР) способны к усвоению некоторых мнемотехнических приёмов, овладению логическими приёмами запоминания.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Развитие и коррекция концентрации у детей с ЗПР
Развитие должно проходить на фоне общей реабилитации ребенка. Этим занимаются как сами родители, так и привлеченные логопеды, дефектологи, педиатры и психиатры. При выборе учебного заведения рекомендуется обратить внимание на специализированные детские сады, школы VII вида и коррекционные классы. Коррекцию внимания при ЗПР необходимо начать как можно раньше и продолжать как можно дольше. При обучении есть рекомендуемые методики, которых стоит придерживаться вне зависимости от преподаваемого материала:
- дозированность информации;
- наглядность;
- многократное повторение;
- смена вида деятельности.
Все это тесно связано с особенностями внимания дошкольников с ЗПР. Например, если не будет дозированности, то малыш быстро устанет и концентрация ослабнет. Без наглядности не будет понимания и интереса. Многократное повторение компенсирует недостатки внимания при ЗПР и позволяет заучить и автоматизировать материал. Смена деятельности вместе с физической активностью позволит поддерживать ребенка в тонусе, что благоприятно скажется на его концентрации. Чтобы поддерживать интерес ребенка, необходимо активно жестикулировать. Это поможет компенсировать проблемы с развитием речи и словесным восприятием. Таким образом, можно отвлечь учащегося от внешних раздражителей, которые непременно отвлекут ребенка с ЗПР от занятия.
Упражнения для развития внимания
Существует большое количество методов развития. При применении игр на практике допустимо менять условие и подстраивать под способности ребенка. Некоторые делаются индивидуально, другие предназначены для группы детей. Упражнение №1 Группе детей доступным способом (карточки, картинки, монитор) показывают набор слов или картинок. В соревновании побеждает тот, кто сможет больше записать (запомнить). Также можно присуждать победу за грамотность. Обязательное награждение за успехи. Упражнение №2 Ребенку предлагается набор картинок, которые необходимо запомнить. Требуется назвать как можно больше предметов, желательно в правильной последовательности.
Упражнение №3 Засекается 1 минута и за это время ребенку предлагается назвать как можно большое число предметов вокруг себя. Можно усложнить и называть предметы, например, только желтого цвета, или те, которые начинаются с буквы «О». Помимо этого, полезно давать решать загадки, лабиринты, квесты. Например, устроить игру, в которой ребенок должен искать записки-подсказки, а в конце его ожидает приз. Концентрацию развивают и обычные школьные упражнения. Математика, чтение, диктанты, заучивание стихов. Чтобы ребенок не потерял интерес, рекомендуется превращать интеллектуальные упражнения в игры на развитие внимания. Для этого заранее продумывается история (путешествие, перевоплощение в мага) по ходу которой ребенок будет выполнять задания.
Как заниматься дома
Можно работать над развитием внимания у детей с ЗПР не только со специалистами, но и дома с родителями. Акцент делается на регулярном повторении однотипных заданий, требующих повышенной концентрации. Хорошее упражнение с текстом, в котором ребенок должен вычеркнуть указанную букву (например, все буквы «П»). Варьировать сложность можно с помощью размера шрифта, длины текста или времени работы. Начинать можно с 1 мин, постепенно увеличивая на 30 секунд и доходя до общей продолжительности занятия в 10-15 минут. Используется и рисование. Например, перерисовывание простых объектов, раскраски или штриховка геометрических фигур. Можно предложить найти различия в картинках, для этого даже есть специальные приложения на компьютере или мобильных телефонах. Мнения по поводу того, можно ли использовать компьютер для развития или игр для детей с ЗПР расходятся.
Доводы «За» | Доводы «Против» |
Широкий выбор игр | Нет общения с людьми |
Возможность присоединиться к специальным курсам и интерактивным играм, которые развивают когнитивные способности | Сидячий и малоподвижный вариант занятий |
Компьютер или телефон привлечет внимание ребенка благодаря красочности и подвижности элементов | Ребенок не развивает мелкую моторику рук |
Возможно привыкание и последующий отказ от занятий «вживую» |
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Управление образования Администрации г. Усть-Илимска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик»
Фестиваль «Палитра мастер–классов» Направление: «Есть идея!»
Подготовила: Саргас Надежда Борисовна МБДОУ д/с № 25 «Зайчик» учитель-дефектолог высшая квалификационная категория
г. Усть-Илимск, 20
«Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему».
Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а следовательно, и внимание претерпевает изменения.
Внимание – важная сторона познавательной деятельности, это сосредоточенность на чём-либо. Оно связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенностей зависят такие качества: наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями
Внимание обладает свойствами такими как: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребёнка.
Виды внимания
Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Произвольное внимание являются слова активное и волевое т.е. подчеркивает активную позицию личности при сосредоточенности внимания на объекте.
Внимание в психологии — это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.
Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.
Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить проблему в развитии внимания у детей дошкольного возраста — распылённость, рассеянность, неустойчивости, узости внимания, – это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределение и объём. Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития данного психического процесса, которое проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания.
Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными: К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовским, Н.А. Цыпиной, Л.И. Переслени, В.В. Лебединским, И.Ф. Марковской, У.В. Ульенковой и другими. Все исследователи отмечают, что у детей с задержкой психического развития отмечаются несформированность разных свойств внимания.
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, были С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие.
Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т.д.
Именно поэтому развитие внимания детей с ЗПР и определение оптимальных путей коррекции нарушений внимания у данной категории дошкольников определяют актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной мною темы: «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений».
Следовательно, необходимо развивать у дошкольника способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, быстро переключать внимание с одного объекта на другой, научить подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
В процессе работы над развитием внимания у дошкольников, следую базовым принципам:
- Постепенное усложнение поставленных задач. Разделить задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой ребёнок наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем.
- Удержание инструкции в памяти. Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение.
- Формирование самоконтроля. При выполнении задания ребенок сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).
Взаимодействие с детьми должно носить системный и конструктивный характер, реализоваться через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.), интегрированные мероприятия в содружестве с другими специалистами и родителями. Поддерживать эмоциональное благополучие в процессе деятельности детско-взрослого коллектива. Поощрять индивидуальность и инициативу ребенка. Устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях. Обеспечивать возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Следовать принципу: не рядом, а вместе!
Вывод: чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить виды и свойства внимания и активизировать связную речь у ребенка.
Уважаемые педагоги хотела бы начать с вопроса, когда вы усаживались на свои места, что привлекло ваше внимание? Правильно цифры, а вы запомнили какие? (чётные и не чётные). Игра на произвольность внимания.
- Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания. Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять ИНСТРУКЦИЮ взрослого. Двигательная активность. «Делай наоборот» Преподаватель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, преподаватель выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; преподаватель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т.д. (Можно использовать карточки схемы)
- «Воспроизведение узора» игра на развитие объема внимания.
Предлагают рассмотреть узор из ракушек, запомнить их расположение с тем,
чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на карточке с окошечками.
(Можно использовать цифры, буквы, картинки по лексическим темам).
3. Игра на развитие концентрации внимания, памяти, логика.
«Игра с геометрическими фигурами (форма-цвет-размер)» Все геометрические фигуры разного цвета, размера и формы выкладываются на стол в произвольном порядке. Взрослый берет одну фигуру и предлагает ребенку найти другую по одному из указаний: измени только форму (т. е. оставь цвет и размер), измени только цвет, измени только размер, измени только форму и цвет, измени только форму и размер, измени форму, цвет, размер
4. «Сделай как я» Игра на развитие концентрации внимания, памяти.
Возьмите счетные палочки и выложите произвольную композицию, затем на 1 — 2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих палочек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку (мозаика или постройка и кубиков)
5. Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.
«Найди всех цыплят?»
Вы направьте острый взгляд,
И каждый результату будет рад.
6. Игра на развитие, распределения и переключения внимания
А теперь вы художницы у нас, Василисы высший класс
Вы скорее посмотрите и цвета все назовите! (работа с карточками: Василисы, и какие цвета были использованы в рисунках).
7. Игра на развитие объема внимания, обогащение словаря.
Ленточку передавай, слова быстрее называй
«Кто быстрее и больше?» Педагог показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.
8. Игра на развитие концентрации внимания, слуховое внимание. Дни недели. Педагог в быстром темпе называет дни: на буднях дети хлопают в ладоши, в выходные — действий нет.
9. Игра «Срисуй по клеточкам». Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
10. Игра на развитие концентрации внимания, память, логика
«Сколько ты насчитал … (кукол)?» Работа с карточками
11. «Помоги Игра на развитие объема и концентрации внимания.
Давайте вспомним Новый год,
кто больше Снеговику игрушек найдёт?
12. Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.
«Что перепутал художник?»
13. Игра на развитие концентрации внимания «Лабиринты» «Соедени цифру с буквой» Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша (более старшие дети, зрительно)
Лабиринт пройдём мы смело, хоть и не лёгкое это дело
14. Игра на развитие концентрации внимания
«Обводим картинку». Из точек составляют рисунок, и предлагают ребенку соединить их линией.
15. Для развития слухового внимания можно предложить детям такие игры: «Исправь предложение», когда нужно ложную информацию заменить на верную.
Например: «Осенью часто идет снег» или «Шарф надевают на ноги» и т. д. Или исправь слова в предложении: Мы слепили высокую ГОРКА, Мама купила Маше красивую ЮБКА.
Так же «Стихи небылицы»
Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли берег у ручья? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли нос у жучки?
