Игровой логопед. Как не ошибиться с выбором специалиста?

Ваш ребенок до сих пор не говорит? Переживаете, что он отстает от сверстников? Обычные занятия с логопедом не дали результата?

Восприятие и воспроизведение речи – очень сложные процессы, в которых задействованы разные отделы головного мозга, и в описании их природы ученые так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, общепринятым является тезис, что для нормального восприятия и воспроизведения речи необходима слаженная работа центров, отвечающих за движение и восприятие. Ученые и педагоги также едины в том, что основные причины отсутствия и недоразвития речи заключаются:

  • в отсутствующей или «разорванной» связи между этими центрами;
  • в том, что ребенок не может соотнести конкретный объект каким-либо символом – это может быть и движение, и предмет, и зрительный, и слуховой знак.

Наш язык – это знаковая система, набор символов, имеющих определенный смысл. Для того чтобы речь «запустилась», по мнению Т. В. Грузиновой, необходимо развить у ребенка символическую функцию. Она предлагает использовать игровую логопедию, когда все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен.

В результате регулярных занятий по методике Т. В. Грузиновой речь появляется относительно быстро и начинает развиваться в соответствии с возрастом.

Как происходит запуск речи по методике Грузиновой?

Для удачного стимулирования речи еще на этапе диагностики необходимо определить:

  • понимает ли малыш обращенную речь, команды;
  • имеются ли у него произвольные и непроизвольные вокализации гласных звуков;v
  • может ли он подражать отдельным звукам, когда эмоционально увлечен игрой.

Непроизвольными Грузинова называет те звуки, которые ребенок издает во время каких-либо действий, например, когда играет, но повторить осознанно по просьбе взрослого не может. Произвольные звуки появляются тогда, когда ребенок уже более-менее владеет собственным речевым аппаратом и может произнести тот или иной звук по своему желанию или в подражание взрослому.

Кроме того, крайне важно установить с ребенком доверительные отношения, ведь во время занятия логопед часто касается его лица и головы, ручек и ножек, это может вызвать негативную реакцию малыша. Он должен чувствовать себя в безопасности, и тогда его желание что-то делать, искренний интерес к происходящему, позитивные эмоции сделают игры и упражнения более эффективными.

Стимулирование речи у неговорящих детей по методике Т. В. Грузиновой происходит в несколько этапов.

Первый этап

В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.

Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.

По мере развития навыка логопед обучает малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Он формирует звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.

Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.

Способ стимулирования речи у неговорящих детей

Изобретение относится к логопедии и может быть использовано в обучении разговорной речи не говорящих детей с выраженными артикуляционными трудностями и трудностями фонематического различения. Проводят 3 этапа стимулирования речи у ребенка. На первом этапе проводят вызов и закрепление произношения непроизвольных согласных звуков в игровой ситуации, используя ассоциацию на движение предмета с жестом для возможности их произвольного воспроизведения ребенком. При этом, полученный в процессе игры звук сопровождается жестом, связанным с движением предмета, до формирования устойчивой взаимосвязи между конкретным звуком и конкретным жестом с предметом, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук. Далее проводят обучение произношению отсутствующих в речи ребенка согласных звуков при помощи формирования выдувания воздушной струи с созданием преграды с помощью артикуляционных органов и закрепление согласных звуков в игровой ситуации, используя движение предмета и жест для произношения звуков, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук. На втором этапе проводят обучение завершению произношения слова при помощи использования эффекта тяготения безударного слога к ударному и/или неустойчивой ноты — к устойчивой и/или к завершению ритмически заданной структуры слова. Далее проводят обучение словам из двух и более открытых слогов и одного закрытого слога. На третьем этапе проводят обучение произношению фразы с использованием одновременно ее ритмико-мелодической структуры, жестов, картинок и/или предметов, обозначающих слово целиком. Способ позволяет ускорить вызывание звуков, произвольное произнесение звуков, а также повысить эффективность обучения произношению слов ребенком за счет проведения логопедических приемов. 1 з.п. ф-лы,

Изобретение относится к логопедии и может быть использовано в обучении разговорной речи не говорящих детей с выраженными артикуляционными трудностями и трудностями фонематического различения.

