Развитие фонетико-фонематической стороны языка в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона языка является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего нормам произношения.
Под фонетической стороной речи понимается произнесение звуков в результате согласованной работы всех отделов рече-двигательного аппарата.
Периферийным отделом анализатора речевой моторики является речевой аппарат, который включает в себя следующее:
- Дыхательный аппарат, который является энергетической основой речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);
- Голосовой аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);
- Артикуляционный аппарат, который преобразует звук, производимый в гортани, в различные звуки речи (ротовая и носовая полости).
Проводящая часть анализатора включает три пары черепных нервов (языкоглоточный, возвратный, подъязычный), подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре головного мозга.
Центральной частью речедвигательного анализатора является теменная кора, которая анализирует информацию о положении органов речевого аппарата во время речи, и лобная или центр Брока, который программирует и контролирует выполнение движений. Фонематическая сторона языка относится к способности различать и дифференцировать фонемы родного языка.
Фонематическая сторона речи обеспечивается работой слухового анализатора. Его периферическая часть расположена в коре головного мозга и принимает слуховую информацию, включая звуки речи.
Проводящая часть передает информацию в кору головного мозга, которая частично анализирует ее — определяет направление и расстояние до источника звука. Эту функцию выполняет большое количество передаточных соединений (VIII. пара черепных нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховой радиус).
Центральной частью слухового анализатора является височная область речевого доминантного полушария (левого полушария у праворуких детей), центр Вернике, где происходит анализ речи: Он контролирует наличие звука в слове, характеристики его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение звуков, сходных по акустическим параметрам.
В книге «Воспитание правильного произношения у детей» М.Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизведение звуков родного языка — это согласованная работа лингвослухового и лингвомоторного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу органов артикуляции, которая обеспечивает правильное произношение каждого звука (1989).
Исследования ряда психолого-вологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общее языковое развитие ребенка — усвоение грамматики, лексики, артикуляции и дикции. И лучше, чтобы ребенок с языковыми нарушениями не только ходил в школу фонетически правильно, грамматически правильно и лексически развитым, но и умел читать.
В онтогенезе развитие и формирование фонетического и фонематического аспектов языка происходит постепенно.
Главная роль в овладении языком отводится слуху. Вместе с развитием слуха у ребенка развиваются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные сочетания звуков и слогов. В возрасте 2-3 месяцев у ребенка появляется рычание, а в возрасте 3-4 месяцев — невнятная речь.… лепетать. В этом возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: Ребенок прислушивается к звукам, находит источник звука, поворачивает голову к говорящему.
В 6 месяцев в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в виде коротких сочетаний звуков. В гласных четко звучит а, в согласных — р, б, м, к, т. На этом этапе ребенок понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.
Ребенок хорошо произносит простые звуки: Гласные — a, u, и согласные — p, b, m, n, t, e, k, d.
Развитие и формирование произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети говорят все более четко, другие — все менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, который только начинает активно функционировать. Об этом А. И. Максакова.
Профилактические мероприятия и прогнозирование результатов терапии
При своевременной логопедической помощи прогноз для ФФНР благоприятный. Скорректировать дефекты речи можно за 1-12 месяцев, в зависимости от выраженности симптоматики. Успех в лечении ФФНР зависит от правильных действий родителей, а также квалификации логопеда.
Профилактические мероприятия ФФНР в логопедии включают планирование беременности, исключение контактов беременной с инфекционными больными на протяжении всего периода вынашивания ребенка. Женщине во время беременности следует исключить употребление спиртных напитков, курения, избегать стрессовых ситуаций. Причиной появления нарушений развития речи у ребенка могут быть операции во время беременности, стремительные или длительные роды, а также начало родов раньше срока. При возникновении осложнений беременности нужно обязательно обратиться к гинекологу для обследования и лечения.
Важным фактором формирования речи считается нормальная психологическая обстановка в семье. Если у родителей возникают конфликты, ребенок может отреагировать на это нарушением речевой функции. Благоприятно влияют на развитие речи регулярные занятия с ребенком, чтение книг, обучение письму и другие мероприятия.
Провоцирующим фактором ФФНР может стать алкоголизм у одного из родителей, а также наркомания. Ребенок при этом испытывает стресс, который сильно мешает его развитию. Следует оказать психологическую помощь семье, а также провести лечение алкоголизма и наркомании.
Когда у дошкольника или школьника выявлены проявления задержки и недоразвития речевой функции, то следует самостоятельно обратиться к логопеду как можно раньше. После того как он проведет обследование и подтвердит, что это ФФНР, будут назначены коррекционные занятия. Лечение считается наиболее эффективным при раннем обращении пациентов.
Развитие фонематического слуха
В современной педагогической, психологической и методической литературе для определения фонематического аудирования используются различные термины: речевая слуховая обработка, фонематическая слуховая обработка, фонематическое осознание.
Термин «речевой слух» означает способность различать отдельные звуки речи в речевом потоке, что позволяет понимать слова и их значения. Речевая коммуникация невозможна без речевого слуха. Дети развивают свои навыки аудирования, слушая речь других или создавая свои собственные слова. Слушание языка является неотъемлемой частью языковой интуиции. По мере того, как дети учатся читать и писать, механизм восприятия речи меняется, поскольку развивается способность анализировать буквы и звуки в соответствии с правилами родного графического языка. Все это связано с необходимостью ориентации в морфемном составе слов и словообразовании. Методики формирования речевого слуха различны: практика аудирования и говорения; фонетический анализ и синтез и т.д.
