Воображение – это процесс создания новых образов будущего, основанный на предыдущем опыте и творческом мышлении. Оно играет важную роль в создании образов, которые не принимались человеком в действительности, влияет на силу эмоций и чувств и является важным фактором в развитии человеческое личности.
“ «Воображение – необходимый и неотъемлемый момент мышления, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения». Л.С. Выготский
Оно имеет свойство развиваться под влиянием расширения кругозора, накопления опыта, образов и информации. Развитию воображения уделяется внимание с самого детства, на него направлены многие детские игры, упражнения в дошкольных и средних учебных заведениях.
Еще одно свойство воображения – оно не постоянно, периоды спада чередуются с подъемом, так называемым вдохновением, но научно доказано, что вдохновение и свежие идеи чаще приходят к нам именно в процессе работы, после определенного количества усилий.
Классификации
По степени активности:
- Активное (стимулирует к реализации созданных образов, активизирует творческую деятельность, иногда требует больших усилий, если создание образов необходимо для трудовой деятельности, например, как у писателей, сценаристов, декораторов).
- Пассивное (не побуждает человека к активным действиям, а только порождает в его сознании образы, которыми он удовлетворяется, не реализовав их, либо они в принципе не реализуемые).
По видам:
- Продуктивное (создает новые элементы, так называемые продукты фантазии, то что ранее не существовало).
- Репродуктивное (воображение на основании существующих явлений и объектов).
- Мечты (процесс воображения, нацеленный на реальное будущее).
- Галлюцинации (образы, которые создает измененное сознание).
- Сновидения.
По связи с прошлым опытом:
- Воссоздающее (воображение, которое основывается на опыте).
- Творческое (создание новых образов с минимальной опорой на опыт)
Особенности развития воображения: как происходит процесс?
Умение намеренно создавать в сознании нестандартные образы и сознательно управлять ими, не является врожденной способностью людей. Она формируется с годами в процессе развития.
На каждом этапе такого развития, начиная с грудного возраста и по мере взросления, существуют свои особенности. Они зависят в том числе от физиологии каждого конкретного человека.
Поэтому мы не будем вдаваться во все эти тонкости, а рассмотрим общие закономерности, которые оказывают влияние на работу воображения.
- Накопление представлений через наблюдение, любознательность и восприятие органами чувств. Чем больше таких представлений в нашем сознании, тем богаче и шире выбор для их применения в будущем.
- Способность четко представлять образы во всех деталях мысленно. Это позволит акцентировать внимание на умении выделять особенности каждого конкретного предмета, который представляет его ценность.
- Умение выходить за рамки ограничений. Ограничениями могут выступать страхи, стандарты мышления и шаблоны. Поэтому смело подключайте фантазию. Она помогает лучше представлять конечный результат действий, а также предугадывать поведение других.
Этим можно осознанно наполнять себя, выполняя простые упражнения. Мы собрали 21 такой способ, который рассмотрим ниже. Рекомендуем прочитать и попробовать закрепить на практике предлагаемые средства для улучшения своего воображения.
Только не пугайтесь, если что-то не получится. У каждого человека разный уровень развития воображения. Если вы будете выполнять эти упражнения систематически, то обязательно получите сдвиг в воображении.
Приемы творческого воображения
- Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).
- Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
- Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).
- Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
- Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).
Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.
Всем известно, что психические процессы человека делятся на:
- Познавательные; ощущение, воображение, восприятие, память, мышление, речь.
- Эмоциональные.
- Волевые.
Наша статья посвящена такому психическому процессу как воображение, которое тесно связано со всеми другими познавательными процессами.
Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Оно бывает активным и пассивным.
Активное воображение выступает условием деятельности человека. Оно делиться на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение складывается на основе природы, городского пейзажа, словесного портрета, схемы, чертежа и т.д. В этом смысле человек как бы наполняет исходный материал имеющимися у него образами.
Творческое воображение – это процесс создания новых образов, которых вообще нет в действительности, что способствует развитию инициативности, самостоятельности человека.
Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазий и живет в этом мире, ничего не предпринимая и тем самым удаляясь от реальной жизни.
Ценность личности определяется тем, какие виды воображения в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.
Воображение бывает непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное воображение – есть процесс, при котором новые образы возникают в сознании человека без заранее поставленной цели, само собой.
Произвольное воображение осуществляется преднамеренно, в связи с заранее поставленной целью. Человек, воображая, ищет, отбирает, комбинирует и преобразует мысленно свои представления, проявляет сознательные усилия.
Таким образом, воображение – один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.
Л.С. Выготский сформулировал три закона РТВ (развития творческого воображения). 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Поэтому надо ребёнку помогать накапливать знания, опыт, образы, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком. 2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. 3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. РТВ разрешает все — быть всемогущим волшебником, пренебречь любым законом природы, создать новый закон, распрямить радугу , кроме безнравственного.
Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты. Ребенок проявляет творчество в играх, в рисовании, создании поделок. Если же креатива в детской деятельности не наблюдается, значит, важно обратить внимание на развитие творческих способностей. Этому вопросу в любом случае стоит уделять внимание. С взрослением перед личностью встает много неординарных задач, решение которых требует творческого подхода. Считается, что творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства. Хотя Элис Пол Торренс (американский психолог), проведя свои исследования, считает что пик наступает в возрасте от 3,5 до 4,5 и в первые три года обучения в школе в последующие годы уменьшается и потом вновь получает толчок к развитию.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.
Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей. Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек. Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.
Кто, как не родители, обязаны заметить, к чему больше тянется ребенок, каковы его возможности в конкретный период, и на развитии каких способностей важно сосредоточить основное внимание.
Конечно, обогащать личность дошкольника следует в разных направлениях – обучать рисованию и лепке, вместе конструировать и придумывать истории, организовать простенький домашний театр. В каждом из этих видов занятий есть место для преобразования действительности и проявления творческих способностей.
Большинство детей испытывают особый интерес не ко всем видам деятельности, а выделяют приоритетные для себя. Вот на этом поле родителям и следует создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия любящих и понимающих взрослых, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.
Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности.
Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода:
- Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
- В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
- Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков.
- Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
- С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
- Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.
Творческий талант в театрализованной деятельности.
Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.
- Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
- Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
- Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
- Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
- Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
- Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.
Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте.
На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:
- Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
- Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
- Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
- Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
- Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
- Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.
Развитие творческих способностей через сочинение рассказов
Без творческих способностей невозможно сочинить свою историю. Ведь ребенку необходимо извлечь из памяти подходящие характеристики для придуманных персонажей, поместить их в воображаемые обстоятельства и нафантазировать поступки своих героев.
Для создания образов нужен материал. Чем больше его будет в детской памяти, тем вариативнее ребенок будет им распоряжаться.
Родители стимулируют развитие творческих способностей у дошкольников, если не только читают и рассказывают им сказки и другие детские произведения, но и побуждают к сочинительству:
Как бы все произошло, если бы главные герой поступил иначе
Какой волшебный предмет пригодился бы герою сказки, и как бы он ему помог
Как по-другому могла бы завершиться история
Подобные вопросы подталкивают детей сначала изменять и дополнять существующие произведения, а затем придумывать свои истории.
Конструирование как средство развития способностей к творчеству.
Если иметь в виду строительное конструирование, то дети редко сооружают одни и те же объекты. Они задумывают новые постройки, находят новые приемы в воплощении своих задумок.
К тому же, непосредственно в процессе юный строитель может несколько раз поменять свои планы. В итоге, его конструкция обрастает новыми деталями, усовершенствуется, меняет свое назначение.
Обязательно нужно расспрашивать дошкольника, что он построил, для чего предназначена конструкция, как ею пользоваться, чем отличается от предыдущей и пр.
Неограниченным полем для творчества является бумажное конструирование. Для ребенка этот вид творческой деятельности становится доступным в старшем дошкольном возрасте с развитием умелости рук. Сложный вид, который реализуется с подачи взрослого и при его ведущей роли.
Сначала ребенок только наблюдает, во что может превратиться обычный лист бумаги в умелых руках, потом пробует повторить при непосредственном участии взрослого.
Советы родителям по развитию творческого воображения.
Начните с игр «На что это похоже?». Постарайтесь угадать образы в облаках, морозных узорах, разноцветных кляксах, необычных корнях, веточках, листьях.
Спрашивайте своего ребенка чаще: как что?
-Такой же пушистый – как что?
-Такой же колючий – как что?
-Такой же веселый – как кто?
Ребенок будет учиться сравнивать и находить подходящий образ.
Принимайте фантазии ребенка. Не отвергайте их. О шоколадных деревьях и снежных лягушках, о сладком дожде и синем яблоке… Фантазируя он научится сочинять сказки, зарисовки, рассказы.
Постарайтесь рисовать на больших листах: красками, мелом, отпечатками листьев и фантиков, ладошками и пальцами. Старайтесь спрашивать: что получилось? На что похоже? Даже если получилась на ваш взгляд несуразица, спросите ребенка: «Что это?» И он обязательно ответит. Примите его «творчество».
Дайте ему пластилин и глину.
Дайте пустые коробки и пластиковые стаканчики. Моделируйте, изобретайте, стройте… пусть выплеснуться все фантазии ребенка.
Создайте дома свою «типографию». Попробуйте издавать семейные газеты, книги. Учите и учитесь вместе с ребенком оформлять, сочинять, рисовать.
Попробуйте создать домашний «подарочный фонд», куда Вы будете складывать все интересные поделки, которые можно будет при случае подарить родным, друзьям, знакомым.
Старайтесь вместе создавать карнавальные костюмы.
Попробуйте подключить ребенка к оформлению праздничного стола.
