Дислалия и дизартрия очень похожие нарушения речевого развития. В обоих случаях наблюдается дефект звукопроизношения, причем часто в одних и тех же фонемах
Очень редко обычный человек, просто начитавшись про эти расстройства в интернете, отличит одно от другого правильно. Между тем знать, чем отличается дислалия от дизартрии, важно, так как лечение и коррекция в обоих случаях индивидуальные.
Какие нарушения бывают только при дизартрии?
При дифференциальной диагностике дизартрия отличается по ведущим признакам. Так, для этого заболевания характерны следующие симптомы, которые при дислалии не проявляются:
● неврологический патогенез, выражающийся в виде асимметрии лица, языка, открытого рта при парезе губ, сглаженной носогубной складки
● нарушения моторики — общей, мелкой, речевой
● голосовые недочеты — сдавленность, глухой звук, невнятность («каша во рту»)
● пониженная речевая активность
● отклонения в диафрагментальном речевом дыхании, из-за чего возникает просодика и автоматизация фонем
● нарушения сна
● проблемы с объемом памяти, неустойчивостью внимания, интеллектом, в анамнезе ЗПР, олигофрения.
● слабая активность. Дизартрики обычно медлительны, сложно переключаются с одного занятия на другое
● поведенческие нарушения — частая смена настроения, психоз.
Ошибки в детской речи, в устной и письменной.
Доброе утро, дорогие друзья и дорогие родители! С Вами программа «Витаминка» — программа о детском здоровье.
Сегодня у нас очень радийная тема — про речь. Будем говорить мы про ошибки в детской речи, в устной и письменной речи. Такие серьезные ошибки, которые граничат с диагнозом.
Родители, которые с этим сталкиваются, говорят, что это очень серьезная проблема.
Дисграфия, дислексия, дизартрия — вот о чем мы сегодня будем говорить, и главное пытаться выяснить, что же с этими проблемами делать.
Сегодня у нас в гостях Наталья Шмагина, нейролингвист специализированного логопедического и Ирина Праведникова, руководитель нейропсихологического центра Family. Давайте с терминами разбираться, что это такое: дисграфия, дислексия и дизартрия
Ирина Праведникова: Дисграфия, дислексия – это действительно очень серьезные диагнозы.
Как правило, сейчас термины «дисграфия» и «дислексия» стали обывательскими. Оценивают в принципе, если мы рассматриваем детей. Норма подразумевает те или иные ошибки на письме и в чтении.
То есть дисграфия – это трудности при письме, дислексия – в чтении?
Ирина Праведникова: Всё верно, как правило, они всё-таки сопутствуют друг другу, потому что устная и письменная речь неразрывны друг с другом.
Что касается дисграфии, ошибки могут быть разного характера в зависимости от недоформирования той или иной зоны головного мозга.
Мозг у нас формируется какое-то время и созревает гетерохронно, каждая зона головного мозга развивается не сразу, а постепенно. Какая-то зона в одно время, какая-то зона в другое время. И соответственно, если какая-то зона недосформирована – это может сказываться на письме, в чтении или в речи. Здесь просто свалены в кучу все диагнозы: и дисграфия, и дислексия, и диспраксия, и дизартрия.
Диспраксия — это что?
Ирина Праведникова: Диспраксия – это тоже очень серьезный диагноз, это нарушение произвольных движений при отсутствии параличей и парезов.
А это всё взаимосвязано, там, где диспраксия, может начаться и дизартрия? Почему я спрашиваю, потому что я знаю, что у детей, например, дизартрия, это когда неправильно говорят или каша во рту, или путают буквы в словах.
Пример: ребенок говорит не «царевна», а «царемна».
Наталья Шмагина: прошу прощение, но вы сейчас сделали некий коктейль из двух абсолютно разных проблем.
