Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе
Библиографическое описание:
Ефремова, А. В. Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе / А. В. Ефремова, А. Е. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (25). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4462/ (дата обращения: 03.01.2022).
Тема: Игрушки
Форма: групповая.
Оборудование: игрушки, корзинка мяч, кукла коврики и стулья по количеству детей, аппаратура для проигрывания музыки и музыкальный материал («Сладкая греза», «Марш оловянных солдатиков» муз. П. Чайковского, «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мел., обр. Т. Попатенко)
Цель: уточнение усвоенных знаний.
Задачи: образовательные: уточнять и закреплять словарный запас по лексической теме; коррекционные: обучение расслаблению и напряжению мышц, снижение мышечного напряжения, упражнять в шепотной речи; развивающие: развитие общей моторики и пространственной ориентации, развитие чувства ритма, умение передавать музыкальный ритм, развивать восприятие музыки, развитие физиологического дыхания; воспитательные: воспитывать внимание к речи педагога, умение работать в коллективе.
Содержание:
1. Релаксация «Куклы проснулись».
Логопед: Мы отправляемся в страну игрушек, но чтобы там очутиться нужно погрузиться в волшебный сон. Дети ложатся на коврики, звучит спокойная музыка («Сладкая греза» муз. П. Чайковского)
Логопед: «Утром куколка проснулась, руки вверх и потянулась, умывалась, одевалась, аккуратно причесалась». Дети изображают действия.
2. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса. «Тряпочная кукла-оловянные солдатики»
У нас есть кукла Маша,
Тряпочная кукла наша,
Кукла мягкая, как вата,
Твердости в ней маловато. — Дети расслабляются, изображая куклу.
Но есть у нас солдатики,
Твердые, прямые оловянные. — Дети напрягаются, выпрямляют спину, прижимают к телу руки, ноги держат вместе.
Упражнение повторяется несколько раз.
(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с.7)
3. Упражнение на развитие чувства ритма иориентировки впространстве. Под музыку П. И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков».
Вот солдатики стоят |
начинается парад. |
Раз, два, три, четыре, пять |
Начинаем мы шагать. |
Дети заучивают упражнение по показу педагога:
1 такт.
| 2 такт.
|
3 такт.
|
4. Дыхательные упражнения
«Мячик»
Петрушка принес надувной мячик. Будем его надувать.
Дети стоят в тесном кругу, взявшись за руки; делают глубокий вдох, отступают на шаг назад — остановиться, на выдохе сжимают круг.
«Поймали мяч»
Ноги на ширине плеч, поднять руки вверх — вдох; на выдохе прижать руки к груди, произнести «Ха!» Повторить 3–4 раза
5. Считалка «Мы сигрушками играем»
1) Логопед читает четверостишие. Дети повторяют его вслед за взрослым и хлопают в ладоши в такт стихотворения (на каждую строчку — четыре хлопка).
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Барабан, юла, гармошка,
Робот, куколка, матрешка.
(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с.7)
2) Дети встают в круг, передают мяч по кругу и проговаривают стихотворение.
6. Музыкальная игра «Кукла танцует»
Музыкальное сопровождение
Часть 1 «Сладкая греза» (фрагмент), муз. П. Чайковского
Часть 2 «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мел., обр. Т. Попатенко
Оборудование: игрушка — кукла
Описание упражнения.
Дети сидят на стульчиках полукругом перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе (часть 1), кукла, ведомая взрослым, танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на колени. Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку (часть 2), и дети сопровождают танец хлопками в быстром темпе. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на колени.
«Послушайте музыку, под которую кукла будет танцевать. Музыка будет то медленной, то быстрой. Когда кукла танцует, вы хлопайте в ладоши в такт музыке. Если музыка быстрая, то вы так же быстро хлопайте в ладоши, а если музыка медленная, то вы хлопайте в ладоши реже. С окончанием музыки и танца положите руки на колени.
Игра проводится несколько раз, потом проводится без зрительного ориентира. (Ю. О. Филатова Н. Н. Гончарова Е. В. Прокопенко Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие /под редакцией Л. И. Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2017–208 с. (Логопедические технологии.), стр. 26).
