Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста


Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Антонова Татьяна Константиновна

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Аннотация: Работа посвящена применению нейропсихологических знаний и навыков на занятиях с детьми дошкольного возраста с целью снижения уровня перинатальной патологии. Составленный комплекс занятий для детей данной категории способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе. При применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.

Ключевые слова: психологическое здоровье, нейропсихологические упражнения, дошкольники.

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. В термине «психологическое здоровье»

раскрываются такие понятия, как
«психология человека»
и
«психология здоровья»
. Под
«психическим здоровьем»
понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов. Термин
«психологическое здоровье»
, по мнению И. В. Дубровиной [2, с. 28], характеризует личность в целом и дает оценку проявлениям человеческого духа. Для
дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.
В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям психического развития. Перинатальная патология ЦНС даже в случае благоприятного исхода имеет отдаленные последствия, отрицательно влияет на психическое развитие и социальную адаптацию ребенка. К сожалению, в большем количестве случаев дети с такого вида патологией пропадают из поля зрения специалистов после первого года жизни. Во избежание этого необходимо использовать комплексный подход к данной проблеме [3, с. 5]. Только совместная деятельность специалистов может улучшить здоровье и гармонизировать развитие подрастающего поколения. Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.

Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.

В детском саду каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях педагога-психолога используются физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия, песочная терапия. При работе с различными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма [1, с. 189]. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей)

. Ведь нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.

Нами был составлен комплекс нейропсихологических упражнений (В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова, И. И. Праведникова)

для занятий с
детьми подготовительной группы [3, с. 12]. Данный комплекс включает в себя дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, растяжки, упражнения двигательного репертуара. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю.
В статье представлены упражнения, которые можно включать в различные виды занятий в качестве физминуток.

Дыхательные упражнения. Такие упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

«Воздушный шарик»

. И. п. Ребенок стоит
(или сидит)
. Руки лежат на животе. По команде взрослого
«вдох»
ребенок делает глубокий вдох носиком
(рот закрыт)
и надувает живот, как воздушный шарик, затем вовремя команды
«выдох»
ребенок делает шумный выдох через рот, одновременно с выдохом втягивает живот.

«Кулак-палец»

. И. п. Ребенок сидит или стоит. Во время команды взрослого
«вдох»
ребенок делает вдох через нос (рот закрыт, одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. Во время команды взрослого
«выдох»
ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое. Двигаются только кисти рук.

«Кулак-ладонь»

. И. п. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Голова прямо, глаза смотрят вперед. Руки вытянуты в стороны, ладонь одной руки
«смотрит вниз»
, пальцы смотрят в сторону, ладонь другой руки сжата в кулак. Во время команды взрослого
«вдох»
ребенок одновременно разжимает кулак одной руки, ладонь
«смотрит»
в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. Во время команды взрослого
«выдох»
ребенок одновременно меняет положение кулака и ладони. Подышать, быстро меняя положение кулака и ладони попеременно.

Глазодвигательные упражнения. Ребенок к трем годам должен уметь оценивать пространство на 1800 по вертикали и на 1800 по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.

«Следим за предметом»

. И. п. Ребенок стоит (сидит, голова неподвижна, рот закрыт.

1 уровень. Прямыми руками.

1) Ребенок держит ручку с ярким колпачком (небольшую игрушку, конфету)

над переносицей сначала правой прямой рукой и ведет ее вправо, задерживается на 1-2 секунды в конечной точке, ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

2) Ребенок перекладывает ручку в левую руку. Он держит ручку над переносицей левой прямой рукой и ведет ее влево, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

3) Ребенок берет ручку над переносицей двумя прямыми руками и ведет ее вверх, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

4) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми руками и перемещает ее вниз. Затем задерживает ручку на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

5) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми. Ведет ручку к переносице (во время движения к переносице и обратно руки не сгибаются, задерживает ручку на 1-2 секунды около переносицы и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

Руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях (во время движения к переносице и обратно руки сгибаются)

.

2 уровень. То же самое упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

Упражнение выполняется не более двух раз на каждом уровне.

Упражнения двигательного репертуара. В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка таких понятий, как «верх-низ»

,
«впереди-позади»
,
«право-лево»
, является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у старших
дошкольников.
«Зеркало»

. Взрослый встает напротив ребенка. Взрослый напоминает ребенку, что, если встать лицом друг к другу, право и лево меняются.

1) По указанию взрослого ребенок должен показать сначала у себя, потом у взрослого левую руку, правое плечо, левое колено и т. д.

2) Взрослый показывает движения, ребенок должен их повторить. При этом, если взрослый выполняет движение правой рукой, то ребенок тоже должен выполнить движение правой рукой. Например, взрослый дотрагивается левой рукой до левого уха, ребенок тоже должен дотронуться левой рукой до левого уха.

3)Взрослый и ребенок меняются ролями: ребенок командует и проверяет правильность выполнения задания. Взрослый выполняет задание. Чтобы сделать упражнение более эффективным, взрослому рекомендуется иногда ошибаться, ребенок должен это заметить.

