Развитая мимика – это полезное качество не только для театрального артиста, но и для любого человека, которому по долгу службы или роду хобби часто приходится выступать на публике. Мимическая выразительность играет не меньшую роль, чем речевая, т. к. отражает эмоциональную жизнь артиста в процессе выступления и подчеркивает смысл, вкладываемый в слова.
В повседневной жизни мимика является средством невербального общения между людьми: именно по ней мы понимаем, какие эмоции испытывает человек, прежде чем он начинает говорить. Мгновенная и неконтролируемая мимическая реакция лицевых мышц на любое событие делает мимику самым точным индикатором настроения человека и его отношения к чему-либо. Однако будущим артистам зачастую требуется дополнительное развитие мимики лица.
«Лицо – зеркало души.» Цицерон
Если в жизни мимика – наш постоянный спутник, то в имитации жизни, коей является почти любое выступление на публике, отсутствие или недостаток мимики – первейший признак фальши.
Представьте себе Ромео, с каменным лицом объясняющегося в любви, или Гамлета во время его знаменитого монолога «Быть или не быть» с выражением лица а-ля «Семен Альтов». Любая трагедия при такой игре обречена превратиться в комедию, и наоборот – комедия рискует сделаться трагически скучной. Вот почему мимика актеров требует развития, и этому уделяется столь же огромное внимание, как и развитию правильной речи.
Кто упражняет свое лицо?
Думаете никто? – Ошибаетесь.
Вот маленькая девочка крутится возле зеркала. А мама её упрекает: «Нельзя так! Перестань красоваться! Так приличные девочки не делают!». И после девочка это делает втихаря. Когда никто не видит.
А, может, уже и не делает никогда, чувствуя запретное.
От чего зависит красота лица? Об этом читайте в статье…
Не знаю, чего боятся родители, запрещая детям изучать своё лицо, тренировать мимику. Может быть, родители боятся, что ребенок научится манипулировать родителями, используя свое лицо? Что ребенок будет их обманывать?
Изображать на лице грусть, при этом не грустить. Изображать повиновение, при этом не повиноваться. Может и так?
Впрочем, родители, просто сами так приучены. Их в детстве отучили «кривляться» перед зеркалом. А родителей отучили их родители…
— Так некультурно! Так не положено! Так нельзя!
Даже легенду про Нарцисса придумали, который долго смотрел на свое отражение и стал цветком.
Необычные ощущения
Бывает так, что человек может чувствовать в области лица и головы несвойственные обычному состоянию явления. Они носят название парестезий, проявляются такими симптомами:
- покалывание;
- жжение;
- «ползание мурашек»
- онемение;
- зуд и высыпания.
Нередко парестезии лица имеют органическую основу, и становятся признаком заболевания:
- неврит, невралгия черепно-мозговых нервов;
- рассеянный склероз;
- инсульт и другие нарушения кровообращения в головном мозге;
- опоясывающий лишай;
- мигрень;
- сахарный диабет;
- эпилепсия;
- гипертония.
В определенных случаях непривычные ощущения наблюдаются в отдельных частях лица. Например, подобные проявления в языке могут появиться по вышеперечисленным причинам, но часто имеют и другую этиологию. Провоцирует их рак языка и гортани, а также травматизация осколком зуба или протезом.
Стоматологические манипуляции вызывают онемение и другие нетипичные чувства, особенно после удаления зуба. Другим основанием к их появлению может стать неудобная поза во время сна или неподходящая подушка. Но ощущения, вызванные подобными явлениями, обычно вскоре проходят.
Другую группу провоцирующих факторов составляют психогенные и неврогенные расстройства.
От чего зависит красота лица?
Пишу на ноутбуке эту статью, в кафе, попивая любимый кофе с молоком… За соседним столиком о чем-то беседуют три девушки.
Именно наблюдение за ними — и дало идею для статьи.
Вроде бы — красавицы. Но… Нет.
Красивые тела. Осиные талии, подчеркнутая грудь. Видно, занимаются своими телами эти девушки.