Восприятие речи является исключительно сложным феноменом. Звуковые волны, несущие информацию о различных признаках речевых звуков, отличаются высоким разнообразием и неустойчивостью. Характеристики одного и того же звука могут изменяться в зависимости от тембра голоса собеседника, от его эмоционального состояния, от положения звука в слове (в начале или конце слова находится определенный звук). В настоящий момент существуют две основные теории речевосприятия. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Сенсорная теория предполагает, что воспринимаемый акустический сигнал последовательно обрабатывается в слуховом анализаторе и сличается с имеющимся эталоном. При обработке сигнала акустические признаки трансформируются в слуховые ощущения, затем из них выделяются фонетические признаки и создается перцептивный образ, включающий описание многих признаков сигнала. Но, оказывается, акустические признаки речевых звуков варьируют настолько широко, что выделить их практически невозможно. Однако для объяснения работы слухового анализатора также разработан ряд концепций. Одни из них предполагают наличие врожденной рецептивной способности, а другие — формирование этой способности в ходе онтогенеза на основании лингвистического опыта. Согласно моторной теории речевосприятия, обработка звукового сигнала происходит в связи с активизацией моторных артикуляций. Восприятие акустического сигнала связано с автоматической активизацией моторных импульсов, воспроизводящих входящий сигнал. Опознание поступившего акустического раздражителя осуществляется на основе сличения этих моторных команд с имеющимися эталонами. Но и эта теория встречает свои трудности. Моторные эталоны складываются исходя из речевой практики. Из моторной теории следует, что не владеющий речью ребенок не различает слышимую речь. Но это не так. Обычно именно понимание речи предшествует началу речевоспроизведения.

До сих пор в вопросах, касающихся механизмов восприятия речи, нет единого мнения. Однако общепринятым положением является то, что как восприятие речи, так и воспроизведение зависят от возникновения и адекватного совместного функционирования моторных и сенсорных центров. В норме эта связь может образоваться довольно рано. Но, несмотря на наличие такой возможности, она далеко не всегда реализуется. Задержку появления речи у детей часто объясняют именно блокировкой этой связи. Другой распространенной трудностью в освоении речи является отставание в формировании символической функции у ребенка. Ж. Пиаже на основе исследования развития младенцев выдвинул концепцию символической функции как способности замещать реально существующий объект знаком различной модальности (двигательной, предметной, зрительной, слуховой). Для овладения речью (по крайней мере, на начальных этапах) важно не интеллектуальное развитие ребенка в целом, а уровень развития символической функции.

Процессу стимулирования речи у не говорящих детей предшествует процесс диагностики, когда оценивают несколько аспектов, в том числе и то, насколько ребенок понимает обращенную речь, инструкции.

Если ребенок не говорит, то обращают внимание на наличие произвольных и непроизвольных вокализаций, а также на способность к подражанию звукам в ситуации эмоционального вовлечения.

Для реализации предложенного способа также необходимым является установление доверительного телесно-эмоционального контакта с ребенком. Так как процесс стимулирования речи подразумевает еще и физическое воздействие, в том числе, в зоне лица, у ребенка могут возникнуть и неприятные эмоции и ощущения. Важно сохранять при этом хорошие эмоционально-безопасные отношения: побуждать ребенка что-то делать, используя его мотивацию, интересы, эмоциональное заражение.

Известен способ обучения ребенка речи преимущественно имитационным методом, осуществляемым приемом опоры на реальные объекты, в котором используют воспитание слухового сосредоточения при слушании пения, звучания музыкальных игрушек и инструментов (Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.).

Известен способ стимулирования речи у не говорящих детей с нарушениями в развитии интеллекта, включающий проведение занятий в игровом режиме, предъявление зрительной информации и проговаривание речевого материала в виде слов и предложений в форме диалога, в котором предварительно формируют по возрастающей сложности артикуляции звука, слова, простейшие предложения и соответствующие по смыслу лексической структуре видеообразы (Патент РФ №2120314, заявка 95100985/14, 24.01.1995), принят в качестве прототипа.

Недостатками известных способов является их низкая эффективность, приводящая к увеличению времени процесса освоения речи.

Техническим результатом от использования изобретения является ускорение вызывания звуков, произвольного произнесения звуков и повышение эффективности обучения произношению слов ребенком.

Заявленный результат достигается следующим образом.

Способ стимулирования речи у не говорящих детей включает последовательное проведение 3-х этапов.

