Рабочая программа по преодолению ОНР для 1 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.
№ 1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________
Руководитель Фролова И.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы
учитель-логопед
Емельяновой Е.В.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Чиркиной, Г.В. Филичевой.
Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.
В настоящее время у некоторых первоклассников общеобразовательных школ к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.
Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) — память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).
Цель программы
. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачи коррекционно-развивающей работы
. Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:
- устранение дефектов звукопроизношения;
- формирование фонематических процессов;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование полноценной связной речи.
Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:
- активизация речевой деятельности учащихся;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование просодической стороны речи;
- активизация внимания, памяти, мышления;
- развитие мелкой пальцевой моторики;
- развитие языковой интуиции;
- индивидуализация коррекционного обучения.
Структура программы
. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.
I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:
1 период. Формирование фонематических процессов.
2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.
II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):
3 период. Формирование грамматического строя речи.
4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.
III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:
5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.
Особенности планирования коррекционной работы.
Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа — упорядочения фонетико-фонематической стороны речи — начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.
Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).
Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.
Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.
Сроки реализации программного материала
. Программа по коррекции ОНР III –IV уровня рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) — реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.
С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) — реализация II и III этапа коррекционной программы — предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).
В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.
С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) — реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.
С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) — реализация II и III этапа коррекционной программы — предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).
Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д.
Область применения программы
. Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения ОНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:
- фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.;
- для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 — 1 учебный год;
- фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:
- строение артикуляционного аппарата;
- акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
- о значении правильного дыхания;
- основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
Обучающиеся должны уметь:
- четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
- называть отличия гласных и согласных звуков;
- правильно обозначать звуки буквами;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
- дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
- определять место ударения в слове;
К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:
- значения многих лексических единиц;
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
- составлять предложения, пользуясь различными частями речи;
- грамматически правильно связывать слова в предложении;
- пересказывать текст;
- составлять текст на определенную тему.
Календарно-тематический план реализации программы по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 класса на 2015-2016 учебный год (58 часов в год)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Сроки | |
1 этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (36 часов) 1 период. Формирование фонематических процессов (14 часов). | ||||
1 | Формирование общих представлений о понятиях «речь», «предложение», «словосочетание». | 1 | ||
2 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | ||
3 | Формирование общих представлений о понятиях «слово», «слог», «ударение». | 1 | ||
4 | Формирование понятий «твёрдые» и «мягкие» согласные звуки. | 1 | ||
5 | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. | 1 | ||
6 | Формирование понятий «звонкие» и «глухие» согласные звуки. | 1 | ||
7 | Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. | 1 | ||
8 | Выделение звука на фоне слова. | 1 | ||
9 | Определение последовательности звуков в слове. | 1 | ||
10 | Определение количества звуков в слове. | 1 | ||
11 | Определение места звука в слове. | 1 | ||
12 | Определение последовательности слогов в слове. | 1 | ||
13 | Определение количества слогов в слове. | 1 | ||
14 | Работа со словами сложной слоговой структуры | 1 | ||