В методической литературе по русской методике развития речи и языка используется термин «речевой слух». В психологических исследованиях и логопедии восприятие речи на слух называется фонематическим восприятием.
В первые недели жизни ребенка активно формируется слуховое внимание. Когда ребенок слышит звук человеческого голоса, он перестает сосать грудь матери и перестает плакать, когда с ним разговаривают. К концу первого месяца ребенка можно успокаивать колыбельной песней. В конце третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего человека и следит за ним глазами. В период лепета ребенок повторяет и пытается имитировать видимую артикуляцию губ взрослого. Многократное повторение кинестетических ощущений определенного движения приводит к закреплению двигательной способности артикуляции. С 6 месяцев ребенок имитирует отдельные звуки и слоги и перенимает тон, темп, ритм, мелодию и интонацию речи. К двум годам дети уже способны распознавать тонкости родного языка, понимать и реагировать на слова, состоящие только из одной фонемы. Таким образом, у ребенка развивается фонематическое восприятие, способность воспринимать звуки человеческой речи.
С 3 до 7 лет у ребенка все больше развивается способность слухового контроля над своим произношением, способность в некоторых случаях его корректировать. В возрасте 3-4 лет фонематическое восприятие ребенка совершенствуется настолько, что он начинает различать гласные и согласные звуки, затем мягкие и твердые, сонные, шипящие и свистящие. В возрасте 4 лет ребенок должен нормально различать все звуки, то есть фонематическое восприятие должно быть сформировано. Одновременно ребенок завершает формирование правильного произношения.
Развитие произношения звуков зависит от способности ребенка к анализу и синтезу звуков речи, то есть от определенного уровня развития фонематического слуха, который обеспечивает восприятие фонем речи. Фонематическое восприятие звуков речи происходит благодаря взаимодействию слуховых и кинестетических стимулов, поступающих в кору головного мозга. Постепенно эти стимулы дифференцируются, и становится возможным различать отдельные фонемы. Здесь важную роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки определенных фонем и отличает их от других.
Через аналитико-синтетическую деятельность ребенок сравнивает свою несовершенную речь с речью старших и формирует здоровое произношение. Отсутствие анализа или синтеза обычно мешает развитию произношения. Однако, если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то для овладения чтением и письмом этого недостаточно.
А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развивать высшие формы фонематического слуха, при которых дети могут разлагать слова на составляющие их звуки, определять порядок звуков в слове, т.е. анализировать звуковую структуру слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим осознанием. В контексте овладения грамотой эти действия формируются в процессе специального обучения, в ходе которого детей обучают средствам звукового анализа.
Коррекция речевой дисфункции
После полного осмотра и оценки речи логопед составляет план занятий, пишет рекомендации для детского сада или школы по проведению коррекции. Он также может самостоятельно осуществлять лечение ФФНР, назначив комплекс индивидуальных занятий с пациентом (возможно проведение домашних занятий). За время терапии логопед должен добиться исправления ошибок в произносимых словах, появления навыков фонетики, а также подготовить пациента к письму и чтению.
Занятия у логопеда могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия предполагают работу с несколькими детьми. На индивидуальных занятиях ребенок занимается один. Преимуществом групповых занятий является то, что дети могут учиться разговаривать друг с другом при помощи диалога, сценок и других видов общения. При этом они осуществляют сравнение звуков, учатся находить ошибки друг у друга, правильно строить предложения.
Если у дошкольника тяжелая форма нарушения речи, то его можно направить для занятий в специальный логопедический детский сад. Здесь собраны дети с нарушением речевой функции, поэтому занятия направлены на улучшение речи, чтения и письма. В группу такого детского сада детей зачисляют с 5-6-летнего возраста. Длительность коррекции составляет 10 месяцев.
Цели терапии ФФН:
- Освоение пациентом правильного произношения и артикуляции.
- Сформированный анализ и синтез речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Появление связной речи.
- Правильное составление словосочетаний и предложений.
- Обучение правильному письму, чтению.
- Улучшение внимания и памяти.
Для проведения занятий логопед использует гимнастические упражнения на развитие артикуляции, рисунки, игрушки, игры, карточки с написанными слогами и словами, книжки. Очень важно на практических занятиях создать спокойную и уютную обстановку. Она способствует снижению возбудимости ребенка, улучшает контакт между ребенком и педагогом. Для закрепления материала логопед дает задания, которые нужно сделать дома.
Одновременно с логопедическими и педагогическими занятиями ребенок нуждается в помощи психолога. Психолог поможет справиться со стрессовыми ситуациями, проблемами в семье. Также он помогает развивать память, мышление, мелкую моторику. Для этого проводят тренировку памяти (карточки с рисунками, таблицами), арт-терапию, игры с мелкими предметами, использование льда для стимуляции кровообращения рук и другие методики.
Коррекцию рекомендуется проводить до поступления в школу, чтобы расстройства речи не нарушали психическое здоровье пациента, не мешали обучению.