7. Отработка шепотной речи. «Убираем игрушки»
Логопед: «Игрушки устали и уснули, их нужно убрать в корзину, но говорить нужно тихо, чтобы они не проснулись». Дети по очереди подходят, берут игрушку и кладут в корзину, комментируя свои действия. В корзину кладу Петрушку, в ящик кладу катушку.
Кладу в корзину матрешку.
Кладу в корзину неваляшку. Кладу в корзину мяч.
Кладу в корзину машинку. И т. д.
(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с 6.)
8. Релаксация.
Дети ложатся на коврики, звучит спокойная музыка(«Сладкая греза» П. Чайковского). Завершается игра словами: «Уложили куклу спать. Ну а нам пора вставать!».
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, рука, кукла, Чайковский, детский сад, музыка, окончание музыки, Сладкая греза, спокойная музыка, шепотная речь.
Особенности логоритмических занятий
Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Надо отметить, что полезна логопедическая ритмика всем детям, и особенно имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе дети с Дизартрией, алалией , задержкой речевого развития, при нарушениях звукопроизношения, заикания, аутистические расстройства и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Песенки, стишки и считалки, сопровождающиеся ритмичными движениями, очень нравятся малышам.
Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.
Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Логопедическая ритмика включает в себя:
ходьбу в разных направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
ритмические упражнения;
пальчиковые, коммуникативные игры;
пение;
упражнения на развитие мелкой моторики.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк совмещается с движением. В приложении даны примеры логоритмических упражнений.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно — тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Главная задача педагога — создание на занятиях атмосферы радости.
Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей.
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутреутробном или раннем периодах развития ребенка. Многие ученые отмечали ведущую роль в возникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксии новорожденного.
Причем в большинстве случаев и травмы, и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Среди этиологических факторов выделяют также внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг.
Некоторые западные исследователи подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии.
Нельзя считать алалию просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется на патологической основе. Для алалии характерно позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с выраженными, аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Развитие лингвистической системы у ребенка с алалией носит специфический характер, и это отражается не столько на количестве, сколько на качестве речи. При алалии нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречесвых расстройств можно выделить моторные, сенсорные и психические симптомы.
Для детей с моторной алалией характерны ограниченность и неустойчивость внимания и восприятия. Дети как бы скользят взглядом по предметам, объектам, картинкам, не улавливая существенных деталей, поэтому предметные и сюжетные картинки для занятий с детьми должны быть простыми, без отвлекающих подробностей, четкими, яркими.
Вопрос об интеллекте детей с моторной алалией решается неоднозначно. Многие исследователи сходятся на том, что интеллект у таких малышей вторично изменен в связи с состоянием речи, и можно говорить о вторичной задержке умственного развития. Следует отметить, конкретность мышления детей с моторной алалией.
В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение четырех этапов. В соответствии с ними осуществляется логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание.
На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми, поскольку, несмотря на индивидуальность каждого ребенка, в поведении детей на первых занятиях выделяется нечто общее: отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от общения, ослабление ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. В связи с этим вначале устанавливается внеречевой контакт с ребенком. Это объясняется тем, что любая инструкция, оценка, в том числе похвала, являются ограничением спонтанной активности, так как в этом случае навязывается определенный модус поведения. Кроме того, попытки сразу же установить с ребенком речевые контакты либо навязывание определенных видов деятельности без учета доступного самому ребенку уровня коммуникации могут сразу же создать атмосферу непонимания между педагогом и детьми. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания и формируются внеречевые контакты с каждым ребенком. Поэтому музыкальный руководитель, так же как и логопед, с большой выдержкой и терпением, тактом и вниманием к ребенку в первые несколько занятий выявляет его двигательные и музыкальные возможности.
В первую очередь формируются и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх.
На втором этапе логопедической работы в логоритмические занятия также включаются задания, тренирующие основные движения: бег, ходьбу, лазание, прыжки, метание мячей и т. п.
