Дислалия у детей – искажение или пропуск звуков при нормальном слухе и отсутствии патологий. Различают несколько видов заболевания:
- Механическая – обусловлена патологиями органов артикуляционного аппарата.
- Функциональная – вызванная подражанием ребенка неправильной речи взрослого (косноязычия, сюсюканья и т.д.) или нарушениями в коре головного мозга.
- Мономорфная – нарушение произношения звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).
- Полиморфная – нарушение произношения звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).
Причины
Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.
Среди аномалий артикуляционного аппарата, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются:
- короткая уздечка языка или верхней губы;
- макроглоссия — массивный, язык;
- микроглоссия — узкий, маленький язык;
- толстые, малоподвижные губы;
- неправильный прикус: глубокий, перекрестный, открытый;
- аномалии зубных рядов: диастемы, редко расположенные или мелкие;
- высокое узкое или низкое плоское верхнее нёбо.
Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.
При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения.
В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы:
- педагогическая запущенность;
- «сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
- косноязычная, торопливая речь окружающих;
- билингвизм в окружении;
- минимальная мозговая дисфункция;
- общая физическая слабость.
Распространенность проблемы
Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%. Занятия с логопедом требуется и взрослому населению, перенесшему инсульты, ЧМТ, рассеянный склероз.
Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.
Симптомы
Четыре вида дефектов звукопроизношения при дислалии: пропуски, замены, смешения и искажения звуков.
Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, в середине либо в конце слова.
Замена звука — стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
О смешении звуков говорят, если постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке, то есть употребление их то уместно, то неуместно.
Искажение звуков — ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка. Например велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и другие. Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии — группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции [з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н], поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
Характеристика дефекта
При диагностировании акустико-фонематической дислалии выделяют три формы нарушений произношения фонем:
- Пропуск звука. Например, «дом – ом». Малыш пропускает первый слог, поскольку его не слышит. Такая форма нарушения встречается редко.
- Замена фонем. При этом артикуляция у ребенка правильная, все звуки произносятся четко. Пример такой подмены: «рис» – «лис», «бил» – «пил». При этом замена может быть избирательной, когда ребенок заменяет только шипящие (ж – ш) или сонорные (л – р) согласные. Такое нарушение свидетельствует о неправильном формировании фонетико-фонематической системы.
- Путаница в звуках. Ребенок различает фонемы, однако, произнося их, подменяет одну другой, выбирая из близких по артикуляции фонетических групп.
У детей с дислалией возникают трудности при общении. Малыш неправильно проговаривает слова, поэтому окружающим его сложно понять, а вдобавок ему не всегда удается верно распознать чужую устную речь.
В письменной речи дефект проявляется не всегда. Дети могут без ошибок писать диктанты, однако допускать их в творческих (сочинения, изложения) работах.
Диагностика
Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и при помощи специальных тестовых упражнений.
В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения, а именно отсутствие, замена, смешение и искажение звуков в различных позициях — изолированно, в слогах открытых, закрытых или со стечением согласных, словах в начале, середине или конце, а так же фразах и текстах.
Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
При механической дислалии логопед может направить пациента на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, при функциональной дислалии к неврологу.
При подозрении тугоухости проводится консультация у отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.
Акустико-фонематическая дислалия – определение
Дислалия с греческого переводится, как «речь и нарушение». Акустико фонематическая дислалия развивается при нарушении (несформированности) фонематического слуха, а именно:
- неумении распознавать и узнавать звуки;
- неспособности дифференцировать звуки смежных фонетических групп.
Данный дефект не связан с патологиями слухового аппарата. В основе акустико фонематической дислалии лежат избирательные нарушения способности различать фонемы в устной речи и воспроизводить звуки правильно.
У пациентов с фонематическим расстройством возникают сложности с различением звуков и их правильным распознаванием. Состав фонем при таком дефекте образуется не полностью. Поскольку малыш неверно распознает звук, он неправильно понимает все слово. Пример: малыш не понимает разницы между словами «нора» и «кора», «жук» и «сук».
Коррекция
Коррекцию дислалии обычно делят на три этапа:
- Подготовительный этап. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате: ортодонтическое лечение, пластика уздечки. При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов.
- Формирование первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.
- Формирование коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже трех раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика.