Может, йога, танцы, бег, тренажерный зал – не знаю. Плюс, наверное, диеты разные. Видно — над телами они работают, стараются.
Чудесные волосы, у каждой свой стиль. На лицах – незаметные следы косметики, каждая старалась хорошо выглядеть.
Но уверен – никто из них не занимается над развитием и изменением своего лица.
Одна-две дежурные улыбки (для фотографий) – вот и весь арсенал мимики.
Каждая из них могла бы стать красавицей. Такой девушкой, с которой хотелось бы посидеть в кафе, за чашечкой чая или кофе.
Очароваться… И влюбиться…
А всё для этого есть.
Осталось – поработать над лицом
Над выражением губ, глаз, бровей.
И если бы они поработали над своим лицом, не только с помощью косметики, — были бы красавицами.
Но… Увы…
«Ленивая» челюсть
В мимических морщинах и носогубных складках, которые с одной стороны проявляются куда заметнее, чем с другой, часто, как ни странно, виноваты наши зубы. Вернее, то, как именно мы пережевываем ими пищу.
Делая это только одной стороной челюсти, мы неосознанно «нажевываем» себе не только лишние складки и морщины, но и ортодонтические проблемы.
Из-за того, что с одной стороны зубы стираются, а мышцы напрягаются значительно больше, чем с другой, происходит серьезный перекос челюсти, увеличивается асимметрия.
На жующей стороне появляются ярко обозначенные брыли, морщины и носогубные складки. Кроме того, большая нагрузка на височно-нижнечелюстной сустав может привести к его повреждению и функциональным нарушениям.
Как формируются лица?
У тех людей, которые часто бывают недовольны – вырабатываются недовольные лица.
Грустные лица получаются у тех, кто чаще всего грустит. Закрытые лица, без эмоций – у осторожных, недоверчивых людей. А веселые лица появляются у жизнерадостных людей.
Важно постоянно следить за своим выражением лица.
Всегда. Или как можно чаще.
И не допускать недовольство, разочарование, грусть. Даже в самых обычных ситуациях.
Когда мы пьем чай в кафе, например.
А если и допускать, то чтобы и в этом случае лицо оставалось красивым.
(Ну, пусть некрасивым — как хотите!)
Важно заранее изучить свое лицо как мы разговариваем, как мы радуемся, удивляемся, восхищаемся.
Это мы так обиделись?
Это мы так показываем недовольство?
А как мы обижаемся? Как выражаем недовольство?
А если какая-то эмоция нам не нравится – ее можно изменить, развить, натренировать.
В этом месте я часто слышу критику. Что, мол, это — нечестно, неестественно, не правильно. Что, мол, кому дано – тем дано, а если не дано – значит, не дано! Нельзя этому учиться!
Обычно, я не настаиваю и не спорю.
Да, кому-то повезло больше, а кому-то меньше.
Я знаю красавиц, которые втайне от всех проводят часы перед зеркалом, изучая себя, свое лицо.
Экспериментируя. Пробуя новые эмоции. Очаровывая себя. Разговаривая с собой, представляя собеседников и их лица.
Но никто в этом не признается.
Почему? Потому что это — очень интимно. Так же, как и секс с собой. В этом же тоже никто не признается? Верно?
Но если вы увидите богатство эмоций на лице, красивые выражения губ и глаз – скорее всего, это результат тренировок.
Умничка, девочка!
Понятно, что не только лицом нужно заниматься
Тем более, не впадать в крайность, занимаясь только мимикой.
Важно научиться и другим навыкам.
В том числе и ораторским искусством, тренером которого я являюсь.
- Читать мою Книгу «Ораторское искусство для начинающих»
Лично знаю таких красавиц, которые работают над своим лицом.
Впервые об этом услышал еще в студентчестве, и не поверил собственным ушам.
А потом сам купил себе большое зеркало. — Угадайте, для чего? — И даже прогулял лекцию, остался в общежитии, чтобы никто не видел, как я тренирую свою улыбку.