В упражнения и игры вводятся различные предметы, отличающиеся по величине, форме и цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений.
На третьем этапе логоритмические занятия способствуют воспитанию памяти детей. Для развития зрительной, слуховой памяти привидится упражнения и игры типа «Делай, как я», «Что изменилось?» (например, в построении детей), «Запомни и повтори» (движение, ряд движений или движение на координацию).
Даются задания в запоминании порядка слов в предложении; проводятся игры со сложным комплексом движений и со сложной словесной инструкцией; подвижные и речевые игры; пение детьми попевок, песен.
Исполнение песен воспитывает у детей вокально-хоровые навыки и помогает коррекции речи. Чтобы успешнее решались эти задачи, музыкальный руководитель совместно с логопедом выясняет индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирает доступный детям, интересный материал. Особое внимание уделяется развитию речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и работе над дикцией. Вначале следует петь изолированно только гласные звуки, далее — цепочки от 2 до 4 гласных и слоги, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей. Затем приступают к разучиванию песен. Песни должны быть интересными и эмоциональными, чтобы у самых замкнутых и молчаливых детей возникло желание петь. Постепенно обогащается фонетический и словарный запас детей, расширяется по сложности и их песенный репертуар. Поскольку овладение фонетической и лексической сторонами речи идет не у всех детей равномерно, то и словарный состав песен должен быть разнообразным. Этому требованию отвечают ролевые песни. В них речевые роли получают дети с более богатым словарем, а звукоподражательные роли исполняют те, у кого медленно идет накопление и закрепление словаря. Работать над песнями целесообразнее индивидуально, чтобы каждый ребенок сам слышал свое произношение. Если в первые месяцы при исполнении песен уделяется внимание выработке у детей правильного речевого дыхания и артикуляции, то в последующие месяцы внимание переключается на ритм песни. Ритм детских песен обычно очень прост. Он равномерный, размер двудольный.
Чтобы дети легче усвоили ритм песни, следует использовать драматизацию. Благодаря ей дети овладевают не только ритмом, но и содержанием песни. Каждое движение выполняется соответственно акценту в музыке и ударению в словах. Кроме того, инсценирование песни воспитывает чувство партнера, укрепляет межиндивидуальные связи, повышает положительный эмоциональный настрой занятия. По мере того как логопед переходит от работы над ритмом речи к работе над логическим ударением, плавностью и интонационной выразительностью фраз, усложняется и работа над песней. На этом этапе — важно подбирать разные по эмоциональной насыщенности и выразительности песни. Ладовая окраска песен поможет ребенку выбрать правильную интонацию. Весело и задорно поют дети маршевые песни.
На третьем этапе в план лечебно-воспитательной работы следует включать подготовку и проведение праздников и развлечений. Дети с алалией участвуют в них или пассивно в качестве зрителей, или в массовых построениях, хороводах. Праздничный подъем, радостное ожидание необычного и яркого события доставляют детям радость, создают у них хорошее настроение, вызывают эмоциональные переживания. Подготовка и проведение праздника способствуют воспитанию дружного, сплоченного детского коллектива и формированию положительных черт характера. В то же время праздник имеет познавательное значение. Увиденное на празднике расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти. Дети делятся впечатлениями с родителями, с товарищами, эти рассказы способствую развитию речи, умению выражать свои мысли и чувства словами Постепенно дети с алалией привлекаются к активному участию в представлениях.
