Некоторые дети не выговаривают трудные для них свистящие звуки. Например, вместо С, они говорят СЬ, вместо З – ЗЬ и так далее. Иногда свистящие совсем выпадают из произношения. В норме, при достижении пяти лет, ребенок уже умеет правильно проговаривать все звуки, особенно, если с ними занимались в детском саду или родители. С детьми в садике должна ежедневно проводиться артикуляционная гимнастика по утрам, а логопед должен работать с малышами по индивидуальным особенностям звуковоспроизведения у ребенка. Так обстоит дело в детских садах не всегда. Не соблюдается строго выстроенная система, без которой этой задачи не решить.
Для того, чтобы помочь ребенку устранить недоработки в произношении букв С, З и Ц, вам необходимо самому точно понимать, какова правильная артикуляция при их произношении. Постановка этих звуков – кропотливая работа, требующая длительного внимания. Если подходить к вопросу «Выговорится сам» или «Какая разница, что ребенок не выговаривает буквы, он же маленький, а это так мило», то можно ограничить ребенка в одной из главнейших потребностей человека – самовыражаться. Ведь речь – это средство, именно с помощью которого и происходит самовыражение.
Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?
Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.
Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.
Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.
Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.
Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:
- Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
- Возникновение правильного звучания.
- Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.
Начинаем с артикуляционной разминки!
Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.
Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:
- Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
- Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
- Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
- Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
- Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.
«Правописание слов с приставкой С-. Слова с буквой З- перед согласной в начале слова»
Урок русского языка в 3 классе
«Правописание слов с приставкой С-. Слова с буквой З- перед согласной в начале слова»
Цель: учить написанию слов с приставкой с, слов с буквой з- перед согласной в начале слова
Задачи урока:
1. Учить написанию слов с приставкой с, слов с буквой з- перед согласной в начале слова.
2. Развивать орфографическую зоркость, логику, познавательную активность, внимание, память, речь.
3. Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь по программе Репкина В.В., учебный словарь Репкина В.В.1/4 ватмана 9 шт.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
— Ребята, сейчас урок русского языка. Я надеюсь, что каждый сможет себя проявить, повторить, открыть для себя новые тайны языка. Откройте тетради, запишите число и классная работа.
2. (1 мин) Каллиграфическая минутка.
Сс Зз
3. (3 мин) Целеполагание
— Запишите три слова: здание, сделал, сдобный
(2-3 человека пишут на листке А4)
— Почему получились разные варианты записи данных слов?
— Так что нам необходимо повторить?
— Кто вспомнит пословицу, где встречаются одно из данных слов? (ответы уч-ся)
— Существует такая пословица «Сделал дело, гуляй смело» Как вы думаете, чему учит эта пословица? (ответы уч-ся)
-Верно, для того, чтобы отдыхать нужно, выполнить запланированные дела.
3. (3 мин) Комментированное письмо
— А теперь запишем эту пословицу в свои тетради. (Запись учащимся на доске, с комментированием)
-Ребята, найдите в этом предложении слово с приставкой и выделите её.
— Какое слово с приставкой вы нашли? (сделал)
-Какую приставку вы выделили?
— Ещё раз проговорите, что необходимо повторить сегодня на уроке?
4. Изучение нового материала
— Верно. Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с буквой с и з в начале слова. —
А) (10 мин) Работа с транскрипцией
-Ребята, у меня на доске затранскрибированы слова, сделайте буквенную запись слов, запишите в первый столбик, выделите приставку.
— сгибать [зг’ибат’]
— спилить [сп’ил’ит’]
— сбегать [зб’игат’]
— Какое правило можно применить? (Приставки з не бывает)
ПРИСТАВКИ З НЕ БЫВАЕТ
— Ребята, посмотрите на доску. Эти слова тоже затранскрибированы.
здесь [зд’эс’]
зга [зга]
здравый [здравый’]
— Какие это слова?
— Как вы думаете, какую букву мы напишем в начале этих слов и почему?
— Запишите во второй столбик, выделите корень.
— Третья группа слов в транскрипции:
сбруя [збруй’а]
сдоба [здоба]
сдобный [здобный’]
-Что обозначают эти слова? Где точно сможем проверить, что обозначает слово? (в словаре
). Запишите в третий столбик.
Физминутка для глаз
Б) (5 мин) Первичное закрепление
— А сейчас мы потренируемся писать слова с буквами С и З в начале слова
— Вставьте пропущенную букву.