«Робот в поисках клада»

. Ребенок должен изобразить робота, точно и правильно выполняющего команды взрослого. Взрослый объясняет и показывает ребенку, что такое приставной шаг. Ребенок делает шаг одной ногой, а потом другую ногу ставит рядом с первой.Затем взрослый задает и отрабатывает с ребенком: количество шагов; вид шагов
(большие, средние, маленькие)
; направление движения
(вперед, назад, вправо, влево, поворот направо, поворот налево)
; с какой ноги нужно сделать шаг.

1)Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперед»

, ты сделаешь шаг вперед. Если я скажу
«два шага влево»
, ты сделаешь два шага влево. Если я скажу
«большие шаги»
, ты делаешь большие и т. д.».

2) Если ребенок хорошо усвоил это упражнение, взрослый может давать сразу две, три или четыре команды,например: «шаг вперед; затем поворот направо; четыре маленьких шага вперед; три больших шага назад, начиная с правой ноги и т. д.». А ели еще в конечную точку положить сюрприз, то упражнение выполнять станет еще приятнее.

Для развития внимания предлагаются следующие упражнения:

«Сомни листочек»

. Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их.
Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.
«Замочек»

. Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую.
Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.
Использование данных упражнений в занятиях с детьми (особенно старшего дошкольного возраста)

способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

Список литературы:

1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2022. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

2. Дубровина, И. В. и др.Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский

, 1999. – 464 с.

3. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М.: АЙРИС-пресс, 2022.- 416 с.: ил.

Показания к началу применения

Нейропсихологические упражнения для детей младшего и старшего школьного возраста − это своего рода тест, который позволит точно определить и оценить состояние здоровья.

Во время оценивания специалист предлагает ребенку выполнить несложные задачи, после выполнения которых, можно точно рассказать об особенностях развития малыша, его возможностях. Будет очень полезно узнать сильные и слабые стороны малыша, чтобы в дальнейшем правильно с ними работать.



Нейропсихология также будет эффективна, если у ребенка:

  • есть проблемы с памятью, работоспособностью и общением со сверстниками;
  • наблюдается задержка развития речи, логопедические нарушения;
  • есть нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • гиперактивность или наоборот заторможенность;
  • импульсивность;
  • проблемы с учебой, он плохо усваивает предложенный материал.

Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:

  • недоразвитость речи;
  • ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);
  • аутизм;
  • ОВЗ (ограниченные возможности развития);
  • минимальные функции мозга;
  • недоразвитость тела мозга;
  • умственные и эмоциональные нарушения.

Специально подобранный комплекс поможет специалисту последовательно активизировать каждую зону мозга в отдельности. Программа разрабатывается индивидуально, за счет чего удается благодаря тактильно-кинестетическим упражнениям убрать все нарушения.

Качели и карусели


Heather Wilson/EyeEm/Getty Images

Качели и карусели — больше чем просто развлечение. Когда ребенок катается, у него работают разные зоны головного мозга, в том числе мозжечок. Используйте это: улыбайтесь, закрепляйте позитив, просите во время катания рассказать трудно запоминаемое стихотворение, проговорить четко проблемные звуки, посчитать прохожих, деревья. Так вы укрепляете положительные нейронные связи между образовательной деятельностью и интересным занятием, формируете мотивацию к изучению цифр, букв, проговариванию разных звуков.

Принципы

Эта молодая наука имеет свои основополагающие принципы:

  1. Социальной обусловленности: формирование психологических процессов возможно только в обществе.
  2. Материального детерминизма: в основе психики лежит работа нервной системы.
  3. Системности строения: психические процессы имеют свою строгую иерархию и систему, равно как высшая нервная система с ее многообразием уровней.
  4. Динамика в развитии — все функции находятся в постоянном движении и видоизменяются.
  5. Синдромность: в основе патологических психических процессов лежат определенные синдромы, которые включают как анатомические, так и функциональные проявления.

Также как и любая другая медицинская наука нейропсихология базируется на принципах этики и деонтологии, которые в отношении высшей нервной деятельности приобретают особенное значение.

Характеристика психологии человека как продукта нервной системы и социального влияния привела к формированию религиозных и моральных конфликтов, поэтому важно соблюдать эти принципы очень внимательно. Любое нейропсихологическое исследование должно учитывать фактор общественного противодействия в этой связи

Любое нейропсихологическое исследование должно учитывать фактор общественного противодействия в этой связи.

Тренировка сразу двух функций

Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций

Например, через игру могут тренироваться внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности

Когда у гиперактивного ребенка появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, можно постепенно начать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие сразу всех функций в одной и той же игре.

«Слушай хлопки» (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Слалом-гигант» Развитие внимания и контроль двигательной активности.

Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

«Мяч в круге»

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

«Скамья запасных»

Контроль импульсов и двигательной активности.

Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

«Скалолазы»

Концентрация внимания, контроль импульсивных движений

Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

«Съедобное — несъедобное», «Черное с белым не носить», «да» и «нет» не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.

Упражнения на взаимодействие между полушариями мозга

Чтобы успешно развивать интеллект, важно активизировать оба полушария головного мозга. В этом помогают одновременные или последовательные движения разными частями тела. Выполнять активности можно стоя, сидя или даже лежа.

Попросите ребенка совершить одновременно одинаковые движения двумя руками, например, сжимать кулаки и разжимать.

Научите совершать разные движения — указательным пальцем правой руки пишем на столе букву В, а указательным пальцем левой руки – букву С.

Предложите ребенку выполнять задания, чередуя правую и левую руки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]