Программа утренника строится на хорошо знакомом детям материале, который варьируется или по-новому оформляется. Отбирая песни, пляски, стихи, рассказы, необходимо учитывать, насколько они доступны и близки детям по содержанию и соответствуют их речевым возможностям и навыкам. Программы утренников должны быть насыщены речью, но это не исключает игр, танцев и песен. Каждый утренник заканчивается постановкой сказки, инсценированным рассказом или пьесой. Разучивание материала, тренировки проводятся на всех занятиях: логопедических, воспитательских, музыкально-ритмических. Выступать на празднике должны все дети. С каждым ребенком готовится выступление. Если из-за ограниченных возможностей речевого общения ребенок не может выступить с рассказом или участвовать в инсценировке, ему подбирается доступное стихотворение или загадка. Если у ребенка недостаточно автоматизированные звуки, то он может выступать в хоровом чтении, принять участие в обыгрывании безречевой роли. Приобщение ребенка к выступлению происходит постепенно: сначала он выступает в группе или отделении, далее выступает на утреннике, организованном для двух групп. Здесь ему надо проявить смелость, решительность, находчивость. Для детей, которые принимают пассивное участие в этом празднике, он имеет психотерапевтическое и ободряющее значение, стимулирует к речевой активности. У них появляется желание подражать товарищам. На выпускном утреннике дети выступают перед большой аудиторией: родителями, педагогами, сверстниками. После утренника дети выражают свои впечатления, оценивают выступления.
На четвертом этапе продолжается совершенствование многообразной речевой деятельности детей. Особое внимание уделяется анализу слов в предложении, запоминанию порядка слов. С этой целью на логоритмических занятиях проводятся подвижные игры, сюжетно-ролевые, инсценировки песен, стихотворений, прозы с музыкальным сопровождением и без него, праздничные и выпускные утренники, стимулируются и совершенствуются на занятиях и вне их такие виды самостоятельной деятельности детей, как художественно-речевая, сочетанная музыкально-изобразительная, театрально-игровая, музыкальная.
В упражнениях и играх воедино соединяются музыка, движение, слово. При овладении самостоятельной деятельностью и разными формами общения музыка и движение предваряют речь. По мере совершенствования всех видов деятельности музыка, движение и речь выступают в разных зависимостях, произвольно управляемых детьми. Если в начале этого этапа детям предлагаются упражнения на координацию движений с речью, способствующие воспитанию слитности и выразительности фраз, разучиваются различные инсценировки и игры с музыкальным сопровождением, то в последующем в деятельности детей на первый план выступают собственно говорение, диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции.
На четвертом этапе продолжается работа по совершенствованию художественно-речевой деятельности. Цель ее: развить способность детей быстро ориентироваться в новом речевом (или неречевом) задании, самостоятельно находить ответ, переключаться с одного вида художественно-речевой деятельности на другой. Приобретая на занятиях способы самостоятельного действия, дети затем переносят их в деятельность вне занятий.
или небылицы. Дети самостоятельно организуются для показа небольшого концерта куклам; для отработки эпизодов игр-драматизаций под руководством наиболее активных сверстников, взявших на себя роль режиссера и постановщика. Подобные игровые, зрелищные развлечения способствуют объединению детей в устойчивые группы, их самоорганизации для проведения коллективной деятельности.
Методы руководства самостоятельной художественно-речевой деятельностью следующие:
обучение навыкам художественно-речевой деятельности, обеспечивающим как индивидуальные речевые проявления ребенка, так и коллективные (его участие в беседе со взрослым, разговор с детьми); обучение умению слушать речь других, вслушиваться, сосредоточиваться;
широкое использование образца речи взрослого (чтение логопеда, воспитателя, пение музыкального руководителя, рассказывание, выразительное исполнение стихов, речь в беседе);
вопросы взрослого как опорные моменты в самостоятельных речевых проявлениях ребенка;
применение наглядных пособий и технических средств обучения (магнитофон, грамзаписи и пр.);
создание в ходе занятия стимулирующих речь конкретных ситуаций, например использование музыкально-дидактических игр.
При выборе методических приемов нужно учитывать следующее: дети с алалией не имеют системы навыков речевой деятельности, их умения в разных областях речевого развития стоят на неодинаковых уровнях. Одни в большей степени владеют фонетической стороной речи, в то же время грамматическая правильность их находится в стадии становления (ребенок не владеет еще развитыми формами общения, в его речевом акте существенную роль играет активное соучастие взрослого), другие при достаточно развитой лексико-грамматической стороне речи имеют существенное отставание в фонетико-фонематических процессах и т. д. Отсюда необходимость сочетания приемов активизации речи в целом, разных ее сторон (словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи).
