Ребенок не выговаривает шипящие: упражнения для постановки шипящих звуков, артикуляционная гимнастика, задания для детей, видео логопеда.
Друзья! Сегодня я рада представить Вам в этой статье — логопеда — дефектолога Елену Шмыголь. Она сегодня поможет Вам и Вашим детишкам правильно научиться говорить шипящие звуки. А если Вам понадобится помощь Елены, ее индивидуальная скайп- консультация или Вы захотите лично у нее научиться правильно делать с ребенком упражнения из статьи и научить малыша говорить правильно с ее помощью — то контакты Елены даны в конце этой статьи.
Правильное произношение звука «ш»:
Когда звук ш
произносится правильно,
- губы
округлены и слегка вытянуты вперед; - зубы
сближены, но не соприкасаются; - язык
принимает форму чашечки, его кончик касается бугорков за верхними зубами (альвеол); воздушная струя сильная, теплая, выходит посередине языка.
Образование ш
и
ж
отличается лишь наличием или отсутствием голоса, то есть звуки
ш
и
ж
произносятся практически одинаково, только
ш
— глухой, а
ж
— звонкий.
Если ребенок научился правильно произносить звук ш,
при добавлении голоса
ж
у него получится автоматически.
«Домашняя» логопедия звук [ш]
Чтобы учить малыша правильно произносить [ш] в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:
- механический;
- от схожего по звучанию звука.
Механическая постановка
При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.
Процесс механической постановки
Постановка через звук [р]
Как научиться говорить букву Ш через звук [р]? Казалось бы, неправильное произношение [р] — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать [р], но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый [р], а не смежные свистящие.
Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить [р], постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и [ш] зазвучит без вспомогательного [р].
Логопедические упражнения по произношению звука [ш]
Чтобы закрепить поставленный [ш] в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:
- провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
- «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.
Упражнения для домашних занятий на выговаривания буквы Р для детей
Нарушения произношения шипящих звуков у детей:
Первое. Отсутствие шипящих звуков в речи или их замена на звук т (вместо слова «мишка» ребенок произносит «мика», вместо слова «шип» ребенок произносит «тип» — заменяет на т).
Возможные причины такого искажения звука ш — это ранний возраст или нарушение фонематического слуха.
Второе. Замены на ф (фифка — шишка).
Возможные причины искажения звука ш:
нарушение фонематического восприятия., слишком активная работа губ, укороченная подязычная уздечка. Такая замена называется губно-зубном сигматизм.
Третье. Замены звука ш на звук с (например, вместо «шла» ребенок произносит «сла»). Такая замена называется свистящим сигматизмом.
Возможные причины искажения звука ш:
нарушение фонематического восприятия. При коррекции необходимо научить ребёнка различать на слух свистящие и шипящие!
Четвертое. Шепелявость. Это происходит из-за того, что, в отличие от положения органов артикуляции в норме, язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая, рассеянная.
Возможные причины искажения звука ш:
укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо. Такая замена называется межзубный сигматизм.
Пятое. Боковой сигматизм.
В этом случае в произносимых им словах вместо звука ш
слышится своеобразный, хлюпающий звук. Один из углов губ слегка опущен или оттянут, может быть, легкое смещение нижней челюсти влево или вправо, боковые края языка тоже опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время, как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка.
Возможные причины искажения звука:
слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.
Шестое. Носовой сигматизм.
В этом случае звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий звук х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.
Причина искажения звука ш
: является излишнее напряжение задней части языка.
Почему ребёнок не выговаривает букву «ш»?
Существует несколько причин, из-за которых у ребёнка возникают проблемы при произношении буквы «ш».
К ним относятся:
- Физиологические – из-за неправильного прикуса, высокого неба, размера языка (слишком большой или слишком маленький), укороченной подъязычной связки, зубочелюстных аномалий, нарушений работы слухового канала.
- Отставание в развитии – при не до конца сформированном умственном мышлении, памяти и внимании – может привести к задержке речевого развития.
- Долгое использование соски – из-за этого портится прикус, и «страдают» некоторые звуки (обычно это шипящие и свистящие).
- Манера общения родителей с ребенком – очень часто взрослые копируют детскую речь и общаются со своим ребёнком по-детски, намеренно коверкая слова. Как результат, ребенок слышит только неправильное произношение и привыкает к такой манере разговора.
- Родители изначально неправильно разговаривают – у них присутствует какой-то речевой дефект, который и повторяет ребенок.