Потом были жесты. Те, что у меня сейчас.
Развитием мимики занимаются актеры, артисты, фотомодели…
Видели чудесный фильм «Артист»? Если нет — посмотрите обязательно! Рекомендую. Фильм без слов, поэтому все основано на мимике лица, жестах, эмоциях.
Пройдет время…
Думаю, пройдет время, и моя статья станет совсем неактуальной.
Мир девушек, да и парней, будет заниматься тренировкой и развитием своего лица.
Будет реклама тренеров по мимике, как сейчас по йоге, шейпингу и ораторскому искусству.
А пока, как говорится: «Все в наших руках»
Прямо сейчас идите к зеркалу. Изучите все свои эмоции!
Все! И гнев, и радость, и раздражение — тоже!
А еще очень важно: говорите перед зеркалом! Научитесь удивляться, красиво. Научитесь выражать благодарность. Заинтересованность.
Ведь лицо в движении бывает куда чаще, чем статическое.
Улыбаться уголками глаз. Улыбаться уголками губ.
Научитесь менять лицо и улыбаться во время разговора.
Улыбаться уголками губ. Улыбаться уголками глаз.
И тренироваться-тренироваться-тренироваться…
И еще. О женских лицах. Если женщина хочет понравиться мужчинам, то какое выражение лица она должна тренировать? А?
Верно. Мужчин привлекают такие лица, на которых читается желание секса. Такие лица тоже нужно тренировать, если это важно.
А какие лица отталкивают?
Страх и испуг делают лица такими, что к ним приближаться не хочется. Это защитная реакция. Маска. И, жаль, именно с такими лицами чаще всего и встречаются люди.
Страх, испуг, недовольство уродуют наши лица. И, если такое состояние у девушки не редкость — оно делает надежный отпечаток на лице. И сделать такое лицо красивым будет все сложнее и сложнее.
Диагностика
Установление причины асимметрии лица чаще всего осуществляется стоматологами или неврологами. При обнаружении соответствующей симптоматики пациента направляют к отоларингологам, онкологам, эндокринологам, другим специалистам. План обследования может включать следующие диагностические процедуры:
- Опрос, физикальное обследование
. Врач устанавливает время и обстоятельства появления симптома, расспрашивает пациента о других проявлениях болезни. Оценивает выраженность асимметрии в покое, при мимических и жевательных движениях. Выявляет другие изменения: отек, покраснение, побледнение, повышение локальной температуры, опухолевидные образования. - Стоматологический осмотр.
Включает изучение состояния зубов, десен, твердого и мягкого неба, слизистой других участков, костей лицевого скелета. Позволяет подтвердить наличие больных зубов, воспаления, травмы, нагноения, опухоли. - Неврологический осмотр.
Специалист изучает иннервацию лицевых мышц, предлагая пациенту выполнить определенные движения: наморщить лоб, поднять и опустить брови, надуть щеки, показать язык, оскалить зубы, проследить глазами за движениями неврологического молотка. Затем невролог осуществляет пальпацию доступных точек выхода нервов. - Оториноларингологический осмотр.
Предусматривает проведение специальных исследований. При подозрении на патологию придаточных пазух может быть выполнена эхосинусоскопия или диагностическая пункция. При жалобах на нарушение слуха производятся аудиометрия, камертональное исследование и др. При вестибулярных расстройствах рекомендованы вестибулометрия, вращательные тесты. - Рентгенография
. С учетом выявленных патологических изменений пациенту назначают рентгенографию зуба, рентгенологическое исследование челюсти или околоносовых синусов. В некоторых случаях необходимы рентгенограммы черепа, шейного отдела позвоночника. - Ультразвуковое исследование
. В ходе обследования может быть проведена сонография слюнных желез, придаточных пазух, мягких тканей. При обнаружении признаков сдавления головного мозга показана эхоэнцефалография. - Другие визуализационные методики
. Чаще всего для уточнения диагноза, детального изучения характера изменений, объема и расположения патологического очага применяются КТ или МРТ. При неврологической патологии могут быть назначены ПЭТ-КТ, ОФЭКТ головного мозга. - Лабораторные анализы
. По общему анализу крови судят о наличии и выраженности воспаления, по результатам микробиологического исследования определяют возбудителя и его чувствительность к антибиотикам. При объемных образованиях проводят гистологическое и цитологическое исследование мазков, пунктатов, биоптатов.