Учите ребенка остроумию. Научите его находить забавное, смешное в окружающем мире. Чувство юмора способствует творческому отношению к жизни.
Читайте веселые и остроумные стихи Д. Хармса и О. Григорьева, Г. Остера и А. Усачева.
Помните! Творческие, одаренные, способные дети часто выделяются своим необычным поведением, оригинальными поступками.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос внутренне свободным, независимым, чтобы стремился в будущем к успеху – развивайте творческое воображение с ранних лет.
Методы развития творческого воображения
Существует множество конкретных упражнений для развития творческого воображения, но стоит отметить, что основным фактором является накопление и расширение опыта – научного, творческого, технического. Чем больше в сознании человека информации и образов, тем активнее будет работать его воображение, опираясь на них, синтезируя и рождая новые.
Накопление опыта может проходить самыми простыми способами – чтение книг разных жанров (особенно полезны фантастика, детективы, поэзия), посещение музеев, театров, просмотр фильмов, путешествия, общение с разными людьми, освоение новых навыков.
Помимо расширения кругозора важно развивать наблюдательность – обращайте внимание на мелкие детали окружающего вас мира, старайтесь их запоминать, например, мелкие детали на фасаде исторического здания, вывески магазинов, объявления, внешний вид прохожих. Нам кажется, что мы не запоминаем эти детали, но они остаются в нашем подсознании и при необходимости, всплывают во время творческого процесса, помогая ему.
Способность к поиску решения проблем
Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.
К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки. Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно – курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (смотреть в Википедии). Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.
Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе. На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления. Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.
Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием «Перемешанные буквы в словах»
Упражнение «Перемешанные буквы в словах»
Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.
Cтатистика На весь экран
Упражнения на развитие воображения
- Придумать название и описание картине. Для этого упражнения желательно пойти в музей современного изобразительного искусства или найти галерею художников-сюрреалистов в интернете. Главное условие – картина не должна быть реалистичной и очевидной по содержанию. Изучайте ее взглядом и записывайте, либо проговаривайте варианты названий и сюжета. Для этой тренировки хорошо подойдут картины Сальвадора Дали или Пабло Пикассо.
- Разгадывание визуальных загадок или друдлов. Это лаконичные изображения, которые можно трактовать по-разному, правильного ответа содержанию нет, все образы, которые создает ваше изображение будут верными и чем их больше, тем лучше.
- Придумывание биографии прохожим на улице или пассажирам в транспорте. Старайтесь, описывая жизнь человека, продумать как можно больше деталей: кто у него семья, какой институт он заканчивал, где работает и так далее.
- Буриме или коллективное сочинение стихов. Это не только веселая популярная игра, но и эффективное упражнения для развития творческого потенциала. Принцип игры: первый участник пишет на листке несколько рифмующихся строчек, заворачивает лист, так, чтобы было видно только последнюю строчку и передает следующему участнику, который на основании этой строчки так же придумывает стих, заворачивает лист и передает дальше. В конце лист разворачивается и, сочиненная общим трудом «поэма» зачитывается одним из игроков.
Чтобы результат получился интересным, лучше избегать банальных рифм, не использовать однокоренные слова и местоимения. Чем неожиданнее будет рифма – тем лучше. Можно играть в буриме заранее обговорив правила (например, размер стиха и содержание), а можно просто придумывать смешные стишки без определенной направленности.
- Крокодил. Эта всем известная игра для шумных компаний является идеальным тренажером для творческого воображения. Правила упражнения просты и всем знакомы – один участник сообщает другому на ухо слово (это может быть существительное, устойчивое сочетание, глагол или прилагательное, можно в начале установить правила, что, к примеру, используются только существительные или только глаголы) и тот должен только при помощи жестов объяснить это слово остальным участникам.
- Активити. Так же является не только упражнением, но и популярной игрой и имеет множество разновидностей. Классическим вариантом является набор карточек разной сложности, в которых игрокам нужно нарисовать, показать или описать словесно написанное на них слово.
Еще больше упражнений на развитие творческого воображения и фантазии можно найти на сайте: .
Зачем развивать воображение
Используя различные способы развития собственного воображения, человек приобретает уникальную способность расширить сознание, создавать мысленные образы, формировать новые идеи, представляя предметы, не воспринимаемые в реальности, как сопоставимые. Благодаря этому качеству мы развиваем образное мышление, а уже оно позволяет нам решать разнообразные задачи, даже не используя практических действий.
Применяя рекомендованные психологией игры на развитие воображения и задания, человек учится преобразовывать привычные предметы, используя их для собственных нужд непривычным способом. Это позволяет планировать новые цели, моделировать поведение, творить средствами изобразительной деятельности, играть, лучше запоминать информацию.
Игры, направленные на развитие воображения, начинаются в детстве, а затем они лишь усовершенствуются взрослыми при постоянных тренировках. Если не знаете хороших способов развития воображения – уделяйте внимание чтению книг.