На четвертом году жизни дети переживают один из самых значительных скачков в своем развитии. Человеческая речь начинает представлять для них небывалый интерес, они активно пытаются разговаривать, повторяя все звуки, которые им доступны. Именно в это время родители и педагоги должны внимательно прислушиваться, отмечая, укладываются ли особенности детской речи в норму, не требуются ли ребенку 3-4 лет логопедические занятия.
Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет?
Ученые подсчитали, что в этом возрасте словарный запас ребенка в среднем колеблется от 1500 до 2000 слов. Подобные вычисления сложно произвести в домашних условиях, но есть несколько более простых показателей, по которым легко можно определить, насколько развитие речи малыша укладывается в рамки нормы.
Поводов для беспокойства нет, если ребенок:
- активно пытается воспроизводить все звуки и слова, которые слышит, особенно новые для него;
- занимается словотворчеством;
- составляет простые предложения, называющие действия (шарик летит, рыбка плывет, собака лает);
- пробует составлять сложные предложения и рассказы, но при этом говорит не очень понятно и допускает много речевых ошибок;
- может говорить о себе в третьем лице;
- с удовольствием повторяет множество слов за взрослыми, цитирует фразы из мультфильмов;
- выговаривает не все звуки, особенно часто возникают проблемы с [р], [л], [с] и [ш];
- переставляет местами буквы и слоги в словах;
- сам при этом понимает сложные предложения, внимательно слушает сказки, любимые знает наизусть;
- знает и умеет называть свое имя, фамилию, имена родных, друзей, город, в котором живет.
Перечисленные признаки относятся как к мальчикам, так и к девочкам, хотя специалисты утверждают, что девочки по речевому развитию опережают мальчиков в среднем на 4-5 месяцев. Бывают молчаливые дети, которые не разговаривают при посторонних, но это далеко не всегда означает отклонение от нормы: чуткий родитель обычно сам знает, на что действительно способен его малыш.
В это время важно как можно больше разговаривать с ребенком, следя при этом за правильностью собственной речи, не сюсюкать, с выражением читать малышу книги.
Тесты на определение патологий
Чтобы оперативно среагировать на изменения в развитии малыша, можно провести простые тесты.
- К четвертому году дети уже различают простейшие геометрические фигуры. Нужно попросить ребенка нарисовать круг. Даже подобие данной фигуры — хороший результат. Однако если малыш не понимает, чего от него хотят, или его рисунок даже отдаленно не похож на требуемое, — тест не пройден.
- Если ребенок не проявляет интереса к новым играм, не собирает маленькую башенку из кубиков — развитие замедленное.
- К трем годам карапуз общается короткими фразами (не учитываются те, кто в этом возрасте уже говорит длинными предложениями). Минимальный рубеж речевого развития к 3-4 годам — это простейшие фразы. Если ребенок их не произносит — следует идти к специалисту.
Шаблоны логопедических характеристик на детей разного уровня для ПМПК
В каких случаях еще необходимо обратиться к логопеду:
- Малыш не отзывается на свое имя, не понимает простых просьб.
- Не проявляет интереса к новым игрушкам, все сценарии его игр идут «по шаблону».
- Не может собрать простейшую башенку или надеть на веревку крупную бусину.
- Если к трем годам ребенок не говорит, при этом во время беременности или раннего развития были травмы, либо имеются наследственные заболевания.
Следует регулярно проводить занятия с детьми
Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?
Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша — это повод задуматься.
Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:
- темп его речи неоднороден — говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
- говорит неразборчиво, понимает его только мама;
- если говорит фразами — то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
- сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
- постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
- повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.
При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения. Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога — это специалист, выявляющий дефекты слуха. Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.
Речевые особенности детей 4-5 лет
Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.
Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.
Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.
Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.
Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста
Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:
- фонетическое;
- фонетико-фонематическое;
- общее.
На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.
В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.
Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).
Виды и особенности логопедических занятий
Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно. Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.
Индивидуальные занятия
Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.