При достаточно сформированном словаре можно предложить игры с близкими по звучанию словами, на пример:
Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!» Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный Лук с длинными усами. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, Но зато ему потом на крючок попался Дом. Мы собрали васильки, на голове у нас Щенки. Русская красавица своей коЗою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил Дочку.
По ходу прочтения, уточнять, все ли поэт написал правильно. Если нет, то где ошибка.
Внимание — имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него нового материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок.
Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты!
Всем спасибо!
Надеюсь, что приведенные игры и упражнения заинтересовали вас, и вы будете использовать их для решения педагогических и коррекционных задач в своей практике.
Уверена, что у вас появились собственные идеи дидактических заданий, направленных на развитие внимания и памяти, графомоторных навыков.
Рефлексия.
— Уважаемые коллеги, прошу вас заполнить «Карту «Отзыв-взаимодействие».
«Карта «Отзыв-взаимодействие»
- Считаете ли ВЫ тему «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений» актуальной в настоящее время?
- Пополнили ли Вы «Копилку» своих знаний новыми сведениями и идеями? Какие вызвали особый интерес?
- Надеемся, что приведенные игры и упражнения заинтересовали Вас. Какие задания Вы будете использовать для решения педагогических и коррекционных задач в своей практике (Вашей группе)?
- Какой дидактический материал (игры, упражнения) приемлем в использовании в соответствии с возрастом и возможностями здоровья Ваших воспитанников (по развитию внимания)?
Благодарю за сотрудничество!
Список литературы:
- Барсукова Е.В., Евдокимова Л.А., Истомина Т.Н. Учите ребенка правильной речи. — Курск: КГПУ, ИПК и ПРО, 1997. — 150с.; ил.
- Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -64 с.
- Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. –2000. – №5. – С.127-131,
- Внимание и память. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005. – 79с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М., 2000.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. – 320с.
- Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2005. – 136с.
- Мухина В.С. Возрастная психология 6-е издание. М., Академия. 2000
- Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. М., 2004
- Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. 2005. №8. С.58-65.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб: Акцидент, 1997. – 112с., 33. ил.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224с.
Следующая > |
Вывод
Внимание – важнейший компонент жизнедеятельности человека, который влияет на успех всех действий. У детей с ЗПР есть свои особенности, которые необходимо учитывать. Общие показатели довольно слабые, а вот невнимание преобладает. Таких детей легко отвлечь от занятия даже пустяком. Поэтому так важно проводить дополнительные занятия.
Моменты, направленные на развитие концентрации можно дополнять и в уже привычные упражнения и задания. Сделать это можно усложнив условия, просто заставив ребенка искать отдельные элементы. В занятиях сохраняется последовательность, они не должны быть утомляющими. При регулярном графике упражнений скоро станут заметны улучшения, возможно полное восстановление. Рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут составить список упражнений, которые подходят конкретному ребенку с его особенностями.
Как работать с детьми дома?
Развивать концентрацию внимания можно с помощью выполнения однотипных заданий, требующих определенного терпения. Одно из них — это вычеркивание каких-либо букв в печатном тексте, например на страницах старой газеты или журнала. Ребенку для выполнения задания нужно быть предельно сосредоточенным и внимательным.
В зависимости от возраста ребятам с ЗПР можно предлагать поработать с более крупными или мелкими шрифтами,
постепенно увеличивая время работы на 5 минут.
Также для домашнего обучения детей, учитывая их особенности и с целью развития у них разных типов внимания, можно:
- раскрашивать картинки по образцу, в том числе и с использованием штриховки;
- выкладывать из спичек или счетных палочек разнообразные картинки, также по образцу и даже на время;
- сравнивать картинки;
- искать изменения в предметах или на картинках и пр.
Внимание — это сложный психический процесс, связанный с мотивацией и намерениями. Деятельность детей с ЗПР может быть успешной только в том случае, если уровень их внимания достаточно высокий. Так как внимание — один самых важных психических процессов, работа с детьми с диагнозом ЗПР для его развития крайне необходима, хотя и будет довольно сложной.
Только систематическая коррекционная работа позволит добиться результата — улучшить развитие внимания у детей с ЗПР начиная с раннего возраста, несмотря на их особенности. В процессе такой работы должна быть организована
деятельность разного типа, обязательно вызывающая положительную мотивацию.
Планируя коррекционную работу с детьми с ЗПР, нужно помнить о том, что задания не должны быть слишком сложными и объемными. Увеличивать объем и сложность нужно будет постепенно, не допуская выведения детей из состояния равновесия.
Самыми сложными для таких ребят будут задания, требующие повышенной умственной активности, поэтому их лучше исключить из программы. Выстраивая план занятий, нужно учитывать специфику внимания у детей, их индивидуальные особенности, а также зоны актуального и планируемого в ближайшее время развития.
Только в этом случае можно будет надеяться на определенный эффект и прогресс со временем, выражаемый в улучшении показателей концентрации, распределения, удерживания внимания у детей с задержкой психического развития.