«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»план-конспект

Некоторые дети не выговаривают трудные для них свистящие звуки. Например, вместо С, они говорят СЬ, вместо З – ЗЬ и так далее. Иногда свистящие совсем выпадают из произношения. В норме, при достижении пяти лет, ребенок уже умеет правильно проговаривать все звуки, особенно, если с ними занимались в детском саду или родители. С детьми в садике должна ежедневно проводиться артикуляционная гимнастика по утрам, а логопед должен работать с малышами по индивидуальным особенностям звуковоспроизведения у ребенка. Так обстоит дело в детских садах не всегда. Не соблюдается строго выстроенная система, без которой этой задачи не решить.

Для того, чтобы помочь ребенку устранить недоработки в произношении букв С, З и Ц, вам необходимо самому точно понимать, какова правильная артикуляция при их произношении. Постановка этих звуков – кропотливая работа, требующая длительного внимания. Если подходить к вопросу «Выговорится сам» или «Какая разница, что ребенок не выговаривает буквы, он же маленький, а это так мило», то можно ограничить ребенка в одной из главнейших потребностей человека – самовыражаться. Ведь речь – это средство, именно с помощью которого и происходит самовыражение.

Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?

Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.

Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.

Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.

Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.

Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:

  1. Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
  2. Возникновение правильного звучания.
  3. Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.

Начинаем с артикуляционной разминки!

Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.

Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:

  • Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
  • Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
  • Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
  • Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
  • Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.

«Правописание слов с приставкой С-. Слова с буквой З- перед согласной в начале слова»

Урок русского языка в 3 классе

«Правописание слов с приставкой С-. Слова с буквой З- перед согласной в начале слова»

Цель: учить написанию слов с приставкой с, слов с буквой з- перед согласной в начале слова

Задачи урока:

1. Учить написанию слов с приставкой с, слов с буквой з- перед согласной в начале слова.

2. Развивать орфографическую зоркость, логику, познавательную активность, внимание, память, речь.

3. Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь по программе Репкина В.В., учебный словарь Репкина В.В.1/4 ватмана 9 шт.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

— Ребята, сейчас урок русского языка. Я надеюсь, что каждый сможет себя проявить, повторить, открыть для себя новые тайны языка. Откройте тетради, запишите число и классная работа.

2. (1 мин) Каллиграфическая минутка.

Сс Зз

3. (3 мин) Целеполагание

— Запишите три слова: здание, сделал, сдобный

(2-3 человека пишут на листке А4)

— Почему получились разные варианты записи данных слов?

— Так что нам необходимо повторить?

— Кто вспомнит пословицу, где встречаются одно из данных слов? (ответы уч-ся)

— Существует такая пословица «Сделал дело, гуляй смело» Как вы думаете, чему учит эта пословица? (ответы уч-ся)

-Верно, для того, чтобы отдыхать нужно, выполнить запланированные дела.

3. (3 мин) Комментированное письмо

— А теперь запишем эту пословицу в свои тетради. (Запись учащимся на доске, с комментированием)

-Ребята, найдите в этом предложении слово с приставкой и выделите её.

— Какое слово с приставкой вы нашли? (сделал)

-Какую приставку вы выделили?

— Ещё раз проговорите, что необходимо повторить сегодня на уроке?

4. Изучение нового материала

— Верно. Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с буквой с и з в начале слова. —

А) (10 мин) Работа с транскрипцией

-Ребята, у меня на доске затранскрибированы слова, сделайте буквенную запись слов, запишите в первый столбик, выделите приставку.

— сгибать [зг’ибат’]

— спилить [сп’ил’ит’]

— сбегать [зб’игат’]

— Какое правило можно применить? (Приставки з не бывает)

ПРИСТАВКИ З НЕ БЫВАЕТ

— Ребята, посмотрите на доску. Эти слова тоже затранскрибированы.

здесь [зд’эс’]

зга [зга]

здравый [здравый’]

— Какие это слова?

— Как вы думаете, какую букву мы напишем в начале этих слов и почему?

— Запишите во второй столбик, выделите корень.

— Третья группа слов в транскрипции:

сбруя [збруй’а]

сдоба [здоба]

сдобный [здобный’]

-Что обозначают эти слова? Где точно сможем проверить, что обозначает слово? (в словаре

). Запишите в третий столбик.

Физминутка для глаз

Б) (5 мин) Первичное закрепление

— А сейчас мы потренируемся писать слова с буквами С и З в начале слова

— Вставьте пропущенную букву.

— Запишите 5 словосочетаний в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

шить платье, беречь …доровье, …резать цветок, …добрить кашу маслом, …дешние жители

— Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте.

