Как работать со скороговорками для улучшения дикции
Логопеды используют скороговорки, чтобы научить детей и взрослых внятно произносить похожие звуки. Речь идет о звуках, для формирования которых язык, челюсть, лицевые мышцы совершают подобные движения. Чаще всего трудности возникают с «л» и «р»: оба звука требуют, чтобы язык поднялся к нёбу, а его кончик оставался мягким. Еще одна пара проблемных звуков – «с» и «ш», «м» и «н».
Если ваша речь недостаточно четкая, скорее всего, вы невнятно произносите одну из групп этих звуков. Самостоятельно определить дефект на слух сложно, поэтому хотя бы пару раз проконсультируйтесь с логопедом или учителем ораторского искусства, чтобы он дал рекомендации по улучшению дикции.
Скороговорки построены на сочетании пары подобных, трудно различимых звуков, поэтому они помогают эффективно развивать речь. В идеале стоит пройтись по всем парам звуков и всем группам скороговорок, но если есть проблемы с произношением «л», «р», «ш», «с» или других звуков, начать тренировки следует со скороговорок на «проблемные» слоги. Стандартная программа упражнений со скороговорками предлагает такую последовательность: сначала глухие шипящие, затем свистящие и звонкие, наконец – сонорные звуки.
Такой порядок не случайный, потому что легче всего произносятся глухие звуки, сложнее всего – сонорные. Недаром чаще всего у детей и взрослых возникают проблемы с сонорными «р» и «л». Конечно, вы можете тренироваться в произвольном порядке, и улучшение речи через время станет заметным. Но результаты будут более быстрыми и ощутимыми, если придерживаться правильной последовательности.
Скорость произношения скороговорок
Когда начинаете работать со скороговорками, не произносите их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Возьмите одну скороговорку, например: «Карл у Клары украл кораллы». Сначала произнесите ее очень медленно и беззвучно – только шевелите губами, будто говорите, но не издавайте ни звука. Затем скажите «Карл у Клары украл кораллы» медленно и шепотом. Следите, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. В третий раз произнесите скороговорку в естественном темпе и в полный голос.
Если у вас не получается сходу сказать «Карл у Клары украл кораллы» без запинок, говорите чуть медленнее обычного. Только когда вы сможете в спокойном, разговорном ри, произносите эту же реплику в быстром темпе. Все внимание – на четкость дикции и артикуляцию!
Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука. Заключительный этап – произношение с препятствием, «пробкой» для языка: камешками или орешками, которые будут затруднять артикуляцию. Это эффективный способ улучшения дикции. Не торопитесь, говорите с камешками сначала медленно, потом быстрее. Так нужно проработать каждую выбранную скороговорку, причем не один раз.
Если вы не профессионал, достаточно заниматься по полчаса 5-6 дней в неделю, чтобы такими упражнениями добиться за месяц значительного улучшения дикции. Часто слушатели курсов риторики с энтузиазмом принимаются за дело, но быстро охладевают. Чтобы этого не произошло, не старайтесь объять необъятное за один день: полчаса упражнений достаточно. Лучше полчаса каждый день или хотя бы через день, чем по два часа раз в неделю. Уделяйте внимание правильности речи.
Текст самой сложной скороговорки, попробуйте также:
Да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб. Затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел. Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится.
Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опять с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши.
О всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.
Но попытка — не пытка!
Народные средства
Народные средства могут быть эффективными при устранении заикания у подростков. Но они не могут заменить другие методы коррекции: лекарственную терапию, физиопроцедуры, массаж, занятия с логопедом и психологом. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом, прежде чем начать лечение. Тем более, некоторые средства имеют противопоказания — только специалист подскажет все нюансы.
Наиболее часто средства используются:
- внутрь — душица обыкновенная, цветы лаванды, костянка, липовый цвет;
- наружно (ванны) — с розмарином, пионом.
Взрослые длинные и сложные скороговорки текстом
Взрослые длинные и сложные скороговорки текстом
Взрослые длинные и сложные скороговорки текстом:
- Не тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто без товарищей товарищу товарищ.
- Программисты инкапсулировали, инкапсулировали, Инкапсулировали, инкапсулировали, да недоинкапсулировали.
- В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду – ядра в ведра, выдру в тундру.
- В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких, чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно четко.
- Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
- Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина, нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим пмневмомешковыколачиватель.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
- У Феофана Митрофаныча– три сына Феофаныча, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.
- Жили-были три китайца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндракокони. Жили-были три китайки: Ципа, Ципа-Дрипа, Ципа-Дрипа-Лимпомпони. Вот они переженились Як на Ципе, Як-Цин-Драк на Ципе-Дрипи, а Як-Цин-Драк-Циндракокони на Ципа-Дрипе-Лимпомпони.
- Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Длинные скороговорки
На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове. Технология шишкосушения: после шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.
Те, кто водят хороводы, — хороводоводы. Те, кто изучают творчество хороводоводов, — хороводоводоведы. Те, кто любят читать хороводоводоведов, — хороводоводоведофилы. Те, кто ненавидят хороводоводоведофилов, — хороводоводоведофилофобы. Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов, — хороводоводоведофилофобофаги. Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами, — антихороводоводоведофилофобофаги. Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов, — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговариваешь, Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Длинные скороговорки для развития дикции
Переходите к длинным и сложным скороговоркам только после того, как начнете естественно и непринужденно произносить короткие реплики. Когда они покажутся вам слишком простыми, и вы не будете запинаться даже на самых сложных сочетаниях звуков, это значит, что вы готовы к следующему этапу работы над дикцией. Длинные скороговорки тоже произносятся на одном дыхании, но если строф несколько, можно делать небольшие паузы для забора воздуха в легкие. Не забывайте правильно интонировать текст! Ваша речь не должна быть монотонной, даже если вы говорите очень быстро.
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
- В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
- У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
Содержание
- Как работать со скороговорками Порядок работы
- Скорость произношения
- Интонация произношения
- Сложные скороговорки для дикции взрослых
Ни для кого не секрет, что для тренировки дикции и произношения используются скороговорки. Это самый быстрый и несложный способ повысить качество своей речи. Если систематически выделять время на проговаривание скороговорок, то можно достичь хороших результатов. Регулярные занятия скороговорками практикуют дикторы, актеры, вокалисты, ораторы. А вообще, посвящать время специальным упражнениям полезно всем, кто хочет добиться внятной и выразительной речи.