LiveInternetLiveInternet
Суббота, 07 Сентября 2022 г. 14:43 + в цитатник
Цель упражнений на развитие слухового внимания — научить ребенка слушать и слышать. Игра «Говорим шёпотом» Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо — шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 — 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания. Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос». Игра «Слушаем слова» Вы произносите самые разные слова, а ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши. Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например: топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель. Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное. Игра «Угадай, чей звук» Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например: дудочка, деревянные ложки, бубен, бумага. Для начала хватит трёх предметов, и постепенно их можно будет увеличивать. Обсудите с малышом, что разные предметы издают разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук. Игра «Топ-хлоп» Вы произносите разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается. Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы — понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно. Игра «На стол! Под стол! Стучать!» Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое. Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете. Игра «Нос — пол — потолок» Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете. Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении. Игра «Найди пару» Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц. Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц. Для трёхлетних детей будет достаточно 3 — 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать. Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары. Игра «Собираем урожай» Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей — оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки. Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым. Если детей много, то разделите их на команды. Пусть они соревнуются, чья команда быстрее соберёт свой урожай. Чтобы детям было интереснее собирать урожай, им можно выдать корзиночки. Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников. Игра «Лови — не лови» Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить. Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания. Игра «Сделай правильно» Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре. Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх — четырех раз. Игра «Послушай и сделай как я» Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями — малыш простукивает ритм, а вы повторяете. Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 — 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять. Игра «Умеет ходить или нет» Договоритесь с малышом, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» — говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово. В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» — дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» — вариаций игры может быть достаточно много. Игра «Аисты — лягушки» Договоритесь с детьми, что сейчас они будут ходить по кругу и превращаться в аистов или лягушек. Если вы хлопнете в ладоши один раз, дети должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. Если вы хлопнете в ладоши два раза, дети превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если вы хлопнете три раза, дети продолжают ходьбу по кругу. Начинайте игру: сначала приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать. Игра «Зайчики, медведи, галки» Договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» дети будут прыгать как зайчики, по команде «Медведи» — косолапить как медведи, по команде «Галки» — махать руками. Постепенно задания можно усложнять добавляя новых животных: «Раки» — надо пятиться назад. «Лошади» — скакать как на лошадке. Игра «Тихо — громко» В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать. Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» — говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» — громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» — говорите шёпотом. «Ходим на носочках» — говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно. Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос. Игра «Колокольный звон» Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите малышу с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик. Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком. Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети. Игра «Угадай, по какому предмету я стучу» Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук. Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете. Игра «Найди повтор» Договоритесь с ребёнком, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам нельзя повторяться. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили какое-нибудь слово и пусть он вам скажет, какое слово вы повторили. Начинайте игру: «река, слон, мяч, слон» — говорите вы. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши на втором слове «слон». Чем младше ребёнок, тем короче должна быть последовательность слов между повторами. Усложняйте игру, только когда ребёнок хорошо угадывает повторы через одно — два слова. Игра «Заяц и черепаха» Для игры понадобится бубен. Расскажите детям, что заяц бегает быстро, а черепаха ползает медленно. Можно показать картинки зайца и черепахи. Предложите детям поиграть в зайчиков и черепах. Объясните, что когда вы будете быстро стучать в бубен, надо бегать быстро, как зайчики. Когда бубен звучит медленно, надо ходить очень медленно, как черепаха. Начинайте играть в бубен и старайтесь неожиданно менять темп стука. Эту игру можно разнообразить, предлагая детям под разный ритм изображать разных животных. Игра «Что не так?» Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок. Примеры стихотворений: Вьётся из печи дымок, Печётся вкусный в ней САПОГ. (правильно — пирог) Видит хитрая лисица, Где вьёт гнездо перелётная СПИЦА (птица) Собирает Катя красную малинку, В самую большую плетёную КАРТИНКУ. (корзинку) Пчела с цветка нектар попьёт, И приготовит сладкий ЛЁД. (мёд) Просыпайся карапуз — Ку-ка-ре-ку кричит ПАСТУХ. (петух) Пароход плывёт по речке, И пыхтит он словно СВЕЧКА. (печка) С длинным языком, шипя По земле ползёт ШВЕЯ. (змея) Кто щелкает орехи мелко? Ну, конечно это ГРЕЛКА. (белка) Грохоча на всякий случай, Принесла нам дождик КУЧА. (туча) Мы руками ТОПАЕМ, Мы ногами ХЛОПАЕМ.
