Здравствуйте, дорогие читатели! Знаете ли вы такую посуду, которая не бьется, не ломается и сама моется? “Наверно какая-нибудь нано-посуда или просто одноразовая” — подумаете вы, и будете не правы, потому что есть такая чашечка (Ч), которая всегда с нами и обладает всеми эти свойствами, это артикуляционное упражнение чашечка. И делается она языком (Я), если вы не умеете, я вас научу. Главное желание, терпение и масса старания — и у вас получится самая лучшая Ч на свете.
Для чего нужно упражнение?
Это упражнение имеет очень большое значение для постановки и автоматизации многих звуков. Поэтому всем тем, кто хочет разговаривать чисто, красиво и без ошибок без него не обойтись. А шипящие звуки вообще поставить проблематично, если ребенок не умеет складывать язык нужным образом, если он похож на булочку и воздух растекается с ее боков по щекам, а не выходит к передним зубам, как должно быть в норме.
Для того, чтоб вылепить из “булочки” “чашечку” нужно хорошо расслабить язык и иметь зрительный контроль над процессом. Поэтому желательно, чтоб перед ребенком стояло зеркало достаточного размера, позволяющее увидеть отражение своего лица, а лучше, если там поместится еще и взрослый, чтоб малыш смотрел “как надо правильно делать” и сравнивал с тем, что получается у него.
При кажущейся простоте упражнение требует на самом деле сочетание правильной работы мышц, их достаточной гибкости с точно направленной воздушной струей, которая регулируется по силе и длительности. О самом сочетании я расскажу в статье, посвященной постановке шипящих звуков, здесь будет речь только о том, как добиться нужной формы Я и его подвижности.
Логопедические упражнения на различение звуков на слух
Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ц — ч, ш — ж, ч — щ, с — щ, з — ж, л — р), правильно выделять во фразах нужные слова.
Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:
- как ребёнок плачет? – ААА;
- как водичка бежит? – ССС»;
- как волк воет? – УУУ.
Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.
Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).
Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).
Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.
Как научиться делать?
Есть несколько способов научиться делать Ч, все они основаны на расслаблении определенных участков Я. Параллельно делаем логопедический массаж, а также и самомассаж Я. Один из самых простых: положить широкий мягкий Я на расслабленную нижнюю губу, затем попросить ребенка “сделать чашечку языком”. Показать на себе, как это должно выглядеть.
Очень часто малыш не может это сделать, тогда надо показать, как “сделать ямку” пальцем, уперев его в середину Я отступив немного от кончика. Я должен рефлекторно сложиться в чашечку. Если это не произошло, значит тонус Я нарушен и надо это исправить. Как я уже выше писала, массаж (о нем будет отдельная статья) и самомассаж, он доступен каждому, главное делать осторожно и не повредить слизистую Я.
Приемы самомассажа очень легкие и доступные, главное их обыграть так, чтобы они не вызвали у ребенка негатив. Иногда процесс может затянуться надолго, особенно при дизартрии. Надо запастись терпением и придумать большое количество игровых приемов. И не забываем о санитарии и гигиене, руки должны быть чистые, рот прополоскать до и после занятий, использовать носовые платки или марлевые салфетки, что не было прямого контакта с поверхностью Я.
Медицинские технологии в логопедии
БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:
- заикание;
- речевую тревогу;
- нарушение темпа речи;
- нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
- нарушения чтения.
Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:
- музыкотерапию;
- кинезотерапию;
- сказкотерапию;
- мнемотехнику;
- креативную игротерапию (песочную терапию).
К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.
Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.
Самомассаж
Все начинают делать с упражнения “блинчик”, при широко открытом рте. Сначала просто держим Я в таком положении на счет до 10. Затем шлепаем губами “пя-пя-пя”и зубами “тя-тя-тя”, “причесываем” Я. Продвигаем его вперед и назад между близко сведенными зубами. Либо почесываем его из упражнения “горка”. “Кушаем” язык — двигаем его между зубов вперед и назад, покусывая его, как будто сначала “зажевываем”, потом выталкиваем изо рта.
Делаем Я как можно шире и покусываем его бока то слева то справа. Лучше всего это делать под наблюдением специалиста, чтоб избежать травм и осложнений. Еще можно просто похлопать по высунутому Я слегка руками, чтоб он стал более плоским и широким. Чтобы малыш запомнил ощущения широкого Я, надо делать на контрасте то узкий то широкий Я. Фиксируя внимание, как приятно, когда Я расслаблен и широк.
Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:
- позёвывание с открытым и закрытым ртом;
- позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
- произвольное покашливание;
- имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.
Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.
Пассивная гимнастика
И переходим к пассивной гимнастике, когда Я придается нужная форма с помощью рук. Если ребенок уже более-менее может расширить кончик Я, то берем его и слегка заворачиваем назад. Лучше от упражнения “трубочка языком”, когда малыш начинает ее разворачивать, пытаемся завернуть кончик. После того, как Ч начинает получаться, надо добиться ее стабильности и лабильности. Самое главное, перенести за верхние зубы.
Это очень легко, но только при условии, что нет нарушений прикуса и дистонии Я. В таких случаях Ч “ломается”. Приходится заново отрабатывать положение Я в форме Ч, но уже в виде упражнения “парус”.
Консультация для воспитателей «Звуковая гимнастика»
ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА ЛОБАНОВА
Разновидность дыхательной гимнастики
Гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетанием в определенной работе и строго определенным способом. Начинается гимнастика с обязательного выполнения 2 упражнений: очистительного вдоха — «п, ф, т, р» и закрытого стона «ммм».
При произнесении звуков вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, эта вибрация действует на бронхи и тем самым способствует профилактике бронхита.
Для звуковой гимнастики характерны следующие особенности дыхания: вдох через нос (1-2 с) пауза, активный выдох через рот (2-4 с), пауза.
Вдох плавный, бесшумный, равномерный, глубокий. Выдох больше вдоха вдвое.
Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения, каждый звук должен произноситься строго определенным образом, только тогда звуковая гимнастика дает лечебный результат.
Гласные звуки произносятся в последовательности — у, о, а, е, и.
Согласные звуки произносятся в последовательности — б, д, г, в, з.
Согласные сонорные — м, н, л, р.
Упражнения действуют подобно вибромассажу.
Для глухих звуков — п, т, к, ф,
с
— требуется наибольшая сила артикулярности, а значит, и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы.
Согласный звук р
— дрожащий, может иметь от 1 до 14 вибраций при его произносимости:
р
,
рр, ррр
и т. д.
Звукосочетания с, р
— эффективны при бронхиальной астме, астматическом бронхите.
Звук р
— цроизносится энергично, громко, длинной волной —
р
-Р-Р
При болезнях сердца звук р
— произносится тихо, мягко, коротко.
Звуки — ж — м
—
з
— произносятся сжатыми губами.
Звук к
— (кх) — произносится губами.
Звук к
— (кх) — произносится широко открытым ртом с усилением на вдохе.
Для эффективности звуковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:
- Занятия по возможности проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
- Одежда мягкая, свободная.
- Проводят занятия до приема пищи или через 1,5-2 часа после еды, лучше в утренние часы. В первые 2 занятия выполняются только 2 упражнения — пфф
и —
ммм
— затем постепенно добавляются по 2 новых.
Проводят звуковую гимнастику 1-2 раза в день по 5-6 минут. Упражнения можно выполнять сидя, стоя, лежа. Перед и после каждого упражнения делают очистительный вдох — пфф
— выпол няют тихо, губы сложены трубочкой. Вслед за —
пфф
— идет 2-е обязательное упражнение —
ммм.
- — пфф
—
ммм
—
пфф
-. - Гласные — у, о, а, е, и —
пфф. - Согласные — 1-4 — пфф
-.
- Звукосочетания 1 — ммм,
2, 3 ,4 —
пфф.
ЗВУКОВОЕ ДЫХАНИЕ
М.
Л.Лазарев
- Эффект от выполнения ритмического звукового дыхания наступает лишь в том случае, если дыхание выполняется в течение достаточно длительного времени (не менее 3 минут).
- Ритмическое звуковое дыхание можно проводить как в покое, так и в ходьбе.
- Рекомендуется проводить ритмическое звуковое дыхание наиболее интенсивно в осеннее-весенний период.
- Эффективно применение ритмического звукового дыхания при постельном режиме ребенка во время заболеваний.
- Ритмическое звуковое дыхание может использоваться как способ коррекции психического состояния детей, например, на занятии.
Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Упражнения этого комплекса могут выполняться ежедневно.
Релаксационная серия (шипящие) может выполняться как звуковая пауза между любыми видами физической нагрузки, а также перед сном. Следует особенно выделить звук «с», который обладает наибольшим расслабляющим свойством.