На первом этапе проводят:

— вызов и закрепление произношения непроизвольных согласных звуков в игровой ситуации, используя ассоциацию на движение предмета с жестом для возможности их произвольного воспроизведения ребенком, при этом, полученный в процессе игры звук сопровождается жестом, связанным с движением предмета, до формирования устойчивой взаимосвязи между конкретным звуком и конкретным жестом с предметом, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук;

— обучение произношению отсутствующих в речи ребенка согласных звуков при помощи формирования выдувания воздушной струи с созданием преграды с помощью артикуляционных органов и закрепление согласных звуков в игровой ситуации, используя движение предмета и жест для произношения звуков, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук.

На втором этапе проводят:

— обучение завершению произношения слова при помощи использования эффекта тяготения безударного слога к ударному и/или неустойчивой ноты — к устойчивой и/или к завершению ритмически заданной структуры слова;

— обучение словам из двух и более открытых слогов и одного закрытого слога.

На третьем этапе проводят обучение произношению фразы с использованием одновременно ее ритмико-мелодической структуры, жестов, картинок и/или предметов, обозначающих слово целиком.

При этом, в качестве предметов могут использоваться приспособления, издающие звуки: детские игрушки, музыкальные инструменты и т.п.

Под непроизвольным произнесением звука понимают так называемые сенсомоторные реакции, когда ребенок издает различные звуки, «играя» своим артикуляционным аппаратом или эмоционально сопровождая собственные действия, но не может намеренно повторить эти звуки за взрослым. Произвольным произнесением мы будем называть способность повторить звук за взрослым или воспроизвести конкретный звук по своему желанию. Трудности в произвольном управлении своим артикуляционным аппаратом для произнесения серии звуков являются распространенной причиной задержки речевого развития.

Если в арсенале имеющихся у ребенка непроизвольных звуков нет какого-нибудь важного согласного, мы пытаемся его вызвать сначала через эмоциональную игру и подражание, а если не получается — то с механической помощью. При этом существенным является наличие звука и возможность его воспроизвести, а не чистота произношения. На определенных стадиях освоения речи свистящие и шипящие согласные могут произноситься одинаково, а других сложных звуков может вообще не быть (например, р или л).

Звуки речи обладают определенными характеристиками (интенсивность, напряжение и длительность), которые можно воспроизвести посредством движений всего тела. Таким образом, основа фонетической ритмики по верботональному методу заключается в воспроизведении ритмических движений с заданными характеристиками во время произнесения слов, предложений, стихов. То есть, движения тела с характеристиками определенного звука помогают ребенку произнести этот звук. Музыка и речь обладают схожими характеристиками: речь — ритмом, интонацией, напряженностью, паузами и интенсивностью; а музыка — ритмом, мелодией, способом извлечения звука (стаккато-легато), темпом, динамикой. Предлагаемый способ отличается от модели верботонального метода, поскольку музыка используется не только в качестве способа стимуляции речевого развития, но и в качестве опоры (объекта, позволяющего лучше удерживаться в каком-либо процессе).

В качестве ритмической стимуляции используются сбои ритма, паузы, синкопирование на примере уже знакомого материала, давая ребенку пространство для звукового включения. Все стихи и фразы произносятся на «эмоциональной атаке», т.е. утрируя эмоцию, направляя ее на ребенка.

Под опорой понимается предмет или действие человека, которое помогает ребенку лучше сориентироваться в деятельности и удержаться в ней. А побуждение предполагает активизирующее действие, которое будет вызывать определенные ответы нервной системы. Опора — это переходное средство, со временем ее использование постепенно минимизируется. Предмет-опора должна быть привлекательна для ребенка, это может увеличить мотивацию к освоению новой деятельности.

В предложенном способе применяют несколько видов опор: опору на жест, на музыкальную фразу, на ритм, на картинку, на букву, на предмет.

Жест во многих системах освоения речи (макатон, жестовая речь глухих и др.) является заменой или частичной заменой звучащей речи. В предлагаемом способе жест не заменяет звук, а является переходным звеном между воспринимаемым звуком и моторным воспроизводством его. Особенность данного способа еще и в том, что жест обозначает не слово целиком, а только звук.

Полученный в процессе игры звук сопровождается определенным жестом, также связанным с игровой ситуацией, в которой был вызван звук. Например, запускают шарик и показывают жест, обозначающий одновременно и полет шарика, и звук ш. В дальнейшем постоянно используют этот жест при произнесении данного звука в словах, стихах и песенках и постепенно побуждают ребенка повторить этот жест. Через некоторое время между конкретным звуком и конкретным жестом образуется устойчивая взаимосвязь. При демонстрации ребенку жеста он произносит соответствующий звук.