Этим же целям служит самостоятельная театрально-игровая деятельность. Театрализованные игры детей включают в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение и т.д.), изобразительную (оформление персонажей и места действия), музыкальную (исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.).
Сложность структуры театрально-игровой деятельности обусловливает взаимодействие детей с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, поскольку элементы театрально-игровой композиции отрабатываются на различных занятиях. Осуществляется театрально-игровая деятельность на музыкально-ритмических занятиях и вне занятий, в самостоятельной деятельности детей. На подготовительном этапе им нужны помощь и руководство взрослого. Педагог следует определенным критериям, которым отвечает самостоятельная театрализованная деятельность разных возрастных групп детей в норме. Выделяют три уровня: первый уровень, соответствующий средней группе, второй — старшей, третий — подготовительной.
Первый уровень. Уметь произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа, организуя затем его действия в пространстве на плоскости, спокойное передвижение (ходьба), несколько ускоренное передвижение (бег, прыжки, повороты); уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру); выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
Второй уровень. Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (повороты туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать рядом с собой партнеров, находить выразительные средства исполнения роли своего персонажа; стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации.
Третий уровень. Уметь исполнять по ролям законченные сценки и небольшие пьески, используя интонационную выразительность персонажей, голосовые изменения соответственно образу персонажа, характерные его действия и движения; найти целесообразные действия персонажей на игровом пространстве, место их положения на сценической площадке; видеть и слышать своего партнера, не растягивать действия и не ускорять до суетливости, вовремя вступать в общий ход действия; стремиться заранее обдумать оформление места действия и подготовить все необходимое для этого; организовать в группу, распределить между собой роли и другие обязанности, связанные с подготовкой и показом театрализованного представления (спектакля).
Естественно, что указанные уровни развития самостоятельной театрально-игровой деятельности детьми с алалией достигаются постепенно, в более длительные сроки и не всегда успешно. Степень участия взрослого в этой деятельности на протяжении всего коррекционного воспитательного процесса высокая и несколько снижается лишь к четвертому периоду работы.
На четвертом этапе коррекционно-логопедического перевоспитания личности и развития речи детей активно стимулируется их музыкальная деятельность, или музицирование. Музицирование детей обогащает их зрительные и слуховые представления, совершенствует их память.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Одной из важных здоровье формирующих технологий, применяемых в образовательном процессе, направленном на коррекцию речевых недостатков детей является логоритмическое воспитание. Использование средств логопедической ритмики обеспечивает всестороннее развитие ребенка, способствует формированию и коррекции нарушенных функций организма, особенно, что касается речевых недостатков.
Само понятие логоритмики предполагает использование системы ритмического, словесно-ритмического и музыкально-ритмического воспитания в работе с детьми, нуждающимися в коррекционном воздействии и помощи в преодолении речевых нарушений.
Научные исследования А.В. Ястребовой убедительно свидетельствуют о важном значении чувства ритма для овладения речью, поскольку речь имеет
ритмическую структуру, которая определяется количеством слогов в словах, их подчеркнутостью местом и акцентом [5].
Ритмическая способность является одним из универсальных базовых свойств человека. Современные исследования Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой показали, что «высокие показатели корреляции речевых, музыкальных и художественных способностей могут быть связаны с тем, что в их основе лежит чувство ритма» [4, c. 29].
Занятие по логоритмике для группы детей с заиканием включает: элементы музыкального занятия; фрагменты логоритмического занятия для заикающихся; элементы физкультурного занятия и элементы занятия по ритмике.
Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой. К ним относится принцип:
– этиопатогенетический. Он требует дифференцированного построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства;
– сознательности и активности. Он заключается в активном и сознательном отношении ребенка к своей деятельности;
– систематичности. Он заключается в регулярности, планомерности и непрерывности коррекционного процесса;
– наглядности. Он заключается в непосредственном показе движений и использовании зрительного образа или образного слова педагога;
– доступности и индивидуального подхода. Он предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей;
– учета симптоматики. Он позволяет соотнести физические возможности детей с речевой патологией. Учитывая возможности детей, дозируется нагрузка;
– этапности. Он определяет логическую последовательность приобретения закрепления и совершенствования всего комплекса знаний умений и навыков. В его основу положен подход от простого к сложному [3]. Занятие проводит логопед и музыкальный работник или только логопед.