Причины нарушения и механизм развития
Провоцируют появление дефекта:
- Физиологически неправильное формирование челюстно-лицевой системы, рта и носоглотки. Анатомические аномалии приводят к неправильной артикуляции целых групп звуков. У малышей с передним прикусом возникают проблемы при произношении свистящих согласных, поскольку сложно удержать язык за зубным рядом.
- При нормальных физиологических показателях слуха у детей с акустико-фонематической дислалией не сформировано сенсорное понимание устной речи. Отсутствует функция распознавания, сличения общих и различных признаков фонем, вследствие чего ребенок неправильно воспринимает слова.
Главная причина такого речевого нарушения – несформированность фонематического слуха.
Ребенок не различает звуки, поэтому подменяет один другим при произношении. Обычно происходит замещение звуков одной акустической группы: сонорных, свистящих, шипящих, звонких или глухих.
К кому обращаться
Главное условие успешности диагностики и устранения речевого нарушения – согласованная работа невролога и логопеда-дефектолога. Врач и логопед оценивают специфику мелкой моторики, функциональность суставов пальцев рук. Если причина нарушения – неврологическая патология, то при планировании коррекционных занятий дефектолог опирается на заключение невролога.
Чтобы диагноз был поставлен верно, важно успокоить ребенка. Поскольку нервозность, плач или испуг усиливают тонус мышц, что искажает информацию о речевых и двигательных способностях малыша.
Статья на тему: «Характеристика дислалии»
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЛАЛИИ
Дислалия
происходит от греч. cлова dis – расстройство и lalia – речь.
Дислалия у детей
: к 4 – 5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Однако все дети разные, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки.
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называется дислалией
. Это один из самых распространенных дефектов речи. По мнению некоторых ученых, дислалия наблюдается примерно у 25% дошкольников.
Причины дислалии
могут быть различны, поэтому принято различать дислалию механическую (органическую) и функциональную.
Механическая дислалия
является следствием органических дефектов периферического речевого аппарата. Наиболее распространенным дефектом является укороченная уздечка языка, что затрудняет его движение, не позволяя высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык бывает слишком большой, он с трудом помещается во рту и, естественно, неповоротлив; или слишком маленький и узкий, что затрудняет артикуляцию.
Еще одной причиной дислалии являются дефекты строения челюстей, которые ведут к неправильному прикусу. Прикус – это расположение верхнего и нижнего зубных рядов относительно друг друга. Нормой считается, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Характер прикуса имеет большое значение для правильной артикуляции – физиологического процесса формирования звуков речи. В 2,5 года у ребенка формируется так называемый молочный прикус, в 6 лет начинается замена молочных зубов постоянными (сменный прикус) и к 13 – 14 годам устанавливается постоянный прикус. В период смены зубов чаще всего возникают зубочелюстные аномалии, поэтому детей необходимо периодически показывать стоматологу.
Аномалии прикуса могут быть нескольких видов.
Прогнатия –
значительно выдается вперед верхняя челюсть.
Прогения –
значительно выдается вперед нижняя челюсть.
Открытый прикус
– между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток, контакты сохранены только на дальних боковых зубах. Тяжесть аномалии определяется величиной щели между зубами, то есть количеством неартикулирующих зубов.
Боковой открыты прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.
Неправильное строение зубов также может привести к дислалии, поэтому при малейшем подозрении на неправильный прикус у ребенка, необходимо обратиться за консультацией и помощью к врачу-стоматологу. Своевременное наложение на зубы специальных шин приведет к полному выравниванию прикуса и выращиванию зубов. Лучше всего накладывать шины в возрасте 5 – 6 лет, когда кости еще достаточно эластичны.
Неправильное строение нёба тоже сказывается на звукопроизношении. Узкое, высокое нёбо или низкое, плоское мешает правильной артикуляции многих звуков.
Отвислая нижняя губа или укороченная, малоподвижная верхняя затрудняет чистое произношение губных и губно-зубных звуков.
При функциональной дислалии
у ребенка нет никаких дефектов артикуляционного аппарата. Одной из основных причин функциональной дислалии является неправильное воспитании ребенка в семье. Родителям нравится лепет ребенка, и они «сюсюкают» с ним, что надолго задерживает развитие правильного звукопроизношения. Сюда же можно отнести так называемую педагогическую запущенность, когда родители совершенно не обращают внимание на неправильное произношение звуков ребенком и не поправляют его, не развиваю его речь, что тормозит не только нормальное развитие произносительных навыков, но и может задерживать общее развитие ребенка.