Групповые (фронтальные) занятия
Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.
Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.
Занятия с логопедом. Материалы и конспекты.
Содержится в разделах:
- Работа логопеда. Логопедия 8475
Включает в себя разделы:
- Дифференциация и автоматизация звуков 4125
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 9598. Все разделы | Логопедические занятия
Новое
Фото
Лучшее
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы» Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы»
Цель: — активизация и расширение словаря по теме; — различение мужского и женского рода сущ. — употребление предлога на; — развитие связной речи: умение составлять небольшой рассказ- описание Оборудование:…
Фронтальное НОД по грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Х] и буква Х» Цели: — совершенствовать умения характеризовать согласные звуки, упражнять в составлении сложноподчиненных предложений, совершенствовать навыки в образовании притяжательных прилагательных, совершенствовать умения составлять предложения по картине, закреплять умения определения…
Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия
Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.
Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.
- «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
- «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
- «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
- «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
- «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.
Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.
В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.
Упражнения для общего развития речи в домашних условиях
Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.
Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь
Все упражнения делаются по 8-10 повторов:
- «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
- Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
- Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
- Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.
Артикуляционная гимнастика
Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.
Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.
Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.
- Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
- Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
- Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
- Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
- Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
- Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.
Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.
Игры для развития фонематического звука
Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.
- «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
- «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
- «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.
Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры
Как заниматься с ребенком дома?
От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.
На качество речи прямое влияние оказывает развитие мелкой моторики, поэтому любые занятия с мелкими предметами, конструкторами, песком, крупами принесут большую пользу в этом отношении.
Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков [р] и [л], то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.
Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель — малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей. Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам. Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.
После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее. Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки. При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным.
Домашнее задание для родителей по формированию общих речевых навыков у детей 3-4 лет
В рамках проведения родительского клуба «Школа Логопеда» был разработан понедельный Комплекс домашних заданий по формированию общих речевых навыков, который предложен всем родителям, заинтересованным в речевом развитии своего ребенка на весь учебный год.
Выполнять задания необходимо каждую неделю, распределить по дням, по 5-10 минут в день.
Ноябрь – 1 неделя.
1. Упражнение на дыхание – развитие длительного плавного выдоха.
«Кораблик»
Взять пластмассовый легкий кораблик или скорлупу от грецких орехов, или сделать бумажный. Объяснить ребенку, чтобы кораблик поплыл, надо подуть долго и плавно. Во время выполнения читать стихотворение:
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
2. Развитие артикуляционной моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, вытягивать в трубочку (можно перед зеркалом вместе с родителем).
3. Развитие мелкой моторики: — гладить мягкие, пластмассовые, резиновые, рельефные игрушки;
— делать пальчиковую гимнастику:
У девчушки Зиночки (делают ладошки «корзинкой») Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок (сгибают пальчики, начиная с большого) Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина – молодец! (показывают большой палец)
4. Развитие понимания речи: запомнить названия игрушек (кукла, мишка, лошадка, паровоз, машина и другие), части тела (голова, туловище, ноги, руки). Желательно видеть игрушки или картинки.
5. Развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?»
Взрослый звенит бубном, погремушкой, колокольчиком, дудочкой (перед ребенком) и прячется за ширму — предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.
6. Подвижная игра «Платье»
Взрослый произносит текст и выполняет движения, а дети подражают ему, проговаривая слова и словосочетания:
Это платье для Наташки – 4 ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе Красные горошины — 4 ритмичных прыжка на обеих ногах А на платьях два кармашка, — «рисуют» на животике 2 кармашка Спрячем в них ладошки. – прикладывают обе ладошки к животику.
Ноябрь, 2 неделя.
1. Упражнение на дыхание «Футбол».
Ребенку объясняют, что с помощью ватки он будет играть в футбол. «Футбольный мячик» необходимо задуть между двумя чашками (скорлупками, кубиками или др.)
2. Развитие артикуляционной моторики.
