Артикуляционная гимнастика – учимся говорить артистично

В профессиональном театре высокого уровня зритель никогда не страдает от плохой слышимости или нечленораздельной речи участников действия, хотя в обычной жизни (которую театр и изображает) часто приходится вслушиваться в слова собеседника даже тет-а-тет. Задумываются об этом редко, и уж тем более никто не воспринимает идеальную речь актера как достижение. Но если речь невнятная, это непременно заметят и поставят на вид. Избежать подобного позволяет артикуляционная гимнастика для языка.

Наряду с фактурой, навыками создания образа, воплощения речи, пластикой, хореографией и вокалом, владение речью является фактором профессиональной пригодности артиста.

Есть мнение, что речь и голос – это от Бога, а в актеры берут именно одаренных людей, у которых с умением говорить от природы все здорово. Это неправда, речь – приобретенный навык, правильная и четкая речь – навык отшлифованный. Все мы рождаемся с одинаковым набором органов, способных одинаково воспроизводить звуки, разница может быть только в тембре и тоне голоса. Разумеется, мы не берем во внимание людей, чей речевой аппарат был поврежден механическим путем или пострадал в результате болезни.

То, как именно мы будем говорить в плане качества, определяется нашими ежедневными потребностями. Так как в обществе не принято кричать и разговаривать слишком громко, а наша аудитория чаще всего ограничивается 1–2 стоящими рядом собеседниками, мы не нуждаемся в идеальном и отточенном звучании. Это главная причина, по которой речь среднего человека невыразительна. Винить в этом отсутствие природных данных – значит перекладывать с больной головы на здоровую. Если же задаться целью, можно догнать по звучанию рядового театрального артиста в короткие сроки, и поможет в этом артикуляционная гимнастика для взрослых.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Научиться говорить – значит натренировать подвижные мышцы языка, губ и щек работать синхронно над воспроизведением определенных звуков. Артикуляционная гимнастика нужна для укрепления мышц речевого аппарата и выработки в них мышечной памяти. С ее помощью логопед ставит ребенку звук, а профессиональный оратор поддерживает свой главный инструмент в тонусе. Популярный способ устранения дефектов речи с помощью скороговорок тоже является разновидностью речевой гимнастики, т. к. произношение скороговорки – это упражнение на технику.

Правила выполнения упражнений

  1. Выполнять комплекс упражнений рекомендуется в хорошем настроении. Артикуляция напоминает обычные кривляния, но отличается качеством чеканки движений, поэтому ничто не мешает вам подурачиться и получить удовольствие.
  2. Помещение должно быть светлым и хорошо вентилируемым. Желательно, чтобы вам никто не мешал заниматься.
  3. Большим плюсом будет наличие зеркала, особенно, если ваше знакомство с артикуляционной гимнастикой только начинается.
  4. Нельзя заниматься сразу после еды, как и натощак. С последнего приема пищи должен пройти как минимум 1 час.
  5. Выполняя упражнения, не думайте о скорости, она вторична. Самое главное – нажим, напряжение мышц. После занятия вы должны ощущать усталость и разгоряченность.
  6. Заниматься не следует слишком долго, достаточно будет 15–20 минут в день.

Дикция. Упражнения для формирования ясной и чистой речи

«Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша…»

Это замечательное и поучительное стихотворение С.В.Михалкова.

Хорошая дикция не раз выручит Вас в жизни. Она необходима всегда и везде, особенно когда выступаешь на сцене перед большой аудиторией, занимаешься вокалом, снимаешь видеоролики или участвуешь в съемках, как наши студийцы. Нет, мы не будем здесь говорить о причинах и последствиях неправильного произношения, эту информацию в изобилии найдете в интернете. Наша цель — помочь Вам самостоятельно исправить существующие дефекты речи. На занятиях по сценической речи наставники студии выполняют с ребятами упражнения на исправление дикции, но этого недостаточно, так как для достижения результата необходима ежедневная тренировка.

Если Вам необходимо улучшить дикцию, воспользуйтесь специальными упражнениями. Они помогут научиться красиво и четко говорить и добиться успеха в жизни.