Аналогичным образом используют опору на музыкальную фразу, на ритм, на картинку, на букву, на предмет.

Опора на музыкальную фразу. Педагог несколько раз пропевает одну и ту же мелодию: «Дай мне корову». После того, как мелодия уже знакома ребенку, педагог пропевает ее и останавливается на предпоследней ноте: «дай мне коро…» и выдерживает паузу, одновременно с этим жестом подсказывая звук «В».

Опора на ритм. Педагог произносит ритмическую фразу несколько раз: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя, заяц, тоже уйду!» Через несколько повторений педагог останавливается на предпоследнем слоге и показывает жест на звук «Д»: «А от тебя, лиса, тоже уй…»

Опора на предмет. У ребенка уже ассоциированы звуки «П» с пробкой, а «К» с кубиком. Несколько раз педагог играет с ребенком в две игры: плюет пробки, ребенок при этом должен скомандовать: «па», и сталкивает кулаком со стола кубики с восклицанием «ка». Затем педагог выкладывает ряд из чередующихся пробок и кубиков. Проводя пальцем по ряду, побуждает ребенка поочередно произносить слоги: «па-ка-па-ка-па-ка» в конце ряда педагог машет рукой и произносит целостно: «пока», побуждая ребенка повторить.

Опора на картинку. Допустим, ребенок уже может отдельно произнести слова, но на уровень фразы еще не вышел. Мы показывает ему фотографию, на которой изображена мама, пьющая сок. Внизу под фотографией мы выкладываем три маленькие карточки: мама, пьет (пиктограмма), сок. Проводя пальцем по каждой из маленьких карточек, побуждаем ребенка их назвать последовательно, желательно пропевая, чтобы объединить их целостностью «мама пьет сок».

На третьем этапе опорой является одновременно музыкально-ритмическая структура, жест, обозначающий слово целиком (глагол), и предмет, в случае фразы с глаголом в повелительном наклонении. Пример: педагог пропевает «Таня, кидай мяч!» При этом упреждающим жестом перед каждым словом педагог указывает на свое лицо (Таня), делает жест «кидай» (символически замах рукой), показывает на мяч (мяч). После того как фраза пропета ребенком, педагог кидает мяч.

В случае повествовательного предложения используются одновременно музыкально-ритмическая опора и опора на картинки. Пример: педагог показывает ребенку фотографию, на которой изображена мама, пьющая сок. Внизу под фотографией педагог выкладывает три маленькие карточки: мама, пьет (пиктограмма), сок. Проводя пальцем по каждой из маленьких карточек, педагог побуждает ребенка их назвать последовательно, пропевая, чтобы объединить их целостностью «мама пьет сок».

Речь не говорящего ребенка после определенных стимуляций начинает стремительно развиваться и это развитие никак нельзя приписать ни стараниям родителей, ни увеличенной интенсивности занятий. Происходит как бы «запуск» речи, хотя, если ребенок изначально имел серьезные трудности, например, коммуникативного характера (аутизм) или органические поражения, процесс может быть более медленным и требовать дополнительных занятий смежных специалистов.

1. Способ стимулирования речи у не говорящих детей, включающий последовательное проведение 3-х этапов, причем на первом этапе проводят: — вызов и закрепление произношения непроизвольных согласных звуков в игровой ситуации, используя ассоциацию на движение предмета с жестом для возможности их произвольного воспроизведения ребенком, при этом, полученный в процессе игры звук сопровождается жестом, связанным с движением предмета, до формирования устойчивой взаимосвязи между конкретным звуком и конкретным жестом с предметом, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук; — обучение произношению отсутствующих в речи ребенка согласных звуков при помощи формирования выдувания воздушной струи с созданием преграды с помощью артикуляционных органов и закрепление согласных звуков в игровой ситуации, используя движение предмета и жест для произношения звуков, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук; на втором этапе проводят: — обучение завершению произношения слова при помощи использования эффекта тяготения безударного слога к ударному и/или неустойчивой ноты — к устойчивой, и/или к завершению ритмически заданной структуры слова; — обучение словам из двух и более открытых слогов и одного закрытого слога, на третьем этапе проводят обучение произношению фразы с использованием одновременно ее ритмико-мелодической структуры, жестов, картинок и/или предметов, обозначающих слово целиком;

2. Способ по п. 1, в котором в качестве предметов могут использоваться приспособления, издающие звуки: детские игрушки, музыкальные инструменты и т.п.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]