— «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»;
— «улыбка», «трубочка-говорить у-у-у», открывать и закрывать рот.
3. Развитие мелкой моторики.
Ладушки, ладушки (указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони, затем поменять руку) Где были? – у бабушки. Ладушки, ладушки, Звонкие хлопушечки. Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопки)
На большом диване в ряд (попеременно стучать кулачками и хлопать) Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино (поочередно сгибать пальчики) И веселый Чиполлино, И котенок и слоненок. 1, 2, 3, 4, 5- (поочередно разгибать пальчики) Помогаем нашей Тане (хлопать и стучать поочередно) Мы игрушки сосчитать.
3. Развитие слухового внимания.
Слушать и повторять звуки бубна, погремушки, барабана, металлофона или любой другой музыкальной игрушки.
Х- пауза -хлопок, ХХ пауза ХХ, ХХ пауза Х, Х пауза Х и др.
4. Развитие понимания речи: называть предметы одежды для осени сначала по картинкам, затем без них.
5. Подвижная игра «Тапки».
Это тапки для Антошки, (по 2 раза топают каждой ногой) Чтобы в них не мерзли ножки. (4 прыжка на обеих ногах) Топ-топ-топотушки, (по 2 раза топают каждой ногой) Что за тапки? Как игрушки! (левую ногу на носок, затем на пятку, наоборот).
Ноябрь, 3 неделя.
1. Упражнение на дыхание «Ветерок».
С помощью вертушки, султанчика, легкого предмета отработать сильную, короткую воздушную струю:
Очень жаркий день-денечек. Дунь подунь, мой ветерочек. Ветерочек-ветерок, Дунь-подунь, наш ветерок.
2. Артикуляционная гимнастика.
— Надуть щечки (толстячки) – втянуть щечки (худышки);
— язычок отдыхает – положить расслабленный язык на нижнюю губу – подержать.
3. Развитие мелкой моторики.
«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик — апельсин (поочередно сгибают пальчики с кулачка, начиная с большого) Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит6 «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя).
4. Развитие слухового внимания на неречевом материале.
В трех одинаковых баночках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой баночке.
5. Развитие понимания речи.
• Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, идет, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает);
При рассматривании картинок ребенок должен назвать действия, может сам их показать; назвать действия, выполненные взрослым.
• Различать понятия «Большой-маленький» используя игрушки.
6. Подвижная игра «Капля».
Капля, раз (дети прыгают на носочках, сначала медленно, затем темп убыстряют) Капля, два. Капли медленно сперва, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом.
Ноябрь, 4 неделя.
1. Упражнение на дыхание «Узнай овощ».
На столе блюдо с овощами: лук, чеснок, укроп, огурец (или другие).
Дети рассматривают овощи, называют их, затем укроп растирается в руках, на овощах делаются надрезы. Дети нюхают овощи, запоминают запахи, узнают на вкус. С закрытыми глазами ребенок должен узнать овощ по запаху.
Вдох делается длинный, глубокий, плечи не поднимаются.
«Узнай фрукт» — то же самое (апельсин, лимон, яблоко).
2. Артикуляционная гимнастика.
• «Котик лакает молоко».
Молоко лакает кот (высовывается широкий язык) Котик нас лакать зовет (затем язычок прячется в домик).
• Закрепление: «Толстячки-худышки», «Язычок отдыхает» на счет до 5, «Трубочка», «Улыбка».
3. Развитие мелкой моторики.
Будем мы варить компот. (указательным пальцем водим по ладошке) Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, («крошат») Грушу будем мы рубить. («рубят») Варим, варим мы компот, («мешают ложкой») Угостим честной народ (разводят руки в стороны).
4. Обучение пространственному расположению предметов(закрепление предлогов на, под, за).
Взрослый дает указания, а ребенок их выполняет:
— положи мишку на стол, под стол, за диван и т. д. (можно взять разные предметы).
5. Развитие слухового внимания со звучащими игрушками.
Понятия «громко-тихо».