Серия сообщений «.-развитие слухового внимания»:
Часть 1 — … Н Часть 2 — 20 ИГР, РАЗВИВАЮЩИХ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ распечатать Часть 3 — 20 ИГР, РАЗВИВАЮЩИХ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ
Метки:
игры на развитие внимания игры на развитие слухового внимания 20 игр на слуховое внимание
Процитировано 8 раз Понравилось: 5 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 5
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось5
0
Кратко о развитии внимания у детей
Внимание — это психологический процесс сосредоточения сознания на каком-либо объекте. Благодаря ему человек из общего информационного потока улавливает наиболее нужную и важную для себя информацию.
Развивать этот навык нужно в раннем возрасте, когда ребенок ходит в детский сад. C этой целью используют игры для развития внимания, ведь благодаря этому методу воздействия мозг легче воспринимает и запоминает нужный материал.
Виды внимания
Поскольку внимание имеет избирательную направленность, его делят на следующие виды (в зависимости от уровня волевой регуляции):
- Непроизвольное — не зависящее от усилий воли и возникающее спонтанно как ответная реакция на внешний раздражитель (резкий звук, свет и пр.). Человек моментально реагирует на такой возбудитель, ему не нужно для этого напрягаться.
- Произвольное — концентрация на действии или предмете, которая достигается благодаря волевым усилиям: изучение нового материала, запоминание и т. д.
- Послепроизвольное — увлеченность действием, которая возникает в процессе выполнения задачи.
Дети начинают использовать произвольное внимание после достижения 4-5 лет. Формированию этого навыка предшествует развитие некоторых качеств личности ребенка, в частности психологических. К ним относятся осознанное восприятие окружающей реальности и происходящих в ней событий, умение анализировать опыт прошлого, использовать речевые навыки.
От степени владения речью зависит уровень восприятия. Чем он выше, тем быстрее развивается произвольное внимание. Пока ребенок не начал ходить в школу, у него доминирует непроизвольный вид.
Кроме того, внимание классифицируется по умственной, физической и сенсорной активности:
- Интеллектуальное — нацелено на улучшение протекания умственных процессов (мышления, воображения, запоминания). Благодаря ему человек легко запоминает и воспроизводит информацию, создает в своем воображении четкие образы, абстрактно мыслит. Этот вид внимания наименее изучен, т. к. его трудно отследить и измерить.
- Моторное — нацелено на действия и движения, позволяет контролировать и упорядочивать их, в особенности тогда, когда деятельность требует четкости и точности выполнения операций.
- Сенсорное (работа органов чувств) — формируется при воздействии разных объектов на органы чувств. Отвечает за эмоции, которые возникают при взаимодействии с внешними раздражителями, и делится на зрительное, обонятельное и слуховое. Наиболее изучено зрительное внимание, т. к. оно поддается измерению и сопоставлению.
Какие свойства нужно развивать
Существует 6 свойств человеческого внимания, которые следует развивать, т. к. нарушение хотя бы одного из них может негативно отразиться на жизнедеятельности:
- Объем — влияет на способность концентрироваться одновременно на выполнении нескольких задач, удерживать их в сознании.
- Устойчивость и концентрация — позволяют не отвлекаться на посторонние раздражители во время выполнения какого-либо действия.
- Избирательность — умение сконцентрироваться на одном предмете, доводить начатое дело до конца.
- Распределение внимания — способность сосредотачиваться на выполнении нескольких задач, при этом не упуская из виду ни одну из них. Это самый сложный навык при развитии внимания.
- Переключение — умение быстро и без усилий переключаться с одного предмета на другой, не зацикливаться на одном действии (гибкость мышления).