2 период. Устранение дефектов звукопроизношения (22 часа). | ||||
15 | Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом. | 1 | ||
16,1718,19 | Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. | 4 | ||
20 | Выработка направленного речевого выдоха. | 1 | ||
21 | Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха | 1 | ||
22 | Постановка дефектно произносимых звуков. | 1 | ||
23 | Автоматизация поставленных звуков в изолированном виде. | 1 | ||
24 | Автоматизация поставленных звуков в открытых слогах. | 1 | ||
25 | Автоматизация поставленных звуков в закрытых слогах | 1 | ||
26 | Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением согласных. | 1 | ||
27 | Автоматизация поставленных звуков в словах с открытыми слогами. | 1 | ||
28 | Автоматизация поставленных звуков в словах с закрытыми слогами. | 1 | ||
29 | Автоматизация поставленных звуков в словах со стечением согласных. | 1 | ||
30 | Автоматизация поставленных звуков в словах с несколькими проблемными звуками в одном слове. | 1 | ||
31 | Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках. | 1 | ||
32 | Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях. | 1 | ||
33 | Автоматизация поставленных звуков в предложениях. | 1 | ||
34 | Автоматизация поставленных звуков в стихотворениях. | 1 | ||
35 | Автоматизация поставленных звуков в скороговорках. | 1 | ||
36 | Автоматизация поставленных звуков в речевом потоке. | 1 | ||
II этап и третий. Развитие лексико-грамматической стороны речи (22 часа) 3 период. Формирование грамматического строя речи (11 часов). 4 период. Уточнение и расширение лексического запаса | ||||
37 | Формирование представлений о частях слова. | 1 | ||
38 | Формирование понятия «однокоренные слова». Повторение лексических тем «грибы», «цветы», «деревья». | 1 | ||
39 | Тренировка в образовании слов приставочным способом. «Времена года, явления природы». | 1 | ||
40 | Тренировка в образовании слов суффиксальным способом. Повторение лек-сических тем «детеныши птиц и животных», «жилища птиц и животных». | 1 | ||
41 | Тренировка в употреблении падежных окончаний слов. Повторение лексических тем «посуда», «мебель», «электроприборы», | 1 | ||
42 | Грамматическое значение имени существительного. Обогащение номинативного словаря. Повторение лексических тем «одежда», «обувь», «головные уборы». | 1 | ||
43 | Грамматическое значение глагола. Обогащение предикативного словаря. Повторение лексических тем «рыбы», «насекомые», «птицы», «животные» | 1 | ||
44 | Грамматическое значение имени прилагательного. Обогащение словаря прилагательных. Повторение лексических тем «продукты питания», «овощи», «фрукты», «ягоды». | 1 | ||
45 | Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Повторение понятий «форма», «цвет». | 1 | ||
46 | Согласование имен существительных с глаголами. Повторение лексической темы «профессии». | 1 | ||
47 | Согласование числительных с именами существительными. Повторение лексической темы «предмет и его части». | 1 | ||
III этап. Развитие связной речи 5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи (11 часов) | ||||
48 | Составление предложений по сюжетной картинке, с заданными словами. Работа с деформированным предложением. | 1 | ||
49 | Текст. Сравнение текста и набора предложений. Определение темы текста, придумывание названия. | 1 | ||
50 | Виды предложений по интонации. Расстановка знаков препинания в тексте. | 1 | ||
51 | Пересказ текста с опорой на картинки. | 1 | ||
52 | Составление связного текста из предложений. | 1 | ||
53 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | 1 | ||
54 | Составление рассказа по сюжетной картине. | 1 | ||
55 | Составление описательного рассказа с опорой на схемы. | 1 | ||
56 | Составление описательного рассказа без опоры на схему. | 1 | ||
57 | Составление описательного рассказа с опорой на представления. | 1 | ||
58 | Составление рассказа на определённую тему. | 1 |
Календарно-тематический план реализации программы по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 класса на 2015-2016 учебный год (87 часов в год)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Сроки | |
1 этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (57 часов) 1 период. Формирование фонематических процессов (34 часа). | ||||
1 | Формирование общих представлений о понятиях «речь», «предложение», «словосочетание». | 1 | ||
2 | Формирование общих представлений о понятиях «слово», «слог», «звук», «буква». | 1 | ||
3 | Дифференциация понятий «слово», «слог», «звук», «буква». | 1 | ||
4 | Выделение звука на фоне слова. | 1 | ||
5 | Определение первого и последнего звука в слове. | 1 | ||
6 | Определение места звука в слове. | 1 | ||
7 | Определение последовательности звуков в слове. | 1 | ||
8 | Определение количества звуков в слове. | 1 | ||
9 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | ||
10 | Дифференциация гласных I – II ряда. | 1 | ||
11 | Формирование понятий «твёрдые» и «мягкие» согласные звуки. | 1 | ||
12 | Парные по твёрдости-мягкости и непарные согласные. | 1 | ||
13 | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах. | 1 | ||
14 | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в словах. | 1 | ||
15 | Формирование понятий «звонкие» и «глухие» согласные звуки. | 1 | ||
16 | Парные по глухости-звонкости и непарные согласные. | 1 | ||
17 | Дифференциация звуков и букв Б-П. | 1 | ||
18 | Дифференциация звуков и букв Г-К. | 1 | ||