В) (10 мин) Работа в группе

— Чтобы нам не делать ошибки на данное правило, придумайте памятку для одноклассников.

Г) ФИЗМИНУТКА

Д) (10 мин) Работа по учебнику с.66 упр.52

— Прочитайте задание. Объясните, как напишите слова. Запишите

5 (2 мин) Рефлексия

— Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я….

Я запомнил (а)….

Упражнения артикуляционного комплекса

Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:

  • Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
  • Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
  • Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
  • Чередуем эту цепочку: трубочка – колечко – улыбка – трубочка – колечко – улыбка и так далее.
  • В положение улыбка открываем и закрываем рот. Важно – губы не делают ни каких посторонних движений.
  • Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
  • То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
  • Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
  • Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
  • Поочередно поднимаем язык к верхнему небу – опускаем к нижнему. Повторяем много раз.
  • Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.

Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.

Правописание приставок на «з» и «с» (правило и примеры)

В зависимости от того, какой первый звук корня слова, глухой или звонкий, в конце приставок ставится «с» или «з» соответственно. То есть, правило правописания приставок на «з» и «с» основывается на принципе фонетики.

Нередко при написании подобных слов возникают проблемы, особенно у школьников. Чтобы не допускать ошибки, нужно запомнить специальное правило. А для этого следует вспомнить, какие из букв обозначают звонкий звук, а какие – глухой.

Буквы, обозначающие звонкий звук: Б [б] [б’], в [в] [в’], г [г] [г’], д [д] [д’], з [з] [з’], ж [ж] [ж’], л [л] [л’], м [м] [м’], н [н] [н’], р [р] [р’].

Запомнить звонкие звуки можно с помощью фраз: «У льва и жабы много друзей» или «Мы, звери, убежали, догоняй!». Как видно, если из предложений «выкинуть» все гласные, останутся только те согласные, которые обозначают звонкий звук.

Если корень слова начинается с любой из этих букв, то на конце приставки слова ставят букву «з».

Примеры слов с приставкой без:

  • Бездельник;
  • Безработный;
  • Бездарный;
  • Безвкусный и т.д.

Слова с приставкой раз:

  • Развлекаться;
  • Разбираться;
  • Развиваться;
  • Разреветься и т.д.

Слова с приставкой из:

  • Изделие;
  • Избирать;
  • Извозчик;
  • Изживать и т.д.

Слова с приставкой низ:

  • Низложить;
  • Низвести и т.д.

Глухие звуки обозначают следующие буквы: к [к] [к’], с [с] [с’], п [п] [п’], т [т] [т’], ф [ф] [ф’], х [х] [х’], ц [ц] [ц’], ч [ч] [ч’], ш [ш] [ш’], щ [щ] [щ’]

Запомнить все глухие звуки помогут следующие фразы: «Фока, хочешь поесть щец?», «Степка, хочешь щец? Фи!» Убрав гласные буквы, можно заметить, что в предложениях остались согласные, обозначающие глухой звук.

Если в корне слова первой стоит любая из этих букв, то приставки в таких словах пишутся с буквой «с» на конце.

Примеры слов с приставкой бес:

  • Бессовестный;
  • Бесчестный;
  • Бесцветный;
  • Беспутный и т.д.

Слова с приставкой вос:

  • Восхождение;
  • Востребовать;
  • Восхвалить и т.д.

Слова с приставкой рас:

  • Расселить;
  • Рассорить;
  • Расцвести и т.д.

Слова с приставкой ис:

  • Исцелить;
  • Исковеркать;
  • Исподтишка и т.д.

Слова с приставкой нис:

  • Нисшедший;
  • Ниспосланный и т.д.

Итак, для того, чтобы не допустить ошибки при написании букв «з» или «с» на конце приставки, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Выделить приставку в слове;
  2. Определить первую букву корня слова;
  3. Определить, какой звук обозначает эта буква – звонкий или глухой;
  4. Поставить в приставке «с», если звук следующей буквы глухой, и «з», если звонкий.

У детей часто возникают проблемы с определением звука согласной буквы. Легко запоминаются парные звуки, один из которых звонкий, другой — глухой:

  • Б – П;
  • В – Ф;
  • Г – К;
  • Д – Т;
  • З – С;
  • Ж – Ш;

Сонорные звуки, являющиеся непарными согласными буквами, запомнить сложнее. Но и с этой задачей поможет справиться простая фраза: «Лимонрай

Если раз и навсегда запомнить, какие буквы обозначают глухой, а какие звонкий звук, а также если полностью усвоить правило правописания приставок, то при написании слов с приставками, оканчивающимися на «з» и «с» не должно возникнуть вопросов и тем более ошибок.

Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С

Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.

Гол!

Первый важный навык, когда ведется постановка звука С – научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол – это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.

Язычок лег отдохнуть

Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка – это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.

Язык-блинчик

Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго. Важно – губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта – широкий язык.

Чистые зубки

Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту. Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их. Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.

Приставки раз-/рас- и роз-/рос-

Есть ещё одна трудность в написании приставок раз-/рас-. Правило правописания для приставок на «з» и «с» не является единственным. В данных приставках есть ещё одна орфограмма.

Правильное написание гласных в приставках раз-/рас- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу.

Без ударения пишется приставка раз-/рас-, а под ударением пишем роз-/рос-.

Пример: раздать — розданный, разливать — розлив.

Выведем алгоритм правильного написания букв «з» и «с» в приставках.

Подружимся со звуком С!

Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.

Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?

  • Вместо С мы слышим другие звуки.
  • Совсем исчезает звук С из слов.
  • Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.

Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.

Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.

Звонкая З нам по плечу!

З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.

С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.

Словосочетания (77)

  • за время
  • за время работы
  • за вычетом
  • за границей
  • за и против
  • за исключением
  • за короткое время
  • за кулисами
  • за мной не заржавеет
  • за основу
  • за плечами
  • за последнее время
  • за последние несколько лет
  • за пределами
  • за пределы
  • за рубежом
  • за спиной
  • за счет
  • за счет этого
  • за тридевять земель
  • за уши не оттащишь
  • забавы ради
  • забей на это
  • зависит от
  • зависит от обстоятельств, как
  • завышенная самооценка
  • загладить вину
  • задаваться вопросом
  • задний план
  • задний проход
  • задним числом
  • заинтересованное лицо
  • закадычный друг
  • заключается в
  • заключается в том
  • закрой рот
  • закрыть глаза
  • залог успеха
  • замести следы
  • заместо сына держать
  • замкнутый круг
  • замыливание глаз
  • запас знаний
  • заработная плата
  • заслуживающий внимания
  • заслуживающий доверия
  • засучив рукава
  • засыпать вопросами
  • затаив дыхание
  • затворник опальный
  • затруднительное положение
  • звезд с неба не хватает
  • здесь и сейчас
  • здоровый образ жизни
  • здравый смысл
  • зеленые насаждения
  • земельный участок
  • земной шар
  • злачное место
  • злой дух
  • злой рок
  • злой умысел
  • знает себе цену
  • знак зодиака
  • значительная часть
  • значительное количество
  • золотая молодежь
  • золотая середина
  • золотое сердце
  • золотой век
  • золотые руки
  • золотые слова
  • зона комфорта
  • зона ответственности
  • зона отдыха
  • зуб даю
  • зуб на зуб не попадает

На этой странице вы можете найти самые популярные слова, начинающиеся на «з» (в начале слова — З). Список отсортирован по алфавиту. Вы можете добавить свои варианты в комментариях. Если нажать на слово, откроются его синонимы и значения.

Смотрите также: слова, содержащие З.

Открыть 2 страницу слов на з →

  • Поиск занял 0.008 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения (нажмите Ctrl+D).

Ц – веселый звук и друг!

Звук Ц родственный по артикуляции с З и С. И состоит звук Ц из двух звуков – Т и С. Поэтому при его произношении мы и должны научить ребенка правильно воспроизводить оба эти звука в начале.

При произнесении Ц, воздушная волна достаточно сильная. Обычно Ц даётся детям просто, так как он основан на произнесении ранее выученной С. Автоматизировать звук можно при помощи специальных стихов, что вам предложит специалист.

Работа над постановкой звуков у малышей – увлекательный и веселый процесс. Не пытайтесь учить ребенка, лучше играйте с ним, тогда результат будет гораздо более продуктивным.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения свистящих звуков (с, з, ц):

Когда в приставке пишется буква «с»

Для того, чтобы сделать правильный выбор в написании приставок на «з» и «с», обратим внимание на согласный, с которого начинается корень слова. Если это глухой согласный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), то в приставке пишется буква «с».

Например:

  • бесконечный,
  • воспламениться,
  • вспыхнуть,
  • исследователь,
  • нисходить,
  • обесцветить,
  • расшипеться,
  • роспись,
  • чересполосица.

Примечание.

Глухие согласные поможет запомнить фраза «Фока, хочешь поесть щец?».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]