Если ребенку сложно концентрироваться на одном действии, его внимание постоянно блуждает, он плохо запоминает изученный материал, то следует выбрать упражнения на развитие внимания.
Все они выполняются в игровой форме, чтобы было легко и интересно заниматься.
Игры на переключаемость и избирательность внимания
Такие игры способствуют быстрому переключению внимания и развитию его избирательности.
«Придумай предмет»
Необходимо загадать какой-либо предмет и озвучить его характеристики ребенку. Он может задать 1 или несколько вопросов, чтобы подробнее узнать об этом предмете. Когда он получит достаточно информации, сможет угадать, о чем речь.
«Поиск лишнего»
На картинке изображены различные предметы. Ребенку нужно внимательно рассмотреть каждый из них, а затем выбрать 1 или несколько, которые не входят в ту или иную категорию (животные, цветы, птицы и пр.).
Чтение и подсчет
Взрослый читает небольшое предложение. Во время этого процесса он постукивает ручкой или карандашом по столу. Задача детей — запомнить, о чем говорилось в тексте, и одновременно посчитать количество ударов.
«Морской бой»
Для этой игры нужно расчертить поле или взять лист в клетку. Затем на нем чертят большой квадрат, с одной стороны которого будут стоять цифры, а с другой — буквы. Взрослый одновременно называет цифру и букву, а ребенок ищет в этом поле соответствующую клетку на их пересечении.
Игра в шашки
Эта игра способствует развитию мышления и памяти. В нее можно играть детям, начиная с 5-8 лет, вместе со взрослыми.
Упражнения на концентрацию для детей 6-9 лет
Дети младшего школьного возраста уже могут легко запоминать предметы, абстрактно мыслить, выстраивать логические цепочки и т. д. Однако им необходимы упражнения для дальнейшего развития и совершенствования своих навыков.
«Движение робота»
Нужно на листе бумаги начертить квадрат и разбить его на множество мелких клеток. Затем в один из них поместить фигурку робота (если нет такой игрушки, можно вырезать силуэт из бумаги или же заменить другим предметом).
Ребенок концентрирует свое внимание на положении робота, а взрослый в это время говорит, сколько шагов робот должен сделать влево или вправо, вверх или вниз.
Ребенку необходимо зрительно проследить ходы робота (без использования пальца или других указателей) и затем поставить его в ту клетку, где он окажется в конце.
«Запрещенный цвет»
Согласно правилам, нельзя:
- называть запрещенные цвета, которые устанавливают в начале игры;
- повторять один и тот же цвет дважды.
После этого нужно задать следующие вопросы: «Какого цвета небо?», «Какого цвета трава?», «Какого цвета вишня?» и др. Если называть тот цвет, который попался в задании, нельзя или же он уже произносился 1 раз, то ответы могут быть следующего характера: «голубого, как земля», «желтого, как небо» и пр. Т. е. цвет называют другой, а предмет, указанный после него, соответствует загаданному цвету.
«Запомни все» (подходит для визуальной и слуховой концентрации)
Детям предлагают посмотреть на какой-то предмет и запомнить его. Дотрагиваться до него нельзя. После они должны закрыть глаза и воспроизвести с помощью слов все его характеристики: цвет, запах, температуру, форму и др.
«Какая цифра — запрещенная»
Взрослому нужно посчитать до 31, не называя при этом цифру «3». Вместо нее произносят фразу «не собьюсь». Затем предлагают ребенку проделать то же. Цифру можно выбрать другую.
Таблицы Шульте с цифрами
В таблице Шульте цифры располагаются в хаотическом порядке в разных клетках. Необходимо быстро и в правильной последовательности указать каждую из них. Цифры в этой игре можно заменить буквами.
Легкие анаграммы
Анаграммы — это слова, в которых буквы перепутаны местами. Ребенку необходимо увидеть комбинацию букв и угадать, какое слово скрывается за ними.
Кроме того, ему можно предложить несколько анаграмм, где только одна будет правильной (соответствовать слову). Ее и нужно будет найти.