При ларингитах произносятся только глухие согласные, чтобы не травмировать связочный аппарат. При произнесении длинных звуков желательно тянуть их как можно дольше.
Звук «в» (вибрация на уровне лица).
Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица, гайморовых пазух. Эффект достигается при ринитах, синуситах, гайморитах.
И. П. — стоя. Ноги стоят устойчиво. Глаза закрыты. Губы мягко сопротивляются. После глубокого вдоха произносится звук «в»
до полного выдоха воздуха из легких. Звук произносится негромко. Необходимо добиться ощущения вибрации во всем теле, преимущественно в области лица, стараясь, чтобы звук тянулся как можно дольше. Губы необходимо расслабить до появления в них ощущения «щекотки». Повторить 4 раза.
Звук «з» (вибрация в области головы и шеи).
Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи. Эффективна при трахеитах.
И. П. — стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь одной руки на шее спереди. Делается вдох. На выдохе произносится звук «з» предельно долго, негромко. Повторить 4 раза.
Звук «ж» (вибрация в области грудной клетки).
Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в
области грудной клетки. Эффективно выводит мокроту из бронхов и легких.
И. П. — стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь на груди спереди. Делается вдох. На выдохе тфоизносится долго и негромко звук «ж».
Повторить 4 раза.
Звук «м» (вибрация тканей в области грудной клетки и солнечного сплетения).
Улучшение микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки и солнечного сплетения.
И. П. — стоя. Глаза закрыты. Ладонь на области солнечного сплетения. Делается вдох. На выдохе произносится негромко и предельно долго звук «м»
(глубокое звучание). Повторить 4 раза.
«Ф-х-ц-ч-ш-щ-с» (расслабление всех дыхательных и других мышц организма).
И. П. — лежа. Глаза закрыты. Произносится ровный звук, который тянется как можно дольше. Звук произносится тихо. Каждый звук повторить 2 раза.
ЗВУКОВЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Эти упражнения могут выполняться детьми во время утренней гимнастики и среди дня. В летнее время комплекс лучше проводить на свежем воздухе во время прогулки.
/. «На турнике».
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад на лопатки — длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф».
Повторить 3-4 раза.
2. «Шагом марш».
Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6-8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минут.
3. «Насос».
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с».
Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.
4. «Регулировщик».
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р».
Повторить 5-6 раз.
5. «Летят мячи».
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «ух-х-х-х».
Повторить 5-6 раз.
6. «Вырасти большой».
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «ух-х-х».
Произносить 4-5 раз.
7. «Лыжник».
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м».
8. «Маятник».
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-х-х-х».
Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
9. «Гуси летят».
Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз — выдох, произносить «г-у-у-у-у».
10. «Семафор».
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.
Артикуляционная гимнастика «чаепитие»
Пьем чай с конфетами, блинами, вареньем, сладкими трубочками, дуем на чай.
- блинчик — чашечка (широкий язык кладем на губу, затем заворачиваем кончик в форме чашечки)
- чашечка — трубочка (язык складываем то трубочкой то чашечкой)
- конфетка — чашечка (присасываем кончик языка к верхней губе — чашечка)
- мед — чашечка (язык “приклеился ” к верхней губе — чашечка)
- варенье — чашечка (облизываем верхнюю губу то сверху вниз, то влево-вправо)
- чашечка — ириска (Я в форме Ч поднимается вверх за зубы, как будто хочет убрать оттуда приклеенную ириску (жвачку)
- дуем на чай — чашечка (постучали по губе “пя-пя-пя”, подули на чай, выпили чашку)
После того, как ребенок научился хорошо держать Ч, а также легко переходить в трубочку и поднимать как “парус”, то вполне можно переходить в постановке верхних звуков: Д — Т, шипящих, соноров. Добавляйте дыхательные упражнения, которые помогают отработать направление выдуваемой воздушной струи строго посередине. Об этом я вам расскажу в отдельных статьях по постановке Р, Ш и дыхательной гимнастике.
А на этом заканчиваю эту статью, пишите в комментариях ваши вопросы и замечания. Делитесь впечатлениями в соцсетях с друзьями и знакомыми.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:
- широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
- челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
- язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.
Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.
Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.
Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:
- мал, да удал;
- нашла коса на камень;
- каков рыбак, такова и рыбка;
- у ужа ужата, у ежа ежата;
- под лежачий камень вода не течёт.
В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.