Когда речь идет о том, что ребенок неправильно произносит фонемы, то нарушение может касаться расстройства фонематического слуха. То есть тот слух, который в отличие от обычного слуха, дает нам возможность правильно, именно правильно слышать фонемы родного языка. Либо с проблемами двигательного характера.
Вы понимаете сами, когда мы с Вами разговариваем, наш артикуляционный аппарат двигается. По сути — это получается тоже моторный акт, как говорят профессионалы. То же движение, что мы с вами делаем при каких-то других действиях.
Поэтому я и спросила, не связана ли диспраксия и дисграфия.
Наталья Шмагина: это может быть проявлением и той, и другой проблемы. Ну, говорить, например, что у любого дизартрика будут проблемы фонематического слуха нельзя.
Конечно, нет, но бывает, что это объединяется.
Наталья Шмагина: редко, но бывает.
Давайте сразу успокою родителей, чьи дети только начали говорить и произносят очень много слов неправильно. Это норма, которая потом должна пройти.
Ирина Праведникова: всё верно, если ребенок в три года вместо «шапка» говорит «сяпка», это пока нормально.
Потому что он просто не выговаривает “ш”, потому что у него в голове что-то перемешалось.
Ирина Праведникова: но опять же оговорюсь, многие родители пускают на самотек. К 5 годам, совершенно точно все звуки должны у ребёнка быть поставлены. Самым последним звуком по норме, что касается логопедии, ставится звук “р”. К двум годам у ребенка должна быть сформирована фразовая речь, что родители очень многие упускают. В 2 года не говорит, в 3 года не говорит, но ничего, завтра проснется и заговорит. А на самом деле нет, не стоит пускать этот на самотек, к 5 годам ребенок должен говорить.
Вопрос от слушателя. Если ребенку 3 года и он вместо звука “к” произносит “т” (вместо «какой» — «татой»). Вместо «г» — «д» («гуси» — «дуси»). А вместо «х» — «с» («хочу» — «сочу»). В 3 года это пока нормально?
Наталья Шмагина: в 3 года – это физиологическая норма. Пугаться и бояться не стоит, нужно просто помогать ребенку, произносить правильно.
Просто поправлять?
Наталья Шмагина: не только поправлять, но и по возможности показывать. Артикуляционная поза, это просто.
Просто, прежде чем поправить ребенка, убедитесь, что он на вас смотрит. Сказать: «Смотри на меня, пожалуйста, “машина”». Сделайте позу сконцентрированной, и ребёнок моментально поймет, как поставить губки и так далее. Это всё несложно. Другой разговор, если вы видите, что ситуация затягивается. Время идет, а ребёнок не меняет свое произношение, то в этом случае нужно обратиться к логопеду. Единственное, что поправлю немного коллегу, по физиологической норме всё-таки допустимо проглатывание, недоговаривание звука “л” до 6 — 6,5 лет звука “р”. Лучше этот процесс не затягивать и обратиться к специалисту.
Дети проглатывают, не договаривают слова, тоже относится к тем же самым проблемам или вообще, почему это происходит? Они торопятся, особенно, когда читают стихотворение. У них слова все летят под откос. Почему?
Ирина Праведникова: причины могут быть очень разные. Есть дети, которые скачкообразно развиваются. Речь стоит, потом набирается огромный массив, когда массив приходит к ребенку.
Наталья Шмагина: особенно на становлении фразовой речи.
Ирина Праведникова: если не говорить в этот момент: «Говори помедленней»…
Наталья Шмагина: …рот не успевает за мозгом.
Это лучше, чем наоборот, по-моему?
Ирина Праведникова: очень часто быстрая речь свойственна не факт, но, тем не менее, свойственна переученным левшам.
Наталья Шмагина: ух ты, почему?
Наверно, потому что там что-то в мозгу переклинивается?
Ирина Праведникова: в принципе, вы верно сказали.
Чуть-чуть про быструю речь, чересчур быструю речь поговорим. Если ребенку 12 лет, и он проглатывает слова – это уже диагноз или нет?
