Открытое логопедическое занятие для учащихся с ОВЗ


Конспект логопедического занятия: Работа над распространением предложений по теме «Транспорт»

Конспект логопедического занятия

Презентация к занятию PPTX / 2.59 Мб /data/files/w1636564283.pptx (Презентация к занятию)Тема: Работа над распространением предложений по теме «Транспорт»

Класс:

4

Цель:

формирование навыка составлять распространенное предложение, используя картинки, опорные слова
.
Задачи:

-уточнить и расширить словарь по теме «Транспорт»;

-совершенствовать грамматический строй речи;

— развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику;

— развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;

— воспитывать любовь и интерес к письменной речи;

— формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе;

— сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса

Технологии:

игровые, здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика).

Оборудование:

ПК, презентация «Составление распространённых предложений», ручки, тетради, наборы слов, индивидуальные зеркала, шнурки, картинки-силуэты, оценочные смайлики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно. Говорю тебе: «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг.

Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Улыбнемся нашим гостям!

Актуализация знаний, создание проблемы и способов ее решения

Ребята, вам хочу показать письмо. Раньше люди писали друг другу письма, вкладывали в конверт и уносили на почту. Оттуда письма различными видами транспорта отправлялись к адресату. Мой сын на летних каникулах переписывался с другом из другого города. Однажды, он получил письмо, в котором некоторые слова были не видны. Может стирающаяся ручка подвела….

Прочитаем это письмо.

Привет, мой друг!

Сейчас нельзя ходить в театры и кино, но можно посетить интересные мероприятия, глядя в монитор компьютера. Вчера я побывал на необычной выставке транспорта.

Я видел разные модели. —— ——-

плыл
——
теплоход.
——-
автобус проезжал
——- ———
.

В любое время суток транспорт был в движении. ——

самолет летел
———. ———
поезд мчался
—- ——.
Я в восторге от увиденных моделей! Хочу посетить выставку еще раз.

Вам понятен смысл? А красивые ли те предложения, где стерлись слова? Почему? Догадались, чем будем заниматься на занятии? (восстанавливать предложения, добавлять слова в предложения, распространять предложения)

Какую тему затронул друг в письме. Про что мы будем говорить? (транспорт)

Какой вы знаете наземный транспорт? А воздушный? А водный?

Артикуляционная гимнастика

Чтобы хорошо говорить, четко внятно все произносить, давайте потренируем наши язычки и губки. Представим, что наш язычок -машина, которая стояла в гараже, а потом выехала.

«Заборчик», «Улыбочка», — машина стоит в гараже, ворота закрыты и …открылись, машина-язычок выехала; «Часики»-машина едет вправо, влево (в верху); «Качели»- машина поднялась в гору и съехала с горы; «Лопатка»- машина остановилась, отдыхаем; и поехали в гараж «Часики»- влево, вправо(внизу) и заехали в гараж- спрятали язычок в рот.

Открытие нового знания

Вот мы и приехали к нашему первому заданию, что мы видим? (Простые предложения)

Вот посмотрите, какие слова остались из нашего рассказа. Что из этих слов можно образовать? (простые предложения)

Плыл теплоход.

Автобус проезжал.

Самолет летел.

Поезд мчался.

Давайте дополним наши предложения словами, сделаем их более красивыми. Знаете ли вы какой бывает теплоход, самолет, а поезд? Давайте составим словосочетания.

Задание: составить из слов словосочетания и записать в тетрадь. Слова, написанные на карточках, раздаются ученикам.

Быстроходный теплоход

Междугородный автобус

Рейсовый самолет

Скорый поезд

Работа с предложением

Задание: необходимо вставить словосочетания в предложения и записать.

Плыл быстроходный теплоход.

Проезжал междугородный автобус.

Летел рейсовый самолет.

Мчался скорый поезд.

Физминутка

Ребята, давайте поиграем и вспомним различные виды транспорта. Сейчас я вам буду называть транспорт, а вы будите его изображать (воздушный транспорт-вы изображаете ветер-дуете, наземный транспорт- топаете, водный транспорт – делаете движения пловца.

Развитие мелкой моторики и ориентации на листе

Задание: необходимо выложить из шнурка контур машины, корабля, самолета, автобуса и т.д. Если это сложно, то можно поработать с силуэтами транспорта. Наложить шнурок по контору транспорта.

Работа с предложением.

Распространение предложения с помощью картинки.

Задание: необходимо дополнить предложение словом-картинкой. Предложения записать в тетрадь.