Дикция — это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Работа над дикцией начинается с артикуляции

Прежде чем приступать к чистоговорению и скороговоркам сделайте разминку для губ и языка. Эта артикуляционная гимнастика тренирует мышцы челюсти, щёк и языка. Она прекрасно подойдёт как для взрослого, так и для ребёнка.

Растирайте щеки круговыми движениями пальцев рук.

Протяжно и слитно произносите гласные буквы на одном выдохе максимально растягивая губы: «ААААА», «ЭЭЭЭЭ», «ООООО», «УУУУУ», «ЫЫЫЫЫ», «ИИИИИ».

«Хомяк»: надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Втянуть щеки.

«Улыбка»: улыбайтесь не размыкая губ и как можно сильнее растягивая губы, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».

«Орешек»: упираем язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р].

«Чистим зубы»: имитируем чистку зубов языком, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык должен быть широким и двигаться снизу вверх. Сначала почисти нижние зубы с одной и с другой стороны, затем от коренных зубов к центру верхние зубы с той и с другой стороны, важно, чтобы кончик языка доставал до десен. Упражнение полезно при постановке звуков [ш], [р], [л], [щ].

«Маляр»: движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Упражнение укрепляет мышцы языка для верхнего подъема, особенно хорошо использовать при постановке звука [р].

«Лопатка»: удержание напряженного распластанного на нижней губе языка на счет до пяти. При этом важно, чтобы рот был широко открыт, губы – в улыбке, нижняя губа не поддерживала язык и чтобы он не отклонялся в сторону.

«Киска лакает молоко»: движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки.

«Лошадка»: поцокивание языком, как лошадка. Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку, укрепляет верхний подъем языка, используют при постановке звука [р]. При этом очень важно, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Часики»: рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Змейка»: рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Качели»: рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Гармошка»: рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

В среднем на разминку уходит 15-20 минут.

Работаем над чистоговорением

Для развития голосового аппарата и организации правильного произношения звуков используйте следующие упражнения.

Задание 1. Произнеси трудные сочетания звуков. Сначала медленно, потом быстрее: ЛРО, НМИ, ДЖР, КПТ, ТЛЗ, МКРТЧ, КФТ, КШТ, КСТ, КТЩ, ВРЖ, КЖДА, КЖДО, КЖДУ, КШТА, КШТЭ, КШТУ, КШТО, ЗЖДРИ, ЗЖДРЭ, ЗЖДРА, ЗЖДРО, ЗЖДРУ, ЗЖДРЫ

Задание 2. Упражнения на звукосочетания: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ­-ПТИ, ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ­-ХТИ, КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ­-КТИ, Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ­-Т-ТЫ-Т-ТИ, НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ­-НТИ, МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ­-МТИ, ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ­-ФТИ, РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ­-РТИ

Задание 3. Произнеси слова с трудными сочетаниями согласных. Сначала медленно, потом быстрее: ДЕТСТВО, БОДРСТВОВАТЬ, МУДРСТВОВАТЬ, ПОСТСКРИПТУМ, КУНСТКАМЕРА, СВЕРХЗВУКОВОЙ, ВСКЛОКОЧЕН, КОНТРПРОРЫВ, ВКРАДЧИВ, ТРАНСПЛАНТАЦИЯ, ВЗБАДРИВАТЬ, ПУНКТ ВСТРЕЧИ, ПРОТЕСТАНТСТВО, СВЕРХВСТРЕВОЖЕННЫЙ, ВИТИЙСТВОВАТЬ, ФИЛОСОФСТВОВАТЬ, ГОРАЗД ВСХРАПНУТЬ, ВЕДОМСТВО, БРАНДСПОЙТ, МАРШБРОСОК, АГЕНТСТВО

Задание 4. Потренируйся в произношении долгих согласных: К КЛАРЕ, К КОМУ, К ГОРЕ, К ГОРЛУ, К КАТЕ, К КОНЦУ, ОТДАЛЕННЫЙ, ВВЯЗАТЬСЯ, ОТДАТЬ, ИЗЖИТЬ, БЕЗ ШУБЫ, ОТТОЛКНУТЬ, ОТДУШИНА, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ

Задание 5. Используй звукоподражания. Активно взрывай согласные

  • Забивай гвозди: ГБДУ! ГБДО! ГБДЭ! ГБДА! ГБДЕ! ГБДИ!
  • Имитируй лошадиный топот: ПТКУ! ПТКА! ПТКИ! ПТКО! ПТКЭ! ПТКЕ!
  • Бросай воображаемые тарелки: КЧКА! КЧКЭ! КЧКО! КЧКУ! КЧКИ! КЧКЕ!

Задание 6. Произнеси фразы состоящие из одних ударных слогов. Сначала медленно, затем быстро: В ТОТ ЧАС ТУТ ПЕЛ ДРОЗД, ВОЛН ВСПЛЕСК — БРЫЗГ БЛЕСК, ВСЕМ ЛЮБ БЫЛ ПЕТР, МОХ СКРЫЛ ГРИБ, В ТОТ ГОД ТУТ БЫЛ ГРАД, ВАШ ГОСТЬ ВЗЯЛ ТРОСТЬ, ДУБ БЫЛ СТАР, ВМИГ КЛУБ ПОЛН

Улучшаем дикцию скороговорками

Скороговорки нужно произносить не только чётко, правильно, но и быстро. Такие упражнения очень помогают в развитии речи. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Прохор и Пахом ехали верхом. Галка села на палку, палка ударила галку. От топота копыт пыль по полю летит. У быка бела губа была тупа. Водовоз вез воду из водопровода. У Фени фуфайка, у Фаи туфли. На семеро саней по семеро в сани уселись сами. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь. Пришел Прокоп — кипел укроп. Ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Зажужжала пчела, дожужжалась паука. Чешуя у щучки, щетина у чушки. Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора. Корабли лавировали, да не вылавировали. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Основные правила, без которых невозможно достижение желаемого результата

  1. Выполнять упражнения ежедневно! Здесь, как в спорте, только ежедневные тренировки приведут вас к победе.
  2. Быть терпеливым! Учтите, что возможно не сразу вам удасться правильно выполнять упражнения, наберитесь терпения и у вас всё получится.
  3. Хвалите себя! Радуйтесь и подбадривайте себя за достигнутые успехи.
  4. Читайте вслух! Больше разговаривайте! Читайте все подряд — сообщения, статьи, книги и так далее. Разговорная практика имеет важное значение для приобретения и развития речевых навыков.
  5. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

Виды упражнений

Специальные упражнения делятся по группам мышц, на которые дается нагрузка: язык, губы и щеки. Еще различаются статические и динамические упражнения, то есть на движения и на удержание позиции.

Статические упражнения

Эффект достигается от фиксации мышц в определенном положении на несколько секунд. Нужно понимать, что фиксация в данном ключе – условный термин. Например, «губы трубочкой»: если вы просто сложите губы, это ничего не даст. Губы должны именно тянуться вперед, в невидимую точку, с силой и напряжением. Статика возникнет в тот момент, когда движение достигнет своего предела. Таким образом, пассивная артикуляционная гимнастика является активной, просто движение не повторяется, а выполняется перманентно.

Динамические упражнения

Это упражнения с повтором определенных движений, например, уколы языком в щеку. Движения выполняются по-разному, в зависимости от специфики упражнения.

  • Последовательно. Серия из 10–15 уколов в одну щеку, затем такая же в другую.
  • Попеременно. Укол влево, укол вправо.
  • Серийно. 2–3 укола в одну щеку, затем столько же в другую.

Рекомендуется не выполнять более 10 движений в одну сторону. Если чувствуете, что нагрузка недостаточна, увеличьте силу нажима.

Комплексы упражнений

Чтобы привести в порядок речь и отточить дикцию, рекомендуется планомерно развивать все группы мышц. Артикуляционная гимнастика для лица предполагает несколько упражнений. Правильно чередовать их таким образом, чтобы за занятие давать всему речевому аппарату равную нагрузку.