Иногда дислалия может возникнуть, если у ребенка появился младший братишка или сестренка, и старший начинает копировать речь младшего. В этом случае необходимо объяснить ребенку, что, наоборот, именно он, как старший, должен научить маленького правильно говорить, подать ему хороший пример. Хуже, когда у кого-либо из взрослых неясная, косноязычная или слишком быстрая речь. Такой пример может быть очень вреден, и надо, чтобы взрослые максимально следили за своей речью.
Двуязычие в семье может отразиться на звукопроизношении малыша, поскольку ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Серьезной проблемой может стать недоразвитие фонематического слуха у ребенка. В этом случае ему трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые свистящие и шипящие. Развитие правильного звукопроизношения идет очень медленно и иногда приводит к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднение при письме и чтении.
Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти), неумение ребенка удерживать язык в правильном положении или быстро менять его положение тоже могут привести к дислалии.
При снижении слуха наблюдается затруднение при дифференциации свистящих и шипящих звуков, звонких и глухих согласных.
Почти у половины детей, страдающих недостаточным умственным развитием, отмечается нарушение звукопроизношения.
Чаще всего при дислалии нарушается произношение свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и язычных (р, л). Причем, мягкие пары согласных р и л, как правило, произносятся правильно
.
Другие нарушения звукопроизношения проявляются:
- в отсутствии тех или иных звуков (апка – шапка, паовоз – паровоз, хо – хор);
- искажении (теперь – потерь, велосипед – силопед, дерево – деверо);
- заменах.
Замены могут быть следующие:
- «к» и «г» на «т» и «д» (тухня – кухня, дамак – гамак);
- «с» на «т» (тачок – сачок);
- «с» на «ф» (фумка – сумка);
- звонкие звуки на глухие (пулка – булка, субы – зубы, трова – дрова, фолосы – волосы, круша – груша, шара – жара);
- мягких звуков твердыми, и наоборот (ряз – раз, пула – пила).
Этап постановки звука.
Цель данного этапа состоит в формировании первоначальных умений правильного произнесения звука и достигается двумя способами:
- По подражанию;
- С механической помощью.
Постановка звука с механической помощью зависит от особенностей его артикулирования. В качестве механической помощи могут использоваться зонды, шпатели, зондозаменители.
Видео: постановка звука р
Важно помнить! Постановка звуков должна осуществляться логопедом исключительно в условиях индивидуальной работы с ребенком.
Дислалия: классификация, формы, виды
Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, логопеды выделяют 2 основных вида дислалии: функциональная и органическая. 3 основных вида функциональной дислалии: артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая.
По количеству нарушенных видов специалисты выделяют 2 вида дислалии: мономорфная, полиморфная. При мономорфной дислалии нарушено произношение 1 звука или одной группы звуков, при полиморфной дислалии нарушено произношение двух и более звуков, групп звуков.
При дислалии тот или иной звук может не произноситься, один звук заменяться другим, произноситься изолированно, но отсутствовать или искажаться в самостоятельной речи.
Дислалия, коррекция дислалии, лечение дислалии в Саратове, в России
Сарклиник проводит лечение дислалии в Саратове, лечение дислалии в России у детей, мальчиков, девочек, лечение косноязычия. Комплексное лечение позволяет нормализовать и улучшить речь ребенка, производится постановка звуков, специальные процедуры В предупреждении дислалии имеет значение правильное воспитание речи у детей раннего возраста, когда она развивается наиболее интенсивно. Чем меньше возраст ребенка дошкольного возраста, тем быстрее лечится дислалия.
Этап автоматизации звука.
Автоматизация звуков производится последовательно, путем многократных тренировок. Порядок автоматизации звука:
- Изолированное произнесение;
- В слогах:
- в прямых слогах (согласный + гласный);
- в обратных слогах (гласный + согласный);
- между гласными (гласный + согласный + гласный);
- в стечении с согласным звуком (согласный + согласный + гласный);
- В словах;
- В словосочетаниях;
- В предложениях;
- В тексте;
- В скороговорках, чистоговорках, собственной речи.
Видео: автоматизация звука Л