Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций. Когда рождается ребёнок, то он не умеет ничего и задача взрослого научить его всему. Научить ходить, держать ложку, кружку, ходить в горшок и говорить. Если с остальным всё более-менее понятно, то с речью у родителей всегда много вопросов. Что делать, если ребёнок не говорит? Если говорит на «своём» языке? И много-много различных вопросов. Сегодня поговорим о развитии речи, о задержках речевого развития, обследованиях и не только.
Про понимание речи
Понимание речи – это один из критериев оценки речи ребёнка, не менее важный. Ребёнок может не говорить, но может полностью понимать речь.
Понимание речи также должно соответствовать возрасту.
Как определить, что ребёнок понимает речь?
Оценка критерия понимания речи происходит в 1 месяц жизни ребёнка.
- В 1 месяц ребёнок вздрагивает от голоса или звука.
- В 2 месяца выражает беспокойство на звук или голос.
- В 3 месяца смотрит на говорящего.
- В 4 месяца поворачивает голову в сторону говорящего и перестаёт плакать, когда его успокаивают речью.
- В 5 месяцев начинает откликаться на имя, но это в том случае, если к нему обращались до этого по имени, а не просто «малыш», «зайчик» и так далее, иначе откликаться он будет на малыша и на зайчика.
- В 6 месяцев останавливается, услышав слово «нет», начинает использовать жесты. Это не значит, что ребёнок понимает, что вы имеете в виду под «нет». Жесты – это один из способов говорения, например, когда малыш тянет ручки, чтобы его подняли.
- В 7 месяцев смотрит на знакомый объект, когда его называют. Используйте такие конструкции вопросов типа: «А где птичка? А где папа?». Так же обучаем понятию нет: «А где птичка?» — ребёнок смотрит в небо – «нет птички». И показываем головой нет. В 7 месяцев ребёнок осознаёт, где он сам, для этого подносим его к зеркалу, смотрим и показываем, называя по имени.
К году словарный запас ребёнка составляет 5-9 слов, конечно, может быть и больше. Появляются эти слова не сразу в 12 месяцев, а постепенно. Первые слова могут появиться и в 6-7 месяцев, типа «кых — кот», «бах — упал», «сьсь — грудь» и подобные. Если всего этого нет, в год рано говорить о задержке развития речи, проверьте слух и продолжайте развивать и обучать малыша.
Может и вовсе быть ни одного слова и это тоже будет вариант нормы, так как оценка определяется и пониманием речи.
Не норма, если в год:
- нет лепета,
- не показывает на предмет,
- не использует жесты.
Нельзя говорить ребёнку
- я тебя не понимаю,
- что ты там шепчешь?
- говори громче и чётче!
Ребёнок должен знать, что вы его понимаете всегда и даже без слов.
Если уровень речи ребёнка не соответствует норме, скорее всего его не обучали и это тоже вариант нормы. Обучить можно.
Когда ребенок в принципе готов заговорить
Первый год мама с ребенком находятся в симбиозе. Малыш не умеет говорить, его единственный язык — плач. У мамы развивается удивительная способность понимать его «язык» и переводить на общечеловеческий: сейчас малыш хочет пить, потом — есть, вечером — спать. Мама может удовлетворить его потребности. Благодаря этому ребенок выживает в первый год.
Постепенно ребенок перестает брать грудь, начинает ползать, делает первые шаги. Это для него очень значимое событие. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы. Он может приближаться или отдаляться от нее настолько, насколько захочет, может бегать, может достать до заветной полки с яркой игрушкой. Именно к этому возрасту появляются первые слова. Как только ребенок начинает ощущать себя отдельным от матери, появляется потребность разговаривать.
С другой стороны, к концу первого года мама постепенно выходит из слияния с ребенком и теряет суперспособность читать мысли. Теперь ребенку, чтобы заявить о себе и своих потребностях, нужно учиться говорить на языке мамы.
Почему не говорит?