Игры для увеличения объема внимания (9-10 лет)
Подобные игры помогают задерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени. Кроме того, ребенок сможет вовлекаться даже в тот процесс, который для него не является интересным, с целью довести начатое дело до конца.
Поиск изменений
На столе раскладывают разные предметы в любом порядке, а затем просят ребенка посмотреть и запомнить их. После этого он должен отвернуться и сосчитать до 10. В это время взрослый меняет местами предметы или же убирает некоторые из них (можно и добавлять).
Повернувшись, ребенку необходимо указать на все изменения, которые произошли с этими объектами.
Опрос во время прогулки
Полезно и удобно развивать зрительное внимание во время прогулки. Необходимо учить детей подмечать и запоминать все, что они видят на пути. Для этого рекомендуется давать им специальные задания:
- посчитать, сколько фонарных столбов на улице по дороге от магазина до дома;
- каких машин сегодня встретилось больше — красных или черных;
- сколько детей играло на детской площадке и т. п.
Можно спрашивать (не на улице, а придя домой), что ребенок видел сегодня по дороге к дому.
В таком случае он начнет воспроизводить в своей памяти все моменты, которые ему запомнились на прогулке.
Таблица задач по развитию внимания с подходящими упражнениями
Перечисленные в таблице задания можно использовать, начиная с двух лет. Однако необходимо учитывать уровень их сложности, а также навыки и способности ребенка. Такие игры подойдут и для детей 8-10 лет (и старше).
Возраст ребенка | Возрастные особенности | Цели | Игры |
2-3 года | Ребенку трудно распределить внимание между 2 предметами или действиями. Он активно вслушивается, старается воспринять и запомнить информацию | Развитие речи и произвольного внимания, выработка навыка находить общие черты у нескольких предметов, зарождение чувства причастности | «Самый внимательный»: взрослый перечисляет предметы, которые принадлежат к одной категории (животные, цветы и пр.). Ребенку необходимо назвать только те, которые относятся к этой категории. «Найди тень»: ребенок смотрит на изображения предметов и их теней по отдельности, а затем соединяет совпадающие фрагменты |
3-4 года | Появление способности сосредотачиваться на нужном объекте, развитие свойств памяти (скорости запоминания и воспроизведения, устойчивости к отвлекающим факторам) и пр. | Развитие умения концентрировать внимание и удерживать его. Возникновение навыка планировать свою деятельность и выполнять задуманное | «Лабиринт» — ребенок проводит карандашом линию от одного предмета к другому, изображенному на бумаге, прокладывая таким образом путь. «Поиск отличий» — детям предлагают несколько похожих картинок, на которых нужно найти отличия |
5-6 лет (и старше) | Активное развитие произвольного внимания, тренировка памяти и навыка составления несложных инструкций, а также их выполнение | Формирование способности находить общее и различное у нескольких предметов, составлять алгоритм действий; развитие речи и памяти | «Сравнение двух предметов»: ребенку предлагается 2 объекта, которые нужно сравнить между собой, найти сходства и отличия. Предметы могут быть похожими или разными. «Дорисуй»: детям дают картинки, на которых не хватает деталей (хвоста у котенка, ручки у двери). Им нужно дорисовать недостающий элемент |
6-7 лет | Появление чувства ответственности, возрастание устойчивости внимания, умения контролировать свои эмоции | Совершенствование слухоречевой памяти, способности распределять внимание. Появление тесной взаимосвязи зрительной памяти и внимания, умения концентрироваться на предмете | «Наблюдатель»: ребенок в точности описывает свой путь от дома к детскому саду во всех деталях. «Подсчеты»: детям раздают карточки, на которых изображены крестики и круги. Задача — посчитать, сколько тех и других по отдельности находится на картинке. При этом нельзя использовать ручки, карандаши и пр. Нужно визуально определить количество предметов |
Как только ребенок переходит на более высокий уровень, предыдущие задачи не исключают из списка, а добавляют к новым. Кроме того, те задания, которые он выполнял ранее, усложняют (нужно найти не 2 отличия, а 5-7, и т. п.).
Такие упражнения подойдут и для детей 8-10 лет и старше.