19 | Дифференциация звуков и букв В-Ф. | 1 | ||
20 | Дифференциация звуков и букв Д-Т. | 1 | ||
21 | Дифференциация звуков и букв З-С. | 1 | ||
22 | Дифференциация звуков и букв Ж-Ш | 1 | ||
23 | Знакомство с понятием «ударение». Постановка ударения в словах. | 1 | ||
24 | Слоговой анализ двусложных слов из открытых слогов. | 1 | ||
25 | Слоговой анализ трёхсложных слов из открытых слогов. | 1 | ||
26 | Слоговой анализ односложных слов. | 1 | ||
27 | Слоговой анализ двусложных слов из открытого и закрытого слогов. | 1 | ||
28 | Слоговой анализ двусложных слов со стечением согласных. | 1 | ||
29 | Слоговой анализ трёхсложных слов со стечением согласных. | 1 | ||
30 | Слоговой анализ односложных слов со стечением согласных. | 1 | ||
31 | Слоговой анализ двусложных слов с двумя стечениями согласных. | 1 | ||
32 | Слоговой анализ трёхсложных слов с двумя стечениями согласных. | 1 | ||
33 | Слоговой анализ сложной слоговой структуры. | 1 | ||
34 | Звукобуквенный и слоговой анализ слов различной слоговой структуры. | 1 | ||
2 период. Устранение дефектов звукопроизношения (23 часа). | ||||
35 | Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом. | 1 | ||
36,3738,39 | Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. | 4 | ||
40 | Выработка направленного речевого выдоха. | 1 | ||
41 | Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха | 1 | ||
42 | Постановка дефектно произносимых звуков. | 1 | ||
43 | Автоматизация поставленных звуков в изолированном виде. | 1 | ||
44 | Автоматизация поставленных звуков в открытых слогах. | 1 | ||
45 | Автоматизация поставленных звуков в закрытых слогах | 1 | ||
46 | Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением согласных. | 1 | ||
47 | Автоматизация поставленных звуков в начале слова. | 1 | ||
48 | Автоматизация поставленных звуков в середине слова. | 1 | ||
49 | Автоматизация поставленных звуков в конце слова. | 1 | ||
50 | Автоматизация поставленных звуков в словах со стечением согласных. | 1 | ||
51 | Автоматизация поставленных звуков в словах с несколькими проблемными звуками в одном слове. | 1 | ||
52 | Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках. | 1 | ||
53 | Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях. | 1 | ||
54 | Автоматизация поставленных звуков в предложениях. | 1 | ||
55 | Автоматизация поставленных звуков в стихотворениях. | 1 | ||
56 | Автоматизация поставленных звуков в скороговорках. | 1 | ||
57 | Автоматизация поставленных звуков в речевом потоке. | 1 | ||
II этап и третий. Развитие лексико-грамматической стороны речи (30 часов) 3 период. Формирование грамматического строя речи. 4 период. Уточнение и расширение лексического запаса. (3 и 4 периоды — 11 часов) | ||||
58 | Формирование представлений о частях слова. | 1 | ||
59 | Формирование понятия «однокоренные слова». Повторение лексических тем «грибы», «цветы», «деревья». | 1 | ||
60 | Тренировка в образовании слов приставочным способом. «Времена года, явления природы». | 1 | ||
61 | Тренировка в образовании слов суффиксальным способом. Повторение лек-сических тем «детеныши птиц и животных», «жилища птиц и животных». | 1 | ||
62 | Тренировка в употреблении падежных окончаний слов. Повторение лексических тем «посуда», «мебель», «электроприборы», | 1 | ||
63 | Грамматическое значение имени существительного. Обогащение номинативного словаря. Повторение лексических тем «одежда», «обувь», «головные уборы». | 1 | ||
64 | Грамматическое значение глагола. Обогащение предикативного словаря. Повторение лексических тем «рыбы», «насекомые», «птицы», «животные» | 1 | ||
65 | Грамматическое значение имени прилагательного. Обогащение словаря прилагательных. Повторение лексических тем «продукты питания», «овощи», «фрукты», «ягоды». | 1 | ||
66 | Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Повторение понятий «форма», «цвет». | 1 | ||
67 | Согласование имен существительных с глаголами. Повторение лексической темы «профессии». | 1 | ||
68 | Согласование числительных с именами существительными. Повторение лексической темы «предмет и его части». | 1 | ||
III этап. Развитие связной речи 5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи (19 часов) | ||||
69 | Составление предложений из заданных слов. | 1 | ||
70 | Составление предложений по сюжетной картинке, с заданными словами. | 1 | ||
71 | Составление предложений по сюжетной картинке самостоятельно. | 1 | ||
72 | Работа с деформированным предложением. | 1 | ||
73 | Виды предложений по интонации. | 1 | ||
74 | Расстановка знаков препинания в тексте. | 1 | ||
75 | Текст. Сравнение текста и набора предложений. | 1 | ||
76 | Определение темы текста, придумывание названия. | 1 | ||
77 | Работа с деформированным текстом. | 1 | ||
78 | Составление плана текста. | 1 | ||
79 | Пересказ текста с опорой на картинки. | 1 | ||
80 | Пересказ текста с опорой на план. | 1 | ||
81 | Составление связного текста из предложений. | 1 | ||
82 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | 1 | ||
83 | Составление рассказа по сюжетной картине. | 1 | ||
84 | Составление описательного рассказа с опорой на схемы. | 1 | ||
85 | Составление описательного рассказа без опоры на схему. | 1 | ||
86 | Составление описательного рассказа с опорой на представления. | 1 | ||
87 | Составление рассказа на определённую тему. | 1 |
Список рекомендуемой литературы:
- Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
- Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.,1981.
- Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998 – 240с
- Бондаренко А. Н.. Словесные игры в детском саду. 2-е издание. — М.: Просвещение. 1977.
- Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. –2-е изд. – М.; Просвещение. – 1979.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичёва Т. Е. . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.; 1990.
- Каше Г. А., Филичёва Т. Е.. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
- Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998.
- Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – м.; 1989.
- Левина Р. Е. О генезе нарушения письма у детей с ОНР. Вопросы логопедии. – М.; 1959.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002.
- Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.; 1968.
- Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208.
- Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь.: Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96с.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.; 1994.
- Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1999. – 96с.
- Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. – СПб.;1997.
- Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.; 1981.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., — М.; Просвещение, 1983.
11
Причины
Этиология ОНР 1 уровня у детей всегда связана с вредоносными воздействиями на организм малыша в дородовый и послеродовый период. На формирование правильной речи, ее развитие согласно возрасту пагубно влияют:
- Токсикозы у будущей мамы
- Гипоксия плода во время беременности и в период родов
- Наличие резус-конфликта плода и матери
- Травмы головы
- Недоношенность
- Инфекции
- Повреждения ЦНС
- Энцефалопатия
- Первичные дефекты: алалия, афазия, дизартрия, ринолалии
У небольшого количества детей ОНР 1 типа становится результатом педагогической запущенности, социальной изоляции, недостатком речевого общения, эмоциональной напряженности в семье.
Признаки
Малыши с таким диагнозом крайне ограничены в общении. Они пользуются несколькими словами, звукоподражаниями, мимикой и жестами для передачи мысли, выражения просьбы. При этом словоформы сильно искажены, звуки произносятся дефектно, слоги нечетко. Одно слово используется для называния нескольких предметов или действий. Например, бай — это спать, кровать, усталость.
ОНР 1 уровня у ребенка характеризуется еще несколькими признаками:
- Слова используются в корневой форме, флексии отсутствуют.
- Нет разницы между единственным и множественным числом.
- Предлоги не используются.
- Ребенок не различает род у существительных, глаголов прошедшего времени.
- Слоговая структура не воспринимается.
- В домашнем обиходе используется ограниченный набор слов, заученные фразы, которые повторяются многократно.
- Сложные слова сокращаются до 1-2 слогов.
- Некоторые дети используют лепетные предложения для выражения мыслей, слова при этом искажены, стыкуются без предлогов, флексий. Например, биби туту (машина уехала), гай мяч (играю в мяч).
- При составлении рассказа, описания события или картины дошкольники сокращают предложения до одного слова, в лучшем случае двух. ” Папа туту. Биби. Дал”. Это означает: папа уехал на машине, а я ждал его.
- Пассивный словарь гораздо богаче активного. Исследователи дефекта утверждают, что дети с ОНР все понимают, а выразить не могут.
- Понимание речи вне ситуации затруднено. При обращении или просьбе к ребенку требуется изображение события или предмета на картинке.
- Если ОНР 1 уровня у ребенка обнаруживается в 3-4 года, коррекция проводится грамотно, к 7-8 годам нарушения можно исключить полностью.