6. Развитие понимания речи.
На столе шарик, кошка, птичка. Учить узнавать игрушки по их описанию:
— у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы.
— у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями.
— он круглый, красный, пластмассовый.
7. Подвижная игра «Грибочки».
В лесу под сосною грибочки росли, («пружинка») Веселую пляску они завели. Шапочкой красной кивают грибки – (наклоны головой вправо, влево) Понравиться очень хотят нам они.
Декабрь, 1 неделя.
1. Упражнение на дыхание — «Чей паровоз громче и дольше гудит?»
Используются стеклянные пузырьки из-под духов или лекарства. Взрослый вытягивает губы трубочкой и дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать ребенку (не надувая щек!).
«Чей комочек улетит дальше?».
С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше.
2. Артикуляционная гимнастика.
• Формировать и развивать правильное положение органов речевого аппарата при звуке (и), развивать голосовой аппарат:
Улыбнулись губки, Показались зубки. Губки улыбнулись, К ушкам потянулись – и-и-и-и (тянуть).
• Закрепление: толстячки-худышки, язычок отдыхает.
3. Развитие мелкой моторики «Дом».
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок, чередуя) Молоток бери мой друг! Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки – «стены») Есть окошко в доме том, (складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей») Есть еще одно, повыше, Есть труба вверху на крыше. (мизинец в сторону — труба) Дом готов, зовем гостей: (приглашающий жест рукой) «Приходите поскорей!»
4. Развитие понимания речи. Учить понимать вопросы (где? Куда? откуда? На чем?), помогающие определить местонахождение предмета.
Например: покажи и скажи где стоят сапоги, где лежат книги, где стоит телевизор, где лежат игрушки и т. д.
5. Развитие фонематического слуха.
Стоять спиной к взрослому, рассказывать, что он делает: стучит ложкой по чашке, льет воду, щелкает ножницами и т. д.
6. Различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) используя игрушки, носки, варежки или др. предметы.
7. Подвижная игра «Корова».
«Му-у-у! – мычит корова (идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев) Забодаю Катю с Вовой. (поворачиваются лицом в круг, делают два поворота влево-вправо) Вы не пьете молоко? (ставят руки на пояс, делают сердитое лицо) Убегайте далеко!» (убегают).
8. Прочитайте стихи А. Барто из серии «Игрушки» (заучите на выбор).
9. Прочитайте К Чуковский «Чудо-дерево», «Дженни».
Декабрь, 2 неделя.
1. Упражнение на дыхание «Сдувание снежинок со снежной поляны».
С листа бумаги сдувать «снежинки», сделанные из ватки маленькие комочки.
Подуть в покупные язычки, трубочки, дудки, на маленькую вертушку.
2. Артикуляционная гимнастика.
• Упражнение «Мишка».
(звук [Э])
«э-э-э как мишка, вы пропойте, Ротик широко откройте. Ваня с Машенькой играет И по комнате гуляет, Как Мишутка напевает: «Э-э-э-э-э-э».
Упражнение «Слоник»
(звук [У])
На слоненка погляжу, Губы хоботком сложу, На слоненка погляжу, Губы трубочкой сложу: У-у-у-у-у.
• Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», «открывать и закрывать рот», «язычок выходит гулять из домика».
3. Развитие мелкой моторики.
Посуду моет наш Антошка. (потирают ладошки друг о друга) Моет вилку, чашку, ложку. (разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца) Вымыл блюдце и стакан, И закрыл покрепче кран. (выполняют имитирующее движение).
4. Учить различать основные цвета и дополнительные.
5. Развитие понимания речи.
• Учить детей быстрому ориентированию в названии действий. спросить: « где мальчик катается? (мальчик катается с горки), где едет машина? (машина едет по дороге), где спит кошка? (кошка спит на коврике) и т. д.
• Научит понимать вопрос Чем?