Картинки: река, горы, ночь, поезд

По реке плыл быстроходный теплоход.

Междугородный автобус проезжал мимо гор.

Рейсовый самолет летел ночью.

Скорый поезд мчался в Москву.

Итог

Давайте сейчас сравним, какие были предложения и какие они стали после нашего дополнения их словами. Ребята, как изменились предложения?

А сейчас послушаем какое получилось письмо.

Дополнительное задание

Давайте еще попробуем составить предложения. Детям раздаются слова, из которых необходимо составить предложения.

Почтовый автомобиль доставил посылки в отделение связи. Ценное письмо было отправлено воздушным транспортом.

Рефлексия

Ребята, возьмите наклейку и приклейте в тетрадь «автобус», если тема занятия вам понятна, «автомобиль», если у вас остались вопросы по теме

III период обучения Занятие №6

Темя: Распространение предложений путем введения однородных определений:

Цели:Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-призна­ки в определенное место предложения перед определяемым словом. Расширять и активизировать словарь детей. Уточ­нить понятия «слово», «предложение», «действие».

Ход занятия

Организационный момент.Садится тот, кто выполнит задание

логопеда (логопед подбивает задание в соответствии с темой занятия).

1. Логопед загадывает детям загадку:

,-. Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет, Им играют в волейбол, им забьют в ворота гол.

Дети отгадывают загадку и логопед достает из-под стола боль­шой красивый мяч. После рассматривания мяча логопед спраши­вает: «Какой мяч по цвету? Какой по форме? Какой по величине? Какой по материалу?» (Эти вопросы отработаны на предыдущих занятиях.)

После подбора определений (разноцветный, круглый, боль­шой, резиновый) при помощи подсказывающих жестов логопе­да, называния им слов-антонимов дети произносят следующие определения: красивый, блестящий, упругий, легкий, новый и т. п.

При назывании каждого из указанных определений логопед на наборном полотне располагает прямоугольники красного цве­та по количеству подобранных слов. Потом говорит ребятам: «Мы с вами подобрали много слов про то, какой

это предмет».

2. На наборном полотне логопед оставляет пять прямоугольников и достает из-под стола коробку, читая при этом стихотворение:

Здесь, в коробке, есть предметы.

Все сейчас получат свой..

Осмотри предмет, потрогай

И подумай — он какой?

Логопед раздает детям предметы, у которых легко опреде­лить цвет, форму, величину, из какого материала он сделан, и просит ребят рассказать об этих признаках предметов.

Затем показывает на пять прямоугольников красного цвета и говорит, что надо придумать пять слов о том, какой

предмет.

Дети, глядя на фишки, контролируют количество подобран­ных ими слов. Логопед опрашивает четверых-пятерых ребят.

3. Логопед выставляет перед детьми картинку. На ней изображена девочка, несущая большой разноцветный мяч, похожий на тот, который ребята рассматривали в начале занятия. Затем логопед просит составить по этой картинке предложение из трех слов. (Девочка несет мяч.)

Количество названных слов логопед фиксирует на наборном полотне квадратиками другого цвета (например, синего) и гово­рит детям: «Сейчас я короткое предложение превращу в длин­ное, красивое, интересное».

Затем отодвигает вправо последний синий квадратик и мед­ленно произносит предложение с пятью-шестью определениями. Например: «Девочка несет красный, большой, красивый, новый, блестящий, резиновый мяч». Необходимо акцентиро­вать внимание детей на том, что слово мяч

оказалось в
конце предложения.
4. Динамическая nayза.

Логопед просит детей включить в это же предложение свой четыре определения, встать, подойти к наборному полотну и каждое слово отобразить на схеме.

Аналогично распространяются другие предложении (напри­мер: «Мальчик держит флажок», «Девочка поливает цветок»).

5. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой нарисована девочка, несущая какой-то предмет (его изображение закрыто белым листом бумаги). Логопед говорит: «Давайте представим, что девочка несет ваш предмет

(имея в виду предметы, розданные ребятам в начале занятия). Какое короткое предложение вы составите?»

После того как задание выполнено, логопед говорит: «А те­перь составьте длинное

предложение, где будет четыре слова о том,
какой
ваш предмет». (Логопед указывает на схему.)

Ребята составляют длинные предложения. Логопед следит, чтобы определяемое слово было в конце предложения и дети со­отнесли проговариваемые слова с их отображением на схеме.

В заключение логопед открывает закрытый на картинке пред­мет и к ней составляются короткое и длинное предложения.

6. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]