- Чрезмерно завышенные требования родителей – но при этом они не демонстрируют ребёнку, как именно нужно говорить правильно.
Не стоит сильно переживать, если ребёнку не получается произносить «ш». Используя вышеперечисленные методы, дефект получится исправить, и когда цель будет достигнута, следует постепенно внедрять данный звук в разговор, чтобы ребёнок как можно чаще сталкивался с ним в повседневной жизни. Тогда звук «ш» перестанет быть чем-то трудным.
Комплекс артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения шипящих звуков
Для артикуляционной гимнастики Вам понадобится зеркало, ватка и… конфетка!
Каждое упражнение артикуляционной гимнастики выполняется 3-5 раз по 5-10 секунд. Весь комплекс делается 3-5 раз в день по 5-6 минут.
Выполнение упражнений комплекса Вы можете посмотреть в демонстрации взрослыми в видео фонда «Расправь крылья».
Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Сделать язык широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Приклей конфетку. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Грибок. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Кто дальше загонит мяч. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Гармошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Чашка. После того, как ребенок научится распластывать язык и делать его широким, освоил упражнение вкусное варенье, предложите ему: «Приоткрой рот, сделай чашечку из языка, как я и поставь на бугорки за верхними зубами. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует звук ш.
Скороговорки на шипящие
Занятия, которые родители будут проводить с ребенком в игровой форме, включающие чтение или заучивание скороговорок на шипящие звуки, могут помочь в формировании правильной артикуляции. Они воспринимаются достаточно просто.
Повторение скороговорок можно превратить в веселое соревнование на быстроту, в котором родители и ребенок будут иметь равные условия. Таким образом, специальные выражения приучат малыша к правильному произношению. Родители могут приобрести книжки со скороговорками или воспользоваться примерами, представленными в интернете.
Песенки для автоматизации звука ш
Я решила сделать небольшое дополнение к статье Елены. Я очень люблю музыку, и поэтому всегда люблю петь с детьми на своих занятиях. Дети с удовольствием в песнях много раз повторяют слова с нужным звуком. Поэтому я подобрала для Вас и Ваших детишек простые песенки со звуком Ш.
Начните с песенок, в которых нужно произнести только слоги со звуком ш. Далее используйте песенки со словами, в которых есть звук Ш. Пусть малыш договаривает -подпевает эти слова из текста. И когда он уже будет достаточно хорошо говорить звук Ш ,можно использовать скороговорки или сложные песенки (например, песенку «Лошадки»).
Песенка — чистоговорка для автоматизации правильного произношения звука Ш в слогах
Ши-ши-ши-ши, как конфетки хороши, Шо-шо, шо-шо, мойте ручки хорошо, Шу-шу, шу-шу, я к столу вас приглашу, Ша-ша,ша- ша будем кушать не спеша.
Песенка «Лошадки»
В песенке мы автоматизируем правильное произношение звука Ш во фразах.
Закрепление
После того, как ребенку удалось произнести звук «ш», важно закрепить результат, и автоматизировать процесс.
Для этого создают специальную картотеку заданий
для каждого малыша. Начинать нужно с простых слов и
словосочетаний
, в которых часто встречается проблемный звук. Можно также завести специальную
домашнюю тетрадь для закрепления
результатов, куда дети, начиная с
1 класса
смогут записывать
тексты
с обильным содержанием буквы «ш».
Необходимо, чтобы ребенок не только фонетически
правильно произносил звук «ш», но и верно его использовал в
грамматике
. При правильном написании и употреблении буквы, малыш и в разговоре будет стараться употреблять ее как нужно.
В такой тетради нужно дать задание на добавление окончаний в словах: Ната…(ша) пи…(шет), Тимо…(ша) хочет ку…(шать), Ма…(ша) собирает ланды…(ши).
Нужно научить ребенка создавать уменьшительно-ласкательную форму слов: дядя – дядюшка, кроха – крошка, ухо – ушко, пятно – пятнышко.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Следует составить текст, где постоянно встречается буква «ш», слова нужно заменить картинками. Ребенок при прочтении будет стараться выговорить слова правильно. Важно сохранять для малыша развлекательную составляющую, тогда он будет воспринимать занятия как игру.
Существует богатый выбор стихов
и
чистоговорок
, которые направлены на постановку звука «ш» у детей.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Малыш должен уметь также правильно употреблять букву «ш» в правописании. Для этого ему нужно составлять предложения с проблемным звуком. Начать можно с простых односложных предложений, постепенно усложняя задачу.