Использование нетрадиционных методов проведения артикуляционной гимнастики, как эффективной формы в работе над звукопроизношением


Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Выполнила Аюшеева Л.А.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык — «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Упражнения для языка с водой

«Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).

Презентация на тему: » Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики»

Хорошая речь – важное условие всестороннего развития детей. К 4-5 годам у большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

слайд 1 Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Давайте вспомним, какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость). Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)

В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционного аппарата для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.

слайд 3 Одним из наиболее сложных видов логопедической работы является развитие и коррекция речевых возможностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Малый опыт игровой деятельности, неполноценные знания об окружающем мире, недостаточно сформированный уровень физических способностей не позволяют детям данного возраста заниматься каким-либо делом долго и качественно. С подобной ситуацией родители и педагоги встречаются не редко. Как же сделать, чтоб подобные занятия были в радость ребёнку, доступны и понятны?

Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков.

Считаю, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной и мелкой моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём артикуляционной гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.)

слайд 4 Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное многократное выполнение упражнений. К сожалению, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности проводимой работы. Возникает необходимость разработки и внедрения вариативных форм логопедической помощи.

Мне бы хотелось поделиться с вами своими опытом. В практике работы я использую нетрадиционные и игровые формы, методы и приёмы, что позволило сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и повысить результат коррекционной работы.

слайд 5 Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

слайд 6 Логопедические «ходилки — бродилки».

Артикуляционный комплекс представлен как дорожка из кружочков, квадратиков с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.

слайд 7 Данные игры можно изготовить для постановки каждой группы звуков.

слайд 8 С помощью пособия «Речевые кубики» можно обыграть комплекс на любую группу звуков. Куб изготавливается из картона или берется готовый пластмассовый или деревянный кубик. На каждую сторону приклеены карточки с изображением символов-картинок артикуляционных упражнений.

слайд 9 С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений. Это и «Артикуляционная гимнастика для девочек», «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» и «Гимнастика для развития речи» Е. Косиновой и много других. Авторы данных пособий предлагают проводить артикуляционную гимнастику в сопровождении стихотворных текстов или на основе сказочного сюжета.

слайд 10 Игра «Волчок».

Игрушка представляет собой диск, сделанный из картона со стрелкой, проткнутый спичкой или палочкой. Логопед раскладывает схематичное изображение артикуляционных упражнений. Ребёнок вертит волчок и называет ту картинку, на которую указывает стрелка и выполняет конкретное артикуляционное упражнение.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы ребенку она была интересна? .

слайд 11 Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, я Вам предлагая нетрадиционные «вкусные» упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

слайд 12 СОЛОМКА И СЪЕДОБНЫЕ ПАЛОЧКИ

Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:

  • “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
  • “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
  • “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
  • “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
  • делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
  • “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее

слайд 13 ПЕЧЕНЬЕ, СУХАРИКИ, бублики

  • крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”
  • покусать печеньку/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая
  • положить крошку на кончик языка и сдуть
  • проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья
  • построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика
  • ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут

слайд 14 ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЛАДКОЕЖЕК

  1. Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
  2. Приклеить в нёбу конфетку, жвачку и малыш должен поднять язык вверх и отлепить их.
  3. Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
  4. Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
  5. В углублении “чашечки” языка, так сказать “дно”, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
  6. Погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.

слайд 15 Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

ЧУПА ЧУПС КАК ТРЕНАЖЕР

Эта круглая карамель на палочке весьма популярна в среде логопедов. Совершенно безотходное приспособление, так как палочку тоже можно использовать. Шарик должен быть небольшого размера.

  • берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком. Используется для упражнений “часики”, “качели”, “колесо”
  • положить шарик в углубление “чашечки” языка
  • массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения
  • удерживать леденец губами, сжимая их
  • прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе
  • массировать щеки изнутри шариком

После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:

  • кладем на середину языка и делаем трубочку языком
  • дуем в трубочку на ватку
  • ставим палочку в стакан с водой и булькаем
  • выкладываем из палочек буквы и фигурки

Как вы поняли, посмотрев мою презентацию, Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношени. Ранее она была доступна только специалистам логопедам. На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог. Желаю вам невероятного полета фантазии, неиссякаемых идей и успехов в их реализации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]