— Запишите 5 словосочетаний в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
…шить платье, беречь …доровье, …резать цветок, …добрить кашу маслом, …дешние жители
— Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте.
В) (10 мин) Работа в группе
— Чтобы нам не делать ошибки на данное правило, придумайте памятку для одноклассников.
Г) ФИЗМИНУТКА
Д) (10 мин) Работа по учебнику с.66 упр.52
— Прочитайте задание. Объясните, как напишите слова. Запишите
5 (2 мин) Рефлексия
— Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я….
Я запомнил (а)….
Упражнения артикуляционного комплекса
Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:
- Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
- Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
- Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
- Чередуем эту цепочку: трубочка – колечко – улыбка – трубочка – колечко – улыбка и так далее.
- В положение улыбка открываем и закрываем рот. Важно – губы не делают ни каких посторонних движений.
- Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
- То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
- Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
- Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
- Поочередно поднимаем язык к верхнему небу – опускаем к нижнему. Повторяем много раз.
- Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.
Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.
Правописание приставок на «з» и «с» (правило и примеры)
В зависимости от того, какой первый звук корня слова, глухой или звонкий, в конце приставок ставится «с» или «з» соответственно. То есть, правило правописания приставок на «з» и «с» основывается на принципе фонетики.
Нередко при написании подобных слов возникают проблемы, особенно у школьников. Чтобы не допускать ошибки, нужно запомнить специальное правило. А для этого следует вспомнить, какие из букв обозначают звонкий звук, а какие – глухой.
Буквы, обозначающие звонкий звук: Б [б] [б’], в [в] [в’], г [г] [г’], д [д] [д’], з [з] [з’], ж [ж] [ж’], л [л] [л’], м [м] [м’], н [н] [н’], р [р] [р’].
Запомнить звонкие звуки можно с помощью фраз: «У льва и жабы много друзей» или «Мы, звери, убежали, догоняй!». Как видно, если из предложений «выкинуть» все гласные, останутся только те согласные, которые обозначают звонкий звук.
Если корень слова начинается с любой из этих букв, то на конце приставки слова ставят букву «з».
Примеры слов с приставкой без:
- Бездельник;
- Безработный;
- Бездарный;
- Безвкусный и т.д.
Слова с приставкой раз:
- Развлекаться;
- Разбираться;
- Развиваться;
- Разреветься и т.д.
Слова с приставкой из:
- Изделие;
- Избирать;
- Извозчик;
- Изживать и т.д.
Слова с приставкой низ:
- Низложить;
- Низвести и т.д.
Глухие звуки обозначают следующие буквы: к [к] [к’], с [с] [с’], п [п] [п’], т [т] [т’], ф [ф] [ф’], х [х] [х’], ц [ц] [ц’], ч [ч] [ч’], ш [ш] [ш’], щ [щ] [щ’]
Запомнить все глухие звуки помогут следующие фразы: «Фока, хочешь поесть щец?», «Степка, хочешь щец? Фи!» Убрав гласные буквы, можно заметить, что в предложениях остались согласные, обозначающие глухой звук.
Если в корне слова первой стоит любая из этих букв, то приставки в таких словах пишутся с буквой «с» на конце.
Примеры слов с приставкой бес:
- Бессовестный;
- Бесчестный;
- Бесцветный;
- Беспутный и т.д.
Слова с приставкой вос:
- Восхождение;
- Востребовать;
- Восхвалить и т.д.
Слова с приставкой рас:
- Расселить;
- Рассорить;
- Расцвести и т.д.
Слова с приставкой ис:
- Исцелить;
- Исковеркать;
- Исподтишка и т.д.
Слова с приставкой нис:
- Нисшедший;
- Ниспосланный и т.д.
Итак, для того, чтобы не допустить ошибки при написании букв «з» или «с» на конце приставки, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
- Выделить приставку в слове;
- Определить первую букву корня слова;
- Определить, какой звук обозначает эта буква – звонкий или глухой;
- Поставить в приставке «с», если звук следующей буквы глухой, и «з», если звонкий.
У детей часто возникают проблемы с определением звука согласной буквы. Легко запоминаются парные звуки, один из которых звонкий, другой — глухой:
- Б – П;
- В – Ф;
- Г – К;
- Д – Т;
- З – С;
- Ж – Ш;
Сонорные звуки, являющиеся непарными согласными буквами, запомнить сложнее. Но и с этой задачей поможет справиться простая фраза: «Лимон – рай!»