Задача музыкального работника – научить детей непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки, темпом, регистром, научить ускорять и замедлять движение, изменять движения в соответствии с содержанием музыкальной фразы, развивать внимание, музыкальную память, формировать черты общего и речевого поведения [3].
Задача логопеда – нормализовать двигательные функции и речь, проводить не только коррекцию моторики и речи, но и поведения, характера, всей личности в целом [1].
Занятия проводятся со всей группой 2 раза в неделю по 35-40 мин. Подбор музыкально-ритмического и речевого материала происходит с учетом структуры речевых и двигательных нарушений.
Логоритмическое занятие тесно связано с логопедическим, его содержание изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала и проводится с использованием игровых приемов.
Полученные навыки закрепляются на логопедических занятиях и в домашних условиях под наблюдением проинструктированных родителей.
При заикании коррекционные задачи проведения логоритмического занятия будут следующими: воспитывать быстроту двигательной реакции, четкость, точность движения; учить переключать внимание на качество выполнения действий; проводить работу по нормализации мышечного тонуса; развивать эмоционально-волевую сферу, используя для этого игру и выразительные движения; создавать положительный настрой, желание двигаться и вступать в общение с товарищами; формировать чувство коллективизма на основе совместных действий; воспитывать уверенность в своих возможностях, умение преодолевать трудности при выполнении заданий [2].
Занятия с детьми с заиканием предполагают решение следующих задач:
– больше внимания уделяется развитию координации и переключению с одного движения на другое, при этом задания усложняются постепенно, переход к новым упражнениям допустим только при четком выполнении ранее разученных;
– движения на статическую и динамическую координацию чередуются, материал преподносится в расчлененном виде;
– показ упражнений всегда сочетается со словесным пояснением;
– проводится работа по развитию мелкой моторики и мимических мышц;
– проводится работа по общему развитию речи, по развитию слухового внимания и восприятия;
– постоянно используется индивидуальный подход к детям [1]. Работа по развитию чувства ритма состоит из нескольких разделов:
– упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать или расслаблять мышцы);
– упражнения на развитие дыхания способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха;
– упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики;
– упражнения на развитие чувства темпа (скорости музыкального исполнения);
– упражнения на развитие фонационного дыхания способствуют выработке правильного фонационного дыхания, сильного, продолжительного и постепенного выдоха;
– упражнения на развитие координации движений и речи;
– упражнения для координации речи с движением и развитие воображения [3].
Таким образом, логоритмика представляет собой средство развития и совершенствования моторики и речи детей с речевыми нарушениями. Сочетание движений, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает
эффективность логопедической работы в целом. Логоритмические занятия служат цепям коррекции речи, движения и личности детей в целом, и их программа должна быть согласована с этапами логопедической работы. Если логоритмическое занятие проводится перед логопедическим, то его задачей является подготовка к речевому занятию. Если оно идет вслед за логопедическим занятием, то его целью будет закрепление навыков, полученных у логопеда. Целесообразнее проводить логоритмическое занятие после логопедического на знакомом речевом материале.
Использованные источники:
1. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян (Андронова). – М.: Эребус, 2013. – 160 с.
2. Волкова, Г.А. Заикание и дизонтогенез / Под редакцией Г.А. Волковой. // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. – СПБ., 2014. – С. 7–12.
3. Ефремова, А.В. Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками / А.В. Ефремова, А.Е. Петрова, Н.И. Белова. // Образование и воспитание. – 2022. – № 5 (25). – С. 9-13.
4. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) / Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Наука, 2015. – 72 с.
5. Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – М.: Астрель, 2022. – 96 с.