— Чем мама режет хлеб? (мама режет хлеб ножом) — чем ты вытер лицо? (полотенцем) — чем ты ешь суп? (ложкой) — чем расчесываешь волосы? (расческой).
6. Подвижная игра «Зайка».
Дети выполняют движения и договаривают слова.
Зайка в травке скок-скок. (4 прыжка по кругу, указательные пальцы как ушки) Зайка прыг за кусток. (присели) Смелый зайка не боится, (4 прыжка по кругу) Не поймать его лисице. (разбегаются, взрослый ловит детей).
7. Прочитайте сказку «Теремок», «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом».
Декабрь, 3 неделя.
1. Упражнение на дыхание «Ветерок».
• Положить широкий язычок на нижнюю губу, пусть лежит отдыхает, затем, не убирая язык с губы, подуть на что-нибудь легкое.
2. Упражнение на дыхание «Пузырьки».
Используется стакан, наполовину наполненный водой и соломинка для коктейля. Сделать носом вдох, выдох через рот в трубочку (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом – образуются пузырьки).
3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука (ф).
Упражнение «Зайка».
(нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята)
Ушки на макушке, А зубки – на губке (ф-ф-ф….) Выходит теплый воздух (держать ладошку).
4. Развитие мелкой моторики.
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках) В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.
« Кто спит зимой?»
Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы в кулачки, начиная с мизинца) Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, (загибать по одному пальцу на каждое название животного) Колючий ежик и барсук. Только заиньке не спится – Убегает от лисицы. Мелькает он среди кустов, Напетлял – и был таков!
5. Развитие понимания речи.
Разложить картинки (или игрушки) в нужной последовательности, поставить их друг за другом так, как скажет взрослый: машина, кубик, кукла, пирамидка и др.
6. Подвижная игра «Это я».
Это глазки. Вот. Вот. (ребенок выполняет имитационные движения) Это ушки. Вот. Вот. (показывает части тела) Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ, топ Ой, устали. Вытрем лоб.
Декабрь, 4 неделя.
1. Упражнение на дыхание «Воздушный шарик».
Подуть на воздушный шарик так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке.
2. Упражнение на дыхание «Подуй через трубочку».
Дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку, лежащую на столе или перышко.
3. Артикуляционная гимнастика.
Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», произнести звуки (у), (э), (и), (ф).
Звук [П]
Воздух в носик надувайся, (положить ладошку с ваткой у рта, при произнесении [П] ватка улетает) (П) сквозь зубы прорывайся!
Звук [Б]
[Б] легко произнеси, Голосочек подключи.
4. Развитие мелкой моторики.
«Новогодние игрушки» Праздник приближается, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки) Елка наряжается. Мы развешали игрушки: (поочередно соединять большой палец с остальными) Бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки) Блеском радуют ребят.
«Игрушки»
У Антошки есть игрушки: (сжимать и разжимать кулачки) Вот веселая лягушка. (на каждое название игрушки загнуть палец) Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка.
5. Расширение и активизирование словарного запаса по теме «Новогодняя елка».
Рассмотреть елку, рассказать, какая она; рассмотреть игрушки, уточнить их цвет;
Закрепление предлогов на и под: что под елкой? Что на елке?
6. Подвижная игра «Елочная игрушка».
Синий шар купили Лолке. (показывают рукой круг) Ах, какой красивый! (качают головами, изображают восторг) Он теперь висит на елке (запрокидывают голову, смотрят вверх) И похож на сливу. (приседают).
Назарова Елена Владимировна, учитель-логопед СП «Детский сад «Ладушки» МБОУ «ОСОШ №1»
- Домашнее задание логопеда по теме «Дикие животные наших лесов»
- Тематическое планирование логопедической работы в средней группе (ОНР)
- Тематическое планирование логопедической работы в старшей группе (ОНР)
- Примерное тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе (ОНР, ФФНР)
- Тематическое планирование логопедической работы в младшей группе (ОНР)
(5 понравилось, средний балл: 4,20 из 5)
Loading …