Если раз и навсегда запомнить, какие буквы обозначают глухой, а какие звонкий звук, а также если полностью усвоить правило правописания приставок, то при написании слов с приставками, оканчивающимися на «з» и «с» не должно возникнуть вопросов и тем более ошибок.
Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С
Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.
Гол!
Первый важный навык, когда ведется постановка звука С – научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол – это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.
Язычок лег отдохнуть
Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка – это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.
Язык-блинчик
Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго. Важно – губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта – широкий язык.
Чистые зубки
Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту. Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их. Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.
Приставки раз-/рас- и роз-/рос-
Есть ещё одна трудность в написании приставок раз-/рас-. Правило правописания для приставок на «з» и «с» не является единственным. В данных приставках есть ещё одна орфограмма.
Правильное написание гласных в приставках раз-/рас- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу.
Без ударения пишется приставка раз-/рас-, а под ударением пишем роз-/рос-.
Пример: раздать — розданный, разливать — розлив.
Выведем алгоритм правильного написания букв «з» и «с» в приставках.
Подружимся со звуком С!
Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.
Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?
- Вместо С мы слышим другие звуки.
- Совсем исчезает звук С из слов.
- Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.
Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.
Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.
Звонкая З нам по плечу!
З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.
С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.
Словосочетания (77)
- за время
- за время работы
- за вычетом
- за границей
- за и против
- за исключением
- за короткое время
- за кулисами
- за мной не заржавеет
- за основу
- за плечами
- за последнее время
- за последние несколько лет
- за пределами
- за пределы
- за рубежом
- за спиной
- за счет
- за счет этого
- за тридевять земель
- за уши не оттащишь
- забавы ради
- забей на это
- зависит от
- зависит от обстоятельств, как
- завышенная самооценка
- загладить вину
- задаваться вопросом
- задний план
- задний проход
- задним числом
- заинтересованное лицо
- закадычный друг
- заключается в
- заключается в том
- закрой рот
- закрыть глаза
- залог успеха
- замести следы
- заместо сына держать
- замкнутый круг
- замыливание глаз
- запас знаний
- заработная плата
- заслуживающий внимания
- заслуживающий доверия
- засучив рукава
- засыпать вопросами
- затаив дыхание
- затворник опальный
- затруднительное положение
- звезд с неба не хватает
- здесь и сейчас
- здоровый образ жизни
- здравый смысл
- зеленые насаждения
- земельный участок
- земной шар
- злачное место
- злой дух
- злой рок
- злой умысел
- знает себе цену
- знак зодиака
- значительная часть
- значительное количество
- золотая молодежь
- золотая середина
- золотое сердце
- золотой век
- золотые руки
- золотые слова
- зона комфорта
- зона ответственности
- зона отдыха
- зуб даю
- зуб на зуб не попадает
На этой странице вы можете найти самые популярные слова, начинающиеся на «з» (в начале слова — З). Список отсортирован по алфавиту. Вы можете добавить свои варианты в комментариях. Если нажать на слово, откроются его синонимы и значения.
Смотрите также: слова, содержащие З.
Открыть 2 страницу слов на з →
- Поиск занял 0.008 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения (нажмите Ctrl+D).
Ц – веселый звук и друг!
Звук Ц родственный по артикуляции с З и С. И состоит звук Ц из двух звуков – Т и С. Поэтому при его произношении мы и должны научить ребенка правильно воспроизводить оба эти звука в начале.
При произнесении Ц, воздушная волна достаточно сильная. Обычно Ц даётся детям просто, так как он основан на произнесении ранее выученной С. Автоматизировать звук можно при помощи специальных стихов, что вам предложит специалист.
Работа над постановкой звуков у малышей – увлекательный и веселый процесс. Не пытайтесь учить ребенка, лучше играйте с ним, тогда результат будет гораздо более продуктивным.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения свистящих звуков (с, з, ц):
Когда в приставке пишется буква «с»
Для того, чтобы сделать правильный выбор в написании приставок на «з» и «с», обратим внимание на согласный, с которого начинается корень слова. Если это глухой согласный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), то в приставке пишется буква «с».
Например:
- бесконечный,
- воспламениться,
- вспыхнуть,
- исследователь,
- нисходить,
- обесцветить,
- расшипеться,
- роспись,
- чересполосица.
Примечание.
Глухие согласные поможет запомнить фраза «Фока, хочешь поесть щец?».