Наталья Шмагина: это не всегда диагноз. Это может быть симптом диагноза. Часто это может быть невротическая реакция, то есть признаки невроза. Речь идет вот об этом. Либо это симптом СДВГ (синдром гиперактивности), и он у всех по-разному может проявляться. Дети, с которыми работали, занимались, у них может быть сформирована очень неплохая регуляторная система. Выход этой гипервозбудимости где-то должен быть. Очень часто бывает выход на быструю речь.
Ирина Праведникова: либо, кстати, при несформированности заднелобных отделов премоторной области. Нам, чтобы переключиться с буквы на букву, со слога на слог, слова на слово, с предложения на предложение, нужно быстрое переключение.
Где эта область находится?
Ирина Праведникова: повыше лба. Если у ребёнка это область немного «гуляет», сбоит, недоформирована, то ребёнку очень сложно быстро переключаться, и вот это вот плохая, но компенсация – проглатывание слов.
Давайте вот о чём. Поняли, что это очень серьезная проблема, но хочется узнать, это самостоятельное нарушение или они всегда сопровождают какую-то серьезную неврологическую болезнь?
Ирина Праведникова: дизартрия – это неврологический диагноз, и в принципе ставит его невролог. Если говорить о логопеде-дефектологе или даже нейропсихологе, мы имеем право только предположить и направить для уточнения диагноза к неврологу.
И с СДВГ (синдром гиперактивности) будет примерно такая же картина. И само по себе это самостоятельное явление, с которым, стоит бороться.
Наталья Шмагина: что касается дисграфии и дислексии, здесь, в общем, не обязательно идти к неврологу. Если вы видите ошибки на письме или в чтении у ребенка. Я в отношении детей такие термины вообще не употребляю. Либо оговариваюсь: «возрастная дисграфия» и «дислексия».
До какого момента она возрастная?
Наталья Шмагина: начальная школа точно. Идет освоение правил письма и чтения, идет освоение правил русского языка. У ребёнка автоматизируются навыки письма и чтения. Говорить о диагнозе «дисграфии» и «дислексии» – это немножко неверно.
Pages: 1
Дизартрия и дислалия в чем разница?
По этиологии дизартрия не является самостоятельным расстройством. Ее появление связано с врожденными или приобретенными органическим поражением ЦНС. Проявляется при травмах, ДЦП, нейроинфекциях, проблемах с мозговым кровообращением, опухолях, асфиксии, резус-конфликте с матерью и так далее. Дислалия же с органикой не связана. Она возникает:
• у соматически ослабленных детей
• при педагогической запущенности
• при аномальном развитии артикуляционного аппарата.
В случае с дизартрией страдает произносительная, просодическая стороны звукового потока, наблюдаются пропуски, фонемозамены. При дислалии проблемы выражаются только в звукопроизношении.
Зависимость методик обучения от формы сенсорной алалии
Коррекционно-логопедические работы по сенсорной алалии требуют учесть форму заболевания. Для начала важно обследовать пациента, чтобы понять, степень тяжести заболевания. Занятия должны включать комплекс упражнений и задания.
Следует различать легкую форму сенсорной алалии и грубую. При легкой форме пациент понимает отдельные слова и фразы, однако не способен использовать их самостоятельно или выделять в произнесенном предложении.
Грубая форма алалии приводит к нарушению интеллекта и психики. Ребенок теряет способность к пониманию слов, сказанных окружающими. Для работы с грубой формой стоит привлечь специалиста.
Как правильно диагностировать нарушение речи
Самый важный совет в ситуации проблемной речевой коммуникации — не слушайте подружек, соседей, знакомых, то есть — «у-меня-так-было». Возможно, и было, но в каждом случае нарушения протекают в индивидуальной форме. Тем более, избегайте визитов к бабушкам, «выливающим голос». Обычно там царствует антисанитария и минимум врачебных навыков. Если у кого-то произошли улучшения после таких встреч — это совпадение. Никакие наговоры, убитые петухи и прочее, никак не связаны ни с речью, тем более, не распознают у дислалии и дизартрии отличия.