На самом деле «не говорит» — это довольно растяжимое понятие. Приведём примеры.
- Ребёнок не произносит никаких слов абсолютно, даже «да» и «нет». Для 1,5 лет это вариант нормы, а для ребёнка 4 лет – уже проблема.
- Не говорит предложения. Для 2,5 лет будет вариантом нормы. В 4 года уже нужно беспокоиться.
- Ребёнок понимает обращённую речь, выполняет просьбы, инструкции, вне зависимости от сложности, но не говорит.
- Ребёнок болтает много, но на «своём» языке.
- Ребёнок говорит, но окружающие его не понимают, потому что многие звуки он заменяет.
То есть в каждой ситуации понятие «не говорит» будет своё. И тут важно понять причину, найти подход и скорректировать. В некоторых случаях возможно подключение более узких специалистов.
Важно понимать, что в процессе формирования речи важнее её понимание, чем произношение.
О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений
Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно. Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем.
Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.
«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.
Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.
«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.
«Открыть-закрыть ротик». Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.
«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.
«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.
«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.
Что делать, если не говорит?
- Не давить на ребёнка.
- Постоянно давать информацию ребёнку.
- Общаться с малышом на любые темы.
- Не сюсюкать и чётко произносить слова.
Если малыш совсем не разговаривает или делает это плохо, не нужно постоянно просить его что-то сказать, особенно обращаться к нему со словом «скажи». Вероятнее всего ребёнок не может что-то сказать и вряд ли не хочет. То есть хочет, но не может.
Важно помнить, что:
- Часть прогулок, начиная с 3-4 месяцев, должны быть в интервале бодрствования.
- Взрослый должен комментировать часть действий, но не как радио, а если бы он рассказывал 3-4летнему ребёнку. Например: «Пойдём пообедаем, а потом пойдём гулять».
- С самого рождения ведём с ребёнком ДИАЛОГ, а не монолог. То есть даём паузу и ждём от ребёнка ответа, даже если этого не будет. Когда-нибудь он обязательно ответит, запаситесь терпением.
Самое главное – хвалите ребёнка, если он сам просто произнёс слово, звук или слог, даже если с ошибками и непонятно, он всё равно молодец, потому что пробует. Также важно поддерживать беседу, когда ребёнок что-то вам рассказывает, пусть на своём детском языке, но он должен видеть обратную связь, заинтересованность, что мама и папа его понимают, даже если это не так. «Ничего себе! Правда? Вот так история!» — этого будет волне достаточно для поддержания разговора с малышом.
Комаровский о развитии речевой функции
Доктор Комаровский является врачом педиатром, который стал известным благодаря своим передачам. В них он дает рекомендации родителям по детскому здоровью и воспитанию. В телевизионных выпусках доктор не один раз рассказывал о развитии речи.
Комаровский говорит о важности общения ребенка с родителями и окружающими людьми. По его словам, малыш правильно развивается, когда во время игры присутствуют родители. Взрослые помогают ему познавать мир. Во время общения мама или папа учат, как нужно кидать мячик, что делать с пирамидкой и так далее, дают задание (инструкцию). Пример: «Возьми мяч, и принеси его маме», «Кидай мячик папе».
Во время совместной игры малыш учится слушать, анализировать речь родителей. У него появляется желание учиться говорить, правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Это очень важно, особенно на этапе перехода от понимания устной речи окружающих к воспроизведению ее самостоятельно.
Что такое ЗРР и как проявляется?
ЗРР – это задержка речевого развития. Для того, чтобы заподозрить у ребёнка ЗРР, необходимо наличие определённых признаков.
- В 12 месяцев: мало лепета, ребёнок тихий.
- В 18 месяцев: не понимает своего имени, названий окружающих предметов или обращений «иди сюда», «сядь».
- В 2 года: использует отдельные слова в ограниченном количестве, не пытается повторить слова.
