Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием


Одним из важнейших критериев оценки развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики рук. К сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что родители узнают о моторных нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью.
Какая же связь между умением проводить мелкие манипуляции пальчиками и развитие лексического словаря, произношение букв и построение сложных предложений? Оказывается, самая прямая.

Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевой зоны. Активизация участка в связи с какой-либо деятельностью руками стимулирует его включаться в работу.

Вот такая нехитрая взаимосвязь. На деле этот процесс оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка и формирование его речи.

За что «отвечает» мелкая моторика

Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:

  • внимания;
  • мышления;
  • зрительной памяти;
  • воображения;
  • пространственной ориентации;
  • связной речи.

На практике дети, имеющие слабую моторную функцию, обладают недостатком произвольного внимания, памяти, логического мышления, быстро утомляются во время занятий, имеют те или иные проблемы с речью. Нельзя не отметить и тот факт, что неподготовленные пальчики плохо владеют карандашом и ручкой. Это значит, что начало обучения в школе будет отягощено дополнительными трудностями.

Многие крупные ученые подчеркивали тот факт, что движения пальцев рук оказывает прямое стимулирующее воздействие на формирование центральной нервной системы ребенка. Доказано, что формирование активной речи начинается только после того, как мелкая моторика развивается до определенного уровня.

Пальчиковые игры для развития речи

Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.

  • Пальчиковая игра \
  • . Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
  • Пальчиковая игра \
  • . Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.

Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.

Когда развивать мелкую моторику

Знаменитая фраза Сухомлинского о том, что истоки способностей детей находятся на кончиках их пальцев, известна многим. Однако, к большому сожалению, детство современных детей протекает в условиях, дающих не очень много стимулов для улучшения работы мелкой моторики и двигательной активности в целом.

Поэтому начинать стимулирование мелкой моторики следует с самого раннего возраста. В Японии, к примеру, уже с двух лет проводится целенаправленная тренировка работы рук и пальцев. И это также полностью соответствует заключению ученых о том, что именно в раннем возрасте мозг ребенка «настроен» на овладение речью, формированию высших психических функций. Специальные исследования детей с нарушениями речи показали, что в подавляющем большинстве случаев у них наблюдалось также отклонения в моторном развитии. Даже при отсутствии неврологической симптоматики такие дети отстают как в области крупной, так и мелкой моторики. И если первая, как правило, к школьному возрасту выравнивается, то недостаточная развитость второй остается заметна и позднее.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев В. А. Сухомлинский

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья, ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Так что все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при­водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнения­ми, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Как выполнять упражнения для развития мелкой моторики?

Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого — двумя одновременно. Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Важно отметить следующее: если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.

Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования. Особенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть с кочки на кочку и т.д. Или пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка. О том, как развивать мелкую моторику у детей мы поговорим в следующей статье «Наши пальчики играют».

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то речь малыша будет недостаточно развита. То есть, необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться и в быту, и в детском саду, вызывая его на разговор, стимулируя его вопросами, просьбами, необходимо читать ему книги, рассказывать обо всем, что его окружает.

Проект «Город красивой речи» реализуется на средства субсидии конкурса социальных проектов «Город — это мы!»

Нормы развития мелкой моторики

Для того, чтобы понять, все ли в порядке у вашего ребенка с мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется. Врач обратит внимание на способность проводить ручные действия, в некоторых случаях может попросить выполнить некоторые тесты (нарисовать, заштриховать и т. п.). Однако это касается дошкольников, а как не упустить время в более раннем возрасте?

В принципе, отставание в развитии ручной моторики хорошо заметно по усвоенным (или нет) навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и прочее. С другой стороны, большой выбор «упрощающих» работу рук видов детской одежды могут ввести вас в заблуждение. Наличие застежек на липучках и молниях не дают проявиться некоторым навыкам. На всякий случай обращаем ваше внимание на некоторые средние нормы формирования моторных навыков:

  • С 2-3 месяцев ребенок тянет ручки к заинтересовавшим его предметам, к родителям, хватает пальцами сначала себя, а потом окружающих. Это первые знакомства с собственной моторикой.
  • С 3 месяцев до полугода проявляется умение захватить рукой предмет.
  • В год ребенок может перекладывать предмет из руки в руку, положить один в другой. Кроме того, в этот период должен сформироваться так называемый «пинцетный захват» — умение взять небольшой предмет двумя пальцами.
  • В районе 1 года дети начинают производить с предметами действия, подражая взрослым.
  • В полтора года или чуть позже в них зарождается «художник» — ребенку удается нарисовать так радующие родителей первые каракули. В этом возрасте дети умеют переворачивать книжные страницы, держат карандаш, ложку.
  • В 2 года освоено умение нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой.
  • К 3 годам дети способны рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки.
  • В 3-4 года ребенок уже вполне умелый «творец» — ему по плечу справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обводить контур рисунка или строить башню из значительного количества кубиков.
  • В 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные «картины». По образцу может копировать печатные буквы и цифры. В плане бытовых навыков осваивается шнурование обуви и застегивание пуговиц.
  • В 6 лет написание букв и цифр детям вполне по плечу, подготовка к школьному обучению идет полным ходом. Осваиваются различные виды штриховок, обведение по пунктирному контуру, изображение геометрических фигур, аккуратное вырезание ножницами и создание аппликаций.

Связь речи и мелкой моторики рук у детей

Консультация психолога для педагогического коллектива: «Связь речи и мелкой моторики рук»
Автор: Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ № 35, города Коврова. Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для педагогов дошкольных образовательных учреждений. В ней описано влияние тренировки мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста, приведены игры для развития мелкой моторики рук. Данный материал будет полезен для воспитателей, педагогов-психологов образовательных учреждений, а также для родителей дошкольников. Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива. Речь является ведущим средством общения, в процессе которого происходит самопознание человеком собственного «Я» и появляется возможность самовыражения и самореализации. От уровня развития речи зависит не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоционально-личностной сферы. Освоение родного языка является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не владеет навыком его использования. Таким образом, речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, под влиянием социального окружения. Ее возникновение и развитие обусловлено потребностью в общении. Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Поэтому для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук (М.М.Кольцова). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие. Это связано с тем, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. К тому же, в коре больших полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с двигательным центром (один является частью другого). Поэтому развитие речи и мелкой (а также общей) моторики происходит «параллельно». Таким образом, для чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать у него мелкую моторику рук. Совершенствование мелкой моторики приводит к совершенствованию речи. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание в развитии речи. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше вы начнете работу с пальчиками, тем быстрее услышите от ребенка первые слова. Грудному младенцу уже можно не просто загибать и разгибать пальчики, а слегка массировать их (массаж кисти рук и каждой фаланги пальчика), сжимать кулачки, поглаживать ладошки («варить» кашу на ладошке), давать захватывать и удерживать погремушку (ежедневно в течение 2-3 минут). Таким образом, происходит воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга. Лучше эти занятия превратить в занимательную игру. К году – полутора годам важно, чтобы в игру вовлекалось как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Поэтому с детьми проводят активные упражнения для пальцев рук, с хорошей амплитудой («Пальчики здороваются», махание рукой – «Пока, пока»). В процессе развития мелкой моторики рук, полезно использовать народные игры-потешки («Коза-рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки»). Поскольку соединение «слово — палец» способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. А фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка. Произнося в процессе пальчиковых игр тот или иной стишок (потешку) вслух, мы тем самым добиваемся эмоционального отклика у малыша, а значит, развиваем у него заинтересованность в данном занятии. Детям этого возраста можно предложить катать в руках деревянные шарики различного диаметра (грецкий орех, шишку, карандаш), собирать пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши или пуговицы, застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровку. К 3-х летнему возрасту у детей уже складываются представления о предметах и их признаках. Поэтому в работе с ними можно использовать традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами), рисование, нанизывание бус, собирание пирамидки и мозаики, скатывание шариков из фольги, собирание конструктора, лепку из пластилина, шнуровку. Также детям можно предложить следующие задания: узнать предмет на ощупь, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, обводить предмет по контуру (трафарет), завязать бант. Если взрослые сопровождают действия ребенка словами, называя предметы, и рассказывая о них, то это обогащает его словарь, развивает связную речь. С детьми старшего дошкольного возраста помимо традиционных форм работы для развития мелкой моторики рук, используют: 1. игры с мозаикой и пазлами, 2. игры с мелкими предметами (перебирание пуговиц, нанизывание бус), 3. собирание конструктора (пирамидок, матрешек, кубика Рубика), 4. работа с бумагой (вырезание фигурок из бумаги, аппликации), 5. рисование (обводка, штриховка, раскрашивание, графический диктант), 6. выкладывание рисунков из счетных палочек, 7. завинчивание болтов и гаек, 8. игры с крупами (рисование на манной крупе, поиск игрушки в крупе, сортировка круп). Выполняя различные упражнения пальчиками, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (способствует обогащению его активного словаря и развитию связной речи), но и готовит ребенка к школе (к письму).
Для того чтобы достичь наилучшего результата, необходимо соблюдать определенные требования к проведению пальчиковых игр:

1) систематичность и последовательность в проведении упражнений (переход от простого к сложному). Задания должны усложняться постепенно, это очень важно для поддержания у ребенка интереса к занятиям; 2) упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей; 3) при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, выполнять задания как правой, так и левой рукой; 4) занятия должны проводиться по желанию ребенка. Недопустимо переутомление ребенка в игре, это может привести к негативизму; 5) каждое упражнение обыгрывается (сопровождается эмоциональными высказываниями, приглашающими ребенка поиграть с различными предметами), чтобы привлечь внимание ребенка. Дети с удовольствием выполняют задания, вызывающие у них эмоциональный отклик; 6) детям важно, чтобы их работа была оценена. Поэтому после выполнения задания полюбуйтесь поделкой ребенка, похвалите его; 7) никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо выполнить задание. Не отступайте, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи; 8) соблюдайте технику безопасности при работе с мелкими, колющими и режущими предметами.
Таким образом, занимаясь с ребенком гимнастикой для пальчиков в игровой форме, мы влияем не только на развитие мелкой моторики рук, но и способствуем развитию его речи.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И РЕЧИ
1. «Разноцветные снежинки» Возраст – от 4 лет. Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материалы: белая бумага, ножницы, краски, кисти, цветные карандаши. Ход игры: Взрослый показывает ребенку, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-краски и подарили снежинкам разноцветные платья. Детям необходимо раскрасить снежинки. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить пофантазировать, куда отправятся снежинки в обновленном виде, что они будут делать. 2. «Повтори движение» Возраст – от 3 лет. Цель: развитие мелкой моторики рук и внимательности. Ход игры: Взрослый, показывает детям какую-либо «фигуру», составленную из пальцев руки (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Дети должны повторить эту «фигуру». Дети старшего дошкольного возраста могут соревноваться, кто лучше повторит «фигуру». Победитель показывает остальным уже свою собственную фигуру, а остальные за ним повторяют. 3. «Мы рисуем» Возраст – от 3 лет. Цель: развитие мелкой моторики рук. Материалы: крупа, поднос, карточки с простыми картинками. Ход игры: Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу (пшено, манку). Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы или цифры. Для детей старшего дошкольного возраста можно подготовить карточки с простыми рисунками (мяч, звезда, флаг, солнце, квадрат). Предложите ребенку выбрать наугад одну из карточек, а затем, с помощью крупы нарисовать то, что на ней изображено. 4. «Волшебные пуговицы» Возраст – от 3 лет. Цель: развитие мелкой моторики рук. Материалы: различные пуговицы, толстая нитка. Ход игры: Подберите пуговицы разного цвета и размера. Вариант № 1: Взрослый выкладывает какой-либо рисунок, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить солнышко, неваляшку, снеговика, мячики, бусы и т.д. Вариант № 2: Предложите ребенку сделать ожерелье из бус. Для этого необходимо взять толстую нитку и нанизывать на нее различные пуговицы. 5. «Золушка» Возраст – от 3 лет. Цель: развитие мелкой моторики рук. Материалы: крупа, сухофрукты и бобовые культуры, емкости под них. Ход игры: Смешиваем крупы, сухофрукты и бобовые культуры. Предлагаем малышу разобрать каждый вид в разные бутылочки или емкости. 6. «Найди приз» Возраст – от 3 лет. Цель: развитие мелкой моторики рук. Материалы: крупа, сухофрукты и бобовые культуры, емкости под них. Ход игры: емкость с песком или крупой, несколько игрушек из киндер-сюрпризов, другие мелкие игрушки, фантики из под конфет. Вариант № 1: Предложите ребенку засунуть руку в емкость с песком (крупой) и найти в ней игрушку. Попросите его наощупь определить, что это за игрушка. Вариант № 2: Для игры необходимы яркие фантики от конфет. Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача малыша развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.

Рекомендуем посмотреть:

Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Родительская компетентность

Похожие статьи:

Экологическое воспитание в детском саду

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»

Изучение английского языка в ДОУ

Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]