Для развития мышц губ

  1. Губы вытянуть вперед трубочкой, совершать круговые движения в одну, затем в другую сторону. Представьте, что держите карандаш губами, старайтесь нарисовать как можно более широкий круг.
  2. Губы вытянуть вперед трубочкой и тут же развести в улыбку. Повторять с силой до усталости мышц.
  3. Рот приоткрыт, губы вытягиваются вперед трубочкой и переходят в улыбку. В момент перехода губы «натягиваются» на зубы с силой.
  4. Рот в легкой улыбке, зубы слегка покусывают обе губы по всей длине, не сильно, но чувствительно.
  5. Рот открывается максимально широко (на растяжку губ) и сразу закрывается. Повторять с силой до усталости мышц.

Для развития мышц языка

  1. Рот широко открыт, язык высовывается максимально далеко вперед и обратно. Выполнять упражнение медленно, язык задерживать в самой дальней точке. Упражнение должно вызывать напряжение и усталость в корне языка.
  2. Рот приоткрыт, высунутый язык направляется от одного уголка губ к другому, как маятник.
  3. Рот закрыт, челюсти разомкнуты, язык совершает круговые движения по внешней стороне зубов в одну, затем в другую сторону.
  4. Язык с силой упирается в верхнее небо, рот открывать и закрывать, не отрывая языка.
  5. Сильные уколы языком в одну щеку, затем в другую, рот закрыт, челюсти разомкнуты.

Для развития мышц щек

  1. Лицо вытягивается по горизонтали в растянутую улыбку, затем по вертикали. Представьте, что вас с силой тянут в разные стороны сначала за щеки, затем за подбородок и макушку. При вертикальном растягивании губы собраны в трубочку, щеки втянуты.
  2. Перекатывание воздушной массы от одной щеки к другой: надуть одну щеку с силой до напряжения, затем перекатить «шарик» к другой щеке и обратно.
  3. Уголки губ с силой поднимаются вверх, щечные мышцы напрягаются, положение удерживается 5–7 секунд.
  4. Выполните серию коротких «улыбок», используя только уголки губ. Обратите внимание, что при выполнении должны работать щечные мышцы, именно они устанут к концу упражнения. Старайтесь контролировать другие мышцы лица в момент выполнения, все они должны быть расслаблены.
  5. Положите ладони на стык челюстей чуть ниже ушей с обеих сторон. Ладонями натяните кожу так, чтобы губы оказались растянутыми в улыбку без напряжения мышц. Теперь улыбнитесь и разу расслабьтесь – вы должны почувствовать работу мышц щек. Выполняйте упражнение внимательно, запоминайте ощущение, учитесь чувствовать группу щечных мышц и узнавать ее.

Записаться на пробное занятие

Комплекс упражнений для укрепления кончика языкаметодическая разработка

Комплекс упражнений для укрепления

кончика языка

Рекомендации по проведению упражнений

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Идти от простых упражнений к более сложным.

5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Проводить гимнастику перед настенным зеркалом.

Упражнения

1. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.

2. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

3. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.

4. Просовывание с усилием языка между сомкнутыми зубами

5. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.

6. Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек (столовой, десертной, чайной).

7. Вылизвание тарелок

8. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.

9. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.

10. Орешек.

Кончик языка с силой упирается то в одну, то в другую щеку.

11. Удерживать на загнутом кверху кончике языка соломинку от коктейля у верхних зубов, потом у верхней губы.

12. Качели.

Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

13. Вкусное варенье.

Облизывание верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

14. Иголочка.

Сделать язык острым – тянемся языком к зеркалу.

15. Лошадка.

Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

16. Индюк.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

17. Чистим зубки.

Водить кончиком языка влево – вправо то по верхним, то по нижним зубам.

18. Достань конфетку.

Представить, что за нижними зубками прилипла ириска, выполнять кончиком языка движения, как будто достаем ириску из-за нижних зубов.

17. Горка.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

18. Маляр.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

18. Красим стенки.

Водить языком по внутренней поверхности то одной, то другой щеки вверх-вниз.

19. Дятел.

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]