- В 2,5 года: не знает названий частей тела, предметов окружающей среды; по просьбе не может назвать предмет или принести что-то, находящееся в поле зрения; не может составить простые фразы из двух слов, например, «хочу есть». Часто ребёнка понимают неправильно.
- В 3 года: не говорит предложений с простой конструкцией (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
Стоит отметить, что значительная задержка речевого развития характерна для детей с общей задержкой развития.
То есть в большинстве случаев то, что ребёнок не говорит, не означает наличия ЗРР.
Диагноз ЗРР может быть временным, например, когда малыш в 2 года говорит меньше 50 слов. Этот диагноз будет временный и означает, что у здорового ребёнка есть небольшие проблемы с речью и всё, что нужно – это больше разговаривать с ребёнком.
Причина 11. Алалия
Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.
Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.
Кому нужны обследования?
Обследования нужны в случае, если врач подозревает у ребёнка задержку речевого развития (ЗРР). Не у всех детей, которые не говорят, есть эта задержка и не всем детям нужны обследования.
Если ЗРР всё-таки подозревается, то необходимы следующие обследования.
- Осмотр педиатра.
- Осмотр невролога.
- Осмотр психиатра (включён в медосмотр детей 2 лет).
Исследования, которые проводятся по показаниям.
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ и мониторинг сна. В очень редких случаях у ребёнка наблюдается регресс в развитии и это связано с большим количеством эпиактивности на ЭЭГ во время сна, когда у ребёнка нет эпилептических приступов.
- МРТ.
- Генетические тесты.
- Осмотр сурдолога, проведение аудиометрии,
- Тест на расстройство акустического спектра.
Рекомендации Комаровского
Беспокоящимся родителям, у которых малыш к 2-летнему возрасту не заговорил, доктор Комаровский советует прийти на прием к врачу. Обследование включает консультации невролога, логопеда, психолога, отоларинголога. ЛОР-врач необходим, чтобы исключить глухоту или снижение слуха. Для этого специалист направляет на аппаратное исследование, которое называется аудиограммой. Она определит уровень слуха, диапазон звуков.
Невролог – это основной специалист, работающий с дошкольниками, которые имеют отставание в речевой функции. Он поможет выявить причины отклонений речи. Врач проведет необходимое обследование (анамнез, осмотр), назначит дополнительные методики: нейросонографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию и другие. При необходимости порекомендует терапию (Энцефабол, Пантогам и другие препараты), которая даст толчок к появлению речевой функции.
Невролог на осмотре выяснит:
- Общее развитие малыша (когда начал улыбаться, гулить, понимать разговор окружающих).
- Навыки на момент обследования.
После обследования невролог направляет на консультацию к логопеду. Специалист проводит осмотр, специальные тесты на речевую функцию. После первого посещения логопед пишет заключение, составляет план занятий. Во время работы с ребенком педагог развивает речевую функцию: учит произносить должным образом звуки, слова, предложения.
Распространенные патологии, которые обнаруживает логопед:
- Укороченная уздечка.
- Повышенный тонус мускулатуры артикуляционного аппарата.
Консультация психолога необходима всем детям с нарушениями речи. Специалист оценит состояние речевой функции, выявит патологию. Психолог необходим также для исключения или подтверждения психологических травм, хронических стрессов и других состояний. По результатам обследования назначается лечение (беседы, арт-терапия, тренинги, дельфинотерапия и пр.), если таковое требуется.
Совет доктора:
- Больше времени проводить с малышом.
- Постоянно проговаривать все свои действия и намерения.
- Не давать дошкольнику телефоны, планшеты, ограничить просмотр мультфильмов.
- Больше читать, заучивать потешки, стихи, песенки.
- Не ругать ребенка, когда он отказывается что-то сказать.
- Задавать вопросы малышу, а именно: «Что ты видишь на картинке?», «Кто пришел?», «Какого цвета шапочка?» и так далее.
- Организовать общение малыша со сверстниками и детьми постарше.
- Оградить от стрессовых ситуаций и конфликтов в семье.