Устранение асимметрии лица
Улучшая характер мы улучшаем внешность
Наше поведение и эмоции связаны с нашей внешностью, нашим лицом. Наиболее частые эмоции формируют характер, и формируют наше лицо. Поэтому напрямую связь нашего характера с нашими лицами. Так что будьте добрее! Не допускайте раздражительность. Улучшая характер, мы улучшаем свою внешность.
Я восемь лет руководил клубом практической психологии. Мы проводили множество различных занятий и тренингов, совершенно разных. Но были и такие занятия, направленные внутреннюю и внешнюю красоту, на гармонию. И я видел, как «расцветали» люди и менялись лица.
Есть чудесное стихотворение на нашу тему человеческих лиц.
О красоте человеческих лиц. Поэт, Николай Заболоцкий, великолепно раскрыл тему красоты человеческих лиц. Сравнить лица с фасадами домов — чудесная метафора, согласитесь…
О красоте человеческих лиц
Николай Заболоцкий
Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица — подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие — как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.
Есть еще одно стихотворение. Владимира Высоцкого. Все та же тема, но раскрыта по другому. Можете пролистать, если не интересно, и читать статью дальше.
Излишняя эмоциональность
Обычно наши эмоции отражаются в мимике. Мы даже можем поддерживать разговор, не произнося ни слова, — за нас все скажут нахмуренные брови или прищуренные глаза. С точки зрения общения активная мимика — это хорошо, людям нравится эмоциональное участие собеседника.
Однако это может серьезно отразиться на нашей внешности. «Хлопочут лицом» — говорят актеры про любителей размашистой, чересчур активной мимики. Они знают: «Оскара» за переигранные лицом эмоции не получишь, они слишком вычурны.
Если даже на сцене активная мимика ни к чему, зачем использовать ее в жизни? Ведь кожа «запоминает» каждое наше мимическое движение.
МАСКИ
Владимир Высоцкий
Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал, Меня, должно быть, ловко разыграли: Крючки носов и до ушей оскал — Как на венецианском карнавале
Что делать мне? Бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться? Надеюсь я — под маскою зверей У многих человеческие лица.
Все в масках, париках — все, как один. Кто сказочен, а кто — литературен. Сосед мой справа — грустный арлекин, Другой палач, а каждый третий — дурень.
Я в хоровод вступаю хохоча, Но все-таки мне неспокойно с ними, — А вдруг кому-то маска палача Понравится, и он ее не снимет?
Вдруг арлекин навеки загрустит, Любуясь сам своим лицом печальным? Что, если дурень свой дурацкий вид Так и забудет на лице нормальном?
Вокруг меня смыкается кольцо, Меня хватают, вовлекают в пляску. Так-так, мое обычное лицо Все остальные приняли за маску.
Петарды, конфетти! Но все не так… И маски на меня глядят с укором. Они кричат, что я опять не в такт, Что наступаю на ноги партнерам.
Смеются злые маски надо мной, Веселые — те начинают злиться, За маской пряча, словно за стеной, Свои людские подлинные лица.
За музами гоняюсь по пятам, Но ни одну не попрошу открыться: Что, если маски сброшены, а там Все те же полумаски-полулица?
Я в тайну масок все-таки проник. Уверен я, что мой анализ точен: И маска равнодушья у иных — Защита от плевков и от пощечин.
Но если был без маски подлецом, Носи ее. А вы? У вас все ясно. Зачем скрываться под чужим лицом, Когда свое, воистину, прекрасно?
Как доброго лица не прозевать, Как честных угадать наверняка мне? Они решили маски надевать, Чтоб не разбить свое лицо о камни.