Чтобы конкретизировать диагноз, нужно обращаться к квалифицированному логопеду. В каждом городе есть такие специалисты. После полного осмотра он, возможно, отправит вас также к неврологу. Комплексное обследование — это необходимость, а не трата времени. На обычную диагностику без направления попасть иногда проблематично, особенно в небольших городах, где один врач на весь район. Поэтому пользуйтесь возможностью, чтобы точно знать, чем страдает ребенок и как это лечить.
Симптомы
В целом ребенок может говорить. Общается активно, иногда слишком эмоционально. Однако сенсорная алалия влияет на критическую оценку ребенком своей речи. Из-за этого он возможно даже не понимает того, о чем говорит. К симптомам относятся:
- Хотя слух сохраняется, внимание неустойчиво. Наблюдается усиление чувствительности к ряду звуков — гиперакузия.
- Также проявляется нарушение фонематического восприятия речи — мозг не обрабатывает поступающие в него сигналы. Из-за этого ребенок и не понимает услышанного.
- С большим трудом запоминаются звуки.
- Могут проявляться признаки логореи — склонности к созданию несуществующих слов и фраз. Также возможно смешение слогов, слов, фраз.
- Навязчивое стремление повторять услышанные слова и фразы, например, из мультфильмов или рекламы. Сложность обнаружения симптома в том, что сказанное ребенком может казаться чем-то осмысленным. Однако при изменении фразы понять ее он уже не сумеет.
Классификация
Классификация производится по трем типам характеристик – по расположению проблемы в нервной системе, по синдрому при ДЦП (при каждом из них проявляется свой тип отклонений) и по тому, насколько тяжело или легко понять речь пациента (последняя — классификация логопедов). Рассмотрим каждую по порядку.
В зависимости от того, где локализуется источник проблемы, можно выделить всего 5 типов:
- Бульбарная дизартрия — в продолговатом мозге есть ядра нескольких важных черепных нервов, которые необходимы при формировании речи: подъязычный, языкоглоточный, блуждающий, когда эти нервы поражены, возникают проблемы с речью. Наиболее выраженные признаки – расстройства жевания, глотания, арефлексия, назализация, отсутствие дифференциации звуков между собой.
- Псевдобульбарная– требует дифференциации от бульбарной, одним из признаков является насильственный плач или смех. В данном случае поражаются корково-ядерные проводящие пути. Этот тип заболевания характеризуется смазанной невнятной речью, сонорные, свистящие и шипящие звуки произносятся неправильно. Больному сложно управлять кончиком языка.
- Мозжечковая – причина в поражении мозжечка/проводящих путей, как видно из названия. Тут наблюдается медленная и невнятная речь, звуки, воспроизводящиеся с использованием губ и передней части языка, получаются плохо, наблюдаются отдельные выкрики.
- Корковая – поражения в коре головного мозга. В этом случае наблюдается только артикуляционная апраксия.
- Подкорковая – аналогично связана с повреждением подкорковых ядер. Этот тип может сочетаться с первым, вторым и третьим, для него характерны артикуляционные спазмы, нарушения тембра и силы голоса, непроизвольные выкрики.
По ведущему клиническому симптому ДЦП выделяют следующие формы дизартрии:
- спастико-ригидная,
- спастико-паретическая,
- спастико-гиперкинетическая,
- спастико-атактическая,
- атактико-гиперкинетическая.
По тяжести дифференцируется 4 степени дизартрии, где первая — стертая дизартрия (ее признаки может определить только логопед), вторая – когда речь понятна, но окружающие замечают дефекты, третья – только близкие, которые часто общаются с пациентом, могут его понять, четвертая (анартрия)– речи нет, либо она совершенно непонятна.